Кто является инициатором ПД

1) ситуация клиента - когда человек сам обращается к психологу за помощью, например, за консультацией (Телефон Доверия, Центры психологической консультации, частные обращения и др.);

2) ситуация экспертизы - когда к психологу обращается админи­страция (например, администрация больницы, школы, суда, предприятия) за помощью в диагностике, например, уровня психического развития человека, причин отклоняющегося поведения подростка, состояния преступника в момент совершения преступления, профессиональ­ной пригодности и т.д.

 

Ситуацию клиента и ситуацию экспертизы различают по следующим признакам:

а) мотивация клиента, готовность к сотрудничеству. В ситуации СК клиент сам обратился за помощью, он заинтересован в разрешении своего вопроса. В ситуации СЭ человек как бы насильственно подвергается диагностике и воспринимает ее как экзамен. В случае СЭ заинтересованность человека состоит в том, чтобы как можно лучше контролировать свои ответы и угадывать, чего от него хотят. Проведение правильного исследования с получением надежных и валидных результатов требует от психодиагноста умения создать из ситуации экспертизы ситуацию клиента.

б) Характер обратной связи с заказчиком (клиентом и администра­ци­ей). В ситуации СК ответ психолога может быть в виде консультации, психокоррекции. В ситуации СЭ ответ психолога чаще всего в виде психологического заключения для принятия администрацией решения (см. ниже).

Кто будет использовать психодиагностические данные

1. Данные используются обследуемым в целях саморазвития или в др. целях (например, в методике "Биограф" испытуемый имеет возможность самостоятельно поработать со своим опытом).

2. Данные используются психодиагностом (например, для психокор­рекционной работы).

3. Данные используются администрацией для принятия решения.

 

 

ЛЕКЦИЯ 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ПД МЕТОДИК

 

1. классификации методик по Й.Шванцаре

Й.Шванцара объединяет психодиагностические методики в группы по следующим основаниям:

· по используемому материалу (вербальные, невербальные, манипуляционные, тесты "бумаги и карандаша" и т.д.);

· по количеству получаемых показателей (простые и комплексные);

· тесты с "правильным" решением и тесты с возможностью различных ответов;

· по психической активности испытуемых:

- интроспективные (сообщение испытуемого о личном опыте, отношениях): анкеты, беседа;

- экстроспективные (наблюдение и оценка разнообразных проявлений);

- проективные Испытуемый проецирует неосознава­емые свойства личности (внутренние конфликты, скрытые влечения и др.) на малоструктурированные, многозначные стимулы;

 

2. Классификации психодиагностических методов по В.К.Гайде, В.П.Захарову

 

Авторы этих классификаций объединяют психодиагностические мето­дики по следующим основаниям:

1) по качеству: стандартизованные, нестандартизованные;

2) по назначению:

· личностные;

· направленные на диагностику когнитивной сферы;

· тесты профессиональной пригодности;

· тесты специальных способностей (технических, музыкальных, тесты для пилотов);

· тесты достижений (тесты знаний, умений, навыков, например, тесты в конце изучения дисциплины, модуля);

· направленные на диагностику психических состояний;

· диагностирующие межличностные отношения;

3) по материалу, которым оперирует испытуемый:

· бланковые;

· предметные (кубики Кооса, "сложение фигур" из набора Векслера);

· аппаратурные (устройства для изучения особенностей внимания и т.д.);

4) по количеству обследуемых: индивидуальные и групповые;

5) по форме ответа: устные и письменные;

6) по степени однородности задач: гомогенные и гетерогенные (отличаются тем, что в гомогенных задачи схожи друг с другом и применяются для измерения вполне определенных личностных и интеллектуальных свойств; в гетерогенных тестах задачи разнообразны и применяются для оценки разнообразных характеристик интеллекта);

7) По комплексности: изолированные тесты и тестовые наборы (батареи);

8) по характеру умственных действий: вербальные, невербальные и др..

 

3. Классификации психодиагностических методов по А.А.Бодалеву, В.В.Столину

Авторы объединяют методы психодиагностики в группы

  по характеристике того методического принципа, который по­ло­жен в основу данного приема:

1. объективные тесты (в которых возможен правильный ответ, то есть правильное выполнение задания); - тесты интеллекта;

2. субъективные стандартизованные самоотчеты:

· опросники, открытые опросники (см. Тема 4);

· шкальные техники (семантический дифференциал Ч.Осгуда), субъективная классификация (см. Тема 4);

· индивидуально-ориентированные техники (идеографичес­кие) типа ролевых репертуарных решеток (см. Тема 4);

3.проективные техники (см. Тема 5);

4 диалогические техники (беседы, интервью, диагностические игры);

           

По М.К.Акимовой и К.М.Гуревичу

Все методы психодиагностики можно условно разделить на две группы: методы высокого уровня формализации и малоформализованные.
К малоформализованным методам относятся: наблюдение, анализ продуктов деятельности, опрос. Они плохо поддаются объективизации, очень трудоёмки и в большей степени опираются на профессиональный опыт, интуицию самого психодиагноста.
К формализованным методам относятся тесты, опросники, проективные техники, психофизиологические методики. Они дают возможность количественно и качественно сравнивать индивида с другими людьми.
Формализованные и малоформализованные диагностические методы не следует противопоставлять друг другу. Они, как правило, взаимодополняют друг друга. В полноценном диагностическом обследовании необходимо гармоничное сочетание тех и других методик.




ЛЕКЦИЯ 4. МАЛОФОРМАЛИЗИРОВАННЫЕ МЕТОДИКИ В ПД – КОНТЕНТ -АНАЛИЗ, МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ, ОПРОС, БЕСЕДА, ИНТЕРВЬЮ

Контент-анализ.

Этот метод появился в 20-х годах нашего века в социологии в США. В нашей стране этот метод получает распространение с конца 60-х годов.
Под контент - анализом понимается количественно - качественный анализ документальных источников. Под понятием "документальный источник" понимаются письма, автобиографии, дневники, фотографии, аудио-, видеозаписи, виды искусства, материалы СМИ (газеты, журналы и т.п.).Суть метода заключается в систематической и надёжной фиксации определённых единиц изучаемого содержания, а также в квантификации полученных данных. Чаще всего этот метод используют как вспомогательный - либо на ранних стадиях исследования, когда необходимо предварительное знакомство с исследуемым объектом, либо на его заключительном этапе - для полной и объективной интерпретации результатов.

 

К достоинствам контент-аналитического метода можно отнести:
1. Избежание влияния исследователя на изучаемый объект;
2. Высокую степень надёжности;
3. Возможность исследовать явления в историческом плане;
4. Возможность использовать в лонгитюдном исследовании.
Недостатками метода являются:
1. Громоздкость процедуры и техники обработки;
2. Необходимость наличия достаточного количества материала.


2. МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ

Это старейший метод психодиагностики, относится к малоформализованным методам.
Под наблюдением понимается научно-целенаправленное, организованное и определённым образом фиксированное восприятие исследуемого объекта.
Он является незаменимым везде, где не разработаны или неизвестны стандартизованные процедуры. Предметом наблюдения в психологии служат вербальные и невербальные акты поведения отдельного человека или группы или нескольких групп в определённой социальной среде и ситуации.
Наблюдают:
а) речевые акты, их содержание, последовательность, направленность, частоту, продолжительность, интенсивность, экспрессивность, особенности лексики, грамматики, фонетики, т.е. кто, что, кому, о чём и каким образом говорит;
б) выразительные движения, жесты, экспрессию лица, мимику, физическое воздействие (касания, толчки, удары, совместные усилия, передача, отнятие, задержки, дистанция между людьми);
в) обстановку (фон).
Поскольку в методе наблюдения в качестве "измерительного инструмента" выступает сам наблюдатель, то очень важно, чтобы он владел техникой наблюдений на высоком уровне и в полном объёме.

 

Наблюдение как научный метод характеризуется наличием:
1) цели и предмета наблюдения;
2) процедурной схемы наблюдения (условия, продолжительность и периодичность наблюдения);
3) стандартизованности процедуры наблюдения;
4) способов наблюдения;
5) способов регистрации;
6) обработки и интерпретации.
Поэтому основными требованиями к использованию метода наблюдения являются:
- чёткая формулировка цели;
- разработка соответствующей схемы и способов фиксации;
- способов обработки и интерпретации результатов.
Основными достоинствами метода являются:
- многомерность;
- естественность условий применения.
Недостаток метода наблюдения проявляется:
- в однократности исследуемой ситуации.
В соответствии со способом, задачей, особенностями объекта, сложившейся ситуацией, характером взаимодействия между наблюдателем и наблюдаемым объектом различают:
1) Включённое наблюдение.
Это наблюдение, при котором наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с людьми, за которыми он наблюдает и которых он оценивает. Ч. Уайльд в 30-е годы проводил исследования в негритянском гетто Нью-Йорка с использованием метода включённого наблюдения. В нашей стране в 60-е годы психолог Д. Ольшанский проводил исследования на заводе, работая там в качестве рабочего. Оценки включённого наблюдателя могут быть гораздо более субъективны, чем оценки независимого наблюдателя в силу определённой заинтересованности, его собственных складывающихся отношений.
2) Невключённое наблюдение.
Соответственно, осуществляется исследователем, который не связан с изучаемым объектом никакого рода служебными или иными отношениями. Это наиболее распространённый вид наблюдения.
3) Открытое (простое) наблюдение.
Когда объект может заметить, что за ним наблюдают. Когда событие регистрируется со стороны.
4) Скрытое наблюдение.
Это наблюдение исподтишка или с помощью технических средств (например, видеокамеры).
5) Полевое наблюдение.
Это наблюдение, осуществляемое в естественных условиях (в школе, в детском саду, на предприятии).
Для повышения надёжности метода наблюдения используется метод экспертных оценок, когда наблюдение исследуемого объекта осуществляется несколькими исследователями.












































МЕТОД ОПРОСА

Метод опроса относится к числу наиболее распространённых в психологии.
Опрос - это метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном (беседа, интервью) или опосредованном (анкета) взаимодействии исследователя и опрашиваемого (респондента). Источником информации в данном случае служит словесное или письменное суждение индивида.
Основные трудности в использовании этого метода - получение искренних ответов и способности исследователя объективно оценить результаты.
Интервью - это метод получения необходимой информации путём непосредственной целенаправленной беседы интервьюера с респондентом, когда опрашивающий (интервьюер) только задаёт вопросы, а опрашиваемый (респондент) на них отвечает.
В процессе интервью до некоторой степени ослаблена обратная связь - интервьюер лишь фиксирует высказывания респондента, стараясь сохранить нейтральную позицию.
Интервью может быть стандартизованным ( по плану, с возможными вариантами беседы, с разработанной стратегией и тактикой), н естандартизованным (свободным - без строгой детализации вопросов, со свободной тактикой) и частично стандартизованным.
Интервью может быть диагностическим и клиническим в зависимости от целевого назначения.
Диагностическим целям в большей мере соответствует стандартизованная форма интервью, поскольку даёт возможность получить сравнимые данные по разным испытуемым, ограничивает влияние посторонних воздействий, позволяет в полной мере и в нужной последовательности "отработать" все вопросы.
Клиническое интервью - это метод терапевтической беседы, помогающий человеку осознать свои внутренние проблемы.
Правила проведения интервью:
1. Правило добровольности;
2. Правило доступности. Вопросы должны быть понятными, краткими, по возможности, не раздражающими и не унижающими;
3. Интервью не должно быть продолжительным и скучным.
Чаще всего интервью имеет следующую структуру:
а) введение, настройка на беседу, на сотрудничество;
б) общие вопросы;
в) свободные высказывания испытуемого;
г) уточняющие вопросы;
д) снятие возникшего напряжения и выражение признательности за участие в беседе.
Интерпретация полученных в ходе интервью результатов не лишена субъективизма, потому их следует рассматривать в комплексе с данными других диагностических методик.
Главным условием успешного проведения интервью является создание дружественной атмосферы, установление контакта с опрашиваемым. И здесь большую роль играет вступительное слово и первые вопросы исследователя, которые должны вызвать у опрашиваемого доверие и желание сотрудничать.
Преимущества стандартизованного интервью:
а) получение данных более надёжных и более сравнимых друг с другом;
б) ошибки в формулировании вопросов сводятся к минимуму;
в) не требуется высокая квалификация интервьюера.
Недостатки:
а) затруднён более тесный контакт с респондентом;
б) могут быть неоднозначно поняты вопросы респондентом;
в) невозможность дополнительных вопросов.
Преимущества нестандартизованного интервью:
а) возможность изложения вопросов в соответствии с уровнем респондента;
б) возможность создания более естественной, непринуждённой обстановки;
в) гибкость в изменяющейся ситуации;
г) возможность получения более глубинной информации.
Недостатки:
а) трудности в сопоставлении полученных данных.

 4.ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА КАК РАЗНОВИДНОСТЬ МЕТОДА ОПРОСА

Беседа - это метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Это сравнительно свободный диалог между исследователем и исследуемым на определённую тему. Это основной метод психологического консультирования.

 
Главное условие успешного проведения беседы - это создание дружеской атмосферы, установление контакта с опрашиваемым. Рекомендуется начинать беседу с нейтральных вопросов, опираясь на предполагаемое обоюдное согласие по поводу очевидных фактов. Респондент должен увидеть в лице исследователя человека, который стремится его понять, не критикует, не осуждает его высказываний. Проводя беседу, надо помнить об особенностях возраста опрашиваемого.Методом научного познания беседа становится лишь тогда, когда проведение её определяется целями и задачами исследования, выступает как средство сбора первичной информации. Необходима фиксация ответов, чтобы не пересказывать ответы испытуемого.






































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: