План
I. Предмет философской антропологии. История развития воззрений на человека.
II. Основные проблемы философской антропологии.
III.Проблема знака и значения. Основные концепции языка в философии.
Философская антропология – это учение о человеке, его становлении и формировании как биосоциального существа. Философская антропология возникла в XX веке благодаря деятельности немецкого философа М. Шелера.
Философская антропология – термин, обозначающий раздел философии, посвященный анализу проблемы человека, его сущности и существования.
Философская антропология – это методологическая установка, при которой человек рассматривается как исходный и конечный пункт филофствования.
История развития воззрений на человека (Кто такой Человек?):
1. ДревнийВосток и Древняя Греция (преобладание мифологического мировоззрения; убеждение в том, что любой человек двойственен, то есть единство души и тела);
2. Средние века (религиозно-идеалистическое мировоззрение; душа человека есть частица высшего, божественного начала);
|
|
3. Возрождение и немецкая классическая философия (самое важное в человеке – это деятельность,
активность и свобода человека);
4. Философия XX-XXI века (человек становится настоящим человеком трижды – физически, социально и духовно; человек является биосоциальным существом; в жизни каждого человека важна материальная, практическая деятельность).
Философская антропология решает следующие проблемы:
1. проблема становления человека (проблема антропосоциогенеза)
Существуют две концепции: эволюционная (Ч. Дарвин, К. Маркс,Ф. Энгельс), доказывающая, что причиной возникновения человека является «труд».
Антропосоциогенез
(эволюционная концепция)
труд
Становление человека и общества (переход от биологической формы движения к социальной)
Становление человека под определяющим влиянием социальных факторов
Другая концепция «креационная» (Августин Аврелий, Ф. Аквинский, современная религиозная философия) стремиться постигнуть становление, развитие и формирование человека, благодаря воздействию Бога.
Антропосоциогенез |
( |
креационная концепция |
) |
Бог, его воля |
Становление человека и |
общества |
2. Следующая важная проблемафилософской антропологии – проблема происхождения сознания.
Сознание – это способность человека отображать материальные объекты в идеальных образах. Сознание является свойством высокоорганизованной материи. Можно выделить основные функции сознания – отражающая и управляющая. Отражающая функция человеческого сознания – это, вопервых, способность человека воспринимать воздействия окружающей среды; во-вторых, изменение человека в результате воздействия на него других «материальных объектов» или людей и, в-третьих, возможность человека сохранять в себе результаты этих воздействий.
|
|
Какова же структура сознания?
Воля рассматривается в качестве способности сознательно действовать, добиваясь реализации поставленной цели (часто вопреки усталости, пессимизму, апатии, неверию человека в свои собственные силы, но, иногда, и вопреки сложившимся объективным обстоятельствам.
Самосознание – это определенное осознание человекомсамого себя в системе отношений с другими людьми. Именно, самосознание помогает каждому человеку проводить так называемый самоанализ или рефлексировать.
Мышление – это свернутые, перенесенные во внутренний план, социальные действия.
3. Проблема соотношения языка и мышления
Два подхода в понимании взаимоотношения языка и мышления:
Вербальная концепция | Невербальная концепция |
Мыслительный процесс может протекать только на основе языка | Мыслительный процесс может протекать не только на основе языка |
Мысль появляется на базе слова | Мышлениебывает разных видов: наглядно-действенное, наглядно-образное, визуальное, вербальное и т.д. Мышление понимается как идеальный образ мира в отличие от языка как материальной системы |
Материальной оболочкой мысли является звуковой комплекс, поскольку он представляет языковую материю | Речь не является лишь воплощением звуковой речи, она может иметь и жестовый характер |
Мысль возникает одновременно с внутренней речью и существует одновременно с ней | В случае отождествления мышления с внутренней речью имеется виду лишь вербальное мышление |
Концепция лингвистической относительности (Сепир, Уорф):
- рассматривали язык не просто как средство выражения и оформления мыслей, а как фактор, определяющий ход нашего мышления и его результаты.
- разные языки формируют разные картины мира.
- различия между языками наиболее заметно проявляются в наличии в них лакун, то есть безэквивалентной лексики. - лакуны обусловлены различиями между культурами – это либо отсутствие в одной культуре реалий другой, либо то, что в одной культуре часто приходится различать нечто, что в другой неразличимо.
4. Проблема знака и значения.
Основные типы концепций языка в философии
Язык – это полиструктурная, разветвленная и иерархичная система знаков.
Базисная структура языка – это слово.
Уровни языка: фонетика, лексика, грамматика, стилистика.
Смысл языка – значение языка: Ф. Де Соссюр – «означаемое»; А. Черч – «концепт»; Р. Карнап – «интенсионал». Античная философия:
разделила язык и реальность и попыталась воспроизвести двухстороннюю структуру языкового знака. Стоики не сводили значение ни к объекту, ни к его языковому представлению, а выделяли три элемента знакового отношения: обозначающее (слово), обозначаемое (вещь, выявляемая словом и воспринимаемая как субъективный образ, понятие) и сам предмет – денотат.