Лекция XII. Учение о человеке (философская антропология)

 

План

I. Предмет философской антропологии. История развития воззрений на человека.

II. Основные проблемы философской антропологии.

III.Проблема знака и значения. Основные концепции языка в философии.

 

 Философская антропология – это учение о человеке, его становлении и формировании как биосоциального существа. Философская антропология возникла в XX веке благодаря деятельности немецкого философа М. Шелера.

Философская антропология – термин, обозначающий раздел философии, посвященный анализу проблемы человека, его сущности и существования.

Философская антропология – это методологическая установка, при которой человек рассматривается как исходный и конечный пункт филофствования.

История развития воззрений на человека (Кто такой Человек?):

1. ДревнийВосток и Древняя Греция (преобладание мифологического мировоззрения; убеждение в том, что любой человек двойственен, то есть единство души и тела);

2. Средние века (религиозно-идеалистическое мировоззрение; душа человека есть частица высшего, божественного начала);

3. Возрождение и немецкая классическая философия (самое важное в человеке – это деятельность,

активность и свобода человека);

4. Философия XX-XXI века (человек становится настоящим человеком трижды – физически, социально и духовно; человек является биосоциальным существом; в жизни каждого человека важна материальная, практическая деятельность).

Философская      антропология          решает       следующие проблемы: 

1.    проблема становления       человека (проблема антропосоциогенеза)

Существуют две концепции: эволюционная (Ч. Дарвин, К. Маркс,Ф. Энгельс), доказывающая, что причиной возникновения человека является «труд».

Антропосоциогенез

(эволюционная концепция)

труд

Становление человека и общества (переход от биологической формы движения к социальной)

Становление человека под определяющим влиянием социальных факторов

           

Другая концепция «креационная» (Августин Аврелий, Ф. Аквинский, современная религиозная философия) стремиться постигнуть становление, развитие и формирование человека, благодаря воздействию Бога.

                            

Антропосоциогенез
 
(
креационная концепция
)
 
Бог, его воля
 
Становление человека и
общества
 
                       

 

2. Следующая важная проблемафилософской антропологиипроблема происхождения сознания. 

Сознание – это способность человека отображать материальные объекты в идеальных образах. Сознание является свойством высокоорганизованной материи. Можно выделить основные функции сознанияотражающая и управляющая. Отражающая функция человеческого сознания – это, вопервых, способность человека воспринимать воздействия окружающей среды; во-вторых, изменение человека в результате воздействия на него других «материальных объектов» или людей и, в-третьих, возможность человека сохранять в себе результаты этих воздействий. 

            Какова же структура сознания?

Воля рассматривается в качестве способности сознательно действовать, добиваясь реализации поставленной цели (часто вопреки усталости, пессимизму, апатии, неверию человека в свои собственные силы, но, иногда, и вопреки сложившимся объективным обстоятельствам.

Самосознание – это определенное осознание человекомсамого себя в системе отношений с другими людьми. Именно, самосознание помогает каждому человеку проводить так называемый самоанализ или рефлексировать.

Мышление      это свернутые, перенесенные      во внутренний план, социальные действия.

 

 

3. Проблема соотношения языка и мышления

 

Два подхода в понимании взаимоотношения языка и мышления:

 

Вербальная концепция Невербальная концепция
Мыслительный процесс может протекать только на основе языка Мыслительный процесс может протекать не только на основе языка
Мысль появляется на базе слова Мышлениебывает разных видов: наглядно-действенное, наглядно-образное, визуальное, вербальное и т.д. Мышление понимается как идеальный образ мира в отличие от языка как материальной системы
Материальной оболочкой мысли является звуковой комплекс, поскольку он представляет языковую материю Речь не является лишь воплощением звуковой речи, она может иметь и жестовый характер
Мысль возникает одновременно с внутренней речью и существует одновременно с ней В случае отождествления мышления с внутренней речью имеется виду лишь вербальное мышление

 

Концепция лингвистической относительности (Сепир, Уорф):

- рассматривали язык не просто как средство выражения и оформления мыслей, а как фактор, определяющий ход нашего мышления и его результаты. 

- разные языки формируют разные картины мира.

- различия между языками наиболее заметно проявляются в наличии в них лакун, то есть безэквивалентной лексики. - лакуны обусловлены различиями между культурами – это либо отсутствие в одной культуре реалий другой, либо то, что в одной культуре часто приходится различать нечто, что в другой неразличимо.

 

4. Проблема знака и значения.

Основные типы концепций языка в философии

Язык –     это полиструктурная, разветвленная      и иерархичная система знаков. 

Базисная структура языка – это слово.

Уровни языка: фонетика, лексика, грамматика, стилистика.

Смысл языка – значение языка: Ф. Де Соссюр – «означаемое»; А. Черч – «концепт»; Р. Карнап – «интенсионал». Античная философия: 

разделила язык и реальность и попыталась воспроизвести двухстороннюю структуру языкового знака. Стоики не сводили значение ни к объекту, ни к его языковому представлению, а выделяли три элемента знакового отношения: обозначающее (слово), обозначаемое (вещь, выявляемая словом и воспринимаемая как субъективный образ, понятие) и сам предмет – денотат.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: