Общие понятия правильной осанки

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. Общие понятия правильной осанки. 5

2. Формирование правильной осанки и коррекция телосложения у детей школьного возраста. 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 22

 

 



ВВЕДЕНИЕ

Важнейшей задачей физического воспитания является воспитание крепких, здоровых молодых людей, в полной мере овладевших навыками и умением, определенными учебной программой по физической культуре.

Физическое воспитание школьников, являясь начальным этапом физического совершенствования личности в условиях школы, конкретизируется:

а) относительно самостоятельными за­дачами, обеспечивающими реализацию общей цели физического воспитания;

б) возрастными особенностями школьников, опреде­ляющими динамику развития их организма и становление качественных свойств личности;

в) выбором средств, методов и форм организации занятий, учитывающих возрастные особенности и обеспечивающих положительное решение педагогических задач.

Реализация цели физического воспитания осуществляется че­рез решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Оздоровительные задачи определяют направленность педагогических воздействий на гармоничное физическое развитие школьника и его подготовку к нагрузкам, связанным с характером учебной деятельности.

Большие умственные и статические нагрузки в школе, малоподвижный образ жизни, нерациональное питание, приводят к тому, что у большинства детей ухудшается зрение, деятельность сердечно - сосудистой и дыхательной системы, нарушается обмен веществ, уменьшается сопротивляемость организма к различным заболеваниям, что приводит к ухудшению состояния их здоровья.

В связи с этим необходимо использовать все формы физического воспитания в школе, а также различные методы и средства формирования правильной осанки детей и коррекции телосложения.

Специфика воспитания младших школьников обусловлена их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями – это замедленный рост роста, высокое возбуждение нервной системы, повышенная реактивность.

Важным показателем нормального физического развития ребенка является правильная осанка, которая предопределяет нормальное положение и функционирование внутренних органов. Формирование правильной осанки зависит от многих условий, а именно от того, как ученик ходит, стоит, сидит, выполняет ли ежедневно утреннюю гимнастику, физкультминутки на уроках, игры и упражнения на переменах. Физические упражнения являются основным средством формирования правильной осанки.

Получение учениками знаний по физической культуре является необходимым условием сознательного овладения учебным материалом по этому предмету, привитие интереса и привычки систематически заниматься физическими упражнениями.

 



Общие понятия правильной осанки

Осанка – это привычное положение тела при стоянии, сидении, ходьбе, беге. Формируется в процессе роста, развития и воспитания (в период от 5 до 18 лет). Осанка считается правильной, если голова слегка приподнята, грудная клетка развернута, плечи находятся на одном уровне; голова и позвоночник, если смотреть сзади, составляют прямую вертикальную линию, а если смотреть сбоку, позвоночник имеет небольшие углубления в шейном и поясничном отделах (лордозы) и небольшую выпуклость в грудном отделе (кифоз).

Правильная осанка во многом определяет здоровье человека. Она способствует рациональному использованию биомеханических свойств опорно-двигательного аппарата и нормальному функционированию жизнеобеспечивающих систем, одной из форм проявления нормального физического состояния и развития человека.

Правильно оформленный позвоночник имеет физиологические изгибы в сагиттальной плоскости (при осмотре сбоку) в виде шейного и поясничного лордоза (изгиба кпереди) и кифоза (изгиба кзади) в грудном и крестцовом отделах. Эти изгибы, а также межпозвоночные диски обусловливают амортизирующие свойства позвоночника. Изгибы позвоночника тесно взаимосвязаны, и увеличение одной кривизны приводит к изменению другой. Во фронтальной плоскости (при осмотре со спины) позвоночник в норме должен быть прямым. Даже незначительное искривление позвоночника во всех случаях следует расценивать как отклонение от нормы.

Главную роль в сохранении вертикальной позы играют мышцы спины, выпрямляющие позвоночник, и подвздошно-поясничные мышцы. Если мышцы туловища развиты равномерно и тяга мышц сгибателей, уравновешивается тягой мышц разгибателей, то туловище и голова держатся прямо.

Хорошо развитый мышечный корсет способен защитить позвоночник от травмирующих нагрузок. Позвоночник должен быть подвижен, устойчив и достаточно крепок, чтобы выдержать статические и динамические нагрузки.  

Нарушение осанки – это незначительные отклонения в положении позвоночника. При нарушении осанки мышечный аппарат начинает неправильно функционировать, дети школьного возраста плохо переносят физические на­грузки, быстро устают и могут жаловаться на боли в спине.

Формирование осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе физиологических закономерностей развития нервной деятельности, определяющей образование условных рефлексов двигательной деятельности.

Нарушение осанки чаще всего появляется в школьном возрасте, особенно в периоды ускоренного роста скелета детей (периоды вытягивания).

 Чтобы определить, есть ли у ребенка нарушение осанки, необходимо его осмотреть, раздев до трусов. Осмотр проводится в привычной позе ребенка с одинаковой нагрузкой на обе ноги (с выпрямленными в коленных суставах ногами, пятки вместе, носки врозь) последовательно: спереди, сбоку,, со спины и в положении наклона вперед. В положении наклона вперед подбородок прижимается к грудине, кисти рук соединяются вместе перед собой.

Правильная осанка характеризуется одинаковым уровнем надплечий, сосков, углов лопаток, равной длиной шейно-плечевых линий (расстояние от уха до плечевого сустава), глубиной треугольников талии (углубление, образуемое выемкой талии и свободно опущенной рукой), прямой вертикальной линией остистых отростков позвоночника, равномерно выраженными физиологическими изгибами позвоночника в сагиттальной плоскости, одинаковым рельефом грудной клетки и поясничной области (при наклоне вперед). В норме глубина лордоза в шейном и поясничном отделах позвоночника соответствует толщине ладони обследуемого. Отклонения этих показателей от нормы свидетельствуют о нарушениях осанки или сколиозе.

Виды сколиоза: грудной правосторонний (рис. 1,а), общий левосторонний (б), S-образные (в,г).

.

Рис. 1

 

Нарушения осанки бывают двух типов.

Нарушение осанки в сагиттальной плоскости (рис. 2) — неправильное соотношение физиологических изгибов позвоночника. В этих случаях можно наблюдать, по сравнению с нормальной осанкой (а), увеличение всех физиологических изгибов, увеличение грудного кифоза при уменьшенном поясничном лордозе (круглая спина (б), сглаживание физиологических изгибов {плоская спина (е), увеличение поясничного лордоза при слабовыраженных шейном лордозе и грудном кифозе (плосковогнутая спина (г).

 

Рис. 2

 

Сколиоз в начальной стадии, как правило, характеризуется теми же изменениями, что и нарушение осанки во фронтальной плоскости. Поэтому начальные формы сколиоза нередко принимают за нарушение осанки или, наоборот, к нарушению осанки относят сколиоз I степени. Главным отличительным признаком начального сколиоза является наличие торсии позвонков (скручивание позвонков вокруг вертикальной оси). Об этом свидетельствуют реберное выбухание по задней поверхности грудной клетки и мышечный валик в поясничной области (симптомы Чаклина). Поэтому при всех случаях нарушения правильной осанки необходима консультация специалиста-ортопеда, который уточняет диагноз с помощью рентгенологического обследования. Чем раньше будет выявлено нарушение осанки, тем легче его исправить.

Рис. 3

 

Определяя нарушения осанки, необходимо проверить высоту размещения плечевых линий, нижних углов лопаток и отставание их от грудной клетки, форму просветов, образо­ванных внутренними поверхностями рук и туловища.

Асимметрию лопаток можно определить с помощью сантиметровой ленты, измерив «треугольник» (рис. 3) на раздетом ребенке, который стоит в непринужденной позе. Определяются следующие расстояния: 7-й шейный позвонок (наиболее выступающий) — нижний угол левой лопатки, 7-й шейный позвонок— нижний угол правой лопатки, расстояние между нижними углами лопаток.

При физиологически нормальной или исправленной при помощи физических упражнений осанке данные первого измерения равны данным второго. И если при повторных измерениях через 3—4 месяца расстояние между углами лопаток увеличится, это свидетельствует о прогрессировании нарушения осанки («крыловидные лопатки», кифотическая осанка).

Асимметрия нижних углов лопаток свидетельствует о сколиотической осанке. Степень кифотической осанки и ее исправление под влиянием занятий физическими упражнениями определяют при помощи плечевого индекса:

Ширина плеч (см)

------------------------------------------* 100%

Плечевая дуга (см)

 

 

Ширина плеч измеряется сантиметровой лентой спереди и равна расстоянию по прямой между плечевыми точками. Плечевая дуга измеряется сзади и равна расстоянию по дуге между этими же точками. Оценка плечевого индекса: до 89,9% и ниже — сутулость, от 90 до 100%—нормальная осанка. Во всех случаях выявления нарушений осанки необходимо измерять длину нижних конечностей. Она определяется расстоянием от передней верхней ости подвздошной кости до верхушки наружной или внутренней лодыжки в положении лежа на спине.

При определении диагноза нарушения осанки школьный врач совместно с учителем физкультуры определяет для школьника объем и схему физкультурно-оздоровительных мероприятий на четверть, полугодие, год с обязательным динамическим контролем эффективности оздоровительной физической культуры не реже одного раза в 3—4 месяца.

В начальных классах следует особенно внимательно следить за развитием правильной осанки. Ведь у ребенка достаточно много разнообразных занятий, во время которых он находится в положении сидя. Если при этом он привыкнет к неправильному положению тела, то потом бороться с этим будет гораздо труднее.

Стол и стул должны соответствовать росту ребенка. Необходимо следить, за тем, чтобы сидя он держал спину прямо, не скрещивал ноги и не поджимал одну ногу под себя. Стул должен быть придвинут достаточно близко к столу, но не настолько, чтобы грудь упиралась в край стола.

Нельзя разрешать ребенку низко склонять голову над книгой или тетрадью. Это не только портит осанку, но и вредит зрению.

Искривлению позвоночника способствует также и ношение тяжести (набитого книгами портфеля) в одной руке. Поэтому целесообразно пользоваться ранцем, который школьник должен носить за спиной. Почти у всех детей до 8—9 лет лопатки немного выступают, а регулярное ношение ранца выпрямляет спину, сглаживает их выстояние.

Детям необходимо постоянно напоминать о том, чтобы они держались прямо, подтягивали живот, не горбились.

В связи с этим формирование правильной осанки имеет большое значение, особенно в начальные периоды возрастного развития, когда наиболее интенсивно идёт формирование изгибов позвоночника и других основ осанки.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: