Виды деятельности | Совместная деятельность педагога и детей | Работа с родителями | ||
Игровая | Настольно – печатные игры: Дидактические игры: «Найди дерево по описанию»; «Какое наше дерево»; «Угадай растение»; «Сравни»; «Что лишнее?»; «Назови плод»; «Определи дерево по листочку»; «Скажи по другому»; «Хорошо – плохо»; «Из семени в дерево» и др. Сюжетно – ролевая игра «Экскурсия в лес», «Путешествие в волшебный лес в поисках волшебного дерева». Настольно – печатные игры: «Как зовут тебя, деревце?»; «Что растет в лесу?»; «Четвертый лишний»; «Отвечай быстро» и др. Словесные игры: «Найди дерево по описанию», «Что будет, если…», «Дерево – это...». | Подбор иллюстраций, открыток, фотографий, вырезок из газет и журналов о растительном мире Томской области.
Посещение с ребенком городской библиотеки для накопления информации о деревьях родного края.
Подбор пословиц, поговорок о деревьях.
Консультация по теме: «Роль семьи в экологическом воспитании ребенка»
Консультация: «Играя, познаем природу»
Семинар – практикум: «Значение экологических игр для развития познавательных способностей»
Рекомендации «Правила поведения в природе»
Изготовление книжек – малышек по теме «Мое любимое дерево»
Оформление коллажа «Такие разные деревья»
Оформление альбома с рисунками и рассказами детей «Наши деревья»
Изготовление макета: «Деревья родного края»
Выпуск листовок: «Берегите лес»
| ||
Двигательная | Подвижные игры: «Найди такой же лист»; Найди такое же дерево»; «Кто быстрее найдет осинку, березку и т.д.»; «Куда скажу, туда беги»; | |||
Познавательно - исследовательская | Исследования и эксперименты: Знакомимся с деревьями: «Для чего деревьям корни, ствол, кора, листья»; «Какой высоты (ширины) дерево»; «Есть ли у дерева соседи, друзья, знакомые»; «Есть ли у дерева детки»; «Есть ли у дерева семья?» и др. Изучаем листья и крону: «Сколько на дереве листьев?»; «Исследуй листья»; «Тень дерева и ее движение»; «Исследование почек» и др. Изучаем кору и ствол: «Чем покрыт ствол?»; «Что такое кора, для чего она служит, какая она»; «Чем пахнет кора, (ствол) в разное время года?»; «Есть ли на дереве трещины, дупла, лишайники, мхи?» и др. Изучаем цветки (соцветия): «Время появления первых цветков»; «Как растут цветки на дереве, хорошо ли они заметны?»; «Чем пахнет цветок? Когда сильнее пахнет – утром или вечером, в дождливую погоду или в сухую?» Изучаем корни: «Что держит дерево в земле?»; «Какие корни по длине? Выходят ли на поверхность, для чего они нужны?». Изучаем плоды и семена: «Какие они, кто их разносит?»; «Для чего они нужны?». Изучаем животных, птиц, связанных с деревом: «Кто посещает наше дерево? (птицы, насекомые, пауки)»; «Какие домашние животные прибегают к дереву?». Изучаем почву: «Почему деревья сбрасывают листву?»; «Живет ли кто-нибудь в почве под деревом?»; «Есть ли вода в почве под деревом?»; «Из чего состоит почва под деревом?»; «Подкормить почву под деревом, для чего это нужно делать?». Изучаем иней, дождь, снег: «Как снег помогает деревьям?»; «Значение осадков для дерева»; «Бывает ли на дереве роса?». «Как солнце влияет на рост и жизнь растений: солнце – источник света»; солнце – источник тепла»; «Птицы в жизни разных деревьев» и др. Наблюдения: «Прогулка по осеннему парку»; «Листья желтые летят»; «Наблюдение за рябиной осенью»; Наблюдения за деревьями зимой»; «Наблюдение за набуханием почек»; «Рассматривание дерева и сравнение его с кустом»; «Как растения помогают человеку» и др. Занятия: «Что мы знаем о деревьях?», «Кора деревьев»; «Люблю березку русскую»; «Сохраним деревья»; «Экскурсия к осенним деревьям»; «Лесной санаторий»; «Деревья и кустарники на участке детского сада»; «Деревья нашего двора»; «Осень золото роняет». Заучивание стихотворения И. Бунина «Листопад»: «Деревья, которые лечат», «Лес». Беседы: «Что нужно растению?», «Сравнение деревьев, кустарников, цветов». Ведение дневников наблюдений за саженцами. Наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений. Наблюдение за растениями в разную погоду. Определение «настроения» деревца, его желаний, чувств. Просмотр иллюстраций «Времена года». | |||
Трудовая | Труд на участке и в природе. Заготовка листьев и растений для аппликации и гербария. Уборка сломанных веток на участке. Изготовление волшебного мешочка для игры «Чудесный мешочек». Вывешивание кормушек для подкормки птиц. Подкормка птиц. Побелка стволов деревьев. Сгребание снега к стволам деревьев. | |||
Коммуникативная | Рассматривание иллюстраций с изображением деревьев в разное время года. Рассматривание картин: И. Левитан «Березовая роща», «Золотая осень», «Зимой в лесу», «Март»; А. Саврасов «Грачи прилетели»; «И. Остроухов «Первая зелень» и др. Составление описательных рассказов о дереве. Придумывание детьми сказки «Если бы я был деревом…» Составление книжки – самоделки с загадками и рисунками «Мое любимое дерево». Составление рассказов о бережном отношении к дереву. Разгадывание кроссвордов, ребусов. | |||
Чтение (восприятие художественной литературы) | Чтение стихов, рассказов, сказок о деревьях, лесе. И. Токмакова «Ива», «Сосны»; М.Михайлов «Лесные хоромы», А. Твардовский «Лес осенью»; С. Есенин «Белая береза»; А. Фет «Уж верба вся пушистая…»; В. Лескова «Лечебница под сосной»; С. Воронин «Моя береза»; С. Михалков «Люблю березу русскую»; А. Лопатина «Мудрость дерева». Чтение энциклопедий и познавательной литературы по теме проекта. Пословицы и поговорки о деревьях. Отгадывание загадок. Придумывание загадок детьми. | |||
Продуктивная | Рисование: «Лес» (в разное время года); «Мое любимое дерево»; «Большие и маленькие ели»; «Гроздь рябины» Аппликация: «Осенний ковер»; «Дерево»; «Декоративное панно из осенних листьев»; «Осенняя березка». Словотворчество. Совместное участие детей и родителей в литературном досуге по теме «Поэты о деревьях». Составление альбома «Мое любимое дерево» со стихами, загадками, рисунками, фотографиями. Составление описательных рассказов по теме «Мое любимое дерево». Изготовление гербария «Деревья нашего края». | |||
Музыкальная | «Листопад», муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко; хоровод «Березонька»,; «Калинка» музыкально поэтическое сопровождение Э. Верхарн; «Дерево» Е. Кочеткова; «Дуб» и «Береза» И. Токмаковой. |
|
|
Заключительный этап:
|
|
Выпуск плаката в защиту деревьев.
Участие родителей в КВНе «Знатоки деревьев».
Сочинение сказок, загадок, рассказов.
Создать методическое пособие «Деревья нашего участка».
Заключение
Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.
Как известно,воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет детям усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ребенка.
Если человек экологически воспитан, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека. Эти представления развиваются у детей старшего дошкольного возраста в ходе ознакомления с окружающим миром. Знакомясь с казалось бы с детства привычной обстановкой, дети научаются выявлять взаимосвязи между живыми существами, природной средой, замечать то влияние, которое может оказать их слабая детская рука на животный и растительный мир. Уяснение правил и норм поведения в природе, бережное, нравственное отношение к окружающему поможет сохранить нашу планету для потомков.
Список литературы:
1. Аникина В. М. «Русские пословицы и поговорки» - М.: Художественная литература, 1988.
2. Бондаренко Т. М, «Экологические занятия с детьми 6 – 7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002. – 159с.
3. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7лет./ Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007. 159 с.
4. Виноградова Н. В Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой
5. Воронкевич О. А Добро пожаловать в экологию! СПб «Детство-Пресс», 2008
6. Горщенко Е. «Природа и люди» - М.: Просвещение, 1976.
|
|
7. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию [Текст] / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М.:. Вако, 2008. – 240 с.
8. Грехова Л. И В союзе с природой. «ЦГЛ» «Сервис школа» Москва, 2002
9. Дрязгунова В. А. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями»: Пособие для воспитателя дет. Сада. – М.: Просвещение, 1981. – 80с., ил.
10. Елкина Н. В, Мариничева О. В Учим детей наблюдать и рассказывать» Ярославль «Академия Развития», 1997
11. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
12. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
13. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М. Д. Маханева. - М.: Аркти, 2004. – 320 с.
14. Николаева С. Н. «Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 112с.
15. Организация деятельности детей на прогулке. Т. Г Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011.- 329 с.
16. Петров В. В. «Растительный мир нашей родины». – М.: Просвещение, 1991.
17. Программа «От рождения до школы» под редакцией Мю: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011. – 336С
18. Рыжова Н. А. Проект «Наше дерево». Москва, 1997
19. Саморукова П. Г Как знакомить дошкольников с природой М. Просвещение, 1983
20. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»: Методическое пособие. – СПБ.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.
21. Шорыгина Т. А. «Деревья. Какие они?» Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 96с.