План
I. Познавательная деятельность человека.
II. Чувственное и рациональное в познании, их единство.
III. Многообразие видов знания. Основные признаки научного знания.
IV. Проблема истины и ее критериев в философии.
Гносеология – это учение о познании или теория познания, в которой рассматриваются следующие проблемы:
- в чем заключается источник знания?
- каковы способы получения знания?
- каковы критерии установления его истинности? и т.д.
Можно выделить следующие концепции познания – идеалистическая, религиозная (или религиозноидеалистическая), материалистическая.
Познание – это процесс получения знаний. В истории философии известны следующие виды познания:
Виды познания | ||||
обыденное | мифологическое | художественное | религиозное | научное |
Концепции познания
Идеалистическая |
) |
врожденные идеи |
( |
Религиозная |
( |
религиозно |
- |
идеалистическая) |
иалистическая |
Матер |
Источник |
знаний |
– |
духовное |
начало |
Источник |
знаний |
– |
откровение |
Бога |
Источник знаний |
– |
объективный |
мир |
Рассмотрим структуру познавательного процесса. В познании выделяют объект, субъект и условия познания. Под объектом познания понимается природа, общество и само познание, и сознание, то есть объектом познания является все то, на что направлена познавательная деятельность субъекта.
Субъект познания – это носитель познавательной активности (человек как конкретная индивидуальность или социализированная личность). Условиями познания выступают определенные материальные средства, используемые в познавательном процессе, информационные ресурсы, социальнопсихологическая среда и т.д.
В познавательном процессе исконно выделяют два уровня: чувственное и рациональное познание. Любой человек познает окружающий его мир с помощью чувственно-наглядных познавательных образов, формируя при этом абстрактные (формальные) понятия и категории. В дальнейшем, используя эти понятия и категории, он пытается адекватно отразить бытие (окружающий мир). Но не всегда данное отражение бывает адекватным, очень часто большинству людей только лишь кажется реальность какой-то вещи, предмета, объекта, а на самом деле человек пребывает в так называемом иллюзорном мире, то есть сам себя обманывает.
Структура познания
Уровни познания | Формы познания | Характерные особенности |
2. Рациональное познание | - умозаключение - суждение - понятие | - форма рационального познания, в которой из известных суждений формируются новые суждения; - форма рационального уровня познания, в которой что-либо утверждается или отрицается о «материальном объекте»; - форма рационального познания, отображающая обобщенные, сущест- венные связи явлений; |
1. Чувственное познание | - представление - восприятие - ощущение | - наглядный образ «материального объекта» без непосредственного контакта организма с «материальным объектом». - синтез отдельных ощущений, целостный образ «материального объекта»; - отражение отдельного свойства «материального объекта»; |
Чувственное познание формирует чувственный образ «материального объекта», который является не чем иным как результатом воздействия «материальных объектов» на человеческие органы чувств. Поэтому, чувственные образы – это лишь копии (слепки) «материальных объектов».
Чувственный и рациональный уровни познания взаимосвязаны и одновременно каждый из них являются самостоятельными уровнями познания.
Теорию познания постоянно волнует вопрос: что такое истина?
В истории философии известны следующие концепции «истины»:
1. корреспондентская концепция показывает
соотнесение знания и реальности;
2. когерентная (логическая) концепция доказывает истинность различных логически взамосвязанных суждений;
3. религиозная концепция – объясняет, что истина абсолютна, едина, сокровенна и священна. Она дается человеку Богом как своеобразная «истина откровения»; 4. прагматическая концепция сравнивает истину и ценности человека.
Истина – это содержание знания, которое адекватно отражает действительность. Естественно, что никакой абстрактной истины не существует, так как истина всегда только конкретна. Но в силу того, что в жизни человек не в состоянии познать все и до конца (хотя бы в этот исторический период времени), то истина бывает и абсолютной, и относительной, и объективной, и субъективной.
Необходимо рассмотреть основные критерии «истины»:
1. ясность и очевидность («если что-либо понимается ясно и очевидно, то оно истинно» писал французский философ Рене Декарт);
2. полезность (или «экономия мышления» - высказывание Эрнста Маха);
3. практика (данный критерий был предложен философией диалектического материализма – немецкие философы Карл Маркс и Фридрих
Энгельс).
Научное познание – это деятельность, ориентированная на получение объективного знания (или знаний) о действительности.
Признаками научного познания являются: объективность, обоснованность, доказательность (верификация), системность, проверяемость, наличие спецмвмче; логическое доказательство; верификация; языковое выражение мысли.
Диалектика процесса познания интерпретирует познание как процесс развития и разрешения противоречий. В данном случае необходимо выявить основные принципы, законы и категории диалектики.
Диалектика процесса познания
Принципы диалектики | Законы диалектики | Категории диалектики |
- принципвсебщей связи и взаимообусловленности явлений; - принцип развития; - принцип противоречия | - закон противоречия; - законвзаимоперехода количественных и качественных изменений; - закон отрицания отрицания (диалектического синтеза) | - единичное и общее; - часть и целое; - элементы и система; - форма и содержание; - сущность и явление; - причина и следствие; - необходимость и случайность |
Метод познания
Метод – совокупность средств, принципов, требований, форм познания и практики.
Всеобщие философские методы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Метафизический | Диалектический | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Принципы метафизики | Принципы диалектики | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рассмотрение вне связей, в статике, вне развития; Односторонность подхода | Развитие; Всеобщие связи и взаимообусловленность явлений | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методы познания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Всеобщие | Общенаучные | Частные | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вопросы для повторения:
1. Назовите основные концепции познания?
2. Определите структуру познавательного процесса?
3. Какие формы взаимосвязи чувственного и логического познания существуют в истории философии?
4. Перечислите основные концепции истины?
5. Назовите критерии истины?
6. Определите стадии научного исследования?
7. Какова непосредственная цель и результат научного наблюдения и различных форм экспериментирования?
8. Назовите признаки научной теории?
9. Какие функции выполняет научная теория?
10. Охарактеризуйте основные подходы к проблеме познания?
11. Назовите основные принципы познания?
Литература
18. Апель К.-О. Трансформация философии. М., 2001
1.Бунге М. Интуиция и наука. М., 1967
19. Вартофски М. Модели. Репрезентация и научное понимание. М., 1988
2. Витгенштейн Л. О достоверности // Вопросы философии, 1991, № 2
3. Гносеология в системе философского мировоззрения. М., 1983
4. Зак С. Е. К проблеме «вечных истин» // Философские науки, 1987, № 10
5. Климов А. Я. Диалектика практики и познания. М., 1991
6. Лекторский В. А. Субъект, объект, познание. М., 1980
20. Лекторский В. А. Субъект, объект, познание. М., 1980
21. Лекторский В. А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2002
7. Лосский Н. О. Избранное. М., 1991
8. Микешина Л. А. Методология научного познания в контексте культуры. М., 1992
9. Пугач Г. В. Познавательная активность человека: сущность, природные и социальные предпосылки. М., 1985
10. Руткевич М. Н., Лойфман И. Я. Диалектика и теория познания. М., 1995
11. Современные теории познания. М., 1992
12. Теория познания. В 4-х т. М., 1991-1995
13. Философия и методология науки. М., 1994
14. Хинтикка Я. Проблема истины в современной философии // Вопросы философии, 1996, № 5
15. Швырев В. С. Научное познание как деятельность. М., 1984
16. Эрн В. Ф. Природа философского сомнения // Эрн В. Ф. Сочинения. М., 1991