Автор исполнитель Р.В.Нечаев

Пособие для начинающих гитаристов

 1 часть – аккомпанемент

Часть – Секреты композиции

Автор исполнитель Р.В.Нечаев.

 

 

                                                           Оглавление

 

 

1. Введение…………………………………………………………2

2. Часть 1- аккомпанемент …………………………………… 3

3. История и разновидности гитар……………………………… 3

4. Конструкция классической гитары…………………………… 11

5. Строй гитары………………………………………………… 12

6. Ритмы, размеры, доли……………………………… 14.

7. Обозначение звуков……………………………………………… 16

8. Аккорды и гармонические последовательности …………………… 17

9. Песни  часть1      ……………………………………………… 19

10. Часть 2- секреты композиции …………………………………… 26

11. Гаммы и расположение нот на грифе……………………………… 27

12. Из чего состоит аккорд………………………………………………30

13. Арпеджио………………………………………………………………31

14. Заключение……………………………………………………………32

15. Песни  часть 2   …………………………………………………33

 

                                                     Введение

 

Данное методическое пособие разработано в поддержку краткосрочных курсов «Обучение игре на гитаре» где главная задача абитуриентов научиться играть на гитаре. Цель с играть две три песни и выступить с концертом где реализовать свои умения на публике.

             Пособие познакомит вас с таким прекрасным инструментом как гитара и мы попробуем так сказать на зубок музыкальную науку, знания которой услаждают слух, но требует от музыканта упорства, трудолюбия, а главное умение концентрировать своё внимание. И те ребята которые решили научиться играть на гитаре, на этих курсах получат основные, базовые знания, благодаря которым вы сможете исполнять песни прям из интернета. Так же мы разучим с вами простые аккорды тональности Ля минор и Ми минор благодаря которым у вас будет возможность в процессе работы спеть 200, а у кого и 300 песен. Так же мы познакомимся с ритмами, а точнее размерами ритмов, разберём бой. Попытаюсь вам приоткрыть тайну рождения гитары её путь музыкального развития, праздник её триумфа и магию её возможностей. Узнаем какие разновидности гитар существуют в современном мире. Познакомимся с конструкцией гитары, её строем, концептуальными возможностями инструмента. Пособие состоит из двух частей, 1 часть предназначена для ребят, которые занимаются в студии. Время этого курса 12 часов, а это шесть занятий. И в первой части заключаются основные базовые знания для игры аккомпанемента. Вторая же часть, время этих курсов 24 часа 12 занятий предназначены для ребят, которые хотят глубже и основательнее погрузиться в мир музыки освоить принципы композиции, строение аккордов, гамм, мелодических фраз эти знания гораздо сложнее и в понимании, и в применении, сказал бы головоломнее, а вот приблизиться к сути аранжировки и в процессе попробовать себя в роли соучастника музыкального процесса это основная цель этого издания и всех стремящихся в полной мере освоить гитару!

А по тому всем дерзнувшим творческих успехов!

 

                                                  Часть 1

                                                  Аккомпанемент.

 

                                    История и разновидности гитар

 

Начнём по порядку. Что такое гитара?

 

Гитара  — струнный щипковый музыкальный инструмент. Применяется в качестве аккомпанирующего средства, а это значит играет гармонический и ритмический под клад под основную мелодию. Обычно основную мелодию играет или дудочка, или скрипка чаще всего это голос. Так же гитара может исполнять роль солирующего инструмента, то есть вести основную, главную мелодию под аккомпанемент какого ни будь другого инструмента. Мало того гитара может объединять в себе две функции, то есть вести одновременно и соло и аккомпанемент и это делает гитару инструментом академическим, и по этому она применяется в разных стилях и направлениях: джаз, блюз, кантри, фламенко, романс, рок, бардовская песня наверно проще спросить в каком стиле не применяется гитара?

По сути инструмент универсальный. Почему и с чем это связано разберём дальше.

                Но когда появилась первая гитара, кто её предок и где родина этого прикрасного инструмента, который завладел сердцами многих людей на всей нашей планете?

Самые ранние сведенья сохранившееся о струнных инструментах, относятся ко II тысячелетию до н. э. Изображения киннора  (смотреть рис.-1)

                                                         Рисунок-1

были найдены на глиняных барельефах при археологических раскопках Вавилона. Об этом инструменте упоминается в Библии.  А в Древней Греции и Риме был популярен аналогичный инструмент кифара на которой играл один из главных богов древней Греции Аполлон. Дело в том что в греческом языке звука «ф» как такового нет, и поэтому чаще всего буква «ф» читается как «Т». И что у нас получается? Китара! Ни, чего не напоминает? Так что можно с уверенностью сказать, что своё название современная гитара берёт в древней Греции. Но мы видим, что кифаре до облика современной гитары ещё очень далеко и поэтому путь её эволюции требует исследования.

 Предшественники гитары имели продолговатый округлый пустотелый резонирующий корпус и длинную шейку с натянутыми на ней струнами. Корпус изготавливался цельным — из высушенной тыквы, панциря черепахи, либо выдалбливали из цельного куска дерева. Первый же инструмент который имел деревянный корпус и собирался из верхней и нижней деке и соединялся обечайками появился в Китае в III—IV веках н. э. этот инструмент называется жуань или юань.  (Рис-2)

                                                          Рисунок-2

Ещё его называют инструмент с человеческим лицом. Именно этот инструмент повлиял на особенность звучания китайской музыки.

 

 

Европейцы тоже не сидели на месте и в XV—XVI веках в Испании изобретают инструмент с 5 сдвоенными струнами под названием виуэла, смотреть (рис-3)

                                                              Рисунок-3

этот инструмент оказал большое влияние на формирование конструкции современной гитары. И мы видим, что и гриф, и фигура инструмента напоминают те самые знакомые черты. По этому, к концу 18 века в процессе эволюции гитара приобретает 6 одиночных струн и современный строй и получают называние испанских гитар.  смотреть (рис-4)

                                                          Рисунок-4

 

 

Испанская гитара попала к нам в Россию в конце 18 века благодаря итальянским композиторам и музыкантам, которые приезжали Москву и Санкт-Петербург с концертами. Русские мастера и музыканты всегда отличались своим умением и изобретательностью так появляется на свет русская семиструнная гитара      смотреть (рис-5)

                                              Рисунок-5

Русская семиструнная гитара хоть по внешности и очень похожа на испанскую гитару, по сути своей это совершенно другой инструмент и отличается он прежде всего своим строем, то есть аккорды и расположение нот на грифе абсолютно другие. И чтобы играть на семиструнной гитаре, нужно отдельно учится. Русская гитара соединила  в себе конструктивные особенности двух гитар: Испанской и английской гитары. Смотреть (рис-6)

                                                               Рисунок-6

 

 

В течение XVI—XIX веков конструкция испанской гитары так же претерпевает значительные изменения, мастера экспериментируют с размером и формой корпуса, креплением грифа, конструкцией колкового механизма. Наконец, в XIX веке испанский гитарный мастер Антонио Торрес придаёт гитаре современные форму и размер. Гитары конструкции Торреса сегодня называют классическими   смотреть (рис-7)

                                                           Рисунок-7

В XX веке в связи с появлением электричества и технологии электрического усиления и обработки звука появился новый тип гитары — электрическая гитара. Смотреть (рис-8)

                                                     Рисунок-8

  Именно электрогитара произвела культурную революцию в мире музыки и взошла на пьедестал самых востребованных и любимых инструментов как среди музыкантов, так и среди слушателей. И сегодня электрогитара является одним из самых основных музыкальных инструментов эстрады.

 

Так же среди электроинструментов хочется познакомить вас с четырёхструнной Бас гитарой которая играет фундаментальную роль в любом эстрадном музыкальном коллективе. Смотреть (рис-9)

                                                  Рисунок-9

 

.

 

Помимо классической гитары и электрогитары широко распространены эстрадные гитары с металлическими струнами существуют гибридные варианты — электроакустическая гитара смотреть (рис-10)

                                                    Рисунок-10

Это такая же акустическая гитара только со встроенным пьеза датчиком для подключения к аппаратуре.

 

 И обратный вариант гибрида полуакустическая гитара смотреть (рис-11)

                                               Рисунок-11

По сути этоэлектрическая гитара, оснащённая магнитными датчиками, с пустым корпусом внутри, что позволяет играть на ней без подключения.

 Что можно сказать ещё об истории и разновидности гитар? Что свои названия как правило гитары берут по родине своего рождения, например.

Испанская акустическая шестиструнная гитара   появившаяся в Испании в XIII—XV веках. Смотреть (рис-7)

Русская семиструнная гитара -появилась в России в XVIII—XIX веках. Смотреть (рис-5) Гавайская гитара - слайдовая гитара, функционирующая в лежачем положении играют на ней водя по струнам гладкой металлической или стеклянной трубкой. Смотреть  (рис-12)

                                                    Рисунок-12

                                                         


 

 

Так же к гавайским гитарам относиться Укулеле смотреть (рис-13)

                                                   Рисунок-13

 

 

Во многих студиях и академических учреждениях используются классические гитары Антонио Торреса. Смотреть конструкцию классической гитары (рис-14)

 

 

                                                 Рисунок-14

                              Конструкция классической гитары.

                                                   Строй гитары

Прежде чем рассказывать о строе гитары требуется понять какая суть, концепция, какое место в мире музыки занимает гитара. Дело в том, что гитара инструмент очень непростой как в освоении его академическим принципом исполнения, так и в понимании  подходов и способов звучания. По, этому многие академические музыканты, которые никак не связаны с гитарой считают её инструментом посредственным в какой, то мере примитивным.

Другие же из них, это те кто как правило имеют отношение к струнными инструментам утверждают, что гитара второй по сложности, инструмент после скрипки. Много споров и полемики ведётся на этот счёт и по сей день, особенно с пианистами. Но думаю лучше всех разрешил этот спор Фредерик Грюндфельд цитатой

 

  «Гитара – инструмент самый легкий для

того, чтобы играть на нем плохо и самый

тяжёлый, чтобы играть хорошо».

Фредерик Грюнфельд

Что имел в виду Грюнфельд? Что гитара простой инструмент чтобы научиться играть на нем боем аккомпанемент и очень сложный чтобы научиться на нём играть академической техникой с аранжировкой, то есть одновременно и бас, и ритм, и соло. И если каждый третий выпускник музыкальной школы на фортепиано играет Моцарта Бетховена и Баха. То среди гитаристов произведения этих же авторов играют единицы в мире! И как сказал в своё время Н. Паганини виртуозный скрипач 19 века «Если скрипка, королева музыкальных инструментов, то гитару можно несомненно назвать принцессой!» И секрет дружбы с этой принцессой, заключается в том, на сколько ты хорошо понимаешь норов своей подруги и знаешь к ней подход. Не даром музыкальные академики и эксперты 19 века долгое время не хотели принимать гитару в разряд классических инструментов и говорили так «гитара инструмент цыган и подворотен и он не способен исполнять классическую музыку» и только после того когда на концерте виртуозного гитариста А.И. Иванова-Крамского они услышали как прекрасно и вдохновенно звучит В.Моцарт   И. Бах и Л. Бетховен  они изменили своё мнение. В чём же дело? Почему были выдвинуты такие высокие требования к возможностям инструмента? Дело в том, что до 19 века многие, музыкальные инструменты были как правило диатоническими, то есть могли исполнять произведения только в одной тональности. Классическая же музыка особенно оперная требовала универсальных возможностей от инструмента, всё это очень тесно связано с вокалом*. По этому требовались инструменты которые могли бы под игрывать во всех 24 тональностях а потому музыкальные инструменты из разряда простых народных, диатонических должны были перейти в разряд профессиональных хроматических, инструментов, что конечно же существенно влияло на уровень образования музыкантов.

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------

*Всего четыре вида вокала определяются они по высоте диапазона это бас, тенор, альт, сопрано у каждого из них свои удобные тональности где возможности голоса раскрываются в полной мере.

 

Второй и существенный минус по причине которого многие композиторы 19 века избегали присутствия гитары в оркестре, это её очень тихое звучание по сравнению с трубами, роялем или скрипками, И гораздо удобнее иметь в оркестре три трубы и это будет гораздо динамичнее и громче чем 10 гитар. И третья трудность которая становиться камнем преткновения и по сей день для многих ребят уже имеющих академические знания- это то, что гитара своим строем и концептуальными принципами ни как, не подходит под академический стандарт. Это инструмент к верх ногами, у него всё на оборот. Даже там, где у нас у людей низ, у гитары верх и на оборот, то есть самая тонкая высока, первая струна находиться в низу, а самая низкая шестая с верху и по, этому все аккорды на гитаре условно к верх ногами, а это значит, что простое трезвучие на гитаре берётся архи сложно, с очень не удобной, аппликатурой, и на оборот, нон септ аккорд который на фортепиано берётся двумя руками, здесь на гитаре, мы зажимаем всего лишь одним пальцем. Вот в чём суть и главное отличие этого прекрасного инструмента.

Строи гитары- название струн. Знать нужно и нотами и латинским обозначением звуков. Смотреть (рис-15)

                                               Рисунок-15

                                                     Рисунок-16



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: