Лекция XI. Учение о познании (гносеология)

 

План

I. Познавательная деятельность человека.

II. Чувственное и рациональное в познании, их единство.

III. Многообразие видов знания. Основные признаки научного знания.

IV. Проблема истины и ее критериев в философии.

 

Гносеология – это учение о познании или теория познания, в которой рассматриваются следующие проблемы: 

- в чем заключается источник знания? 

- каковы способы получения знания?

- каковы критерии установления его истинности? и т.д.

Можно выделить следующие концепции познанияидеалистическая, религиозная (или религиозноидеалистическая), материалистическая.

Познание – это процесс получения знаний. В истории философии известны следующие виды познания:

 

 

Виды познания 

   
обыденное мифологическое художественное религиозное научное
         

 

Концепции познания

Идеалистическая
)
врожденные идеи
(
 
 
Религиозная 
(
религиозно
-
идеалистическая)
 
иалистическая
Матер
 
Источник
знаний
 
духовное
начало
 
Источник
знаний
 
откровение
Бога
 
Источник знаний
 
объективный
мир
 

 

           

Рассмотрим структуру познавательного процесса. В познании выделяют объект, субъект и условия познания. Под объектом познания понимается природа, общество и само познание, и сознание, то есть объектом познания является все то, на что направлена познавательная деятельность субъекта.

Субъект познания – это носитель познавательной активности (человек как конкретная индивидуальность или социализированная личность). Условиями познания выступают определенные материальные средства, используемые в познавательном процессе, информационные ресурсы, социальнопсихологическая среда и т.д. 

 В познавательном процессе исконно выделяют два уровня: чувственное и рациональное познание. Любой человек познает окружающий его мир с помощью чувственно-наглядных познавательных образов, формируя при этом абстрактные (формальные) понятия и категории. В дальнейшем, используя эти понятия и категории, он пытается адекватно отразить бытие (окружающий мир). Но не всегда данное отражение бывает адекватным, очень часто большинству людей только лишь кажется реальность какой-то вещи, предмета, объекта, а на самом деле человек пребывает в так называемом иллюзорном мире, то есть сам себя обманывает. 

 

Структура познания

Уровни познания Формы познания Характерные особенности
2. Рациональное познание - умозаключение     - суждение     - понятие - форма рационального познания, в которой из известных суждений формируются новые суждения; - форма рационального уровня познания, в которой что-либо утверждается или отрицается     о «материальном объекте»; - форма рационального познания, отображающая обобщенные, сущест- венные связи явлений;
1.       Чувственное познание - представление     - восприятие     - ощущение - наглядный образ «материального объекта» без непосредственного контакта организма с «материальным объектом». - синтез отдельных ощущений, целостный образ «материального объекта»; - отражение отдельного свойства «материального объекта»;

 

Чувственное познание формирует чувственный образ «материального объекта», который является не чем иным как результатом воздействия «материальных объектов» на человеческие органы чувств. Поэтому, чувственные образы – это лишь копии (слепки) «материальных объектов». 

Чувственный и рациональный уровни познания взаимосвязаны и одновременно каждый из них являются самостоятельными уровнями познания.  

Теорию познания постоянно волнует вопрос: что такое истина?

В    истории    философии известны   следующие концепции «истины»:

1. корреспондентская концепция    показывает

соотнесение знания и реальности;

2. когерентная (логическая) концепция доказывает истинность различных логически взамосвязанных суждений;

3. религиозная концепция – объясняет, что истина абсолютна, едина, сокровенна и священна. Она дается человеку Богом как своеобразная «истина откровения»; 4. прагматическая концепция сравнивает истину и ценности человека.

 Истина – это содержание знания, которое адекватно отражает действительность. Естественно, что никакой абстрактной истины не существует, так как истина всегда только конкретна. Но в силу того, что в жизни человек не в состоянии познать все и до конца (хотя бы в этот исторический период времени), то истина бывает и абсолютной, и относительной, и объективной, и субъективной. 

       Необходимо рассмотреть основные критерии «истины»:

1. ясность и очевидность («если что-либо понимается ясно и очевидно, то оно истинно» писал французский философ Рене Декарт);

2. полезность (или «экономия мышления» - высказывание Эрнста Маха);

3. практика (данный критерий был предложен философией диалектического материализма – немецкие философы Карл Маркс и Фридрих

Энгельс). 

Научное познание – это деятельность, ориентированная на получение объективного знания       (или знаний)      о действительности.

Признаками научного познания являются: объективность, обоснованность, доказательность (верификация), системность, проверяемость, наличие спецмвмче; логическое доказательство; верификация; языковое выражение мысли.

Диалектика процесса познания интерпретирует познание как процесс развития и разрешения противоречий. В данном случае необходимо выявить основные принципы, законы и категории диалектики.

Диалектика процесса познания

Принципы диалектики Законы диалектики Категории диалектики
- принципвсебщей связи и взаимообусловленности явлений; - принцип развития; - принцип противоречия - закон противоречия; - законвзаимоперехода количественных и качественных изменений; - закон отрицания отрицания (диалектического синтеза) - единичное и общее; - часть и целое; - элементы и система; - форма и содержание; - сущность и явление; - причина и следствие; - необходимость и случайность

 

 

Метод познания

Метод совокупность средств, принципов, требований, форм познания и практики.

Всеобщие философские методы

Метафизический

Диалектический

Принципы метафизики

Принципы диалектики

Рассмотрение вне связей, в статике, вне развития;

Односторонность подхода 

Развитие;

Всеобщие связи и взаимообусловленность

явлений

Методы познания 

Всеобщие 

Общенаучные 

Частные 

 
Диалектический
 
 

 
Метафиз
и
ческий
 
 

 
Феноменолог
и
ческий
 
 

Гермен
е
втический
 
 

Методы
естествозн
а
ния
 

Методы
обществозн
а
ния
 

Методы
техникозн
а
ния
 

Междисцилина
р
ные,
интеграти
в
ные
 

Дисциплина
р
ные
 

                   

 

 

Вопросы для повторения:

 

1. Назовите основные концепции познания?

2. Определите структуру познавательного процесса?

3. Какие формы взаимосвязи чувственного и логического познания существуют в истории философии?

4. Перечислите основные концепции истины?

5. Назовите критерии истины?

6. Определите стадии научного исследования?

7. Какова непосредственная цель и результат научного наблюдения и различных форм экспериментирования?

8. Назовите признаки научной теории?

9. Какие функции выполняет научная теория?

10. Охарактеризуйте основные подходы    к     проблеме познания?

11. Назовите основные принципы познания?

 

Литература

 

18. Апель К.-О. Трансформация философии. М., 2001

1.Бунге М. Интуиция и наука. М., 1967

19. Вартофски М. Модели. Репрезентация и научное понимание. М., 1988

2. Витгенштейн Л. О достоверности // Вопросы философии, 1991, № 2

3. Гносеология в системе философского мировоззрения. М., 1983

4. Зак С. Е. К проблеме «вечных истин» // Философские науки, 1987, № 10

5. Климов А. Я. Диалектика практики и познания. М., 1991

6. Лекторский В. А. Субъект, объект, познание. М., 1980

20. Лекторский В. А. Субъект, объект, познание. М., 1980

21. Лекторский В. А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2002

7. Лосский Н. О. Избранное. М., 1991

8. Микешина Л. А. Методология научного познания в контексте культуры. М., 1992

9. Пугач Г. В. Познавательная активность человека: сущность, природные и социальные предпосылки. М., 1985

10. Руткевич М. Н., Лойфман И. Я. Диалектика и теория познания. М., 1995

11. Современные теории познания. М., 1992

12. Теория познания. В 4-х т. М., 1991-1995

13. Философия и методология науки. М., 1994

14. Хинтикка Я. Проблема истины в современной философии // Вопросы философии, 1996, № 5

15. Швырев В. С. Научное познание как деятельность. М., 1984

16. Эрн В. Ф. Природа философского сомнения // Эрн В. Ф. Сочинения. М., 1991

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: