Цель работы: приобретение навыков сборки простых электрических цепей, измерение напряжений на отдельных участках цепи, изучение свойств цепей при последовательном соединении активных и реактивных элементов, знакомство с явлением резонанса напряжений, построение векторных диаграмм.
Порядок проведения эксперимента:
В работе используются:
модули: «Источник питания», «Измеритель мощности», «Нелинейные и реактивные элементы», «Мультиметры», «Сопротивления добавочные»;
1. Собрать электрическую цепь (рисунок 1). Установить в соответствии с вариантом (таблица 1) значения сопротивления резистора R1 и емкость конденсатора С.
Рисунок 1 –Исследование электрической цепи переменного тока с последовательным соединением элементов
Таблица 1
данные | |
R1, Ом | |
С, мкФ |
2. Подсоединить параллельно конденсатору С дополнительный проводник (исключив этим конденсатор из цепи). Предъявить схему для проверки преподавателю.
3. Включить питание модулей стенда и произвести измерения указанных в таблице 2. величин в цепи с последовательным соединением резистора R1 и катушки LK. Перед измерением напряжения перевести измеритель напряжения в режим измерения переменного напряжения «~». Результаты измерений занести в таблицу 2.
4. Выключить электропитание модулей стенда, подсоединить параллельно катушке LK дополнительный проводник (исключив этим катушку из цепи). Предъявить схему для проверки преподавателю.
5. Включить электропитание модулей стенда и произвести измерения, указанных в таблице 2, величин для цепи с последовательным соединением резистора R1 и конденсатора XC. Результаты измерений занести в таблицу 2. Выключить электропитание модулей стенда, убрать дополнительный проводник.
Таблица 2
| Измерено | Вычислено | ||||||
U, B | I, A | UR, B | UK, B | UC, B | Р, Вт | сosϕ | ϕ | |
ZK, R1 | - | |||||||
R1, XC | - | |||||||
R1, LK, XC1 | ||||||||
R1, LK, XC2 | ||||||||
R1, LK, XC3 |
6. В цепи с последовательным соединением резистора R1, катушки LK и конденсатора C, изменяя величину емкости конденсатора С с помощью галетного переключателя модуля реактивных элементов, добиться наибольшего показания амперметра, то есть обеспечить состояние цепи близкое к резонансу напряжений. Результаты измерений занести в таблицу 2.
7. Уменьшая и увеличивая величину емкости конденсатора С (от резонансного значения) добиться существенного изменения величины тока и провести измерения указанных в таблице величин для двух новых состояний цепи. Результаты измерений занести в таблицу 2. Выключить электропитание модулей стенда.
8. Для цепи с последовательным соединением трех элементов (R1, LK, C) по результатам измерений определить полную мощность цепи S, активные мощности резистора и катушки индуктивности PR и PK, а также полное Z, активное R и реактивное X сопротивления всей цепи. Результаты расчета занести в таблицу 3.
Таблица 3
S, ВА | PR, Вт | PK, Вт | QK, ВАр | QC, ВАр | R, Ом | X, Ом | Z, Ом |
S =
PR =
PK =
QK =
R =
X =
Z =
9. По результатам измерений для исследованных цепей вычислить значение коэффициента мощности сosϕ и угла сдвига фаз, построить в масштабе векторные диаграммы и объяснить их различие.
сosϕ =
ϕ =
10. Объяснить влияние величины емкости конденсатора на режим работы исследованной цепи.
Вывод:
оценка | подпись |