Направления в классической философской традиции

I. Философия Просвещения (XVII - XVIII в.)

1. Рационализм: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц.

2. Эмпиризм: Т. Гоббс, Дж. Локк и др.

3. Французское Просвещение: Ф.М. Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Ж.О. Ламетри, П. Гольбах, К. Гельвеций, Д. Дидро и др.

II. Немецкий идеализм (XVIII - XIX в.): И. Кант, И.Г. Фихте, Ф.В. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель и др.

Характерными особенностями классической философии являются: во-первых, рационально-теоретическое сознание, с помощью которого можно объяснить самые разнообраз­ные явления духа и действительности; во-вторых, систематическое и целостное объяснение мира, которое основывается на естественной упорядоченности и гармонии мира (доступных ра­циональному пониманию); в третьих, поскольку в мире господствует естественный по­рядок, обусловленный взаимозависимыми процессами, то весь историко-философский процесс также есть определенная целостность.

Характерные черты немецкой классической философии:

1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические не­мецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры.

2. Исследовались не только человеческая история, но и человеческая сущность.

3. Все представители классической немецкой философии от­носились к философии как к специальнойсистеме философ­ских идей.

4. Классическая немецкая философия разрабатывает целост­ную концепцию диалектики.

5. Классическая немецкая философия подчеркивала роль фи­лософии в разработке проблемгуманизма и предприняла по­пытки осмыслить человеческую жизнедеятельность[3].

36)Первый Русский философ – П.Чаадаев

Петр Яковлевич Чаадаев (1794 – 1856) – философ и общественный деятель, участник войны 1812 г., друг Пушкина. В 1829—1831 годах создаёт своё главное произведение — «Философические письма». Публикация первого из них в журнале «Телескоп» в 1836 году вызвала резкое недовольство властей из-за выраженного в нём горького негодования по поводу отлучённости России от «всемирного воспитания человеческого рода», «духовного застоя, препятствующего исполнению предначертанной свыше исторической миссии». Его труды были запрещены к публикации в императорской России.  Чаадаев первым в истории русской мысли создал систему философского знания. Чаадаев развивал религиозно-философскую линию. Он утверждал, что лишь под влиянием религии человечество может исполнить свое предназначение.

Онтология Чаадаева также носит религиозный характер. Основная идея гносеологии Чаадаева – объективная обусловленность сознания. Разум, познающий мир, сам подчинен законам этого мира. Главными средствами познания физического мира являются опыт, рассуждение и интуиция.

В области антропологии Чаадаев обосновывал концепцию родовой сущности человека. Человеческий дух есть дух рода человеческого, и в мире сознания нет ничего совершенно обособленного. Человек становится человеком только через включение в человеческую культуру. Главные темы произведений чаадаева – судьба России и философия истории.  Основным условием развития культуры Чаадаев считает религию. За идеи, высказанные Чаадаевым в его 1-м «Философическом письме», он был объявлен умалишенным и заключен в крепость. В своей работе «Апология сумасшедшего» он писал, что не может любить свою Родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой и с закрытыми устами

37)Мусульманская средневековая философия

Мусульманская философия тесно связана с появлением ислама – вероучение было продуктом взаимодействия арабской культуры, христианских и иудейских идей довольно широко распространившихся на Аравийском полуострове к концу VI века.

В основу исламского учения легли Коран и сунна, однако они не всегда могли дать ответа на вопросы, которые ставила жизнь стремительно развивающегося мусульманского общества. Отсюда возникла необходимость расширенного толкования Корана и сунны. Так и появились новые источники – кийас (суждение по аналогии) и иджма (единодушное мнение). К конечном счете мусульманская экзегетика (толкование религиозных текстов) оформилась в (4 школы) 2 соперничающих направления: либеральное и консервативное, которые и породили – калам или схоластическую теологию.

Наибольшее влияние на развитие арабской философии оказали труды Аристотеля, отсюда и возникло название «восточный перипатетизм». Но не только труды Аристотеля, но и учения неоплатоников Плотина, Прокла оказали свое воздействие на мировоззренческое становление арабских философов, поэтому правильнее говорить о принятии или неоплатонизированного аристотелизма.

Арабские философы – ал-Кинди,ал-Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд. Эти философы разрабатывали проблемы: Проблема Начала (для обозначения которого используется понятие Бог), проблема творения (повторяет библейскую версию).

38)Философия К.Юнга

Карл Густав Юнг (1875–1961) – швейцарский психиатр, философ, основатель аналитической психологии, в основе которой лежит концепция о коллективном бессознательном и архетипах.
В начальный период деятельности Юнг был активным сторонником психоанализа Зигмунда Фрейда, несколько лет занимал должность председателя в Международной психоаналитической ассоциации. Позже их пути разошлись. В 1911 году он покинул психоаналитическую ассоциацию и представил научному сообществу собственную концепцию аналитической психологии.
В 1921 году Карл Юнг предложил новую типологию личности, выделяя два основных качества: экстравертность и интровертность, и четыре дополнительных: ощущения, мышление, чувства и интуиция. Впоследствии эта типология была преобразована его последователями и представлена отдельным направлением – соционикой.

Согласно концепции, предложенной Юнгом, существует наследуемая часть психики, сформировавшаяся в течение сотен тысяч лет, посредством которой мы воспринимаем окружающую среду и жизненный опыт вполне определённым образом. Эта особенность восприятия зависит от наших архетипов, оказывающих влияние на наши ощущения, мысли, чувства и нашу интуицию. Бессознательная часть психики, согласно философии Юнга, состоит из врождённых рефлексов (инстинктов), приобретённых и интуиции. Под интуицией понимается «неосознанная часть нашего сознания», которая, в свою очередь, также имеет врождённую и приобретённую составляющую.

Основной задачей аналитической психологии Юнг считал разбор и толкование архетипов, осмысление составляющих коллективного бессознательного посредством изучения сновидений человека, элементов фольклора и мифов, с которыми он сталкивается в повседневной жизни.

39)Утопия и ее роль в философии (Т.Мор,Т.Компанелла)

Утопия - место, которого нет; благословенная страна с идеальным общественным строем.

В Античности и в эпоху Возрождения утопия имела форму описания совершенных государств, якобы существующих где-то на Земле либо существовавших в прошлом. Утопические учения XVI в. связаны прежде всего с трудами английского гуманиста Томаса Мора, итальянского монаха Томмазо Кампанеллы.

Томас Мор (1478–1535)- английский гуманист, писатель, государственный деятель. Творчество Мора ярко выражает гуманистические нравственные идеалы, являясь учением о достоинстве человека и его свободе. В своем главном труде «Книжка поистине золотая и равно полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и острове Утопия» Мор рассуждает о социальных и политических проблемах своей эпохи.

Книга написана в форме диалога, в котором принимаются и отвергаются официальные политические воззрения. В первой части работы прведена критика английского общественного устройства, во второй - устройство и жизнь на вымышленном острове Утопия. Мор не был удовлетворён поверхностным анализом периода накопления капитала, которое в Англии проходило жестоко, но стремился выяснить социальные причин этого явления. И нашёл, что они коренятся в частной собственности. Поэтому, считал Мор, следует изменить общественные отношения, что нельзя сделать лишь законодательным путем.

Идеал, который он демонстрирует на примере отношений на острове Утопия: общественная собственность, высокоорганизованное производство, целесообразное руководство, гарантирующее справедливое и равное распределение общественного богатства. Все люди должны иметь право и обязаны работать и т. д.

Томас Мор - один из основателей утопического социализма. Его творчество - наиболее важное исследование о социализме конца XVIII столетия. Свои представления о новом обществе он не считал фантазией, хотя и осознавал возможные трудности при их реализации. Мор полагал, что его идеи можно реализовать в ближайшем будущем при помощи образованного правителя. Во всём этом проявлялась неосуществимость его учения, и оно входит в историю мышления как «утопическое».

Томаззо Кампанелла - известный итальянский философ, социолог, литератор. Утопию «Город Солнца, или Идеальная Республика. Поэтический диалог» была написана им в тюрьме (1602). На этой утопии лежит отпечаток его времени, его мучений и проблем.

В придуманном Кампанеллой обществе отсутствует частная собственность, упраздняется семья, дети передаются на воспитание государству. Царит полная унификация в одежде, быту, поведении. Введена всеобщая трудовая повинность. Все стороны жизни соляриев строжайшим образом регламентированы государством, которое поистине вездесуще. Во главе государства стоит правитель по имени Солнце, или Метафизик. Он получает свой пост за ученость и ум и занимает его до тех пор, пока не найдется более достойный кандидат.

В городе исповедуется религия Солнца, которую отличает существенный рационалистический элемент, а также тесная связь с государством. Метафизик одновременно и первосвященник, функции других служителей культа выполняют высшие чиновники.

 

 

40)Учение неоплатоников

Неоплатонизм – это философия, объединяющая восточные учения с античными логическими системами. Неоплатонизм возник в 3 – 4 веках на территории Восточной Римской империи. Неоплатонизм стал философской основой христианства, сохраняя преемственность с такими гигантами философии, как Платон и Аристотель.

Основателем неоплатонизма является римский философ Плотин (204 — 270). Продолжателем Плотина был его ученик Порфирий (232 — 306). Ученик Порфирия, Явмлих (280 —330) развил именно учение о сверхъестественном.

В развитии учения неоплатоников различают 3 этапа:

1. Во 2-3 веке развивался научный подход, основанный на идеалистическом учении Платона (отсюда и все название учения). Именно в этот период работали Плотин и Порфирий, логически обосновавшие процесс общения человека с божеством. Надо сказать, что основатели неоплатонизма были язычниками, но сам их подход к теологии не зависел от того, с одним или с многими богами происходит общение. Более того, все боги рассматривались, как схожие, а значит, вполне допускалась замена всего античного пантеона одним, единым Богом. Каковую замену в последствии произвело христианство.

2. В 3-4 веках неоплатонизм развивается в направлении объединения всех языческих богов и древних культов на общей основе единого эзотерического учения. В это время развиваются практическая теургия, прикладная мистика и мантика (гадания). Неоплатоники систематизировали античную мифологию, за что им от нас отдельная благодарность. Именно в это время развил свое учение Явмлих.

3. В 4-6 веках идеи неоплатоников начинают распространять на все мистические, теологические и эзотерические учения. В том числе, их начинают применять в христианском богословии.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: