Роль разных структур мозга в обеспечении мышления

Реферат

Развитие абстрактного мышления у человека

Подготовила

 студентка группы №205

медико-диагностического факультета

Астапович О.А

Проверила:

Жукова Анжела Аркадьевна

 

 

Гомель 2020

Содержание

1. Введение

2. Формы

3. Роль разных структур мозга в обеспечении мышления

4. Упражнения для взрослых

5. Упражнения для детей

6. Список литературы

Введение

Абстрактное мышление имеет большое значение для всех людей. Высокий уровень его развития позволяет не только улучшить качество жизни, но и добиться гораздо больших успехов. Заниматься развитием такого типа мышления следует уже в детстве, но с взрослением прекращать тренировки не стоит. Только регулярные занятия позволят улучшать и поддерживать свои интеллектуальные способности. В этом поможет знание того, как развить абстрактное мышление у взрослых и детей. Все методы можно применять на практике самостоятельно, не прибегая к посторонней помощи. Абстрактное мышление - отвлеченно-понятийная форма мышления, развивающаяся со становлением второй сигнальной системы. Абстрактное мышление свойственно только человеку. Вторая сигнальная система обеспечивает мышление с помощью различных понятий, категорий, формул

Формы

Абстрактное мышление разделяется на формы, каждая из которых соответствует особенностям мыслительного процесса, сопровождающегося абстракцией. Всего их 3:

· Понятие. Подразумевает определение одного общего свойства для разных предметов. Очень важным моментом является значимость этой объединяющей черты. Например, ножки у столов или зеленые листья у разных деревьев.

· Суждение. При суждении происходит утверждение или отрицание определенного события. Все, как правило, описывается словосочетанием или коротким предложением. Суждения бывают простыми или сложными. В первом случае они касаются одного действующего предмета или лица (например, «мальчик купил молоко»). Во втором же суждение затрагивает сразу несколько сторон («появились тучи, на улице стало темно»). Также оно может быть истинным, базирующимся на субъективных выводах, или ложным, основанным на личной заинтересованности.

· Умозаключение. Под умозаключением понимают мысль, формирование которой происходит на основе нескольких суждений. Она состоит из предпосылки, вывода и заключения. Все три процесса происходят в голове человека последовательно. Все начинается с начальных суждений (предпосылки), потом переходит на этап размышлений (выводов), а завершается образованием нового суждения (заключение).

Применяться абстрактное мышление может в любой из этих трех форм. Взрослый человек в повседневной жизни использует их все. Тем не менее развивать их нужно обязательно даже тем, кто хорошо умеет абстрагироваться.

Ярчайшим примером абстрактного мышления можно назвать точные науки, такие как астрономия, физика и математика и т.д. Чаще всего оно служит их базой. Как таковых цифр и формул человек не видит, зато умеет вычислять, измерять, считать, объединять объекты в группы и находить их количество.

То же самое касается и самой жизни. Что есть жизнь? Это когда существует тело, в котором функционирует сознание. Точного определения понятию «жизнь» мы дать не можем, но умеем с точностью сказать, когда жив человек, а когда мертв.

Абстрактное мышление проявляется не менее явно, когда мы устремляем взор в будущее. Мы не знаем, что нас ждет, но у нас есть планы и цели, стремления и желания.

Роль разных структур мозга в обеспечении мышления

Предполагают, что развитие способностей человека к мышлению связано с количественными изменениями числа нейронных сетей, вовлекаемых в обработку информации. Существуют две формы использования понятий в суждениях и умозаключениях: индукция (от частного к общему — левое полушарие сначала анализирует информацию, а затем правое синтезирует); дедукция (от общего к частному — осуществляется в правом полушарии).

· правое полушарие (особенно теменно-височная кора) обеспечивает конкретно-образное мышление (I сигнальная система), лучшее решение зрительно-пространственных задач, одномоментную целостную обработку информации, интуитивное мышление;

· левое полушарие (особенно лобная кора) обеспечивает абстрактнологическое мышление (II сигнальная система), лучшие возможности по оценке времени, аналитическую, поэтапную обработку информации, осознание информации («когнитивные» медиаторы — дофамин, ацетилхолин, ГАМК — преобладают в левом полушарии).

Установлено, что наибольшее значение для мышления имеют ассоциативные зоны коры большого мозга. Извлекаемая из памяти информация сливается с сенсорной и позволяет человеку интерпретировать специфическую информацию от органов чувств. Наиболее сложная часть интегративной деятельности приходится на лобные доли, имеющие обширные двусторонние связи с лимбической системой, которая придает эмоциональный характер перерабатываемой информации. Получая разнообразную информацию о состоянии организма и окружающей среды, организм помощью лобной коры оценивает ее значимость в настоящий момент и выбирает информацию, имеющую первостепенное значение. Лобная кора ответственна за выбор целей, которые ставятся на будущее. Люди с поврежденными лобными долями становятся безответственными и неспособными совершать ряд последовательных действий для достижения цели при изменении жизненных ситуаций. Лобная кора взаимодействует со всеми отделами коры большого мозга, особенно со структурами ЦНС, обусловливающими языковые функции. Височная кора участвует в процессах памяти. Патология височной коры ведет к потере долговременной памяти. Деятельность лобной коры по составлению планов на будущее связана с извлечением информации из долговременной памяти, которая в основном обеспечивается деятельностью височной коры.

Предполагают, что развитие способностей человека к мышлению связано с количественными изменениями числа нейронных сетей, вовлекаемых в обработку информации.

Установлено, что наибольшее значение для мышления имеют ассоциативные зоны коры большого мозга. Извлекаемая из памяти информация сливается с сенсорной и позволяет человеку интерпретировать специфическую информацию от органов чувств. Наиболее сложная часть интегративной деятельности приходится на лобные доли, имеющие обширные двусторонние связи с лимбической системой, которая придает эмоциональный характер перерабатываемой информации. Получая разнообразную информацию о состоянии организма и окружающей среды, организм помощью лобной коры оценивает ее значимость в настоящий момент и выбирает информацию, имеющую первостепенное значение. Лобная кора ответственна за выбор целей, которые ставятся на будущее. Люди с поврежденными лобными долями становятся безответственными и неспособными совершать ряд последовательных действий для достижения цели при изменении жизненных ситуаций. Лобная кора взаимодействует со всеми отделами коры большого мозга, особенно со структурами ЦНС, обусловливающими языковые функции. Височная кора участвует в процессах памяти. Патология височной коры ведет к потере долговременной памяти. Деятельность лобной коры по составлению планов на будущее связана с извлечением информации из долговременной памяти, которая в основном обеспечивается деятельностью височной коры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: