Виды межличностных отношений

Методические рекомендации для студентов всех специальностей

 

 

Могилев 2017

УДК 316.77

ББК 88.53

  П 86

Рекомендовано к опубликованию

учебно-методическим управлением

ГУ ВПО «Белорусско-Российский университет»

 

 

Одобрено кафедрой «Гуманитарные дисциплины» «26» апреля 2017 г., протокол № 4

 

Составитель канд. пед. наук, доцент О. П. Мариненко

 

Рецензент канд. пед. наук, доцент Е. И. Снопкова

 

 

В методических указаниях рассматриваются особенности межличностных отношений, их виды, структура, значение восприятия и личностных особенностей в общении, особенности отношений в малых группах, семье и деловом общении, межличностные конфликты и трудности общения.

 

Учебное издание

 

ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

Ответственный за выпуск       Н. Н. Алексейчикова

Технический редактор       О. П. Мариненко 

 

Компьютерная вёрстка      О. П. Мариненко

 

   Подписано в печать          . Формат 60х84/16. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс. Печать трафаретная. Усл.-печ. л.     . Уч.-изд. л.     . Тираж 50 экз. Заказ №

 

Издатель и полиграфическое исполнение:

Государственное учреждение высшего профессионального образования

«Белорусско-Российский университет»

ЛИ № 02330/0548519 от 16.06.2009.

Пр. Мира, 43, 212000, Могилев.

 

                                               

© ГУ ВПО «Белорусско-Российский

                                                               университет», 2017       

Межличностные отношения как психологический феномен

Общее представление о межличностных отношениях

Категория «отношение»  является базовой категорией в психологии, в общем виде оно может быть определено как эмоционально-окрашенная связь человека с внешним миром. В процессе взаимодействия людей возникают отношения, которые рассматриваются как субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия двух или нескольких субъектов. Основными видами отношений являются общественные и межличностные, которые тесно взаимосвязаны.

Общественные отношения строятся на основе определенного положения, занимаемого каждым в системе общества, их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, а, скорее, во взаимодействии конкретных социальных ролей (продавец – покупатель, преподаватель – студент). Существует целая система различных видов общественных отношений: экономических, социальных, политических, идеологических. Специфика их заключается в том, что в них люди относятся друг к другу как представители определенных общественных групп (классов, профессий, групп, сложившихся в сфере политической жизни).

Вместе с тем, внутри системы безличных общественных отношений стоятся межличностные отношения, которые рассматриваются как субъективно переживаемые взаимосвязи и взаимовлияния людей.

Oсобенности межличностных отношений:

- являются формой реализации общественных отношений;

- всегда персонифицированы в своих субъектной отнесенности и проявлениях;

- формируются и проявляются, как правило, в условиях непосредственного коммуникативного контакта;

- подвержены более быстрым изменениям как следствие и продукт ситуативного реагирования человека на результат общения с конкретным человеком;

- строятся на основе симпатий и антипатий конкретных людей;

- имеют эмоциональную окраску.

Структура межличностных отношений включает три элемента: когнитивный (информационный), эмоциональный и поведенческий (регулятивный). Когнитивный компонент предполагает осознание того, что представляет собой субъект нашего отношения и наши межличностные отношения. Когнитивный компонент включает все психические процессы, связанные с познанием окружения и самого себя, которые накладывают отпечаток на возможности восприятия другого человека, себя в отношениях и самих отношений.

Эмоциональный компонент находит свое выражение в различных эмоциональных переживаниях людей относительно взаимосвязей между ними, включая то, что связано с эмоциональными состояниями (конфликтность, удовлетворенность собой, партнером и пр.) Эмоциональный компонент, как правило, является ведущим.

Поведенческий компонент включает результаты деятельности и поступки, позволяет регулировать поведение в связи с отношениями. В случае, если один из партнеров нравится другому, поведение будет доброжелательным, направленным на оказание помощи и продуктивное сотрудничество. Если же объект не симпатичен, то интерактивная сторона общения будет затруднена.

Виды межличностных отношений

Существуют различные классификации видов межличностных отношений.

1 Если в основу классификации положены чувства к субъекту отношений, можно выделить позитивные (положительные), негативные (отрицательные), амбивалентные (двойственные), нейтральные взаимоотношения. Позитивные отношения классифицируются в зависимости от глубины вовлеченности в отношения, степени избирательности при выборе партнера, функции, т. е. круга задач, которые решаются в межличностных отношениях. Среди позитивных отношений выделяют четыре вида отношений: товарищеские, дружеские, любовные, супружеские отношения. Товарищеские(приятельские) отношения – малоустойчивые, неглубокие, доброжелательные отношения,возникающие в официальной организации, имеющие деловую направленность. Дружеские отношения – устойчивые, индивидуально-избирательные отношения, характеризующиеся взаимной привязанностью участников; строятся на взаимном доверии, активной взаимопомощи, искренности чувств. Любовные отношения – наиболее сложный тип отношений, выражающийся в высокой степени эмоционального положительного отношения к партнеру, который выделяется среди других и помещается в центр жизненных интересов. Супружеские отношения – равноправные доверительные отношения, включающие все многообразие взаимодействий.

Негативные отношения характеризуются отсутствием доверия, избеганием контактов, нарушением планов, препятствованием в деятельности. Примером негативных отношений является вражда. В основе амбивалентных отношений лежат противоречивые чувства, которые варьируются от симпатий, привязанности до неприятия. Нейтральные основаны на отсутствии глубоких чувств (это, например, отношения знакомства, не обязывающие к устойчивому сохранению связей).

2 По целям межличностные отношения делятся на официальные и неофициальные. Официальными (деловыми) называют отношения, возникающие между людьми на должностной основе. Они фиксируются законом, регулируются положениями, утвержденными официально, соответствующими правилами и нормами. В отличие от них неофициальные (личные) отношения складываются на базе личных, или частных, симпатий и антипатий. Для них не существует соответствующей юридической основы, общепринятых законов, твердо установленных норм.

3 По направленности выделяют вертикальные отношения, охватывающие различные иерархические уровни (директор завода – начальник цеха), и горизонтальные, возникающие  между лицами, имеющими одинаковый статус (внутри студенческой группы).

4 По эмоциональности можно выделить рациональные межличностные отношения,  на первый план в которых выступают знания людей друг о друге и объективные оценки, которые им дают окружающие, и эмоциональные, основанные на субъективных оценках, личном, индивидуальном восприятии человека человеком.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: