Содержание продуктивного этапа проекта

Виды деятельности Совместная деятельность педагога и детей Работа с родителями
Игровая Настольно – печатные игры: Дидактические игры: «Найди дерево по описанию»; «Какое наше дерево»; «Угадай растение»; «Сравни»; «Что лишнее?»; «Назови плод»; «Определи дерево по листочку»; «Скажи по другому»; «Хорошо – плохо»; «Из семени в дерево» и др. Сюжетно – ролевая игра «Экскурсия в лес», «Путешествие в волшебный лес в поисках волшебного дерева». Настольно – печатные игры: «Как зовут тебя, деревце?»;  «Что растет в лесу?»; «Четвертый лишний»; «Отвечай быстро» и др. Словесные игры: «Найди дерево по описанию», «Что будет, если…»,  «Дерево – это...».

Подбор иллюстраций, открыток, фотографий, вырезок из газет и журналов о растительном мире Томской области.

 

Посещение с ребенком городской библиотеки для накопления информации о деревьях родного края.

 

Подбор пословиц, поговорок о деревьях.

 

Консультация по теме: «Роль семьи в экологическом воспитании ребенка»

 

Консультация: «Играя, познаем природу»

 

Семинар – практикум: «Значение экологических игр для развития познавательных способностей»

 

Рекомендации «Правила поведения в природе»

 

Изготовление книжек – малышек по теме «Мое любимое дерево»

 

Оформление коллажа «Такие разные деревья»

 

Оформление альбома с рисунками и рассказами детей «Наши деревья»

 

Изготовление макета: «Деревья родного края»

 

Выпуск листовок: «Берегите лес»

 

 

Двигательная Подвижные игры: «Найди такой же лист»; Найди такое же дерево»; «Кто быстрее найдет осинку, березку и т.д.»; «Куда скажу, туда беги»;
Познавательно - исследовательская Исследования и эксперименты: Знакомимся с деревьями: «Для чего деревьям корни, ствол, кора, листья»; «Какой высоты (ширины) дерево»; «Есть ли у дерева соседи, друзья, знакомые»; «Есть ли у дерева детки»; «Есть ли у дерева семья?» и др. Изучаем листья и крону: «Сколько на дереве листьев?»; «Исследуй листья»; «Тень дерева и ее движение»; «Исследование почек» и др. Изучаем кору и ствол: «Чем покрыт ствол?»; «Что такое кора, для чего она служит, какая она»; «Чем пахнет кора, (ствол) в разное время года?»; «Есть ли на дереве трещины, дупла, лишайники, мхи?» и др. Изучаем цветки (соцветия): «Время появления первых цветков»; «Как растут цветки на дереве, хорошо ли они заметны?»; «Чем пахнет цветок? Когда сильнее пахнет – утром или вечером, в дождливую погоду или в сухую?» Изучаем корни: «Что держит дерево в земле?»; «Какие корни по длине? Выходят ли на поверхность, для чего они нужны?». Изучаем плоды и семена: «Какие они, кто их разносит?»; «Для чего они нужны?». Изучаем животных, птиц, связанных с деревом: «Кто посещает наше дерево? (птицы, насекомые, пауки)»; «Какие домашние животные прибегают к дереву?». Изучаем почву: «Почему деревья сбрасывают листву?»; «Живет ли кто-нибудь в почве под деревом?»; «Есть ли вода в почве под деревом?»; «Из чего состоит почва под деревом?»; «Подкормить почву под деревом, для чего это нужно делать?». Изучаем иней, дождь, снег: «Как снег помогает деревьям?»; «Значение осадков для дерева»; «Бывает ли на дереве роса?».  «Как солнце влияет на рост и жизнь растений: солнце – источник света»; солнце – источник тепла»; «Птицы в жизни разных деревьев» и др. Наблюдения: «Прогулка по осеннему парку»; «Листья желтые летят»; «Наблюдение за рябиной осенью»; Наблюдения за деревьями зимой»; «Наблюдение за набуханием почек»; «Рассматривание дерева и сравнение его с кустом»; «Как растения помогают человеку» и др. Занятия: «Что мы знаем о деревьях?», «Кора деревьев»; «Люблю березку русскую»; «Сохраним деревья»; «Экскурсия к осенним деревьям»; «Лесной санаторий»; «Деревья и кустарники на участке детского сада»; «Деревья нашего двора»; «Осень золото роняет». Заучивание стихотворения И. Бунина «Листопад»: «Деревья, которые лечат», «Лес». Беседы: «Что нужно растению?», «Сравнение деревьев, кустарников, цветов». Ведение дневников наблюдений за саженцами. Наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений. Наблюдение за растениями в разную погоду. Определение «настроения» деревца, его желаний, чувств. Просмотр иллюстраций «Времена года».  
Трудовая Труд на участке и в природе. Заготовка листьев и растений для аппликации и гербария. Уборка сломанных веток на участке. Изготовление волшебного мешочка для игры «Чудесный мешочек». Вывешивание кормушек для подкормки птиц. Подкормка птиц. Побелка стволов деревьев. Сгребание снега к стволам деревьев.
Коммуникативная Рассматривание иллюстраций с изображением деревьев в разное время года. Рассматривание картин: И. Левитан «Березовая роща», «Золотая осень», «Зимой в лесу», «Март»; А. Саврасов «Грачи прилетели»; «И. Остроухов «Первая зелень» и др. Составление описательных рассказов о дереве. Придумывание детьми сказки «Если бы я был деревом…» Составление книжки – самоделки с загадками и рисунками «Мое любимое дерево». Составление рассказов о бережном отношении к дереву. Разгадывание кроссвордов, ребусов.
Чтение (восприятие художественной литературы) Чтение стихов, рассказов, сказок о деревьях, лесе. И. Токмакова «Ива», «Сосны»; М.Михайлов «Лесные хоромы», А. Твардовский «Лес осенью»; С. Есенин «Белая береза»; А. Фет «Уж верба вся пушистая…»; В. Лескова «Лечебница под сосной»; С. Воронин «Моя береза»; С. Михалков «Люблю березу русскую»; А. Лопатина «Мудрость дерева». Чтение энциклопедий и познавательной литературы по теме проекта. Пословицы и поговорки о деревьях. Отгадывание загадок. Придумывание загадок детьми.  
Продуктивная Рисование: «Лес» (в разное время года); «Мое любимое дерево»; «Большие и маленькие ели»; «Гроздь рябины» Аппликация: «Осенний ковер»; «Дерево»; «Декоративное панно из осенних листьев»; «Осенняя березка». Словотворчество. Совместное участие детей и родителей в литературном досуге по теме «Поэты о деревьях». Составление альбома «Мое любимое дерево» со стихами, загадками, рисунками, фотографиями. Составление описательных рассказов по теме «Мое любимое дерево». Изготовление гербария «Деревья нашего края».
Музыкальная «Листопад», муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко; хоровод «Березонька»,; «Калинка» музыкально поэтическое сопровождение Э. Верхарн; «Дерево» Е. Кочеткова; «Дуб» и «Береза» И. Токмаковой.  

 

Заключительный этап:

 Выпуск плаката в защиту деревьев.

Участие родителей в КВНе «Знатоки деревьев».

Сочинение сказок, загадок, рассказов.

Создать методическое пособие «Деревья нашего участка».

Заключение

Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.

Как известно,воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет детям усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ребенка.

Если человек экологически воспитан, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека. Эти представления развиваются у детей старшего дошкольного возраста в ходе ознакомления с окружающим миром. Знакомясь с казалось бы с детства привычной обстановкой, дети научаются выявлять взаимосвязи между живыми существами, природной средой, замечать то влияние, которое может оказать их слабая детская рука на животный и растительный мир. Уяснение правил и норм поведения в природе, бережное, нравственное отношение к окружающему поможет сохранить нашу планету для потомков.

 

Список литературы:

1. Аникина В. М. «Русские пословицы и поговорки» - М.: Художественная литература, 1988.

2. Бондаренко Т. М, «Экологические занятия с детьми 6 – 7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002. – 159с.

3. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7лет./ Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007. 159 с.

4. Виноградова Н. В Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой

5. Воронкевич О. А Добро пожаловать в экологию! СПб «Детство-Пресс», 2008

6. Горщенко Е. «Природа и люди» - М.: Просвещение, 1976.

7. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию [Текст] / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М.:. Вако, 2008. – 240 с.

8. Грехова Л. И В союзе с природой. «ЦГЛ» «Сервис школа» Москва, 2002

9. Дрязгунова В. А. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями»: Пособие для воспитателя дет. Сада. – М.: Просвещение, 1981. – 80с., ил.

10. Елкина Н. В, Мариничева О. В Учим детей наблюдать и рассказывать» Ярославль «Академия Развития», 1997

11. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

12. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

13. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М. Д. Маханева. - М.: Аркти, 2004. – 320 с.

14. Николаева С. Н. «Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 112с.

15. Организация деятельности детей на прогулке. Т. Г Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011.- 329 с.

16. Петров В. В. «Растительный мир нашей родины». – М.: Просвещение, 1991.

17. Программа «От рождения до школы» под редакцией Мю: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011. – 336С

18. Рыжова Н. А. Проект «Наше дерево». Москва, 1997

19. Саморукова П. Г Как знакомить дошкольников с природой М. Просвещение, 1983

20. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»: Методическое пособие. – СПБ.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.

21. Шорыгина Т. А. «Деревья. Какие они?» Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 96с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: