Необходимые начальные знания, умения, навыки

Образовательный проект «Деревья нашего участка»

Краткое содержание проекта

Экологический проект «Деревья нашего участка» предназначен для занятий с детьми подготовительной к школе группе.

В содержании проекта представлена деятельность по изучению жизни деревьев во взаимосвязи с его экосистемой.

Экологический проект «Деревья нашего участка» развивает интерес к представителям растительного мира: деревьям; усвоению детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами; гармонично формируют разные виды отношений детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного).

В различных видах детской деятельности (изобразительной, игровой, умственной, художественно-продуктивной) отражаются знания, полученные опытным путем, развивается воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать.

В ходе реализации проекта большое внимание уделяется развитию исследовательской деятельности дошкольников, реализации регионального компонента, формированию экологически грамотного и безопасного для природы и здоровья человека поведения.

Реализация проекта способствует развитию кругозора детей, воспитанию любви, уважения к природе, умению обобщать собственный опыт исследовательской работы в творческой деятельности, бережного отношения к деревьям растущих не только на территории детского сада, но и за его пределами, изучению взаимодействие дерева с окружающим миром, выявлению пользы и вреда флоры и фауны экосистемы, исследованию функциональных особенностей систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года.

Данный проект позволяет организовать совместную деятельность воспитателя, детей и их родителей через достижение единой цели.

Актуальность

Идея создания проекта «Деревья нашего участка» возникла не случайно, а в результате ежедневного общения с природой, её объектами, которые расположены на групповом участке. Услышав однажды, рассуждения воспитанников о том, что «хорошо спасают нас наши деревья в летний зной». С тревогой в голосе дети говорили о том, что было бы, если бы не было деревьев на нашем участке. Было принято решение заняться проектно – исследовательской деятельностью с детьми, понимая, что именно так можно воспитывать экологическое сознание.

Период дошкольного детства – благодатная почва для формирования основ нравственного поведения, культурных эталонов в обществе, любви к родине.

Сегодня ребенок с любовью относится к деревьям, которые он видит ежедневно, а завтра эту любовь он перенесет на всю природу в целом.

Творческая работа объединила всех: дошкольников, родителей, педагогов.

Идея проекта: помочь ребенку сформировать основы активной жизненной позиции; осознать экологическую ценность дерева – как часть природы в ее единстве с человеком; воспитывать умение сопереживать всему живому, что в дальнейшем трансформируется в сочувствие.

Цель и задачи проекта

Цель: создание условий для развития кругозора и познавательно – исследовательской деятельности дошкольников в природе на примере дерева Тополь, произрастающего на групповом участке.

Задачи:

Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир; искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предложения, эстетические суждения;

Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы;

Формировать у дошкольников элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязях в природе.

Изучать взаимодействия дерева с окружающим миром, выявление пользы и вреда флоры и фауны экосистемы в ходе наблюдений и бесед. Исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времени года.

Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за растениями участка детского сада;

Воспитывать основы экологического сознания, гуманно – ценностного отношения к природе через понимание ценности природы;

Развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать. Отражать знания, полученные опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой). Изучать влияния деятельности человека на жизнь дерева.

Разработать ряд дидактических пособий для обогащения представлений детей о природе родного края.

Тип проекта

По доминирующей деятельности – познавательный

По времени проведения – долгосрочный (1 год)

По характеру контактов – в рамках ДОУ

Участники проекта – дети подготовительной группы, педагоги, родители

Формы и методы работы

С детьми – познавательно – игровые ситуации, целевые прогулки, наблюдения, беседы, опытно – экспериментальная деятельность, ознакомление с художественной и научно – познавательной литературой;

С родителями – создание Экологического лицея с целью вовлечения их в образовательный процесс дошкольного учреждения и популяризации семейного опыта по развитию кругозора у дошкольников, проведение открытых показов и совместных мероприятий (выставки, трудовые десанты и т.д.)

Принципы реализации проекта

При выстраивании проектной деятельности использовались принципы:

Принцип гуманизма – предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к природе, к малой Родине;

Принцип дифференциации – заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе проектно – исследовательской деятельности с учетом возраста, накопленного им опыта эмоциональной и познавательной сферы;

Объект исследований.

В качестве объекта исследований нами было выделено дерево, что обусловлено рядом причин:

Деревья окружают нас постоянно, однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Часто воспринимают их, как неживые объекты.

Дерево – прекрасный объект для наблюдений. На примере лиственных деревьев могут быть наглядно рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой.

С деревом ребенку проще общаться «на равных», чем с травянистыми растениями. Дерево легче представить своим другом.

Гипотеза: Воспитанники группы, узнав, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, будут бережнее к ним относиться.

Формы работы: Непосредственно-образовательная, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность детей и родителей. Персональные и совместные выставки детского творчества; фотовыставки, конкурсы, выставки поделок.

Методы: наблюдение за деятельностью ребенка, беседы с ним и его беседы с взрослыми, самостоятельная деятельность и совместная деятельность ребенок – родитель /педагог/.

Технология внедрения проекта: проект проходит в 3 этапа – выявление проблемы и планирование деятельности; практическая деятельность по решению планируемого; заключение /презентация/ проекта.

С детьми: Систематизируем знакомую информацию, планируем совместную деятельность, распределяем задания для решения проблемы. Совместно с родителями изготавливаем альбом «Мое любимое дерево». Учим песни, стихи о деревьях, организуем выставки рисунков и поделок по теме. Участвуем в посадке и наблюдении за деревьями на территории детского сада. Изготавливаем экологическую книжку-самоделку, сказки –«Что снится дереву зимой». Изготовление альбомов: «Деревья нашего участка»,  «Деревья нашего города», «Деревья нашего края», «Деревья нашей страны». Участвуем в презентации «Наши деревья», КВН «Знатоки деревьев».

С родителями: Вводим в ситуацию, определяем проблему, задачи, родители помогают спланировать и организуют деятельность дети-родители, оказывают практическую помощь в посадке деревьев, ведении дневника., контролируют процесс работы детей по этапам, помогают в изготовлении книжек – самоделок, сборе листьев, изготовлении гербария, приходят на помощь в случае затруднения при изготовлении фото-видио презентаций, выпуск плаката в защиту деревьев, участие в КВНе - «Знатоки деревьев», сочинение сказок, загадок, рассказов о дереве, организуют «Праздник - дерева».

Для педагогов информация: «Совместная деятельность мама, папа – я» - творческая мастерская «Дерево - моего детства», фото – видео презентации: экологического проекта: «Царство деревьев», презентации циклов непосредственно- образовательной деятельности, дидактических игр, изготовленных с детьми в процессе реализации проекта.

Ожидаемые результаты

Создание на групповом участке экологически благоприятной среды для наблюдений и опытно – экспериментальной деятельности по проекту

Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей и воспитанников о росте и развитии дерева – тополя, а также повышение уровня их экологического сознания

Изменение процентного соотношения в таблице параметров о представлениях детей 6-7 лет об экологической культуре человека

После завершения проекта дошкольники приобретут следующие умения:

умение работать в команде, выслушивать разные мнения;

с помощью взрослых находить, оценивать и представлять информацию;

проявлять интерес к исследовательской деятельности.

получает первоначальные навыки планирования этапов выполнения исследовательских и творческих работ;

с помощью взрослых научатся устанавливать причинно- следственные связи между предметами и явлениями;

умение наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе делать выводы

узнают много новых названий деревьев;

научатся отличать деревья;

узнают о строении деревьев;

узнают о деревьях из художественной литературы;

дети изготовят поделку из природного материала;

нарисуют рисунок любимого дерева.

Интегрируемые образовательные области: Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Необходимые начальные знания, умения, навыки

На старте проекта дошкольникам необходимо:

иметь некоторые представления: о деревьях, строении дерева, возможности использования художественной литературы для знакомства с деревом.

уметь сравнивать, находить общее, составлять группы предметов по заданным признакам

знать правила работы в группе


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: