МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«РОСТОВСКИЙ-НА-ДОНУ КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ И ИНФОРМАТИКИ»
ОТЧЕТ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
Специальность 11.02.09 «Многоканальные телекоммуникационные системы».
(базовый уровень)
Дисциплина ОП.01 «Теория электрических цепей»
Курс обучения 2 курс
Семестр 3-4 семестр
Форма обучения очная
Фамилия | Имя | Группа |
г. Ростов-на-Дону
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1
«ЭЛЕКТРОИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ И ИЗМЕРЕНИЯ»
Цель работы: изучение электроизмерительных приборов, используемых в лабораторных работах. Получение представлений о пределе измерения и цене деления, абсолютной и относительной погрешности, условиях эксплуатации и других характеристиках стрелочных электроизмерительных приборов, получение навыков работы с цифровыми измерительными приборами.
|
|
Порядок проведения эксперимента:
В работе используются:
модули: «Источник питания», «Измеритель мощности», «Сопротивления добавочные», «Мультиметры».
1. Ознакомиться с лицевой панелью мультиметра модуля «Мультиметры» и зарисовать её.
2. Подготовить мультиметр для измерения постоянного напряжения. Включить электропитание модулей «Мультиметры» и «Источник питания» (перевести в положение «Вкл.» выключатель питания). Измерить значения выходных напряжений источника регулируемого напряжения Е1 в соответствии с данными таблицы 1. Выключить электропитание модулей «Мультиметры» и «Источник питания».
Таблица 1
Показания Е1 | +5 В | +9 В | +12 В |
Измерение |
3. Подготовить мультиметр для измерения сопротивлений резисторов модуля «Сопротивления добавочные». Результаты занести в таблицу 2.
Таблица 2
Резистор | R1 | R2 | R3 | R4 |
Номинальное значение сопротивления, Ом | ||||
Измерено, Ом |
4. Изучение цифрового универсального измерителя мощности. Ознакомится с цифровым универсальным измерителем мощности (ваттметром) модуля «Измеритель мощности». Подготовить ваттметр для проведения измерений. Для этого собрать электрическую схему по рисунку 1.
Рисунок 1 – Изучение цифрового универсального измерителя мощности
5. Установить предел измерения напряжения прибора «1В…40В», а также заданное преподавателем значение сопротивления резистора R1 модуля «Сопротивления добавочные». После проверки схемы преподавателем включить электропитание модулей «Измеритель мощности» и «Источник питания» (перевести в положение «Вкл.» выключатель питания). Измерить напряжение, ток, активную мощность и частоту напряжения питания. Данные занести в таблицу 3. Выключить электропитание модулей «Измеритель мощности» и «Источник питания» (перевести в положение «Выкл.» выключатель питания).
|
|
Таблица 3
U, В | I, А | P, Вт | f, |
Вывод:
оценка | подпись |
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2
«ЛИНЕЙНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЦЕПИ ПОСТОЯННОГО ТОКА»
Цель работы: получение навыков сборки простых электрических цепей, включения в электрическую цепь измерительных приборов. Научиться измерять токи и напряжения, убедиться в соблюдении законов Ома и Кирхгофа в линейной электрической цепи. Исследовать влияние изменения параметров одного потребителя на режим работы других потребителей при последовательном, параллельном и смешанном соединении.
Порядок выполнения эксперимента:
В работе используются:
модули: «Источник питания», «Сопротивления добавочные», «Мультиметры», «Измерительные приборы».
Часть 1
1. Собрать линейную электрическую цепь постоянного тока с последовательным соединением элементов (рисунок 1). Установить в соответствии номером варианта (таблица 1) величины номинальных сопротивлений резисторов R1 - R3. Представить схему для проверки преподавателю.
Таблица 1
R1, Ом | |
R2, Ом
| |
R3, Ом |
2. Включить электропитание модулей (перевести в положение «ВКЛ» выключатели питания). Измерить ток в цепи, величину напряжение на входе цепи и напряжения на резисторах R1, R2 и R3(с помощью мультиметров). Результаты измерений занести в таблицу 2.
Изменить величину сопротивления R2 и снова провести аналогичные измерения. Выключить питание модулей. По результатам измерений вычислить сопротивление каждого потребителя (R1, R2, R3) и общее (эквивалентное) сопротивление RЭ цепи. Результаты вычислений занести в таблицу 2.
Рисунок 1–Изучение линейной электрической цепи постоянного тока с последовательным соединением элементов
3. Сравнить результаты измерений и убедиться в том, что сумма сопротивлений отдельных потребителей равна сопротивлению всей цепи. Убедиться в соблюдении второго закона Кирхгофа. Объяснить изменение режима работы цепи и отдельных потребителей при изменении величины сопротивления одного из резисторов
Таблица 2
Измерено | Вычислено | |||||||
Напряжение на входе цепи U, В | Ток в цепи, I, А | Напряжение на потребителях, В | Сопротивление потребителей, Ом | Эквивалентное сопротивление цепи, RЭ,Ом | ||||
U1 | U2 | U3 | R1 | R2 | R3 | |||
Вывод:
оценка | подпись |
Часть 2
4. Собрать линейную цепь с параллельным соединением резисторов (рисунок 2), подключив только резистор R1. После проверки собранной цепи включить электропитание модулей стенда. Установить в соответствии номером варианта (таблица 3) величину номинального сопротивления резистора R1. Измерить напряжение и токи в цепи. Результаты измерений занести в таблицу 4. Подключить в схему резистор R2, установить значение сопротивления из таблицы 3, снова измерить напряжение и токи в цепи. Аналогично подключить третий резистор R3 и измерить напряжение и токи. Результаты измерений занести в таблицу 4.
Таблица 3
R1, Ом | |
R2, Ом
| |
R3, Ом |
5. Изменить в соответствии с заданным вариантом величину сопротивления R2 и снова провести измерения. Выключить электропитание модулей. По результатам измерений рассчитать сопротивления резисторов R1, R2, R3 и сопротивление всей цепи RЭ, проводимости отдельных ветвей g1, g2, g3 и всей цепи gЭ. Результаты вычислений занести в таблицу 4.
|
|
Убедиться в соблюдении первого закона Кирхгофа. Сделать вывод об изменении режима работы цепи и отдельных потребителей при изменении величины сопротивления резистора R2.
Рисунок 2 –Изучение линейной электрической цепи постоянного тока с параллельнымсоединением элементов
Таблица 4
Измерено | Вычислено | |||||||||||
U, В | I, А | I1, А | I2, А | I3, А | R1, Ом | R2, Ом | R3, Ом | g1, См | g2, См | g3, См | RЭ. Ом | g'Э, См |
6. Собрать линейную цепь со смешанным соединением резисторов (рисунок 3). Установить значения номинальных сопротивлений резисторов R1-R3 модуля «Сопротивления добавочные» в соответствии с заданным вариантом (таблица 3).
После проверки схемы преподавателем включить электропитание модулей стенда. Измерить напряжения на входе цепи и на всех участках цепи, а также все токи. Результаты занести в таблицу 6. Установить новое значение резистора R2 (таблица 3) и снова измерить напряжения и токи в цепи. Выключить электропитание модулей.
По результатам измерений вычислить мощность каждого участка цепи Р1, Р2, Р3 и всей цепи Р. Определить эквивалентное сопротивление цепи RЭ. Результаты вычислений занести в таблицу 5.
Проверить выполнение баланса мощностей в исследуемой цепи. Сделать вывод об изменении режима работы цепи и отдельных потребителей при изменении величины резистора R2.
Рисунок 3 –Изучение линейной электрической цепи постоянного тока сосмешанным соединением элементов
Таблица 5
Измерено | Вычислено | |||||||||
U, В | U12,В | U3, В | I1, А | I2, А | I3, А | Р1, Вт | Р2, Вт | Р3, Вт | Р, Вт | RЭ, Ом |
|
|
Вывод:
оценка | подпись |
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 «НЕЛИНЕЙНАЯ ЦЕПЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА»
Цель работы: экспериментальное получение вольтамперных характеристик нелинейных резистивных элементов, графический расчет нелинейной электрической цепи постоянного тока и экспериментальная проверка результатов расчета.
Порядок проведения эксперимента:
В работе используются:
модули: «Источник питания», «Нелинейные и реактивные элементы», «Мультиметры»;
1. Собрать электрическую цепь для снятия вольтамперных характеристик элементов цепи (рисунок 1). В качестве регулируемого источника постоянного напряжения использовать источник Е1 (0…12В, 0,5А). Предъявить схему для проверки преподавателю.
Рисунок 1 –Исследование нелинейной цепи постоянного тока
2. Снять вольтамперную характеристику нелинейного элемента RU. Включить электропитание модулей стенда (перевести в положение «Вкл.» выключатель питания). Плавно увеличивая напряжение U источника Е1 в диапазоне 0…12В, провести необходимые измерения тока в цепи I. Результаты измерений занести в таблицу 1. Выключить электропитание стенда модулей стенда.
Таблица 1
U, B | 0 | |||||||||
I, A | 0 |
3. Собрать цепь с последовательным соединением лампы накаливания HL и резистора R2. Снять вольтамперную характеристику лампы накаливания HL и резистора R2: плавно увеличивая напряжение U источника Е1 в диапазоне 0…12В провести необходимые измерения тока в цепи и напряжений, (для измерения напряжения на отдельных элементах использовать мультиметр. Результаты измерений занести в таблицу 2.
Таблица 2
I, A | 0 | |||||||||
UЛ, B | 0 | |||||||||
UR, B | 0 |
4. Собрать разветвленную нелинейную электрическую цепь (рисунок 2) и предъявить её для проверки преподавателю.
Рисунок 2 –Исследование разветвленной нелинейной цепи постоянного тока
5. Включить электропитание модулей стенда и снять вольтамперную характеристику всей цепи Uэксп = f (I)
Эксперимент выполнять аналогично п. 2. Результаты измерений занести в таблицу 3. Выключить электропитание.
Таблица 3
Uэксп, В | 0 | |||||||||
I, A | 0 |
6. По экспериментальным данным таблицы 3 построить характеристику всей цепи Uэксп = f (I).
7. Собрать электрическую цепь по рисунку 3 и предъявить её для проверки преподавателю. После проверки схемы включить электропитание модулей стенда и установить заданное значение входного напряжения U (источник Е1). Измерить токи I1 и I2, мультиметром измерить напряжения U1 и U2 на отдельных участках цепи. Определить величину тока I3. Результаты занести в таблицу 4.
Рисунок 3 –Исследование разветвленной нелинейной цепи постоянного тока
Таблица 4
U, B | U1, B | U2, B | I1, A | I2, A | I3=I1-I2,A |
8. Используя результаты эксперимента, построить расчетную вольтамперную характеристику всей цепи и сравнить с экспериментальной Uэксп = f (I).
9. Сделать вывод об особенностях применения законов Кирхгофа в нелинейной цепи постоянного тока.
Вывод:
оценка | подпись |