Что общего между ними?

Конфуцианство.

Родоначальником древнекитайской философии считается Кун Фу-цзы (по-русски Конфуций), живший в 551 - 479 гг. до н.э. Он основал школу и имел много учеников, которые записали мысли своего учителя. Так возникло главное конфуцианское сочинение «Лунь юй» («Беседы и высказывания»).

Главными проблемами учения Конфуция являются нравственная природа человека, жизнь государства, семьи, принципы управления.

Конфуцианское учение о нравственности опирается на такие этические понятия, как «взаимность», «золотая середина» и «человеколюбие», составляющие в целом «правильный путь» (дао), которому должен следовать всякий, желающий жить в согласии с самим собой и другими.

Для Конфуция знать – «значит знать людей», а познание природы его не интересует. Всякое учение должно дополняться размышлением: «учиться и не размышлять – напрасно терять время».

Конфуций признавал, что «все течет» и что «время бежит не останавливаясь», но тем не менее он заботился о том, чтобы в обществе все оставалось неизменным. Ключ к управлению народом он видел в силе нравственного примера вышестоящих нижестоящим.

4)Славянофилы и западники: различия и сходства

Идейные течения западничества и славянофильства сформировались в 30-40 годах 19 века. На их появление повлияло, прежде всего, восстание декабристов. Русские философы и мыслители сформировали 2 подхода к обеспечению развития Российского государства, характеризующихся как схожестью, так и значительными различиями.

Что общего между ними?

1) Считали необходимым отменить крепостное право

2) Предлагали развивать инфраструктуру экономики России

3) Либеральные западники, как и славянофилы, выступали за мирные реформы

Западники:

1) Считали, что Россия должна развиваться по тому же пути, что и ведущие государства Европы

2) Выступали за то, что в России должна быть принята конституция, учрежден институт парламентаризма, радикальные сторонники предлагали сделать страну республикой

3) Предполагали, что религия и государство должны быть независимы друг от друга

4) Положительно относились к Петру Первому

Славянофилы:

1) Полагали, что у России — свой путь, основанный на православии, самодержавии и народности

2) Утверждали, что в России не должно быть конституции и парламента

3) Считали, что религия должна быть основой строительства Российского государства

4) Отрицательно относились к Петру Первому

5)Лао-Цзы и даосизм

Даосизм – одна из древнейших духовных систем Китая. Формирование происходило в среде шаманских культов древности.

Даосизм никогда не имел единого административного и вероучительного центра и вплоть до сего дня представлен множеством автономных религиозных групп со своими традициями и обычаями. По сути, даосизм существовал в качестве конгломерата разрозненных сект, учения которых могли довольно сильно отличаться друг от друга. Тем не менее все они опирались в своих верованиях на одни и те же ключевые тексты и почитали своим основателем одного и того же учителя – Лао-цзы.

Возникновение же учения связывают с именем мыслителя и аскета Лао-цзы, жившего, по предположительным сведениям, в VII- VI веках до н. э. Однако практически все известные факты его биографии носят легендарный характер.

О жизни Лао-цзы имеются довольно скудные сведения. Бóльшая часть информации содержится в знаменитых «Исторических записках» («Ши цзи») Сыма Цяня, в которых, в частности, сообщается о том, что Лао-цзы родился в княжестве Чу и его при жизни звали Ли Эр Бо-ян, а по смерти – Дань. По легенде, Лао-цзы появился на свет в возрасте 81 (!) года. В китайской нумерологии, во многом сформировавшейся под влиянием даосизма, 9 означает число полноты и традиционно ассоциируется с элементом «земля». Почтенный возраст новорожденного был отмечен сединами, потому он и получил свое имя Лао-цзы, то есть «Престарелый младенец».  Выйдя из тела матери через левый бок, Лао-цзы указал рукой на стоящее рядом дерево и произнес: «Вот это и будет моей фамилией». По-китайски ли «слива», тем же иероглифом обозначалось и фамильное имя Лао-цзы – Ли.

6)Теория ноосферы В.И.Вернадского

Под ноосферой понимают сферу взаимодействия природы и общества.

По В.И. Вернадскому, ноосфера ("ноос" - по-гречески означает разум, дух) - новое состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Для ноосферы характерно взаимодействие человека и природы: связь законов природы с законами мышления и социально-экономическими законами.

Ноосфера, по Вернадскому, требует качественно иного подхода: глобального управления планетарными процессами по единой разумной воле.

По мнению Тейлора де Шардена, ноосфера сформировалась на Земле в результате воздействия или отражения божественного разума, духа. Однако В.И. Вернадский написал, обосновывая зарождение и появление понятия ноосферы: "впервые в истории человечества интересы народных масс - всех и каждого - и свободной мысли личности определяют жизнь человечества, являются мерилом его представлений о справедливости. Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободного мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть "ноосфера".

В наши дни особую актуальность приобретает учение Вернадского о переходе биосферы в ноосферу, что может послужить основой фундаментальных исследований экологических проблем. В.И. Вернадский предвидел научно-техническую революцию ХХ века со всеми ее последствиями для биосферы. Он полагал, что именно в познании закономерностей развития биосферы и лежит ключ к разумному природопользованию.

7)Древнеиндийская философия. Основные течения.

Индийская цивилизация является одной из самых древних на земном шаре. Она зародилась на полуострове Индостан почти 6 тысячелетий назад. В попытке осмыслить себя, окружающий мир и свое место в нем, древние индийские философы стали предпринимать первые шаги в развитии мировоззренческих учений. Так зародилась философия Древней Индии, которая оказала значительное влияние на всю мировую культуру.
Индийская философия берет свое начало в середине первого тысячелетия до н. э. В зависимости от различных источников философской мысли древнеиндийскую философию принято делить на три основных этапа:

  • Ведический – период ортодоксальной философии индуизма (XV-VI вв. до н. э.)
  • Эпический – период создания знаменитых эпосов «Махабхарата» и «Рамаяна», в которых рассматривались глобальные проблемы философии того времени, выход на арену буддизма и джайнизма (VI-II вв. до н. э.)
  • Эпоха сутр – период кратких философских трактатов, в которых описаны отдельные проблемы (II в. до н. э.-VII в. н. э.)
    С древних времен индийская философия развивалась непрерывно и закономерно, без кардинальных смен идей и точек зрения. Все основные положения описаны в Ведах, датируемых XV в. до н. э. Практически вся литература, последовавшая за Ведами, связана с их толкованием. Веды были написаны на санскрите, и включали в себя четыре части: Самхиты, Брахманы, Араньяки и Упанишады.
    К основным положениям философии Древней Индии относят:
  • совершенствование внутреннего мира человека;
  • желание предостеречь от ошибок, которые в будущем могут стать причинами страданий;
  • искренняя вера в неизменное нравственное устройство Вселенной;
  • восприятие Вселенной как благодатного поля для нравственных поступков;
  • неведение – источник всех человеческих страданий, в то время как знание – обязательное условие спасения каждого;
  • постижение знаний путем длительного сознательного погружения;
  • подчинение слабостей и страстей разуму, который является единственным путем к спасению.

8)Теория общественного развития К.Маркса

Материальное производство лежит в основе любых общественных отношений. В историческом развитии общество проходит ряд формаций, которые различаются между собой уров­нем развития производительных сил и конкретностью классовых противостояний. Классовая борьба является одной из основных причин общественного развития. Главным в общественном бытии является способ производства. Занимаясь производством, человек сам создает условия своего существования: материальные условия жизни, характер отношений с другими людьми, способы усвоения и передачи накопленного опыта. Все это составляет реальный образ жизни людей или их общественное бытие. Способ производства состоит из двух подсистем - производительных сил и производственных отношений. Производительные силы (средства труда, предмет труда, люди, включенные в сферу производства) выражают технологи­ческий способ производства. Производственные отношения (отношения по по­воду собственности, распределения, потребления) выражают социально-экономический способ объединения людей. Маркс создал концепцию формационного развития обществ. Формация -это социально-экономический тип общества, выражающий ступень в его разви­тии. Маркс выделил несколько ведущих типов организации общества - обще­ственных форм, или формаций: первобытной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и в перспективе — коммунистической. Маркс ввел в оборот понятия «базис» и «надстройка». Базис — это эконо­мический строй общества. Надстройка — политический строй общества и ду­ховная жизнь (или общественное сознание).

Базис является определяющим по отношению к надстройке.

 

 

9)Философия Буддизма

Буддизм возник в середине первого тысячелетия до н.э. в Индии. Основоположником буддизма был реальный человек по имени Сиддхартха Гаутама, известный как Будда Шакьямуни. Родился он в 560 году до н.э. в зажиточной семье царя племени шакья. С самого детства он не знал ни разочарований, ни нужды, был окружен безграничной роскошью. И так прожил Сиддхартха юность, пребывающий в неведении о том, что существуют болезни, старость и смерть.
В свои 29 лет он примыкает к группе странствующих отшельников. Так он начинает поиски истины бытия. Гаутама пытается понять природу человеческих бед и пытается отыскать способы их устранения. Проведя в странствиях 6 лет, он испытывал разные техники, практиковал йогу, но пришел к выводу, что такими способами просветления не достичь. Действенными методами он считал размышления и молитвы. Именно тогда, когда он проводил время в размышлениях под деревом Бодхи, он испытал просветление, благодаря которому нашел ответ на свой вопрос.

После своего открытия он провел еще несколько дней на месте внезапно наступившего озарения, а затем отправился в долину. И стали звать его Буддой («просветленным»). Там он начал проповедовать людям учение. Самая первая проповедь состоялась в Бенаресе.

Это учение нельзя назвать лишь религией, в центре которой стоит Бог, создавший мир. Буддизм – это философия, Учение предполагает помощь в направлении человека на путь саморазвития и самосознания.

В буддизме нет идеи о том, что существует вечная душа, искупающая грехи. Однако, все, что человек делает и каким образом, найдет свой отпечаток – это обязательно вернется к нему. Это не божественная кара. Это последствия всех действий и мыслей, оставляющих следы на собственной карме.

Основы своего учения Будда изложил в виде четырёх тезисов - четырёх "благородных истин":

– вся жизнь есть страдание: рождение - страдание, болезнь - страдание, недостижение желаемого - страдание, словом, вся привязанность к земному есть страдание;

– причина страдания – желания (тришна – жажда бытия, привязанность к преходящему);

– существует освобождение от страданий – нирвана;

– есть путь, ведущий к нирване.

10)Философские поиски Н.Бердяева: творчество,культура, судьба России

Философия Бердяева – это философия личности, персонализм. Личность – это не эмпирическая индивидуальность, а человек взятый как творческое и свободное существо, неподвластное объективации. С точки зрения Бердяева, личность это понятие религиозного сознания, и, следовательно, мы в состоянии постичь проявление человеческой сущности, её специфику лишь посредством ей отношения к Богу. С проблемой свободы Бердяев связывал решение проблемы возникновения нового и процессе творчества. Всякое действительно новое в мире возникает лишь через творчество, т. е. посредством проявления свободы духа. Творчество есть переход небытия в бытие через акт свободы. Иными словами, оно означает прирост, прибавление, создание того, чего еще не было в мире. В творческом акте человек выходит из замкнутой субъективности двумя путями: объективации и трансцендирования. На путях объективации творчество приспособляется к условиям этого мира. На путях же трансцендирования оно прорывается к концу этого мира, к его преображению, т. е. в действительность потенциальную, более глубокую.

Каждая культура, по Бердяеву, переживает периоды рождения, расцвета и исчезновения. Но исчезают лишь временные, преходящие ценности, а непреходящие продолжают жить до тех пор, пока существует человеческая история. Анализируя исторические судьбы «западной культуры» как целостного феномена, Бердяев пришел к выводу, что она прошла две стадии: варварскую средневеково- и гуманистически секуляристскую стадию. XX век — переходный период от гуманистической фазы к «новому средневековью».

11)Проблемма первоначала в философских учениях Фалеса, Анаксимена, Гераклита, Анаксимандра

Философия, которую мы называем древнегреческой, возникла не в самой Греции, а в основанных реками городах-государствах на западном побережье Малой Азии (Ионии), затем в греческих городах Италии и только потом в самой Греции - в Афинах. В это время крупнейшим малоазиатским греческим городом был Милет (на территории нынешней Турции). Именно там жили и работали крупнейшие мыслители, такие как Фалес, Анаксимандр и Анаксимен.

о Фалесе (640-562 до н.э.). Он являлся 1 ионийским философом и вместе с тем, европейским. Фалес происходил из аристократического рода и принимал участие в политической жизни Милета. Он учился у египетских жрецов астрономии и математике, сформулировал несколько геометрических теорий, предсказал солнечное затмения и открыл полярную звезду, определил продолжительность года и разделил его на месяцы. Вопрос о «первооснове» всего сущего («архе») был в центре его внимания. По словам Аристотеля, первоосновой всего сущего Фалес считал воду, а всё остальное основывается на этом первоначале. Первоначало Фалеса отличается от простой воды, эта вода божественная, одушевлённая.

Анаксимандр, полагал, что всё в мире произошло из первоосновы «апейрон», или «беспредельное». Такая первооснова, по его словам, обладает свойствами бесконечности и вневременности, то есть она неразрушима. Также Анакимандр считал, что наш мир является одним из немногих. До нас же дошли сведенья о том, что он являлся первым картографом, он изготовил карту и утверждал, что наша земля имеет форму цилиндра, лежащего в центре шаровидного космоса.

Анаксимен является третьим выдающимся философом милетской школы (5 век до н.э.). По его мнению, первоосновой всего сущего является воздух. Душа состоит из воздуха, а огонь- это разряженный воздух. Сгущаясь, воздух превращается в воду, затем в землю, ну и в конечном счёте, в камень.

Учение Гераклита. философ выдвигал революционные и опережающие его время идеи. Можно выделить три его главных тезиса:

мир находится в постоянном изменении;

огонь представляет собой первооснову мира;

мир полон противоположностей, которые взаимосвязаны и борются между собой.

Первая идея отражена в таких широко известных высказываниях Гераклита как «Все течет, все изменяется» и «Нельзя войти в одну реку дважды». Гераклит подчеркивал динамичный и изменяющийся характер мироздания, его пластичность, движение, как основную форму существования. Наконец последняя идея является попыткой сформулировать закон диалектического противоречия или единства и борьбы противоположностей. ераклит пишет о том, что вещи противоположные друг другу сходны – сухое становится влажным, а влажное сухим. Но вместе с тем они находятся в противоборстве и только борьба есть истинная форма мира и источник его рождения и развития.

12)П.Я Чаадаев о судьбе России

Значительные изменения в русской политико-правовой мысли произошли в начале девятнадцатого века, обусловлены они важными для нашей страны событиями, происходящими в тот период времени. Следствием победы в Отечественной войне 1812 года стал не только всемирный авторитет, но также усиление патриотизма, национального духа и самосознания народа. В эти годы (в годы реакции) любой мог попасть на каторгу или быть казнен за опрометчиво сказанное слово. Как раз в этот период Петр Яковлевич Чаадаев, русский философ, мыслитель, публицист, друг Пушкина, участник Отечественной войны 1812 г.

Философская мысль Петра Яковлевич оживила сознание русского народа. Чаадаев стал первым российским философом, который попытался осмыслить историю России с точки зрения философии. П.Я. Чаадаев первым сравнил западную, восточную и российскую цивилизации. Он пытался разгадать, какое же место в мировой истории занимает Россия. Чаадаев единственный нашел связь геополитического положения страны с ее судьбой.

Философ считал, что неодинаковые условия способствовали развитию совершенно разных культур - Востока и Запада. Восточная культура является более старой, она оказала влияние на формирование определенного сознания человека.
По мнению Чаадаева высококультурной, развитой страной является та, которая прошла путь нравственного совершенствования. Такие страны постоянно находятся в поиске новых способов внутреннего развития. Философ не относил Россию к числу высокоразвитых стран, он считал, что русские еще юный народ, который только начинает искать свою роль на мировой сцене, свое предназначение. Россия находится между двумя цивилизациями - восточной и западной, Чаадаев считал, что такое геополитическое положение имеет свои преимущества и недостатки. К недостаткам он относил ее северное расположение. Суровые климатические условия затрудняли русскому народу благоустраивать быт. Русские люди постоянно должны были думать о хлебе насущном, это, по мнению П.Я. Чаадаева, и препятствовало развитию идейной, духовной стороны жизни людей в России. Преимущество геополитического положения нашей страны Чаадаев видел в том, что Россия имела возможность перенять лучшее из опыта западной и восточной культуры. Философ рассматривал Россию как самостоятельную культуру, которая лишь при Петре Великом начала знакомиться с достижениями Европы и что-то у нее заимствовать.
Петр Яковлевич Чаадаев трактовал политику европеизации России по- своему. По мнению мыслителя, данный процесс приобщения к европейской культуре начался в XVI в. и первоначально имел характер заимствования. Однако, по воле первого российского императора Петра I, с XVIII в. помимо усвоения нового стали происходить также тенденции отрицания старого, прошлого. Чаадаев считал прошлое России варварским, невежественным, поэтому положительно отнесся к петровским реформам. Своих современников мыслитель призывал не охранять «варварское прошлое», а сосредоточить свои усилия на освоение трудов всех народов.
П.Я. Чаадаев был великим философом и первым кто заговорил о проблемах России. Несмотря на то, что мыслитель недооценивал экономический фактор в развитии общества, его идеи о значении геополитического положения нашей страны оказали особое влияние на осмысление судьбы народа.
13)Учение пифагорейцев о числах как основе мира

Пифагор не записывал своего учения. Оно известно лишь в пересказах Аристотеля и Платона. «Они признали математически начала за начала всего существующего»,— пояснял Аристотель.
Т.е для пифагорейцев число было первоначалом мира. Пифагор утверждал, что людей окружают разные предметы. Но все их многообразие не может не иметь под собой единой мировой основы. Безусловно, все вещи можно посчитать. Таким образом, с помощью числа можно выразить многообразие, что нас окружает. Число неизменно и присутствует в совершенно разных вещах, являясь единой основой. Поэтому число можно считать первоначалом мира.
Главное число – единица
. Число порождает все многообразие предметов в нашем мире. Пифагор говорил, что единице соответствует точка, двойке – две точки, но через две точки уже можно провести прямую, получается, что числу два соответствует прямая; тройке – три точки, но если их соединить, то получается уже плоскость; через четыре точки строится пространство, которое, соответствует четверке. Оно делится на четыре стихии: воду, землю, воздух и огонь, а затем каждая из них делится на разные предметы, взаимодействующий между собой. Это взаимодействие и приводит к бесконечному разнообразию вещей.  Таким образом, весь мир представляет собой последовательное разворачивание идеальной сущности – числа.
Пифагор считал, что познать мир – это значит познать управляющие им числа. Кроме того, по мнению философа, все в природе подчиняется неким числовым комбинациям. Основным в учении Пифагора является учение о числе, как выше уже было указано, как сущности всего мира.

14)Философия А.Шопенгауэра

Артур Шопенгауэр (1788–1860) – немецкий философ, один из первых представителей иррационализма. Шопенгауэр полагал, что сущность личности составляет воля, которая независима от разума. Она представляет собой проявление некой космической силы, мировой воли, составляющей истинное содержание всего сущего.
Особенность его учения – волюнтаризм. Воля – это начало любого бытия, она порождает явления, или «представления».  Шопенгауэр сформулировал учение о свободе и необходимости. Воля, являясь «вещью в себе», свободна, в то время как мир явлений обусловлен необходимостью и подчиняется закону достаточного основания. Человек как одно из явлений тоже подчиняется закономерностям эмпирического мира.

Жизнь человека Шопенгауэр рассматривает в категориях желания и удовлетворения. По своей природе желание – это страдание, поскольку удовлетворение потребности приводит к пресыщению и скуке, возникает отчаяние. Счастье – это не блаженное состояние, а только избавление от страдания, но это избавление сопровождается новым страданием, скукой.
Страдание – это постоянная форма проявления жизни, человек может избавляться от страдания лишь в конкретном его выражении.
Таким образом, в мире господствует мировое зло, которое неискоренимо, счастье иллюзорно, а страдание неотвратимо, оно коренится в самой «воле к жизни». Поэтому для Шопенгауэра существующий мир – «наихудший из возможных».

15)Философия Платона как система объективного идеализма

Платон (427 - 347 гг. до н. э.) – крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии, основоположник идеалистического направления в философии.

Основа философии Платона – это учение об идеях. Он утверждал, что идеи выступают не только основой человеческих качеств, но и основой всей действительности. Идеи – это подлинная реальность, прообразы вещей, отношений ценностей. Они связаны между собой и неизменны. Каждому классу чувственных предметов соответствует некоторая идея. По отношению к чувственным вещам идеи одновременно и их причины и образцы, по которым были созданы эти вещи. Но одного существования идей недостаточно для объяснения вещей чувственно воспринимаемого мира. Так как эти вещи изменчивы, то они должны быть обусловлены не только бытием, но и небытием. Это небытие Платон отождествляет с материей, которая есть область непрекращающегося движения, возникновения и изменения. Материя принимает на себя идеи и превращает каждую идею во множество чувственных вещей.

Таким образом, учение Платона – это объективный идеализм, так как материя рассматривается как производное от нематериальных идей. Идеи вечны, они не зависят от условий пространства и времени. Напротив, мир чувственных вещей – это мир вечного возникновения и гибели. Все вещи существуют только потому, что существуют идеи этих вещей. Вещи сами по себе несовершенны, они портятся и меняются. Идея же характеризуется абсолютным совершенством.

16)Философия Ф.Ницше

Фридрих Ницше (1844—1900) считал себя уче­ником А. Шопенгауэра и разделял его иррационалистический взгляд на мир. Мир — это вечное становление, вечный поток, в котором все возвращается. Человек не должен бояться смерти, потому что мир повторяется во времени с незначительными вариациями. Мир — это наша жизнь. Другого мира нет. В мире действует слепая воля, но эта воля к жизни на человеческом уровне выглядит как “воля к власти”. Проявлением “воля к власти” надо считать тягу к самоутверждению в формах искусства, морали, религии и науки. Он выделяется из мира животных, создавая мораль, религию, стремясь к истине, но в этом и кроется величайшая ошиб­ка. Истны нет.

В своих работах Ницше дает ориги­нальное понимание человеческой морали. Мораль предельно относительна. Истин морали нет.   На свете нет моральных явлений, есть только моральное истолкование явлений. Но у моральных действий, поступков есть критерий. Критерий действия или практической морали” - степень приближения человека к власти.

Теория сверхчеловека: Книга “Человеческое, слишком человеческое” с под­заголовком “Книга для свободных умов” стала важным шагом на пути созда­ния теории сверхчеловека. Ницше критико­вал то, что он назвал слишком человеческим в человеке — тягу к привычному, к четким границам дозволенного, к догмам, боязнь са­мостоятельного мышления и ответственно­сти. Леность ума, притупленность чувств, бо­язнь волевого решения — все это, считал Ницше, принижает человека, делает его не­свободным — “как все”. Человеку, для того, чтобы быть человеком, необходимо внутреннее духовное уси­лие, усилие ума и воли. Такие понятия, как честь, совесть, свобода, нравственность, не возникают сами по себе, для этого требуется усилие конкретного че­ловека.

17)Учения Аристотеля:о движении,о причине и о сущности

Аристотель стремился познать сущность вещей через их родовые понятия, а потому в центре внимания у него находится отношение общего к частному. Все остальные категории — качества, количества, отношения, места, времени, действия, страдания, состояния, обладания — соотносятся с бытием через категорию сущности. Сущность отвечает на вопрос: «Что есть вещь?» Раскрывая сущность (субстанцию) вещи, мы, согласно Аристотелю, даем ей определение, получаем понятие вещи. Остальные девять категорий отвечают на вопрос: «Каковы свойства вещи?» — и определяют признаки, свойства вещи, ее атрибуты.

Сущность (субстанция)это единичное, обладающее самостоятельностью бытие, в отличие от его состояний и отношений, которые являются изменчивыми и зависят от времени, места, от связей с другими сущностями и т. д. Именно сущность может быть выражена в понятии и является предметом строгого знания — науки. О сущности, таким образом, высказываются все категории, но она сама ни о чем не высказывается: она есть нечто самостоятельное, существующее само по себе, безотносительно к другому. Для логики Аристотеля характерно убеждение в том, что сущность первичнее различных отношений. Аристотель делит сущности на низшие и высшие. Низшие сущности состоят из материи и формы. Наивысшей сущностью Аристотель считает чистую, лишенную материи форму — Перводвигатель, который служит источником жизни и движения всего Космоса. Важная особенность аристотелевского учения о сущности заключается в том, что сама сущность вовсе не есть что-то воспринимаемое чувствами: чувствами мы воспринимаем лишь свойства той или иной сущности, сама же она — единый, неделимый и невидимый носитель всех этих свойств — то, что делает предмет «вот этим», не позволяя ему слиться с другими.

Аристотель полагал, что движение, хотя и не обладает полной действительностью, чистым бытием, но не есть небытие. Оно есть переход от возможного к действительному. Аристотель предполагает, что движение имеет одно начало, один двигатель. Исходя из понятия причинности, он приходит к понятию о первой причине: Бог есть первая причина движения, начало всех начал. Это начало не движет мир внешним образом, рядом механических толчков; оно движет его, как внутренняя цель. Божество приводит в движение непосредственно лишь верхнюю сферу - небо неподвижных звезд. Это движение наиболее правильное, ибо ближе всего находится к божеству. Затем уже оно обусловливает собою и движение низших сфер. В «Категориях» Аристотель различает шесть видов движения: возникновение, гибель, увеличение, уменьшение, перемену и изменение места. Движение Аристотель весьма тесно связывал с изменением. В «Физике» он приводит четыре главных вида изменений: относящиеся к сущности, количеству, качеству и месту. В работе говорится и о том, что движение, относящееся к сущности, не может быть признано действительным, потому что в нем нельзя найти «противное». «Противным» отдельных движений являются отдельные движения: возникновению - гибель, увеличению - уменьшение, изменению места - покой на месте. Наибольшая противоположность - это изменение противоположных мест, например, движение вниз - движению вверх и движение вверх - движению вниз. Наиболее общую характеристику движению Аристотель дает следующим образом: реализация, осуществление сущего. Это значит, что движение выступает переходом возможности в действительность. Тем самым движение становится практически универсальным свойством сущего.

Столкновение материалистических и идеалистических подходов проявляется у Аристотеля в концепции причинности. Он различает четыре основных вида причин: материальную, формальную, активную, или воздействующую, и конечную, или целевую. атериальная причина содержится в самой первой материи, в ее характере. В этом смысле она выступает так же, как и потенциальная причина. Формальная причина соединена с формой как активным принципом, который творит из материи «истинную реальность». Активная, или воздействующая (движущая) причина также соединена с источником движения и с процессом собственно перехода возможности в действительность. Наиболее высоко Аристотель ставит целевую, или конечную, причину, которая объясняет цель и смысл движения. Для понимания и объяснения сущего необходимо познать все виды причин. Понятие формальных причин является более важным, чем познание материальных причин. Место, которое Аристотель отводит целевой, или конечной, причине - уступка теологии. Эта причина делает возможным познание завершения развития, реализацию цели, которую Аристотель обозначает понятием «энтелехия».

 

 

18)Теория психоанализа З.Фрейда

Психоанализ – это теория, основателем которой стал Зигмунд Фрейд, а также метод устранения проблем психологического характера. Главным источником развития личности Фрейд считал врождённые биологические факторы (инстинкты), которые порождают энергию либидо (влечение, желание). Она является энергией жизненных поступков человека и находит разрядку в сексуальном поведении. По мнению учёного, между инстинктами и влечениями с одной стороны и между сознанием и морально-этическими нормами с другой, происходит сложное динамическое взаимодействие. Регулируется это взаимодействие поведением человека. Причём, главную роль в этом играет бессознательное. Такое объяснение послужило появлению целого направления в теории личности как психодинамического (психоанализ).

Согласно теории Фрейда, психику человека можно «поделить» на такие составляющие: Эго, Ид и Суперэго.

Определение терминов:

  • Ид – главный источник влечения и желания. В качестве аналогии можно привести обычную уличную собаку, где все ее действия, вроде спаривания, сна и прочего, являются результатом инстинктов, заложенных природой.
  • Эго – посредник, делящий социальные рамки и животные инстинкты. Часть личности, удовлетворяющий потребности Ид, беря во внимание ограничения внешнего мира.
  • Суперэго -подразумевает под собой все социальные рамки, начинающиеся с периода родительского воспитания, когда закладываются основы того, что можно делать, а что недопустимо. Во взрослой жизни отображается во всех жизненных аспектах, вроде, нравственности, религии, закона.

 

19)Учение Августина о душе и самопознании

Августин (354--430)- выдающийся, гениальный мыслитель. Душа как самобытная субстанция не может быть ни телесным свойством, ни видом тела. Она не содержит в себе ничего материального, имеет лишь функцию мышления, воли, памяти, но не имеет ничего общего с биологическими функциями. От тела душа отличается совершенством. Такое понимание существовало и в греческой философии, но у Августина впервые было сказано, что это совершенство происходит от бога, что душа близка богу и бессмертна. Душу мы знаем лучше, чем тело, знание о душе является определенным, о теле же наоборот. Более того, душа, а не тело познает бога, тело же препятствует познанию. Превосходство души над телом требует, чтобы человек заботился о душе, подавлял чувственные наслаждения. Основой духовной жизни является воля, но не разум. Это утверждение основано на том, что сущность каждой вещи проявляется в ее активности, но не в пассивности. Отсюда вытекает заключение, что человеческую сущность характеризует не разум, который имеет пассивный характер, но действия, активная воля. Учение Августина о первенстве воли отличается от древнегреческого рационализма. Иррационалистическое понимание человеческого духа приходит к тому, что сущностью духа является свободная воля. Эту позицию Августин воплощал не только в психологии, но и в теологии: первенство воли относится и к божественной сущности. Его философия переходит, таким образом, от интеллектуализма и рационализма к волюнтаризму.

20)Философия экзистенциализма

Экзистенциализм – философское направление, считающее своим предметом человеческую жизнь, человеческое существование. Развитие экзистенциализма связано с именами М. Хайдеггера и К. Ясперса в Германии, Ж.-П. Сартра и А. Камю во Франции. Родоначальником немецкого экзистенциализма стал Мартин Хайдеггер (1889–1976). В своей основной работе «Бытие и время» основу человеческого существования он определяет как конечность, вневременность. Пока человеческое существование длится, есть мир, оно исчезнет, исчезнет и мир. Время же понимается им как переживание человеческим существованием своей ограниченности и протекает между рождением и смертью. Французский философ Сартр (1905–1980) представляет атеистическое направление экзистенциализма. В своей работе «Экзистенциализм – это гуманизм» он пишет, что экзистенциализм «есть лишь попытка извлечь все выводы из последовательной атеистической позиции». Мир, по Сартру, – «универсальное не то», полное отсутствие чего-либо, соответствующего человеческим ожиданиям. Человек привносит в мир свою свободу, свободно организует свой собственный, значимый, мир. Он должен быть свободным, чтобы действовать, иначе им будут манипулировать. Следовательно, человек ответствен за все происходящее в мире. А потому человек должен действовать. В этом Сартр видит гуманизм экзистенциализма.

21)Философский синтез Ф.Аквинского

Основы философии Аквинского. Обоснование фундаментальных принципов христианской теологии с помощью логики Аристотеля. Согласно ему высшая истина – это Бог или Божественная истина. Ее познание недоступно человеческому разуму, поэтому он должен принять ее на веру. Отсюда соотношение веры и разума таково, что предпочтение отдается вере.

Обоснование онтологических доказательств бытия Бога:
1) Бог – первопричина всего. Так как должна быть причина возникновения всего существующего, то этой причиной может быть только Бог, ибо все остальные причины могут быть опровергнуты;
2) Бог – перводвигатель, задающий движение всему. Так как ничто не может быть одновременно само по себе и движущим, и движимым без постороннего вмешательства, то этим движущим началом является Бог;
3) все происходящие вокруг нас изменения воспринимаются нами как необходимые или случайные. Но случайность – лишь недоступная нашему пониманию необходимость. Для Бога же случайности нет, поэтому необходимо признать его, чтобы понять происходящее;
4) разные вещи обладают разной степенью совершенства. Но тогда должен быть и абсолютный эталон совершенства, и он есть Бог;
5) все движется к определенной цели, и только Бог может задать цель для всего, что происходит в природе.

22)Русская философия 21века: основные черты,направления,особенность

Русская философия представляет собой оригинальное образование философской мысли, значительное явление духовной культуры человечества. Русская философия сформировалась под влиянием двух начал: славянской философско-мифологической традиции и греко-византийской религиозно-философской традиции. В русской философской мысли отразились сложный характер отечественной истории, острота социальных противоречий и специфика России как общества, его национальное своеобразие.

Основными направлениями русской философии XIX в. являлись:

• декабристская философия;

• философия западников и славянофилов;

• философия Чаадаева;

• политическая философия консерваторов (монархистов), либералов и революционных демократов;

• философские системы писателей Ф.М. Достоевского и Л.Н. Тол­стого;

Характерными чертами русской философии являются:

• сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;

• специфическая форма выражения философских мыслей — художественное творчество, литературная критика, публици­стика, искусство, "эзопов язык" (что объясняется политиче­ской несвободой и жесткой цензурой);

• целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;

• большая роль проблем морали и нравственности;

• широкое распространение в массах, понятность простому народу.

Особенности русской философии:

1.обращенность к человеку, его положению и судьбе;

2.русская идея (славянофилы и западники) – особая историческая миссия России;

3.социальная проблематика (проекты социальных преобразований);

4.обращенность к актуальным проблемам жизни

5.идея соборности;

6.малое количество философских работ

7.трагическое взаимодействие с государством 8.особое отношение философии и религии (православие против философии);

9.обращенность к Космосу и др.

23)Дж.Бруно о бесконечности миров

Джордано Бруно (1548 - 1600 гг.) — итальянский философ и поэт, страст­ный борец против схоластики и католической церкви, материалист — пантеист. Оформлению пантеистической натурфилософии Бруно, направленной против схоластичности аристотелизма, во многом способствовало знакомство Бруно с философией Николая Кузанского. Опираясь на эти источники, Бруно считал целью философии познание не сверхприродного Бога, а природы, являющейся «Богом в вещах». Центральной категорией философии Бруно является Единое. Этот тезис развертывался так: природа, Вселенная сама себе причина. Бруно высказал идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве миров Вселенной, об отсутствии центра Вселенной, о наличии множества внеземных цивилизаций, стоящих на разных уровнях раз­вития по сравнению с земной. Бруно отстаивал идею о безграничной мощи познавательных способно­стей человека. С помощью ощущений, разума и интуиции человек может проникнуть в любые тайны природы. Этика Бруно проникнута утверждением «героического энтузиазма», без­граничной любви к бесконечному, отличающей подлинных мыслителей, поэтов и героев, возвышающей человека над размеренной повседневностью и уподоб­ляющей его божеству. Жить надо во имя человечества. Жить надо честно, не страшась смерти.

24)Проблема свободы и ответственности в экзистенциальной философии Ж.-П.Сартра

Иную трактовку бытия дает Сартр. Для него бытие распадается на две формы: “бытие – в – себе” и “бытие – для – себя”. Первая форма охватывает мир вещей – неоформленный, грубый, независящий от человека, вторая – собственно человеческую реальность. ир “бытия – в – себе” хаотичен, для самого себя, для всякого сознания. Он обладает лишь бытием факта своего существования, самотождественен, непротиворечив, выступает как некая противостоящая человеческому сознанию реальность. Мир “бытия – для – себя”, наоборот, внутренне противоречив, он существует лишь в качестве отрицания “бытия – в – себе”. Его сущность – это сознание, которое само себя создает и непрерывно себя отрицает: в этом его противоречивость.

Важное место в экзистенциализме занимает иррационалистическое понимание свободы. По Сартру, человек свободен лишь постольку, поскольку он не детерминирован миром “вещей – в – себе”. Свобода, в силу последнего, не есть проявление непредсказуемости и желаний человека. Она состоит в поисках самого себя, точнее, в выборе самого себя – в выборе собственного предметного мира, рассматриваемом как “открытие”. Действительный же выбор представляется Сартру необусловленным. Однако свобода его абсурдна: она беспочвенна, и в этом основное проявление её абсурдности.

Религиозный и атеистический экзистенциализм впитали в себя своеобразные призывы к человеку, побуждения его к действиям, но эти призывы различны. Религиозный зовет человека от мира к Богу, к обретению самоуглубления, позволяющего обрести новое, “трансцендентальное” измерение бытия.

Иной призыв заключен в аттеистическом экзистенциализме. Его представители, рассматривая Бога как противоречивое сочетание несовместимых характеристик сознания, которое всегда отталкивается от бытия, отрицают его существование. При этом Сартр и его единомышленники исходят из противостояния сознания и бытия, усматривая подлинное существование в признании неотчуждаемой свободы другого наряду с моей собственной свободой.

25)Взгляды на движение Парменида и Зенона

Основным для Парменида, как и для всей элейской школы, является наука о бытии, о сущем. «Парменид… утверждает, что наряду с сущим, не сущее является ничем, с необходимостью полагая, что сущее есть одно и что нет ничего иного».

§ Сущее вечно в своем существовании и неизменно.

§ Парменид отвергает движение и развитие.

По Пармениду, несущее не существует. Все, что существует, есть сущее (бытие), которое есть всюду, во всех местах, и поэтому оно не может двигаться. Хотеть нечто переместить, согласно Пармениду, означало бы либо поместить его на место другого сущего, а это невозможно, так как одно сущее уже там находится, либо поместить его на место, где ранее было не сущее, но, как вытекает из ранее сказанного, не сущее не существует, поэтому и этот вариант отпадает. Отсюда: сущее является наполненным и неподвижным. Бытие имеет материальный характер, но из него исключены изменение, движение и развитие.

Зенон Элейский (490 – 430 гг. до н. э.). В своих онтологических взглядах Зенон однозначно отстаивает позицию единства, целостности и неизменного сущего. Сущее, по Зенону, имеет материальный характер. Согласно взглядам Зенона, все в природе происходит от тепла, холода, сухого и влажного или их взаимных перемен; люди же произошли из земли, а души их есть смесь вышеназванных начал, ни одно из которых не пользуется преобладанием. Наиболее известным изложением элейского отрицания движения и постулирования неизменности и неподвижности сущего являются апории Зенона, доказывающие, что если допускается существование движения, то возникают непреодолимые противоречия.

26)Н.Макиавелли и его «Государь».

27)Концепция общественного договора Ж.-Ж. Руссо

Естественное состояние людей Руссо трактует состояние первобытной гармонии с природой. Человек не нуждается ни в общественных ограничителях, ни в морали, ни в систематическом труде. Способность к самосохранению удерживает его от состояния "войны всех против всех". Однако, население растет, меняются географические условия, развивается способности и потребности людей, что приводит в конечном счете к установлению частной собственности. Общество расслаивается на богатых и бедных, могущественных и притесненных, которые враждуют между собой. Неравенство развивается постепенно: сначала признаются богатство и бедность, затем - могущество и беззащитность, наконец - господство и порабощение. Общество нуждается в гражданском мире - заключается общественный договор, по которому власть над обществом переходит государству. Но в основе государственной власти, по мнению Руссо, лежит воля и свободы каждого отдельного человека. Эта свобода и воля остаются абсолютными, неограниченными и после заключения общественного договора. Поэтому, Руссо выдвигает свой знаменитый тезис о том,что носителем и источником власти является народ, который может и должен свергать правителя, нарушающего условия общественного договора.

28)»Коперниковский переворот» И.Канта в теории познания

Одним из величайших умов человечества, основоположником немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724-1804). Кант ввел воображение в теорию познания, назвав это коперниканским переворотом в философии. Наши знания - не мертвый слепок вещей и их связей. Это духовная конструкция, возведенная воображением из материала чувственных восприятий и каркаса доопытных (априорных) логических категорий. Помощь воображения человек использует в каждом звене своих рассуждений. К своей характеристике человека Кант добавляет: это существо, наделенное продуктивной способностью воображения. Но будучи великим конструктором, воображение не всемогуще. Логический каркас категорий, по Канту, априорен.  Согласно Канту, мы познаем только явления - мир вещей самих по себе нам недоступен. При попытке постигнуть сущность вещей наш разум впадает в противоречия. Скрупулезно разрабатывая свою концепцию о "вещах в себе", Кант имел в виду, что в жизни индивида, в нашем отношении к миру и человеку есть такие глубины тайн, такие сферы, где наука бессильна.

29)Философия эпохи Возрождения: основные черты, особенности, направления

Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Ев­ропе в XIV — XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеут­верждающий и оптимистический характер.

Особенности философии эпохи Возрождения: Философия эпохи Возрождения теснейшим образом связана с развитием современного ей естествознания, с великими географическими открытиями, с успехами в изобретении новых приборов (сложного микроскопа, телескопа,термометра, барометра), благодаря чему научные наблюдения стали значительно более точными и более обширными, чем когда-либо прежде; в области естественных наук (рост объема сведений о живой природе), медицины (возникновение научной анатомии, открытие кровообращения и т.д.), математики и механики.

К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:

• антропоцентризм и гуманизм — преобладание интереса к чело­веку, вера в его безграничные возможности и достоинство;

• оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделав­шей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии — схоластики);

• перемещение основного интереса от формы идеи к ее со­держанию;

• принципиально новое, научно-материалистическое понима­ние окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бес­конечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.);

• большой интерес к социальным проблемам, обществу и го­сударству;

• торжество индивидуализма;

• широкое распространение идеи социального равенства

Основными направлениями философии эпохи Возрождения явля­лись:

гуманистическое (XIV - XV вв., представители: Данте Алигь­ери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) - в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, ве­личие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;

неоплатоническое (сер. XV - XVI вв.), представители которо­го - Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Пара­цельс и др. - развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;

натурфилософское (XVI - нач. XVIIвв), к которому при­надлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений уче­ния Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мирозда­ния, опираясь на астрономические и научные открытия;

реформационное (XVI - XVII вв.), представители которого -Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усен­лиф, Эразм Роттердамский и др. - стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотноше­ние между верующими и Церковью;

политическое (XV - XV] вв., Николо Макиавелли) - изучало проблемы управления государством, поведение правителей;

30)Стоические учения о причинности, необходимости и судьбе

Учение стоиков о причинности предполагает представление о мировом процессе как едином. Все в мире происходит из единого источника сил. Только в абстракции могут быть различаемы в первоматерии деятельный причинный и пассивный материальный моменты.В точном и собственном смысле причинами могут быть только тела, а производить причинные действия могут только высшие элементы: огонь, воздух и смешанная из них «пневма». Все остальные -тела способны к таким действиям только потому, что в них присутствует «пневма».Однако результатом причинного воздействия всегда может быть только нечто нетелесное: причинное действие состоит только в том, что тело приводит другое тело в положение или в движение или порождает в нем некоторое изменение.  Основателем данной философской школы считается Зенон Китайский.

Основная идея философской школы стоиков — освобождение от влияния внешнего мира. Но в отличие от киников, которые видели освобождение от влияния внешнего мира в отвержении ценностей традиционной культуры, асоциальном образе жизни, стоики избрали иной путь для достижения этой цели — постоянное самосовершенствование, восприятие лучших достижений традиционной культуры, мудрость.

31)Философия эпохи Просвещения: основные черты, особенности, направления

Эпоха Просвещения XVIII в. явилась важным поворотным пунктов в развитии человечества. Она явилась историческим и логическим продолжением духовных ценностей эпохи Ренессанса, передовой мысли Европы XVI-XVII столетий. 

Характерные особенности философии эпохи Просвещения:

- рационализм как общая вера в разум;

- антиклерикализм - направленность против засилья церкви (но не религии) в духовной жизни общества;

- антиобскурантизм - борьба с мракобесием, с враждебными науке и образованию силами.

Основные направления:

1. Деизм – критиковали пантеизм (отождествление Бога и природы), отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей - Бог только творит мир и больше в его жизни не участвует.

2. Атеистическо-материалистическое - отвергали сами идею существования бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму.

3. Утопическо-социалистическое (коммунистическое) – занимались проблемой разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости.

Основные черты: Философия эпохи Просвещения была основана на вере в безграничные возможности человеческого разума. Все традиционные мнения стремились подвергнуть критике, а от недоказанных принципов освободиться. Провозглашалось право каждого человека на самостоятельное суждение и принятие самостоятельных решений.Философы Просвещения подвергали сомнению традиционную религию. Были распространены мысли, признававшие Бога-творца, но характеризовавшиеся скептическим отношением к церкви. Особо сильное противостояние просветителейцеркви было воФранции, где к 18 веку сложился строй, характеризовавшийся абсолютной монархией и идеологическим господством католической церкви. Просветители смотрели на историю как на нечто закономерное, они стали искать логику общественного развития и увидели её в развитии человеческого разума. Возникла теория общественного прогресса, считающая, что история - непрерывное и бесконечное совершенствование человечества.

32)Учение о бытии

О нтология - – учение о бытии, как уже отмечалось,  относится к числу фундаментальных концепций, от характера которых зависит тип философской теории. Материализм и идеализм (объективный или субъективный), монизм, дуализм или плюрализм, - все это различные типы онтологических представлений о бытии, различные типы видения мира. Бытие – это все, что существует, все, что есть в действительности. Поскольку мир многообразен, имеет смысл говорить о многообразии форм бытия, то есть,оразличных типах существования явлений, имеющих специфические закономерности функционирования и развития.

В философском анализе бытия используются различные типы его классификации.

Во-первых, все виды бытия можно подразделить на бытие природных явлений и процессов (живых и неживых), социальное бытие (общественные явления и процессы) и бытие человека как особого явления в мироздании.

Во-вторых, целесообразно различать:

- объективное бытие (объективную реальность) – мир, существующий за пределами нашего сознания: природа, общество, Вселенная в целом и т.п.

- и субъективное бытие (субъективную реальность) – содержание нашего сознания, субъективный мир наших мыслей, чувств, фантазий, желаний и т.п. Субъективное бытие как реальность существует только в сознании субъекта; умение различать эти два вида реальности, не путать вымысел, фантазию, галлюцинацию с действительностью – признак достаточно высокого уровня интеллектуального развития субъекта и его «вменяемости»

В-третьих, в истории западноевропейской философии, начиная с Платона, идет традиция различать в мире материальное бытие и «идеальное» бытие, называемое также «духовным», то есть, нематериальным. Платон, как известно, наделил духовное бытие самостоятельным, независимым от материального существованием. Эта традиция сохранилась в религиозной философии и в объективном идеализме. между объективным (материальным) и субъективным (идеальным) видами бытия существует тесная взаимосвязь.

Философский анализ бытия не сводится только к выявлению специфических видов бытия и установлению отношений и связей между ними. Не менее важной для онтологии всегда была проблема сущности бытия. Именно тогда сложились два основных подхода в трактовке сущности бытия: концепция «чистого бытия» и учение о «субстанции».

«Чистое бытие», - это существование как таковое, без каких-либо свойств, признаков, конкретных форм его проявления. Такой подход к сущности бытия впервые появился в элейской философии, в частности, у Парменида, который одним из первых начал оперировать философскими категориями максимальной степени общности – «бытие» и «небытие».

Второй подход в трактовке сущности бытия также зародился в древней философии и был связан с поиском некой первопричины, некого первоначала всех явлений и процессов в мире. Такое первоначало позже получило в философии название «субстанция». Субстанциальный подход к трактовке бытия оказался более плодотворным.

33)Философия средних веков: основные черты, особенности,направления

Филосо́фия Средневеко́вья — западная философия в период с V по XV века. Средневековье — это господство религиозного мировоззрения, выраженного в богословии.

Особенности философии Средневековья: В отличие от греческой философии, которая была связана с языческим многобожием политеизмом философская мысль средних веков основывается на вере в единого бога монотеизм. В основе христианского монотеизма лежат два важных принципа: идея божественного творения и идея божественного откровения. Обе эти идеи тесно взаимосвязаны и предусматривают единого бога, выраженного в человеческой личности. Идея создания составляет основу средневековой антологии, а идея откровения сосновой теории познания через бога. Отсюда всесторонняя зависимость средневековой философии от теологии, а всех средневековых институтов — от церкви. Средневековое мышление по сути является теоцентрическим: реальностью, определяющей все сущее, является не природа, а бог.

 Основные черты философии Средневековья:

1. Принцип абсолютной личности — наиболее фундаментальная идея философского значения.

2. Теоцентризм — принцип, согласно которому Бог является центром, фокусом средневековых философских и религиозныхпредставлений; конкретизирует принцип абсолютной личности.

3. Монотеизм — Бог един, а не множествен. В отличие от античных богов христианский Бог един и уникален.

4. Креационизм — учение о сотворении мира Богом из ничего. Тем самым дается новый ответ на уже в античности поставленный вопрос о том, как из единого рождается множественное.

5. Символизм — понимание земного как инобытия, мира Бога.

6. Средневековый антропоцентризм: человек — не просто микрокосмос, а созданное Богом привилегированное существо, повелитель всего созданного для него. Главная проблема философии (и религии) — не Космос, а человек. Человек обладает не двумя измерениями, а именно телом и душой, как считали гении античности, а тремя.

Основными направления средневековой философии являются:

1. Патристика (Тертуллиан, Аврелий Августин). Философия отцов христианской церкви, считавших абсолютной истиной Библию и утверждавших, что Бог пребывает вне области чувственного воспринимаемого и умопостигаемого и поэтому не может быть определен словами.

2. Схоластика (Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский). Представители этого направления считали, что все знания о мире содержатся в Библии и трудах Аристотеля, откуда их необходимо извлечь путем истолкования и комментирования.

Схоластика включала в себя два противоположных направления — номинализм и реализм, в зависимости от решения философами спора о природе предельно общих понятий (универсалий). Реалисты (Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский) считали, что общие понятия существуют подобно вещам в окружающем мире. Номиналисты (Оккам) утверждали, что понятия существуют реально, независимо от единичных вещей.

34)Сознание и его структура

Сознание есть высшая форма психического отражения объективной действительности, свойственная только человеку, как общественно-историческому существу. Его развитие обусловлено социальными условиями. Сознание человека носит всегда целенаправленный и активный характер. Основной предпосылкой и условием возникновения сознания человека явилось развитие человеческого мозга. Основным фактором, влияющим на развитие сознания, была трудовая деятельность, основанная на совместном употреблении орудий труда.




















Структура сознания.

Существует несколько подходов к выделению составляющих (элементов) сознания. Наиболее известными являются структуры сознания А.В. Петровского, А.Н. Леонтьева и В.П. Зинченко.

В структуру сознания А.В. Петровский включает четыре элемента:

  1. совокупность знаний о мире;
  2. различение субъекта и объекта;
  3. возможность целеполагающей деятельности;
  4. наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях.

Первая характеристика сознания дана уже в самом его наименовании: со-знание, т.е. совокупность знаний об окружающем нас мире.

Вторая характеристика сознания — закрепленное в нем отчетливое различие субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит «Я» человека и его «НЕ - Я». Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя ему, сохраняет в своем сознании это противопоставление и различие. Он — единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание. Отделение «Я» от «НЕ - Я» — путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.

Третья характеристика сознания — обеспечение целеполагающей деятельности человека. Приступая к какой-либо деятельности, человек ставит перед собой те или иные цели. При этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы и т.д. Невозможность осуществлять целеполагающую деятельность, ее координацию и направленность в результате болезни или по каким-то иным причинам рассматриваются как нарушение сознания.

четвертая характеристика сознания — наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания характеризуется расстройством именно в сфере чувств и отношений: больной ненавидит мать, которую до этого горячо любил, со злобой говорит о близких людях и т.д.

35)Немецкая классическая философия: представители,основные черты и направления

Неме́цкая класси́ческая филосо́фия — этап развития немецкой философии XVIII—XIX веков, представленный учениями:Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля, Фейербаха. Основателем немецкой классической философии является Иммануил Кант. Наиболее известными в России стали немецкие мыслители Карл Маркс и Фридрих Энгельс.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: