Философия - особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира.
- это особый тип мировоззрения, рационализированное мировоззрение, это учение о предельых основаниях бытия и мышления, учения о всеобщих законах развития природы, общ-ва и мышления
- есть особого типа мудрость. (Всякая ффия – мудрость, но не всякая мудрость - ффия)
Это опр. культура мышления, умение видеть во многом (противовположном) единое, в разном – общее.
Мудрость – это не многознание, а умение решать познавательные задачи; не знать много, а уметь понимать много – в этом мудрость.
Слово «философ» придумал Пифагор, а слово «ффия» - Платон или Аристотель.
1ый философ (пытались найти единую основу всего) – Фалес (Турция, г. Милет – милетская школа) считал, основа всего - вода; Аноксимен - аФеррум, Аноксимандр – воздух.
1ый диалектик – Гераклид (Всё течёт, и всё изменяется; Нельзя 2жды войти в 1 и ту же воду)
1ый ввёл категорию «бытие» - Парменид (6-5 вв до н.э.)
Ффия появляется в 3х цивиллизация (желез век, на рубеже 6-7 в до н.э.), т.к. возникает потребность в рационализированном мировоззрении (разум опирается сам на себя):
· Индия – т.к. благородные, кшатри были заинтересованы подорвать авторитет брахманы (жнецы). Источники: веды (самый древний лит источник на земле)
· Китай – 5книжие (гл – книга перемен)
· Греция – поэмы Гомера (устно передавалась), Гесиода (Труды и дни – ффия жизни, Теогония – происх бога)
Периоды ффии:
· Доскоратовский (натурффия)
· Классический (Сократ, который ничего не писал – софисты – Платон – Аристотель, который опроверг теорию идей и вывел 4 категории, построил 1ю класс-ю наук; Демокрит – наука, материализм)
· Эллинистический (Македонский был эллином – имеприя существовала на базе эллинской культуры)
· Римский (1 в до н.э. – 5 в н.э.) –заканчивается, когда закрывается последняя шк неоплатоников в Афинах
далее
· Средневековая – с момента падения римской империи начинается историческое средн, а ффское – 2 н.э. – как апологетика и патристика
· Нов время – рационализм (Френсис Бэкон) и эмпиризм (Рене Декарт) – переругались из-за вопроса о происхождении наших знаний (рац считаю, что чувства из разума)
· Просвящ в нов врем – 18 век
· Нем классика – Кант (критиковал всю всю предшеств ффию, сравнивал с ся с Коперником – солнце, земля вращ) – Фихте – Шеллинг и Гегель – Фейербах
Марксизм (Карл Маркс и Фридрих Энгельс – «Капитал» в 4 томах) – это учение из 3х частей: (источники - манифест)
1 – ффия диалектический материализм (ффия\диалектика Гегеля, материализм Фейербаха)
2 – полит экономия (из англ полит экономии Адама Смита и Дэвида Рекардо)
3 – научный социализм\коммунизм (Роберт Оуэн, Фюрье, Сенсимон)
Отечественный марксисты – Плеханов Г.В., Ленин В.И.
Разделы ффии:
· Онтология (сознание – идеальная часть бытия)
· Гносеология – уч-е о познании
· Эпистемология – наук
· Соц ффия
· Ффия истории
· Антропология – уч-е о человеке
Дисциплины:
· Логика
· Этика
· Эстетика
· Ффская часть культурологии
· Ффия эк-ки, права, науки,психологии
Главный вопрос философии называется так потому, что он является конечной целью всех философских размышлений. «Что такое человек?», его отношение к миру и к самому себе. (Кант)
Делится на 3 вопроса:
1. Что я могу знать? (метафизика)
2. Что я должен знать? (этика)
3. На что я могу надеяться? (религия/атеизм) …Далее сводится к философской антропологии
Основной вопрос – об отношении мышления и бытия «Что первично, дух или материя?». Он называется так, потому что, от ответа на него зависит ответ на все другие вопросы философии, включая главный. Ранее других его сформулировал Фридрих Энгельс в своей работе «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии»
2 стороны:
1) Онтологическая (изучает бытие): «Что первично: бытие или мышление?»
· Материалисты (Демокрит)
бытие, материя, природа – первичны;
мышление, сознание, идеи, Бог – вторичны
· Идеалисты (Платон)
2) Гносеологическая (изучает мышление) «Познаваем ли мир?»
· «Да» - гностики
· «Нет» - агностики
Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, данной в ощущениях, которая (копируется, фотографируется, отражается нашими органами чувств) существует независимо от человеческого сознания и отображается им. (Ленин)
Пространство – порядок сорасположения тел
Время – способ изменения тел, последовательность, оторванная от реально движущихся тел
Движение – способ изменения вообще.
Сознание – св-во высокоорганизованной материи об идельном отражении объективной действительности
Диалектика – уч-е о всеобщих законах развития (то, что входит в предмет ффии)\
Принципыдиалектики осн. – всеобщие связи; развития (направленное движение, включая деградацию).
Законы диалектики:
· Единство и борьба противоположности
· Взаимный переход кол-ных и кач-х изменений
· Отрицание отрицания (опр-т направленность развития)
Категории диалектики – (объективные) формы мышления, выражающиеся в ффских понятиях предельной общности…это объект для ффских понятий.
· Онтология (не\бытие, идеальное и матер)
· Сущность и явл-е
· Причина и следствие
· Форма и содержание
· Необходимость и случайность
· Возможность и действительность
Материализм – 3 исторические формы
1. Наивный (Целостное восприятие мира -> Античность).
2. Метафизический материализм.
3. Диалектический материализм.
Идеализм – Субъективный и объективный
Субъективный – выводит весь мир из субъективного человеческого мышления
Объективный - …из объективного мышления, которые существует вне субъекта. Пример – Бог, мир идей (Платон, Гегель)
Гносеологический вопрос –
Агностики – Скептики (не отрицают познание, но не доверяют),
Солипсисты (отрицают познание),
Релятивисты (относительно)
Бытие – это начало, «чистое» существование, не имеющее внешней причины. Причина самого себя. Оно самодостаточно, ни к чему не сводимо, не из чего не выводимо, обеспечивает миру порядок, стабильность и развитие. Бытие обеспечивает существование. Оно последнее, о чем еще можно спрашивать. Последнее таково, что за ним уже ничего не стоит, оно сущность самого себя.
ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
идея существования
объективной реальности,
ее первичности по
отношению к сознанию
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
идея данности этой реальности в ощущениях, отражения этой реальности сознанием
человека, доступности и, значит, принципиальной возможности ее познания
Атрибуты материи - такие признаки, которые носят устойчивый характер и с необходимостью проявляются всегда и везде, как бы далеко или глубоко не шагнул человек в познании объективной реальности
Как правило, к атрибутам материи относят движение, развитие, отражение, пространство и время (энергия, информация)
Движение – это любые взаимодействия материальных объектов или их систем, а также изменения состояний оьбъектов, вызванные этими взаимодействиями. 2 типа движения: Первый тип движения связан с сохранением качественной определенности материального объекта. Воспроизведение одного и того же набора признаков позволяет говорить об определенном предмете.
Второй тип движения связан с переходом вещества от одного качества к другому.
Развитие – это процесс накапливающихся, необратимых, поступательных изменений
сложных системных объектов в достаточно больших интервалах времени.
Развитие может быть связанным с качественным преобразованием данного вида бытия, например, развитие растения из семени до колоса, процесс образования кристаллов, смена общественных эпох, эволюция звезд, приобретение студентом специальности, формирование новых теорий (динамический вид развития).
Другой разновидностью развития является процесс перехода с одного структурного уровня организации бытия на другой (популяционное развитие). Примерами этой разновидности может быть формирование атомов и молекул на основе взаимодействия элементарных частиц и полей: переход от углеродистых соединений к белкам, возникновение социального уровня организации бытия и др.
Все предметы, явления, процессы материального мира постоянно взаимодействуют между собой и в ходе этого взаимодействия претерпевают определенные изменения.
Каждый из взаимодействующих объектов оставляет определенный «след» в том объекте, на который он воздействует, воспроизводит в своих признаках признаки воздействующих на него объектов.
Данная способность материальных объектов фиксируется в понятии отражения.
Отражение всегда есть эффект некоего взаимодействия.
Отражение, как и движение, зависит от уровня структурной организации материи, формы отражения образуют соответствующую этим уровням иерархию.
Важным шагом в эволюции материи является информационное отражение, связанное со способностью материальных объектов использовать следы взаимодействия для активной ориентации в действительности.
Выделяют такие виды информационного отражения как раздражимость, чувствительность, возбудимость, а также психическое отражение или сознание.
Пространство – форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами как
Протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие.
Понятие пространства имеет смысл лишь постольку, поскольку
сама материя структурно неоднородна.
Время – форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами изменения и развития систем, как длительность, последовательность смены состояний.
Понятие времени имеет смысл лишь постольку, поскольку мир находится в состоянии движения и развития. Оно возникает из сравнения различных состояний одного и того же объекта, и факта сменяющейся последовательности разных объектов в одном и том же месте.






