Экзаменационный БИЛЕТ № 13

1.  План и разрез церкви Сергия и Вакха.

Первой крупнейшей вполне сложившейся византийской стройкой Константинополя является церковь Сергия и Вакха, хорошо сохранившаяся, хотя и несколько перестроенная. Она была сооружена около 527 г. — года вступления на престол Юстиниана I и представляет собой одну из первых его построек. Церковь святых Сергия и Вакха, получившая второе название малая Айя София, послужила прообразом для Сан-Витале (центрический храм) и собора святой Софии(купольная базилика). Является работой мастеров Исидора Милетского и Антемия Тралльского.

Храм был построен в 527—529 гг. (VIв н.э) и составляла единый ансамбль с более ранней церковью свв. Петра и Павла, последние свидетельства существования которой были уничтожены стамбульскими властями в XX веке. О том, что церковь свв. Сергия и Вакха была особо любима императорским семейством свидетельствует то, что на многие капители нанесены инициалы Юстиниана и Феодоры.

Святые Сергий и Вакха это христиане, римские солдаты, которых убили в Сирии в 303 году. Немного позже они стали покровителями воинов, и их культ был очень популярен в Сирии и за ее пределами.

Если смотреть на храм сверху, то можно увидеть, что он похож на звезду. Он имеет такой вид благодаря особенностям архитектуры. Мастера сделали здание восьмиугольным и поместили его внутрь четырехугольного сооружения.

 

 

2. Мавзолей Констанции в Риме.

Мавзолей Константины или Мавзолей св. Констанции — место упокоения дочери Константина Великого — Константины. IV в. (370г.)

Мавзолей имеет круглую форму диаметром 29 метров. В ней 12 колон и двенадцать арок, купол мавзолея имеет 12 окон. Многие считают, что число 12 выбрано не случайно, и это может символизировать количество апостолов, которых тоже 12.

Здание мавзолея сумело сохранить свою первоначальную структуру, несмотря на то, что несколько раз подвергалось различным реконструкциям. Правда, во время проведения одного из основных восстановлений, которое проходило в 1620 году при кардинале Вералли, многие мозаики, к сожалению, были уничтожены. Также в 1992 году под апсидой мавзолея святой Констанции археологами были проведены раскопки, которые дали новую информацию о ранней истории здания.

По преданию, мавзолей был построен в IV веке для одной из дочерей императора Константина - Констанции. Но многие эксперты считают, что вероятнее всего мавзолей построили для младшей сестры Константина Елены, а тело Констанции было перенесено сюда позже.

 

3. Святилище в Баальбеке.

Считается, что Баальбек – это величественнейший ансамбль античной архитектуры.В подвалах храма встречаются каменные блоки длинной 19 м, весящие более 500 т. Недаром в древности были сложены легенды о сверхъестественном происхождении этого комплекса. В действительности ансамбль Баальбека – это достижение римских архитекторов, которые использовали эллинистические, финикийские и египетские технические средства.Дорога в Баальбек спускается с ливанской гряды в долину. Вокруг – сады, плантации, селенья. Баальбек – типично арабский городок: древняя мечеть с высоким минаретом, магазинчики, узкие улочки с мазанками. Издали видно могучие стены другой цивилизации – это баальбекское святилище.Строительство ансамбля начиналось во времена римского императора Нерона, ок. 60 г.н.э. Именно тогда была сооружена платформа высотой 9 м, и на ней возведен храм Юпитера Гелиополитанского, которого отождествляли с финикийским богом грозы, дождя и солнца – Гададом. Со временем, ок. 150 г.н.э., рядом с храмом Юпитера был сооружен храм Вакха. В 244-249 гг., при императоре Филиппе Аравитянине, перед святилищем Юпитера был построен двор шестиугольный в плане. Создание пропилеев – торжественного входа в комплекс – относится к концу III в.н.э.

Несмотря на то, что ансамбль строился почти на протяжении двух с половиной столетий, его целостность не была нарушена: все сооружения стали неотъемлемыми элементами единого архитектурно-художественного замысла.

К пропилеям вели 42 ступени шириной 50 м. Над ступенями возвышались 20 колонн коринфского ордера. С двух сторон колоннады – могучие пилоны, сохранившиеся до наших дней.

С первого двора проход ведет в главный двор. Его размеры 88 x 100 м. Окружавшие его галереи не сохранились, однако уцелели четыре экседры – большие полукруглые в плане ниши. Колонны с темно-розового гранита, стоявшие рядом, прекрасно гармонируют со стенами из местного желто-зеленого известняка. Стены сооружений украшены богатым резным декором. Посередине двора размещен алтарь. С двух сторон от него – остатки бассейнов. Со двора три марша широких ступеней ведут к храму Юпитера, возвышающемуся на высокой платформе – подии. Именно здесь лежат огромные блоки, так называемые трилитоны.

Размеры самого храма Юпитера – 49 x 90 м. Его окружали 58 колонн коринфского ордера. Высота каждой колонны ок. 20 м, диаметр – до 2 м. Колонны располагались на расстоянии 3 м друг от друга, на значительном удалении от стен храма. С колоннады храма уцелело шесть колонн северного фасада с частью антаблемента – блоками камня, лежавшего на колоннах.

Со двора храма Юпитера открывается прекрасный вид на храм Вакха, находящийся за 40 м на юг от храма Юпитера и также сооруженный на возвышении, но меньшей высоты. Размеры храма 34 x 66 м, практически такие же, как и Парфенона. Строение прекрасно сохранилось до наших дней. Рядом с храмом Юпитера он выглядит значительно меньше, однако благодаря тесно поставленным коринфским колоннам кажется больше и выше Парфенона. Впрочем, храм Вакха, в котором все подчеркивает сверхчеловеческую силу, величие, богатство, значительно отличается от Парфенона, где все гармонирует с размерами человека.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: