Формирование правильной осанки и коррекция телосложения у детей школьного возраста

Для детей школьного возраста занятия, проводимые в сюжетно-ролевой форме, имеют преимущества перед обычными занятиями физической культурой. Однако, погружаясь в образ, ребенок иногда допускает неточности в выполнении движений, что может снизить и даже свести на нет ожидаемый лечебный эффект. Поэтому важно заранее научить детей правильно выполнять упражнения, либо начинать занятия сильно сокращенным комплексом, выстраивая сюжет таким образом, что неверное выполнение упражнения разрушает всю сказку.

Комплексы, приведенные для исправления асимметричной осанки, начинается из эмбриональной позы и приходит к положению стоя через положения, сидя и на четвереньках, таким образом, повторяя становление движений в онтогенезе человека. Такой принцип построения комплексов корригирующей гимнастики можно использовать для лечения любых нарушений осанки.

По особенностям организации и способам руководства занятия по коррекции телосложении и формирования правильной осанки подразделяются на две основные группы: занятия в режиме учебного дня и внеурочные занятия.

Урочные формы – это занятия, проводимые преподавателем (тренером) с относительно постоянной по составу учебной группой занимающихся в течение строго установленного времени в специально отведенном месте в соответствии с требованиями педагогических закономерностей обучения и воспитания. При этом строго соблюдаются частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь, обес­печивающие достижение положительного эффекта в развитии телосложения.

Основными урочными формами занятий по развитию телосложения являются уроки физической культуры, проводимые под руководством учителя (преподавателя).

Урок имеет три составные части: подготовительную (вводную), основную и заключительную. В подготовительной части выполняют упражнения, позволяющие вывести организм на оптимальный уровень физической работоспособности. В основной части выполняют комплексы специальных упражнений по развитию телосложения. В заключительной части решают задачи по восстановлению организма после физической нагрузки в основной части.

Уроки физической культуры отличаются большим многообразием двигательных ощущений, воздействующих на организм учащихся. Поэтому здесь больше, чем где-либо, должен осуществляться индивидуальный подход к учащимся.

Все эти особенности усиливают ответственность учителя за проведение уроков физической культуры.

Урок должен быть:

б) правильно методически построенным;

а) последовательным продолжением предыдущих занятий и в то же время иметь свою целостность и законченность; одновременно с этим он должен в значительной степени предусматривать задачи и содержание следующего очередного урока;

б) соответствовать по своему содержанию определенному составу учащихся в отношении возраста, пола, физического развития и физической подготовленности;

г) интересным для учащихся, побуждать их к активной деятельности;

д) содержать упражнения и игры, содействующие разностороннему физическому развитию, укреплению здоровья, формированию осанки.        

На уроках, как правило, учащиеся знакомятся с материалом, используемым при проведении гимнастики до занятий, перемен и физкультурных минуток. Таким образом, уроки являются основой и для физкультурных мероприятий в режиме учебного дня.

Основными мероприятиями по физическому воспитанию в режиме учебного дня школы являются: гимнастика до занятий, физкультурные минутки и организованное проведение перемен.

Эти формы занятий физическими упражнениями способствуют физическому развитию, укреплению здоровья и закаливанию организма учащихся, повышению качества учебной работы и воспитанию дисциплинированности и чувства коллективизма.

Гимнастика до занятий – это физические упражнения, проводимые в школе ежедневно до начала уроков. Гимнастика до занятий решает главным образом воспитательные и оздоровительные задачи. Ежедневно выполняемые физические упражнения оказывают благоприятное воздействие на организм, способствуют формированию правильной осанки, воспитывают привычку к регулярным занятиям физическими упражнениями. Упражнения, проводимые на открытом воздухе, содействуют также закаливанию организма школьников.

Каждый комплекс гимнастики должен:

а) разносторонне влиять на мышечную систему и умеренно активизировать сердечную деятельность;

б) не утомлять и не перевозбуждать учащихся;

в) положительно влиять на осанку учеников;

г) состоять из упражнений, знакомых детям или легко воспри­нимаемых с первого показа;

д) вызывать эмоциональный подъем;

е) соответствовать месту проведения.

Физкультурные минутки — это физические упражнения, проводимые в классе во время урока. Правильно и вовремя проведенные физкультурные минутки являются эффективным средством для повышения внимания и активности детей и лучшего ус­воения ими учебного материала. Кроме того, они благотворно влияют на организм учащихся.

Учебные занятия в классе связаны с длительным сидением за партой в определенном положении, часто в довольно наряженном состоянии (во время письма). Это вызывает нежелательные явления в организме детей: застойные явления крови в органах, в области таза, живота; изменения в положении позвоночника, плеч, грудной клетки. Противодействуя этим явлениям, физические упражнения улучшают кровообращение, содействуют выпрямлению позвоночника, активизируют организм учащихся. Таим образом, физкультурные минутки содействуют повышению успеваемости школьников, обеспечивают активный кратковременный отдых и способствуют улучшению здоровья детей.

Дети должны понимать значение физкультминуток и хорошо выполнять включенные в них упражнения. С этой целью учитель должен провести с детьми краткую беседу, разъяснить значение упражнений на уроках, как должны дети участвовать в физкультминутках и какой порядок должен быть при проведении физкультминуток.

Организация двигательной деятельности учащихся на переменах является хорошим средством активного отдыха, укреп­ления здоровья и восстановления работоспособности.

Игры и упражнения во время больших перемен надо прово­дить на открытом воздухе, что способствует закаливанию орга­низма и укреплению здоровья учащихся. В случае неблагоприят­ных условий (дождь, сильный мороз, ветер и т. п.) занятия пере­носятся в помещение школы и проводятся в хорошо проветренных коридорах и рекреациях. «Подвижные» перемены проводятся в течение 30 мин. За 5 мин до окончания перемены подается команда к окончанию занятий, и школьники спокойно, без суто­локи покидают игровые площадки.

Ежедневные физкультурные занятия в группах продленного дня (спортивный час) проводятся на открытом воздухе с целью закаливания организма и обеспечения активного отдыха младших школьников. Организует и проводит спортивный час с группой продлённого дня воспитатель под общим методическим руководством учителя физкультуры.

В содержание спортивного часа включают упражнения и по­движные игры, ранее разученные детьми на уроках физкультуры.

На одном занятии не следует проводить более двух-трех игр. При выборе игр следует учитывать желание учащихся. Полезно включать в спортивный час и простейшие соревнования, напри­мер в беге на 25—30 м, по прыжкам с места, метанию малого мя­ча в цель. Для младших школьников интересны также различные спортивные развлечения и аттракционы: катание на самокатах, велосипедах, набрасывание колец, игра «Удочка». Полезны и интересны занятия на воздухе зимой: катание на лыжах, коньках, различные игры и развлечения, хоккей.

Внеклассная работа проводится во внеурочное время в виде занятий по гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке и туризму, в секциях и кружках.

Основным содержанием внеклассных занятий с детьми является материал учебной программы по физической культуре, используемый с целью совершенствования умений и навыков учащихся в выполнении различных упражнений.

Неурочные формы – это занятия, проводимые как специалистами, так и самими занимающимися самостоятельно с целью активного отдыха, укрепления здоровья, развития телосложения. Такие занятия имеют некоторые особенности:

1.Осуществляются на основе полной добровольности. Дети занимаются физическими упражнениями, направленно воздействующими на развитие телосложения.

2.Характеризуются самостоятельной организацией занятий. От специалистов требуется определенная физкультурная грамотность, особенно методической направленности, для правильного построения индивидуальных занятий по развитию телосложения, корректного регулирования величины нагрузок, физического развития, осуществления самоконтроля за их воздействием на организм.

3. Отличаются большей простотой по структуре построения занятия и его более узким содержанием.

Кружки физической культуры создаются, как правило, для работы с детьми младшего школьного возраста. Основными их задачами являются приобщение учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями, внедрение физической культуры в их повседневную жизнь, повышение уровня физической подготовлен­ности. Кружки по общефизической подготовке работают в тече­ние всего учебного года. В содержание занятий включают физические упражнения, подвижные игры, эстафеты, оказывающие разностороннее воз­действие на развитие детей, в том числе на коррекцию телосложения и формирование правильной осанки.

Кружки лечебной физической культуры организуются для школьников подготовительной медицинской группы или имеющих те или иные отклонения в состоянии здоровья, но желающих ре­гулярно заниматься физической культурой. Основная задача кружков ЛФК — укрепление здоровья занимающихся, повыше­ние их физической кондиции с целью перевода в основную медицинскую группу. Занятия проводят методисты лечебной физиче­ской культуры или учитель физической культуры.

Спортивные секции создаются для учащихся основной меди­цинской группы. В них решаются задачи, определяемые требова­ниями выбранной спортивной специализации подготовки зани­мающихся к спортивным соревнованиям. Спортивные соревнования в общеобразовательной школе рас­сматриваются как одна из ведущих учебно-воспитательных форм целостного педагогического процесса по физическому воспитанию.

 В школе проводят дни здоровья, физкультурно-спортивные праздники, туристские слеты и походы. Основная их задача — поддержание высокой работо­способности школьников в течение учебного года, пропаганда фи­зической культуры, организация досуга школьников, привитие им правил здорового образа жизни. Таким образом, применяются различные формы проведения занятий.

Урочная форма:

- образовательной направленности – для формирования специальных знаний, обучения разнообразным двигательным умениям;

- коррекционно-развивающей направленности для развития двигательных способностей и коррекции нарушений осанки и свода стопы с помощью упражнений;

- оздоровительной направленности – профилактика нарушений осанки, плоскостопия, укрепление систем организма;

- рекреационной направленности – для организованного досуга, игровой деятельности.

Неурочная форма – дни здоровья, физкультурные праздники, группа продленного дня, показательные выступления и т.д. Целью является совершенствование навыка правильной осанки посредством самореализации.

Многообразие форм физической культуры позволяет детям младшего школьного возраста сохранять и укреплять здоровье, формировать правильную осанку и корректировать телосложение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: