Анкетирование как разновидность метода опроса

Анкета - это структурно организованный опросник, на который даются ответы в письменной форме. Это очень распространённый метод, в основном, используемый в социологии, а из психологических отраслей - в социальной психологии.
Преимуществами анкетирования как метода являются:
- возможность одновременно исследовать мнение большого количества людей по какому-либо вопросу;
- относительная лёгкость статистической обработки, особенно при использовании компьютерных программ;
С помощью метода анкетирования в психологии исследуются отношения групп населения к тем или иным явлениям социальной действительности (удовлетворённость условиями труда, решениями правительства и т.д.), социально-психологические характеристики личности (потребности, интересы, мотивы, ценностные ориентации, установки, стереотипы).
Это не простой метод. Для получения качественной психологической информации необходимо соблюдать следующие правила при составлении анкет.
Требования к формулированию вопросов:
- они должны быть понятны для исследуемой категории людей;
- лаконичны;
- исключать двусмысленность в понимании;
- не раздражать, не унижать достоинства;
- хорошо и чётко напечатаны.
По форме вопросы делятся на открытые, закрытые и полузакрытые; прямые и косвенные.
Открытые вопросы предполагают свободные ответы, не содержат возможных вариантов ответов. Они встречаются значительно реже закрытых. Готовые ответы здесь не предполагаются. Респондент отвечает на такие вопросы по своему усмотрению. По сравнению с закрытыми, информация в этом случае получается более полная (и в этом их плюс), а обработка и интерпретация затруднены, неоднозначны, что затрудняет сравнение ответов разных испытуемых. Кроме того, такие анкеты требуют большего времени выполнения.
Закрытые вопросы предусматривают готовые варианты ответов.
Несомненным преимуществом закрытых вопросов является единообразие ответов и относительная лёгкость обработки данных, а недостатком - менее точная интерпретация, приближенный вариант ответа, отсутствие необходимого варианта ответа.
Анкета, как правило, состоит из:


а) вводной части, содержащей обращение к респонденту, разъясняющее цели опроса, указание о правилах заполнения, адресат использования полученных данных;
б) как правило, анкета начинается с, так называемой, паспортички, где респондента просят сообщить о себе некоторые сведения (например, пол, возраст, уровень образования, место работы, жительства, семейное положение, количество детей и т.д.). Выбор вопросов для паспортички обусловлен дальнейшим ранжированием полученной информации. Например, если исследуются проблемы семьи, то, безусловно, в паспортичку вносится вопрос о семейном положении, количестве браков, стаже совместной жизни в них. Если исследуются проблемы, связанные с занимаемой должностью - то в паспортичку могут войти вопросы, связанные с образованием, стажем работы в той или иной должности и т.д.
в) затем в анкете идут основные вопросы. Их не должно быть много (на весь опрос не более 15 - 25). Они должны быть сформулированы соответствующим образом (о чём было сказано выше).

в) Основной части

В заключение анкеты требуется поблагодарить респондента.

 

 





















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: