План практического занятия

6. План практического занятия

6.1. Тестовый входной контроль – 5 минут

6.2. Опрос с разбором возникших вопросов при подготовке к занятию                                       - 45 минут

6.3. Ориентировочная основа действия (ООД) – 60 минут

6.4. Выполнение заданий для контроля результатов усвоения учебного материала– 10минут

6.5. Проверка и подписание протоколов – 15 минут

Ориентировочная основа действия (ООД)    

    Задание: Проанализируйте лейкоцитарную формулу в норме и патологии

Таблица 1

Заболевание

Общее количество лейкоцитов

Базофилы

Эозинофилы

Нейтрофилы

Лимфоциты

Моноциты

Миелоциты Метамие-лоциты Палочкоя-дерные Сегменто-ядерные

Лейкоцитарная формула (%)

Норма 100 5,0´109 0-1 1-5   0 0 1-6 47-72 19-37 2-9
Пневмония 11,2´109 0 2 0 5 10 70 10 3
Брюшной тиф 3,8´109 0 0 0 0 20   25   50   5  
Глистная инвазия 10´109 2 12 0 0 3 50 27 6
Дифтерия 1,4´109 0 0 0 0 0 10 81 9

 

Задание для контроля результатов усвоения

Выполнить тестовые задания

1. Причина лимфоцитоза:

1.вирусный гепатит

2.инфаркт миокарда

3.инсульт

4.альвеококкоз печени

5.поллиноз

2. Нейтрофильно-анэозинофильнвй лейкоцитоз характерен для:

1. острой гнойной инфекции на фоне ОАС

2. эхинококкоза лёгких

3. гнойной инфекции на аллергическом фоне

4. вирусной инфекции

5. хронического миелоцитарного лейкоза

3. Правильное утверждение:

1.нейтрофилы – микрофаги

2.эозинофилы - хелперы

3.базофилы - киллеры

4.лимфоциты – ретикулоциты

5.моноциты - супрессоры

4. Нейтрофильно-эозинофильный лейкоцитоз характерен для:

1. гнойной инфекции на аллергическом фоне

2. острого лейкоза

3. агранулоцитоза

4. вирусной инфекции

5. гнойной инфекции

5. Механизм развития лейкоцитоза:

1.перераспределение лейкоцитов в сосудистом русле

2.понижение активности гуморальных стимуляторов лейкопоэза

3.увеличение продукции эритропоэтина

4.усиление разрушения лейкоцитов

5.потеря лейкоцитов

6. Возможная причина физиологического лейкоцитоза:

1.эмоции

2.инфекция

3.интоксикация

4.действие химических веществ

5.действие ионизирующей радиации

7. Возможная причина лейкоцитоза в условиях патологии:

1.приём обильной жирной пищи

2.тяжёлая физическая работа

3.беременность

4.эмоции

5.инфекция

8. Признак моноцитов:

1.микрофаги

2.предшественники антителпродуцентов

3.киллеры

4.адъюванты

5.макрофаги

9. Заболевание, сопровождающееся развитием моноцитоза:

1.аскаридоз

2.инфекционный мононуклеоз

3.инфаркт миокарда

4.альвеококкоз печени

5.ишемический инсульт

10. Причина эозинофильного лейкоцитоза:

1.распад опухоли

2.инфаркт миокарда

3.инсульт

4.глистная инвазия

5.туберкулёз

Эталоны ответов

№ вопроса Ответ
1 1
2 1
3 1
4 1
5 1
6 1
7 5
8 5
9 2
10 4

 

Выполнить ситуационные задачи и письменно сделать выводы.

Задача 1 Больная К., 35 лет, находится в клинике по поводу абсцесса легкого.

Анализ крови:

Гемоглобин - 120 г/л

Эритроциты - 3,9 х 1012 / л

Лейкоциты - 25 х 109 / л

Тромбоциты - 230 х 109/ л 

СОЭ - 20 мм/ч

Лейкоцитарная формула (%)

Б

Э

Нейтрофилы

Л

М

МЛ Ю П/Я С/Я
0 3 0 4 16 58 15 4

В мазке: нейтрофилы с токсигенной зернистостью в цитоплазме

Дайте заключение данной патологии. Проведите анализ гемограммы больного. Какие изменения имеют место у больного со стороны красной и белой крови?

Каковы причины и механизмы изменений в крови?

Задача 2 Больной С., 38 лет, доставлен в стационар в тяжелом септическом состоянии, которое развилось после удаления зуба.

Анализ крови:

Гемоглобин                 129 г/л

Эритроциты                4,1 х 1012/ л

Ретикулоциты              0,9 %

Лейкоциты                   36 х 109 / л

Тромбоциты                280 х 109/ л

СОЭ                               25 мм/ч

Лейкоцитарная формула (%)

Б

Э

Нейтрофилы

Л

М

МЛ Ю П/Я С/Я
0,5 2,5 3 8 9 52 20 5

В мазке: токсигенная зернистость в цитоплазме нейтрофилов (+ + +)

Дайте заключение данной патологии. Проведите анализ гемограммы больного. Какие изменения имеют место у больного со стороны красной и белой крови?

Каковы причины и механизмы изменений в крови?

 

Задача 3 Больной Р., 6 лет, жалуется на общую слабость, понижение аппетита, похудание, неопределенные тупые боли в животе, неустойчивый стул, сыпь в области бедер, сопровождающуюся зудом.

Анализ крови:

Гемоглобин           128 г/л

Эритроциты         4,4 х 1012

Лейкоциты           13,6 х 109

Тромбоциты         210 х 109/ л

СОЭ                      15 мм/ч

Лейкоцитарная формула (%)

Б

Э

Нейтрофилы

Л

М

МЛ Ю П/Я С/Я
1 18 0 0 4 46 23 8

Дайте заключение данной патологии. Проведите анализ гемограммы больного. Какие изменения имеют место у больного со стороны красной и белой крови?

Каковы причины и механизмы изменений в крови?

 

Задача 4 У девочки Р., 1,5 года, повысилась температура до 400С. На 3-ий день заболевания появилась сыпь на коже. Диагноз участкового педиатра – корь.

Анализ крови:

Гемоглобин                    120 г/л

Эритроциты                   4,36 х 1012 / л

Лейкоциты                     4,2 х 109 / л

Тромбоциты                   270 х 109 / л 

Лейкоцитарная формула (%)

Б

Э

Нейтрофилы

Л

М

МЛ Ю П/Я С/Я
0 1 0 0 3 34 53 9

Дайте заключение данной патологии. Проведите анализ гемограммы больного. Какие изменения имеют место у больного со стороны красной и белой крови?

Причины и механизмы этих изменений в крови?

 

Тема №3 «Патофизиология белой крови. Лейкоз»

Мотивационная характеристика темы

         Лейкоз – опухоль, возникающая из клеток крови, при которой первичный очаг локализуется в костном мозге. Этиология и патогенез лейкоза и злокачественных новообразований имеет много общего.

    Увеличение частоты заболеваемости лейкозом, недостаточное знание его причины возникновения и механизмов развития, многообразие гематологических и клинических проявлений этого заболевания определяет важность его изучения.

2. Цели:

    2.1. Знать причины и механизмы развития лейкозов.

    2.2. Уметь дифференцировать, на основании лейкограмм больных лейкозом острые лейкозы от хронических.

 

Вопросы для самостоятельной внеаудиторной подготовки студентов

Вопросы, изученные ранее

    Для усвоения данной темы необходимо знать об этапах клеточного деления – цикл клеточного деления, механизмах регуляции пролиферативных процессов в тканях. Материал изучается в соответствующих разделах гистологии.

    Материал изучается в соответствующих разделах гистологии.

 

4. В результате изучения этого раздела студенты должны освоить следующие компетенции ПК-3,ПК-6, ПК-15, ПК-16:

Знать: Уметь:
1. Лейкоз. Определение. Принципы классификации.

1.Уметь подвергать анализу лейкоцитарную формулу при различных видах лейкозов.

2. Причины развития лейкозов. Роль вирусов, ионизирующего облучения и наследственности в их происхождении.
3. Механизмы развития лейкозов. Характеристика опухолевой прогрессии при лейкозах.
4. Характеристика изменений показателей крови при острых и хронических лейкозах.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: