Логическая структура темы: «Патология красной крови. Анемии. Эритроцитозы»

Кафедра патофизиологии

 

 

Патологическая физиология

Часть II

 

Учебное пособие к практическим занятиям студентам по специальности 060103 «педиатрия», 060101 «лечебное дело»

 

 

Хабаровск 2014


Г.Н. Дубинина

И.Г. Яковенко

Е.Ю.Самарина

 

Патологическая физиология. Часть II.

 

 

Издательство

ГБОУ ВПО ДВГМУ Минздрава

2014


УДК 616-092(076.5)

ББК 52.5я73

П 206

Составитель: доцент, к.м.н. Г.Н.Дубинина, доцент к.м.н. И.Г.Яковенко, ст. преподаватель Е.Ю.Самарина

 

Рецензенты: зав. нормальной физиологиид.м.н. Е.Н.Сазонова, зав. кафедрой микробиологии, иммунологии, вирусологии доцент, к.м.н. И.П.Кольцов, методист отдела тестирования М.Д.Вебовская

 

 

Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по патологической физиологии: / Учебно-методическое пособие для проведения практических занятий по дисциплине «Патологическая физиология, клиническая патофизиология». – Хабаровск: ДВГМУ, 2014. - 134с.

 

        Учебно-методическое пособие для студентов по специальности «педиатрия», «лечебное дело» предназначено для проведения практических занятий по учебной дисциплине «Патологическая физиология, клиническая патофизиология» составлена на основе ФГОС, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации «8» ноября 2010г. № 1122.

 

 

В методическом пособии изложены вопросы общей нозологии, типовых патологических процессов и нарушение обмена веществ. Предназначается для студентов педиатрического и лечебного факультетов.

 

Утверждено ЦМС

ДВГМУ в качестве учебно-методического пособия для студентов по специальности «педиатрия» и «лечебное дело».

РАЗДЕЛ IV

Патологическая физиология функциональных систем

 

Тема №1 Патофизиология красной крови. Анемии. Эритроцитозы»

Мотивационная характеристика темы

Изменения со стороны клеток эритроидного ряда могут возникнуть при нарушении дифференцировки и созревания эритроцитов, снижения содержания гемоглобина, повышении разрушения эритроцитов в органах кроветворения и крови, а также при кровопотере. При этом нарушается транспорт кислорода и углекислого газа вследствие уменьшения концентрации и синтеза гемоглобина, и развивается гипоксия. Изучение патогенеза анемий, эритроцитозов в основе которых лежит гипоксия, важно для назначения патогенетической терапии анемий и эритроцитозов.

2. Цели:

2.1.Изучить причины развития эритроцитозов и анемий. Проанализировать классификацию анемий, их этиологию, патогенез, клинические проявления.

2.2.Знать причины развития гемолитической, железо-, В12-дефицитных анемий у новорожденных и детей раннего возраста.

2.3.Изучить патогенез и механизмы развития компенсаторных реакций при кровопотере. Основные принципы фармакокоррекции анемий.

 

Вопросы для самостоятельной внеаудиторной подготовки студентов

Вопросы, изученные ранее

    Для усвоения данной темы необходимо знание о нормальном эритропоэзе, морфологической характеристике клеток эритроцитарного ряда, нормальных показателях содержания эритроцитов, ретикулоцитов и гемоглобина в крови, цветовом показателе.

    Материал изучается в соответствующих разделах гистологии, биологической химии, нормальной физиологии.

 

    4. В результате изучения этого раздела студенты должны освоить следующие компетенции ПК-3,ПК-6, ПК-15, ПК-16:

Знать: Уметь:  
1.Виды эритроцитозов. Причины развития эритроцитозов. 1.Уметь подвергать анализу причины и механизмы развития эритроцитозов.  
2.Механизмы развития наследственных эритроцитозов. 2.Уметь подвергать анализу причины и механизмы развития анемий.  
3.Анемия. Определение.  Основные принципы классификаций анемий (по патогенезу, цветовому показателю, типу кроветворения, степени тяжести, способности костного мозга к регенерации, размеру эритроцитов).

3. Определять в мазках крови патологические формы эритроцитов.

4. Этиологию анемий, клини-ческие проявления и механизмы их развития.
5. Постгеморрагические анемии. Виды. Причины и механизмы развития острой постгеморрагической анемии по стадиям и хронической постгеморрагической анемии.  
6. Дизэритропоэтические анемии (железо-, В12- фолиеводефи-цитных, гипо-, апластических). Этиология, патогенез. Картина мазка периферической крови.  
7. Гемолитические анемии. Виды, причины, механизмы развития, клинические. Картина мазка периферической крови.  
8. Патологические изменения со стороны эритроцитов (количественные и качественные)    

Логическая структура темы: «Патология красной крови. Анемии. Эритроцитозы»

 

 

 


5. Контрольные вопросы и задания для определения исходного уровня знаний:

5.1.Повторите вопросы из пройденного материала.

5.2.Используя литературу, проанализируйте все учебные элементы графа логической структуры темы.

5.3.Выполните письменно работу по ориентировочной карте.

 

№ п/п Задание Указания к заданию
1. Перечислить механизмы компенсации при острой постгеморрагической анемии. Составить схему: «Механизмы срочных компенсаторных реакций, развивающихся при острой постгеморрагической анемии в стадию сосудисто – рефлектроную и гидремическую».
2. Признаки физиологической регенерации эритроцитов. Зарисовать в тетрадь цветными карандашами клетки физиологической регенерации эритроцитов.
3. Причины железодефицитной анемии Указать этиологические факторы железодефицитной анемии.
4. Охарактеризовать клетки типичные для В12- фолиеводефицитных анемий.   Эритроциты _____ /л Гемоглобин _____ г/л Ретикулоциты____ % Цветовой показатель ____ Мазок крови ________ (признаки патологической регенерации и дегенерации)  
5. Причины эритроцитозов. Указать этиологию вторичных относительных эритроцитозов.

6. План практического занятия

6.1. Тестовый входной контроль – 5 минут

6.2. Опрос с разбором возникших вопросов при подготовке к занятию                                       - 45 минут

6.3. Ориентировочная основа действия (ООД) – 60 минут

6.4. Выполнение заданий для контроля результатов усвоения учебного материала– 10минут

6.5. Проверка и подписание протоколов – 15 минут



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: