Актуальность и перспективность опыта

Г. Павлово,  2010

Введение

 

  Правительство России 11 июля 2005 года утвердило Постановление №422 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2006 -2010 годы», в котором говорится о том, что данная программа разработана в соответствии с концепцией патриотического воспитания граждан страны и учётом предложений всех уровней исполнительной власти, научных и образовательных учреждений, общественных организаций и объединений, а так же творческих союзов и религиозных конфессий. Программа является продолжением государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы», предполагает совместную деятельность государственных структур и общественных организаций (объединений) в решении широкого спектра проблем патриотического воспитания и призвана придать ему дальнейшую динамику. В программе подчеркивается, что приоритетным направлением является патриотическое воспитание подрастающего поколения – детей молодёжи. В «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой) уделено большое внимание нравственному воспитанию дошкольников, в том числе патриотическому воспитанию.

 

Актуальность и перспективность опыта.

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.                                                                                                                                                                 (Д.С.Лихачев)

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике.

Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребёнка формируется индивидуально. Он связан с духовным миром человека. И задача педагогов сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу, педагог должен сам знать природные, культурные, экономические и социальные особенности региона, где он живёт. А самое главное, необходимо, чтобы педагог любил свою Родину, свой край, город и всегда помнил слова академика Д. С. Лихачева: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную осёдлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение,  перекати – поле».

  В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые. Молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры, все чаще с «помощью телевидения» в детские души вторгаются рекламы пивных банок, нормой жизни становится уклонение от службы в армии, открытие детских домов при живых родителях. Произошла смена кумиров молодёжи, в качестве образца предлагаются не вечные истины и доблести, а криминальная, силовая героика. Объективными показателями нравственного неблагополучия в сфере детства являются: проявление табачной, алкогольной, наркотической и других зависимостей, включая все виды «экранной зависимости» - телеманию, виртаманию, Интернет-манию. Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв тёплых, эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети – будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог её будущего развития, в каждой семье под руководством родителей  растёт будущий гражданин. В молодых семьях вопросы воспитание патриотизма не считаются важными,  зачастую вызывают лишь недоумение. Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений.

Сегодня наше общество переживает переоценку идеалов, иногда ставятся под сомнение общечеловеческие ценности, что может привести к необратимым последствиям. Содержание образования должно быть направлено на воспитание культурного человека, любящего свой город, край, свою Родину.

    Семья выступает как образец моделей поведения и оказывает большое влияние на развитие личности. Многие взрослые, даже коренные жители, имеют недостаточно знаний о своём городе.

Проблема:

Во время работы над опытом, я столкнулась снедостаточной методической, дидактической оснащённостью для организации целенаправленного, содержательно наполненного целостного педагогического процесса, направленного на ознакомление детей дошкольного возраста с родным городом Павлово.

  Беседуя со старшими дошкольниками о родном городе, я увидела, что дети не знают достопримечательностей нашего города, чем он знаменит, не знают названия улиц, на которых живут. Пришлось срочно исправлять ситуацию.

 Мною была определена цель работы: совершенствовать педагогический процесс по нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста через ознакомление с родным городом.

В ходе реализации этой цели, я стала изучать научно – методическую, психолого-педагогическую литературу по данному вопросу,                                      систематизировать методический и дидактический материал по ознакомлению с родным городом, пополнить предметно – пространственную развивающую среду, направленную на обогащение представлений детей о родном городе, повысить уровень компетентности родителей по данной проблеме через организацию взаимодействия ДОУ и семьи, разработать перспективные планы по знакомству с родным городом., организовать мониторинг педагогического процесса по ознакомлению детей с родным городом. Полученный результат предполагалось отслеживать по следующим критериям:

 - методическое обеспечение;

- пополнение предметно – пространственной развивающей среды;

- применение полученных знаний в продуктивной деятельности детей;

- компетентность и включенность родителей в педагогический процесс.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: