Кафедра патофизиологии
Патологическая физиология
Часть II
Учебное пособие к практическим занятиям студентам по специальности 060103 «педиатрия», 060101 «лечебное дело»
Хабаровск 2014
Г.Н. Дубинина
И.Г. Яковенко
Е.Ю.Самарина
Патологическая физиология. Часть II.
Издательство
ГБОУ ВПО ДВГМУ Минздрава
2014
УДК 616-092(076.5)
ББК 52.5я73
П 206
Составитель: доцент, к.м.н. Г.Н.Дубинина, доцент к.м.н. И.Г.Яковенко, ст. преподаватель Е.Ю.Самарина
Рецензенты: зав. нормальной физиологиид.м.н. Е.Н.Сазонова, зав. кафедрой микробиологии, иммунологии, вирусологии доцент, к.м.н. И.П.Кольцов, методист отдела тестирования М.Д.Вебовская
Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по патологической физиологии: / Учебно-методическое пособие для проведения практических занятий по дисциплине «Патологическая физиология, клиническая патофизиология». – Хабаровск: ДВГМУ, 2014. - 134с.
Учебно-методическое пособие для студентов по специальности «педиатрия», «лечебное дело» предназначено для проведения практических занятий по учебной дисциплине «Патологическая физиология, клиническая патофизиология» составлена на основе ФГОС, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации «8» ноября 2010г. № 1122.
|
|
В методическом пособии изложены вопросы общей нозологии, типовых патологических процессов и нарушение обмена веществ. Предназначается для студентов педиатрического и лечебного факультетов.
Утверждено ЦМС
ДВГМУ в качестве учебно-методического пособия для студентов по специальности «педиатрия» и «лечебное дело».
РАЗДЕЛ IV
Патологическая физиология функциональных систем
Тема №1 Патофизиология красной крови. Анемии. Эритроцитозы»
Мотивационная характеристика темы
Изменения со стороны клеток эритроидного ряда могут возникнуть при нарушении дифференцировки и созревания эритроцитов, снижения содержания гемоглобина, повышении разрушения эритроцитов в органах кроветворения и крови, а также при кровопотере. При этом нарушается транспорт кислорода и углекислого газа вследствие уменьшения концентрации и синтеза гемоглобина, и развивается гипоксия. Изучение патогенеза анемий, эритроцитозов в основе которых лежит гипоксия, важно для назначения патогенетической терапии анемий и эритроцитозов.
2. Цели:
2.1.Изучить причины развития эритроцитозов и анемий. Проанализировать классификацию анемий, их этиологию, патогенез, клинические проявления.
2.2.Знать причины развития гемолитической, железо-, В12-дефицитных анемий у новорожденных и детей раннего возраста.
|
|
2.3.Изучить патогенез и механизмы развития компенсаторных реакций при кровопотере. Основные принципы фармакокоррекции анемий.
Вопросы для самостоятельной внеаудиторной подготовки студентов
Вопросы, изученные ранее
Для усвоения данной темы необходимо знание о нормальном эритропоэзе, морфологической характеристике клеток эритроцитарного ряда, нормальных показателях содержания эритроцитов, ретикулоцитов и гемоглобина в крови, цветовом показателе.
Материал изучается в соответствующих разделах гистологии, биологической химии, нормальной физиологии.
4. В результате изучения этого раздела студенты должны освоить следующие компетенции ПК-3,ПК-6, ПК-15, ПК-16:
Знать: | Уметь: |
1.Виды эритроцитозов. Причины развития эритроцитозов. | 1.Уметь подвергать анализу причины и механизмы развития эритроцитозов. |
2.Механизмы развития наследственных эритроцитозов. | 2.Уметь подвергать анализу причины и механизмы развития анемий. |
3.Анемия. Определение. Основные принципы классификаций анемий (по патогенезу, цветовому показателю, типу кроветворения, степени тяжести, способности костного мозга к регенерации, размеру эритроцитов). | 3. Определять в мазках крови патологические формы эритроцитов. |
4. Этиологию анемий, клини-ческие проявления и механизмы их развития. | |
5. Постгеморрагические анемии. Виды. Причины и механизмы развития острой постгеморрагической анемии по стадиям и хронической постгеморрагической анемии. | |
6. Дизэритропоэтические анемии (железо-, В12- фолиеводефи-цитных, гипо-, апластических). Этиология, патогенез. Картина мазка периферической крови. | |
7. Гемолитические анемии. Виды, причины, механизмы развития, клинические. Картина мазка периферической крови. | |
8. Патологические изменения со стороны эритроцитов (количественные и качественные) |
Логическая структура темы: «Патология красной крови. Анемии. Эритроцитозы»
5. Контрольные вопросы и задания для определения исходного уровня знаний:
5.1.Повторите вопросы из пройденного материала.
5.2.Используя литературу, проанализируйте все учебные элементы графа логической структуры темы.
5.3.Выполните письменно работу по ориентировочной карте.
№ п/п | Задание | Указания к заданию |
1. | Перечислить механизмы компенсации при острой постгеморрагической анемии. | Составить схему: «Механизмы срочных компенсаторных реакций, развивающихся при острой постгеморрагической анемии в стадию сосудисто – рефлектроную и гидремическую». |
2. | Признаки физиологической регенерации эритроцитов. | Зарисовать в тетрадь цветными карандашами клетки физиологической регенерации эритроцитов. |
3. | Причины железодефицитной анемии | Указать этиологические факторы железодефицитной анемии. |
4. | Охарактеризовать клетки типичные для В12- фолиеводефицитных анемий. | Эритроциты _____ /л Гемоглобин _____ г/л Ретикулоциты____ % Цветовой показатель ____ Мазок крови ________ (признаки патологической регенерации и дегенерации) |
5. | Причины эритроцитозов. | Указать этиологию вторичных относительных эритроцитозов. |
6. План практического занятия
6.1. Тестовый входной контроль – 5 минут
6.2. Опрос с разбором возникших вопросов при подготовке к занятию - 45 минут
6.3. Ориентировочная основа действия (ООД) – 60 минут
6.4. Выполнение заданий для контроля результатов усвоения учебного материала– 10минут
6.5. Проверка и подписание протоколов – 15 минут