Сравнительная характеристика двух пониманий языка

Л. Витгенштейн Ф. де Соссюр
Логический позитивизм или неопозитивизм или логический атомизм Структурализм Постмодернизм
Мысль выражается в языке Различает язык и речь
Смысл предложений выражают факты (фактуальность) Язык – это структура, определяющая процесс общения
Факты – своего рода «атомы», из которых складываются «молекулярные» высказывания Связь, соединяющая означающее (смысл) с означаемым (предмет) произвольна
Принцип верификации – установление истинности высказываний Язык – это явление социальное и принудительное для отдельного человека
Предложение – картина мира, она имеет логическую форму Язык подчиняется определенным закономерностям: синхрония и диахрония
Язык – граница нашего мышления Язык независим от объективного мира и от индивида как субъекта творчества языковых форм
«трансцендентальная языковая игра» – люди в действительности играют словами Примат синхронии над диахронией: идея понимания языка как принудительной соц. нормы
Правила игры не заданы изначально, они формируются в «со-обществе» Синхрония – все формы языка дополняют друг друга и тесно связаны между собой
Огромное влияние на значение слова оказывает процесс общения Диахрония – все формы языка различаются между собой
Язык – это самостоятельная реальность, конструируемая в социальной действительности людьми Язык – это определенная самостоятельная система условно связанная с реальностью

Основные концепции языка в философии

 

«философия имени» Вербальная концепция Логический позитивизм Прагматическая концепция Герменевтика и экзистенциализм
Триада: вещьсущность (идея)имя (слово) Языковое выражение перестают связывать с обозначением реальности Обращение к процессам общения, коммуникации, речи как реальности живого языка, ценностным установкам участников процесса общения
Слово именует вещь и ее сущность Понимание языка как системы, где слово приобретает смысл лишь в контексте языка как целого Развитие герменевтики как универсального метода социального познания 
Слово неразрывно связано с обозначением реальности, которая толкуется разными философамипоразному Язык имеет свои законы и внутреннюю логику развития Становление коммуникативной модели общества
Языковой знак обозначает некую реальность и несет информацию о ней Смыслы существуют в структуре языка  

 

Вопросы для повторения:

 

1. Назовите основные концепции человека в истории философии?

2. Дайте определение понятия «антропосоциогенез»?

3. Назовите основателя философской антропологии?

4. Перечислите функции сознания?

5. Определите структуру сознания?

6. Какие виды знаков выделяются в истории философии?

7. Определите структуру деятельности?

8. Охарактеризуйте различные концепции личности в истории философии?

9. Перечислите концепции философии языка?

10. Охарактеризуйте взаимосвязь языка и мышления?

 

Литература

 

1. Алексеев В. П. Становление человека. М., 1984

2. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992

3. Байлук В. В. Человекознание. Кн. 1-2. Екатеринбург, 1998

4. Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993

5. Бердяев Н. А. Философия свободы. М., 1993

6. Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 1988

7. Бубер М. Я и Ты. М., 1993

8. Грунт Е. В. Смысл жизни как проблема европейской философии. Екатеринбург, 2001

9. Гуревич П. С. Философская антропология. М., 1977

10. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990

11. Колшанский Г. В. Объективная картина мира в познании и языке. М., 1990

12. Лабиринты одиночества. М., 1989

13. Лобок В. Антропология мифа. Екатеринбург, 1996

14. Мамардашвили М. К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии, 1990, № 10

15. Михайлов       Ф.   Т.    Сознание и     самосознание       //

Философские науки, 1990, № 6

16. Моуди Р. Жизнь земная и последующая. М., 1991

17. Общественное сознание и его формы. М., 1986

18. Федоров Н. Ф. Философия общего дела. М., 1982

19. Франк С. Л. Смысл жизни // Вопросы философии, 1991, № 8

20. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990

21. Фрейд З. Я и Оно. М., 1994

22. Фромм Э. Искусство любви. М., 1995

23. Хомский Н. Язык и мышление. М., 1972

 

Лекция XIII. Социальная философия 

(учение об обществе)

 

План

I. Социальная философия: ее предмет и основные проблемы. II. Общество как система.

III. Общество и природа. Проблемы социально-природного взаимодействия.

IV. Основные сферы жизнедеятельности общества.

 

Социальная философия – это область философского знания, в которой, с одной стороны, изучается взаимоотношение между обществом и человеком, а, с другой – исследуются законы, принципы общественного процесса. 

       Социальная философия стремится не только обозреть общественную жизнь в ее целостности, но и обнаружить смысл существования общественных институтов и общества как такового. Кроме того, в рамках социальной философии одной из важных проблем является проблема отношения личности и общества, и исследуются «онтологические основания общественной жизни», то есть условия, при которых общество сохраняет свою целостность.

 

Особенности социально-философского познания:

1. Субъект и объект взаимосвязаны.

2. Результат познания чаще всего носит практический характер. 3.Происходит учет вненаучных, донаучных компонентов опыта, то есть нельзя в социальном познании ограничиваться только лишь научными «доводами».

4. Для познания человеческих действий важно понимание.

5. Вряд ли можно абстрагироваться при познании от самих людей с их склонностями, способностями и т.д.

 

Смысл философского знания об обществе

1. Знание об обществе в целом.

2. Уяснить общую основу всех общественных явлений. 3.     Определить        фундаментальные условия     существования общественной жизни и сохранения ее как единого целого.

 

Поэтому, философское знание об обществе – это знание наиболее общего порядка.

    Функции социальной философии: мировоззренческая, методологическая, аксиологическая, прогностическая.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: