Основной этап научно-исследовательской работы

1.1 Описание МФЮА

Московская финансово-юридическая академия (МФЮА) создана в 1995 году при поддержке правительства Москвы и Ассоциации международного образования.

В 2010 году приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки МФЮА получила статус университета, подтверждающий значительные достижения в образовательной деятельности. С самого начала МФЮА ориентирован на воплощение идеи комплексного подхода к формированию карьеры молодого специалиста. Такое понимание функциональной значимости вуза способствовало сочетанию в образовательном процессе традиций классического обучения и новых прогрессивных методик.

В Университете полностью реализована система непрерывного многоуровневого образования «колледж – вуз – аспирантура – повышение квалификации», которая позволяет получить высшее образование со значительным выигрышем – как во времени, так и в оплате за обучение.

С 2003 года МФЮА занимает I место в российском рейтинге среди аккредитованных негосударственных вузов. Непрестанная работа по повышению качества обучения студентов, внедрение новых форм дополнительного образования, внимание к возможностям творческой реализации личности и стремление раскрывать таланты каждого студента позволяют Университету и в настоящее время удерживать лидерские позиции.

Многолетняя деятельность МФЮА по созданию образовательных ресурсов, поддержке позиций фундаментальной и прикладной науки в разных областях знаний направлена на укрепление российской государственности.

Непрерывная работа по воспитанию уважительного отношения к отечественной истории и её традициям получила признание со стороны общественности: за высокие достижения в развитии научного потенциала России. Ректор МФЮА Алексей Григорьевич Забелин награждён орденом Дружбы.

Наличие мощного интеллектуального потенциала, развитие научных баз и привлечение к сотрудничеству в рамках социальных проектов финансовых структур и госучреждений делают МФЮА конкурентоспособной на рынке образовательных услуг.

Перспективное направление работы Университета – это деятельность по достижению международных стандартов качества образования и содействие формированию позитивного имиджа российского специалиста в глазах мировой общественности.

1.2 Требования к подготовке отчета научно-исследовательской работы

Научно-исследовательская работа является обязательной составляющей образовательной программы подготовки магистра и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 40.04.01 - Юриспруденция (магистерская программа: Административное, финансовое право).

НИР предполагает исследовательскую работу, направленную на развитие у магистрантов способности к самостоятельным теоретическим и практическим суждениям и выводам, умения давать объективную оценку научной информации, свободно осуществлять научный поиск и стремления к применению научных знаний в образовательной деятельности.

Цель научно-исследовательской работы - подготовить магистранта к самостоятельной научно-исследовательской работе, основным результатом которой является написание и успешная защита магистерской диссертации.

Научно-исследовательская работа выполняется магистрантом под руководством научного руководителя. Направление научно-исследовательских работ магистранта определяется в соответствии с магистерской программой и темой магистерской диссертации.

Задачами НИР является:

-формирование представления о специфике научных исследований по направлению подготовки «Юриспруденция» и по профилю исследования («Административное, финансовое право»);

-обеспечение становления профессионального научно-исследовательского мышления магистрантов, формирование у них четкого представления об основных профессиональных задачах, способах их решения, формах организации НИР;

-обеспечение готовности к профессиональному самосовершенствованию, развитию инновационного мышления и творческого потенциала, профессионального мастерства;

-самостоятельное формулирование и решение задач, возникающих в ходе НИР, требующих углубленных профессиональных знаний;

-овладение навыками применения общенаучных и специальных методов исследований в соответствии с направлением магистерской программы;

-получение навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности;

-формирование умений представлять результаты своей работы для других специалистов, отстаивать свои позиции в профессиональной среде, находить компромиссные и альтернативные решения;

-развитие умений формировать базы знаний, осуществлять структуризацию информации, осуществлять научно-исследовательскую и инновационную деятельность в целях получения нового знания, систематически применять эти знания для экспертной оценки реальных ситуаций, связанных с реализацией норм законодательства;

-формирование способности создавать новое знание, соотносить это знание с имеющимися отечественными и зарубежными исследованиями;

-развитие умений организовать свой научный труд, генерировать новые идеи, находить подходы к их реализации;

-формирование способности самосовершенствования, расширения границ своих научных и профессионально-практических познаний;

-использовать методы и средства познания, различные формы и методы обучения и самоконтроля, новые образовательные технологии для своего интеллектуального развития и повышения культурного уровня;

-развитие способности к кооперации в рамках междисциплинарных проектов, работе в смежных областях;

-овладение методами и методиками для аналитической и оценочной работы в научных исследованиях.

Выпускающая кафедра, на которой реализуется магистерская программа, определяет специальные требования к подготовке магистранта по научно-исследовательской части программы. К числу специальных требований относится:

- владение понятийным аппаратом и современной проблематикой данной отрасли знания;

- знание истории развития конкретной научной проблемы, ее роли и места в изучаемом научном направлении;

- наличие конкретных специфических знаний по научной проблеме, изучаемой магистрантом;

- умение практически осуществлять научные исследования, связанной с магистерской программой (магистерской диссертацией);

- умение работать с конкретными программными продуктами и ресурсами Интернета и т.п.;

- выполнение заданий научного руководителя в соответствии с индивидуальным планом научно-исследовательской работы магистранта на учебный год;

- публикация не менее 2 научных статей в изданиях научного, научно-теоретического, научно-практического, научно-популярного характера как внутри университета, так и в сторонних организациях;

- участие в практической реализации научных результатов, выступление на научных конференциях и предоставление научных работ для участия в конкурсах.

Основными этапами НИР являются:

1) планирование НИР:

- ознакомление с тематикой научно-исследовательских работ в данной сфере;

- выбор магистрантом темы исследования;

- написание реферата по избранной теме;

2) непосредственное выполнение научно-исследовательской работы;

3) корректировка плана проведения НИР в соответствии с полученными результатами;

4) составление отчетов о научно-исследовательской работе;

5) защита отчетов по НИР.

1.3 Изложение текста научно-исследовательской работы

После подбора необходимого нормативного и литературного материала следует приступать к их чтению и отбору. Знакомство с проблемой следует начинать с соответствующей главы (параграфа, раздела) в учебниках, учебных пособиях по данной проблеме, а затем перейти к изучению специальной литературы, монографий, новых публикаций в научных периодических изданиях, законодательства, юридической практики. При конспектировании (наборе текста, иной фиксации материала на электронных носителях) необходимо тщательно отбирать и осмысливать материал, ориентируясь на намеченные в плане научно-исследовательской работы разделы (параграфы, главы).

Особое внимание, целесообразно обращать на последние по времени публикации ведущих специалистов, поскольку в них находят наиболее полное отражение научные достижения в той или иной отрасли права, действующее законодательство и юридическая практика. При этом не следует игнорировать литературу прошлых лет, которая позволяет составить представление об этапах решения той или иной проблемы, эволюции взглядов на предмет исследования. Существуют два вида записей при конспектировании (или иной фиксации прочитанного): цитаты и выписки.

Цитата – дословная запись из какого-либо текста, приводимая для подтверждения излагаемой мысли. Она дается в кавычках.

Выписки. Данный вид конспектирования предполагает свободное изложение мысли автора книги, статьи и отношение к ней со стороны студента. Необходимо делать выписки, относящиеся к каждому вопросу плана, чтобы можно было их использовать при изложении материала в научно-исследовательской работе.

При работе с литературой и нормативными правовыми актами следует точно фиксировать их выходные данные. Сведения о книге помещаются обычно на обороте титульного листа, реже – на последней странице текста. Это фамилия и инициалы автора (авторов) или редактора (редакторов), наименование книги или статьи, место издания, год издания, издательство и общее число страниц. Устанавливаются также все выходные данные и место официального опубликования для нормативно-правовых актов, а равно для судебной и иной юридической практики. Если материалы получены с электронного ресурса, то необходимо зафиксировать их электронный адрес. Если нормативные правовые акты и официальные материалы получены по справочным правовым системам, то место их официального опубликования можно установить через раздел «Справка».

При конспектировании, прежде всего, необходимо обдумать и уяснить прочитанное, а потом лишь записывать (или фиксировать иным способом).

Одновременно с изучением литературы следует подбирать примеры из юридической практики для обоснования теоретических положений. Студент должен показать в работе, что теоретические положения связаны с правовой действительностью и находят в ней отражение.

Студент также должен показать и умение работать с нормативным материалом. Характер и объем изучения нормативного материала определяются темой и направленностью научно-исследовательской работы, ее структурой и планом. При этом сноски на законодательство должны быть точными и сопровождаться, как уже указывалось ранее, указанием полного названия, даты принятия, номера с обозначением места официального опубликования.

После изучения литературы и ее осмысления можно приступать к формулированию ответов на вопросы, обозначенные в задачах научно-исследовательской работы. Текст научно-исследовательской работы излагается доступно, юридически грамотно, в соответствии с требованиями данных методических указаний. При этом работа должна быть написана грамотно с точки зрения не только профессиональной терминологии, но и русского языка. Многочисленные ошибки или опечатки могут серьёзно испортить впечатление даже от хорошей в содержательном отношении научно-исследовательской работы. Они могут исказить и содержание работы из-за нарушения в применении терминологического научного аппарата.

Научно-исследовательскую работу требуется выполнить только самостоятельно, следовательно, она должна быть изложена своими словами. Следует избегать непонятных самому студенту терминов, а также излишне длинных предложений с большим количеством причастий и деепричастий, придаточных предложений. Писать следует от первого лица единственного или множественного числа: «я», «мы», «по моему мнению», «по нашему мнению», или от имени третьего лица: «автор», «по мнению автора».

В процессе написания научно-исследовательской работы особо следует соблюдать требования к оформлению научного аппарата работы. Оформление ссылок и списка литературы и источников в научно-исследовательской работе осуществляется строго в соответствии с государственными стандартами.

Полное наименование нормативного правового акта со всеми выходными данными и с указанием места его официального опубликования осуществляется только один раз во всей научно-исследовательской работе при первом упоминании его в тексте. Далее сноски на него не делаются, а непосредственно в тексте указывается только его составная часть (абзац, пункт, часть, статья) и наименование. В перечне источников в конце работы указывается полное наименование всех использованных нормативных правовых актов со всеми выходными данными и с указанием мест их официального опубликования.

Когда в научно-исследовательской работе используются ссылки на несколько трудов одного автора, то при первом упоминании каждой из работ автора сноска по выходным данным оформляется полностью. При последующих сносках указывается краткое наименование того сочинения, на которое в данном случае делается ссылка, без указаний всех данных.

У книги или статьи может быть несколько авторов, редакторов или составителей. В тех случаях, когда их два или три, в сноске необходимо указывать всех авторов (редакторов, составителей).

Отдельное правило действует в отношении учебников, словарей, энциклопедий и т. п., подготовленных коллективом авторов, редакторов, составителей из четырёх и более человек. В подобной ситуации и в сноске, и в списке использованной литературы указывается только редактор издания (главный или ответственный).

Особого внимания заслуживает использование в качестве источников веб-сайтов и их отдельных страниц. Достоверность размещённых на них материалов довольно часто вызывает вполне обоснованные сомнения. Кроме того, значительная часть интернет-источников имеет короткое время жизни, что препятствует их повторному использованию. Однако иногда эти материалы являются наиболее интересными, а порой и единственно доступными. Поэтому при использовании таких источников следует придерживаться следующих правил:

1) использовать только достаточно авторитетные материалы, авторство которых может быть достоверно установлено; избегать ссылок на литературу и документы, размещённые на бесплатных веб-сайтах (если они не носят официального характера);

2) обращать внимание на сведения в конце главной страницы сайта: наличие копирайта и названия компании, которой принадлежит этот сайт; даты около копирайта, например 2003–2013, что означает, что сайт был создан в 2003 г. и поддерживается в актуальном состоянии по настоящее время. Именно эти сведения дают основание судить о степени надёжности сайта как площадки для размещения материалов;

3) из множества различных сайтов с идентичным содержанием выбирать тот, на котором используемый материал просуществует максимальное время (как и сам сайт);

4) если материал на сайте не носит оригинального характера, а содержит ссылку на другой веб-ресурс, сноску следует давать на страницу, где размещён первоначальный авторский текст;

5) избегать ссылок на веб-страницы, если есть возможность сделать аналогичную ссылку на материал в форме «бумажного носителя», имеющей необходимые издательские атрибуты (книгу, журнал и т. д.). Если на веб-странице указаны все выходные данные научной статьи в журнале, включая страницы, то ссылаться следует на издание, где размещена статья. При отсутствие указания на страницы журнала (что бывает нередко), который недоступен в библиотеках, надо указывать электронный адрес;

6) при составлении ссылок на материалы веб-сайтов использовать те же принципы, что и для «бумажных» ссылок, обращая особое внимание на название веб-страницы, её полный и точный адрес (URL), сведения об ответственности и дату публикации;

7) Если используется не официальный сайт (либо содержащий сведения о сугубо электронном издании), то должна быть обязательно указана дата обращения (цифровым обозначением дня, месяца и года), т. к. информация на таких сайтах периодически меняется и невозможно установить ее идентичность вне времени запроса.

Текст научно-исследовательской работы оформляется в соответствии с предлагаемой формой и в указанной последовательности.

Научно-исследовательская работа представляется научному руководителю (на кафедру) для проверки и последующей защиты в сроки, определённые учебным планом. Студент, не представивший научно-исследовательскую работу в установленный срок или не защитивший её без уважительной причины, считается имеющим академическую задолженность, не выполнившим учебный план.

Научный руководитель дает на научно-исследовательскую работу отзыв (устно или письменно в тексте научно-исследовательской работы), в котором отмечает положительные и отрицательные моменты, и с учетом этого рекомендует ее к защите.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: