Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитное поле.
Электромагнитные колебания и волны
Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Переменный электрический ток. Генерирование электрической энергии. Трансформатор. Передача электрической энергии. Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи. Телевидение.
Оптика
Световые волны.
Скорость света и методы ее измерения. Законы отражения и преломления света. Волновые свойства света: дисперсия, интерференция света, дифракция света. Когерентность. Поперечность световых волн. Поляризация света.
Элементы теории относительности
Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство скорости света. Пространство и время в специальной теории относительности. Релятивистская динамика. Связь массы с энергией.
|
|
Излучения и спектры
Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение: свойства и применение инфракрасных, ультрафиолетовых и рентгеновских излучений. Шкала электромагнитных излучений.
Квантовая физика
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределенности Гейзенберга.Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Испускание и поглощение света атомом. Лазеры.
Модели строения атомного ядра: протонно-нейтронная модель строения атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи нуклонов в ядре. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения, закон радиоактивного распада и его статистический характер. Элементарные частицы: частицы и античастицы. Фундаментальные взаимодействия
Строение Вселенной
Строение солнечной системы. Система «Земля – Луна». Общие сведения о Солнце (вид в телескоп, вращение, размеры, масса, светимость, температура солнца и состояние вещества в нем, химический состав). Источники энергии и внутреннее строение Солнца. Физическая природа звезд. Наша Галактика (состав, строение, движение звезд в Галактике и ее вращение). Происхождение и эволюция галактик и звезд.
Повторение.
Контроль уровня обучения физики в 11 классе
№ | Наименование разделов и тем | Источник | Кодификатор ЕГЭ | Кодификатор ВПР | ||
1. | Контрольная работа №1 «Электромагнитная индукция» | Дидактические материалы Физика 11 класс / А.Е.Марон, Е.А.Марон. – М.: Издательство «Дрофа», 2014.
Тематические контрольные и самостоятельные работы по физике 11 класс / О.И.Громцева. – М.: Издательство «Экзамен», 2012 г.. | 3.3.1-3.4.7 | 4.4-4.5 | ||
2. | Контрольная работа №2 «Оптика» | 3.5.1-3.6.12 4.1-4.3 | 4.6-4.7 | |||
3. | Контрольная работа № 3 и №4 «Квантовая физика» | 5.1.1-5.3.6 | 5.1-5.4 | |||
4. | Контрольная работа № 5 «Повторение» | 2.2.1-2.2.11 |
Лабораторная работа №1: Изучение электромагнитной индукции.
Лабораторная работа №2: Измерение показателя преломления стекла.
Лабораторная работа №3: Измерение длины световой волны.
Лабораторная работа №4: «Изучение треков заряженных частиц».
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Образовательного процесса.
Учебно-методические пособия для учителя
- учебник Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский «Физика» классический курс. 11 класс» – Москва, Просвещение, 2014 г.
- Дидактические материалы Физика 11 класс / А.Е.Марон, Е.А.Марон. – М.: Издательство «Дрофа», 2014.
- Тематические контрольные и самостоятельные работы по физике 11 класс / О.И.Громцева. – М.: Издательство «Экзамен», 2012 г.
Интернет-ресурсы
6. Анимации физических объектов. http://physics.nad.ru/
7. Живая физика: обучающая программа. http://www.int-edu.ru/soft/fiz.html
10. Уроки физики с использованием Интернета. http://www.phizinter.chat.ru/
8. Физика.ru. http://www.fizika.ru/
9. Физика: коллекция опытов. http://experiment.edu.ru/
10. Физика: электронная коллекция опытов. http://www.school.edu.ru/projects/physicexp
Углублённый курс разработан для учащихся общеобразовательных 10-11. Углублённый курс основан на знаниях и умениях, полученных учащимися при изучении физики в основной и средней школе, и предлагается учащимся в дополнение к изучаемому школьному курсу физики.
Введение углублённого курса предусматривает расширение и закрепление отдельных разделов физики путем их комбинирования, которое осуществляется как в одном большом разделе, так и между модулями. Отличительной чертой данного курса является то, что обучающиеся закрепляют навыки решения физических задач и формируют исследовательские в ходе самостоятельного познавательного процесса и самостоятельной практической деятельности.
Особый акцент в данном курсе сделан на ознакомление с новыми методиками решения задач при помощи физических опытов, исследовательских и лабораторных работ, помогающих наблюдать и изучать те или иные явления. Причем данные наблюдения и исследования находятся в неразрывной связи с развитием креативных способностей учащихся, что формирует внутреннюю мотивацию учебной деятельности.
Огромную важность в непрерывном образовании личности, формирования целостной картины мира, развития надпредметных умений и навыков приобретают вопросы развития способностей учащихся на основе изучения материала не отдельными фрагментами, а комбинацией отдельных тем и разделов, плавно перетекающих друг в друга, что отражено в структуре данного курса. Изучение данного элективного курса тесно связано с такими дисциплинами, как математика и химия, и опирается на изучаемый материал по названным предметам.
Углублённый курс адресован учащимся 10-11-х классов, изучающих физику по двухчасовой программе, в общеобразовательных классах.
Данный курс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по физике.
В результате изучения курса обучающийся должен научиться:
- классифицировать задачи по требованию, по содержанию, по способу задания и решения;
- знать основные понятия и величины: относительность движения, скорость, масса, ускорение, импульс, сила, потенциальная и кинетическая энергия, полная механическая энергия, работа, мощность, коэффициент полезного действия, период, амплитуда и частота колебаний, инерциальная система отсчета, электрическое и магнитное поле, электромагнитные и звуковые волны, атом, атомное ядро, изотопы, электрон, протон, нейтрон, дефект масс и др.;
|
|
- понимать важнейшие категории научного познания: явления и факты, понятия, законы, теоретические выводы; этапы развития естественнонаучного познания: наблюдение, эксперимент, построение гипотез и моделей, вывод следствий и их проверка;
- уметь планировать, проводить наблюдения и эксперименты, фиксировать полученные данные, систематизировать их, решать качественные, графические и расчетные задачи.
Целью данного курса является расширение и закрепление материала основного курса физики, усиление его прикладной направленности. В ходе достижения данной цели решаются следующие задачи:
- закрепить у учащихся знания, умения и навыки, входящие в обязательный минимум содержания общего образования по физике;
- развивать мотивацию учебной деятельности, стремление к саморазвитию;
- способствовать воспитанию экологической культуры учащихся.
Предлагаемый углублённый курс включает в себя следующие модули:
· «Введение» (2 часа)
· «Основы кинематики» (9 часов),
· «Основы динамики» (8 часов),
· «Силы всемирного тяготения» (5 часов),
· «МКТ» (14 часов),
· «Термодинамика» (7 часов),
· «Электрические взаимодействия» (10 часов),
· «Постоянный электрический ток» (7 часов),
· «Магнитные взаимодействия» (4 часа)
· «Электромагнитное поле» (10 часов),
· «Оптика» (8 часов),
· «Кванты и атомы» (7 часов),
· «Атомное ядро и элементарные частицы» (8 часов),
· «Консультации» (13 часов),
· «Подготовка к тестированию и тестирование по модулям»(13часов),
· «Физическая олимпиада» (2 часа),
· «Пробный ЕГЭ» (2 часа).
Данный углублённый курс предусматривает проведение практических занятий по решению задач, уроков-обобщений, семинаров, зачетов, групповой работы, физических олимпиад и др.
Большое место в овладении данным курсом отводится приобщению старшеклассников к научно-исследовательской деятельности с правом выступления на научно-практических конференциях.
|
|
Итогом изучения данного элективного курса является проведение физической олимпиады по завершении 10 класса и ЕГЭ по окончании 11 класса.
Данный курс общим объемом 140 часов рассчитан на изучение в течение двух лет.