Развитие сестринского дела за рубежом

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ «ТЕОРИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА», ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ. ИСТОРИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА. ФИЛОСОФИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА. ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

На определение сестринского дела оказывают влияние множество факторов: личное мировоззрение человека, формулирующего данное понятие; социально-экономическое развитие страны и её географическое положение; уровень развития системы здравоохранения; потребности населения в медицинской помощи и др. Впервые определение сестринскому делу дала Флоренс Найтингейл в «Записках об уходе» в 1859 году, определив его как «действие по использованию окружающей пациента среды в целях содействия его выздоровлению».

Определение сестринского дела, его цель и задачи

На I Всероссийской конференции (Голицино, 1992) по теории сестринского дела было дано следующее определение этой науке: «Сестринское дело – это часть системы здравоохранения, соединяющая науку и искусство, направленная на решение существующих и потенциальных проблем пациента, связанных со здоровьем в меняющихся условиях окружающей среды».

  Сестринское дело – это наука и искусство диагностики и коррекции ответных реакций человека на существующее или потенциальное болезненное состояние.

Сестринское дело как искусство подразумевает:

- искусство систематически применять знания и умения;

- искусство заботы, требующее творческого воображения, интуиции, артистизма в выражении своих чувств.

Искусство ухода подразумевает защиту пациента, если он не в состоянии самостоятельно принять решение.

Сестринское дело как наука естьорганизованная, систематизированная структура знаний, полученных и проверенных путем исследовательской деятельности.

Ранее уход носил эмпирический, интуитивный характер, медицинские сестры в своей работе полагались больше на опыт, наблюдения, чем на научные исследования. В различные времена сестры выполняли и выполняют до сих пор работу врачей, диетологов, младших медицинских сестер и уборщиц. Сейчас сестринское дело создает собственную уникальную структуру знаний. Медсестра выполняла и будет выполнять в дальнейшем назначения врача, но в то же время становится все более самостоятельной в принятии независимых решений для удовлетворения индивидуальных потребностей пациента. Создателем стройной системы ухода, позволившей сестринскому делу оформиться в качестве самостоятельной профессии, является Флоренс Найтингейл. Она первая отметила, что «по сути своей сестринское дело как профессия отличается от врачебной деятельности и требует специальных, отличных от врачебных, знаний». Она считала, что уход за больными и уход за здоровыми – это две важные сферы деятельности медицинской сестры. Ухаживая за пациентом, медицинская сестра должна активно влиять на течение болезни, уметь помочь человеку жить с его заболеванием как можно более полноценной жизнью, быстрее обрести независимость, вернуть ощущение гармонии с самим собой и с миром. По определению ВОЗ, «главная задача сестринского дела заключается в помощи отдельным лицам, семьям или группам населения определить и реализовать их физический, психический и социальный потенциал с учетом неблагоприятных для человека условий жизни и работы». Эта задача исходит из того, что болезнь ставит перед больным, его семьей, коллективом, в котором работает или учится пациент, ряд вопросов и проблем.

Медицинская сестра может виртуозно владеть манипуляционной техникой, но если она не может помочь больному психологически адаптироваться к стрессу, каким является болезнь, не видит в нем живого страдающего человека – она не достигнет целей ухода. Таким образом, сестринское дело ориентировано в большей мере на человека или группу людей (семья, коллектив, общество), чем на болезнь. Оно направлено на решение проблем и нужд людей, их семей и общества в целом, которые возникли и могут возникнуть в связи с проблемами со здоровьем.

Из этого вытекает отличие сестринского дела от медицины. Медицина ориентирована на заболевание, диагностику и коррекцию патологического процесса, и целью медицины является диагностика, лечение и профилактика заболеваний. Сестринское дело концентрируется скорее на человеке, чем на его недуге, на выхаживании, на обеспечении комфорта и возвращении гармонии. Оно изучает реакции пациента на болезнь. Целью сестринского дела является научить человека жить с болезнью, обеспечение приемлемого качества жизни в болезни и максимально возможного для пациента в его состоянии физического и психологического комфорта.

Сестринское дело решает следующие задачи:

- разработка и внедрение новых технологий в сфере сестринской помощи;

- осуществление консультативной сестринской помощи;

- обеспечение высокого уровня медицинской информации;

- ведение санитарно-просветительной и профилактической работы;

- развитие и расширение организационных и управленческих резервов по работе с кадрами;

- консолидирование профессиональных и ведомственных усилий по медицинскому обслуживанию населения;

- ведение работы по обеспечению повышения квалификации и профессиональных навыков персонала;

- проведение научно-исследовательских работ в области сестринского дела;

- создание стандартов сестринской практики.

Таким образом, сестринское дело – это ветвь медицины, которая приобрела право на самостоятельное значение, выделившись в отдельную науку.

 

Исторические аспекты развития сестринского дела

Развитие сестринского дела за рубежом

Развитие сестринского дела неразрывно связано с развитием медицины. Сестринское дело называют самым древним искусством и самой юной профессией. Искусство ухода за больными, ранеными, инвалидами, роженицами, младенцами, престарелыми существовало с момента появления человеческого общества. Более 2500 лет назад была открыта знаменитая Косская врачебная школа, связанная с именем Гиппократа. История же сестринского дела, как самостоятельной профессии, насчитывает немногим более 150 лет.

За рубежом у истоков развития сестринского дела стоят три образа медицинской сестры.

Первый образ - сестра-мать связан с этапом, когда медицина являлась достоянием всех и каждого. Зарождение медицины связано с матриархатом, когда женщина, стоящая во главе рода, сознательно обобщает практический опыт и использует его для излечения сородичей. Уход за больным осуществляла женщина из числа домашних, используя обряды и травы. У славян это "берегини" – женщины-прародительницы, женщины-хранительницы домашнего очага, в Египте – это Могучая Полидамна, в Чехии – Мудрая Каза, в Колхиде – Медея, в "Иллиаде" Гомера – светлокурая Агамеда, знавшая все целебные травы,

Второй образ – божий работник, служитель церкви - связан с этапом возникновения религии. Основные лекари – это священники, знахари. "Лечебными учреждениями" являются храмы (храм Асклепия). Появились служители - дьяконы (diakonos – служитель), обязанностью которых было заботиться о немощных и больных. Им помогали женщины-дьякониссы, среди них были даже особы царского рода. В IX веке организуется самая старейшая Салернская школа в Италии. В XI веке появляются дома-кельи (богадельни на 10 больных), которые стали называться больницами, а в Европе – госпиталями. Тогда, в XI веке, в Германии и Нидерландах создаются общины женщин и девиц (бегины), для ухода за больными. Они существовали вплоть до XX века. В XII веке во времена крестовых походов появляются госпитальные медицинские отряды. Таким был Орден святого Лазаря в Иерусалиме для ухода за прокаженными (отсюда пошло слово "лазарет"). Появление учения, трактата об уходе приходится на XIII век, когда в Салернской школе Арнольд из Виллановы пишет поэму "Салернский кодекс здоровья". В этом кодексе сформулированы правила режима дня и питания, подробно рассмотрены свойства различных пищевых продуктов, описаны виды темперамента, даны сведения о строении человеческого тела. Ученые этой школы написали множество сочинений, посвященных уходу за больными. Феррарий написал исследования о лихорадке, Музандин – сочинение о приготовлении кушаний и напитков для больных.     

Третий образ – слуга относится к периоду, когда помощь стали оказывать люди, имеющие специальное образование, посвятившие себя служению больным и немощным. Недостатком было то, что медицинская сестра выступала лишь в роли исполнителя назначений врача.

Основную роль в развитии сестринского дела сыграла Флоренс Найтингейл (1820 – 1910) английская сестра милосердия, посвятившая всю свою жизнь улучшению санитарных условий в больницах, много сделавшая для снижения смертности среди раненых на поле боя, создавшая систему подготовки сестер милосердия в Англии. Благодаря её деятельности сестринское дело оформилось в качестве самостоятельной профессии.

В итальянском городе Флоренции есть старинный храм Св. Креста. Здесь в овальной нише стоит изваяние женщины с лампой. У его подножия надпись: «Флоренция Найтингейл, героиня Крыма, женщина с лампой, как называли её больные и раненые солдаты, за которыми она самоотверженно ухаживала в госпитале в течение долгих и тяжелых ночей. Она была примером служения людям и прообразом международного милосердия, носителем которого стал позднее Красный Крест».

 Родилась она во Флоренции (Италия) в богатой аристократической семье, получила блестящее образование: знала древнегреческий, латинский, французский, немецкий и итальянский языки; изучала историю, математику, естественные науки, литературу, занималась живописью и музыкой. Свое главное предназначение она видела в избавлении людей от болезней и смерти. «Первой – и также последней – была у меня мысль об уходе за больными», - писала она в дневнике. В 20 лет решила стать сестрой милосердия, но мечта её смогла осуществиться только через 13 лет, так как профессия медсестры в Англии пользовалась дурной славой. «Это было бы все равно, вспоминала она, как если бы я хотела стать судомойкой». Родители и близкие были категорически против такого решения. Она же была поистине счастлива, получив возможность посещать больных в течение нескольких месяцев в 1846 году, изучая организацию сестринского дела во время путешествий по Италии, Египту, Греции. Преодолев сопротивление семьи, Флоренс с разрешения матери уезжает в 1851 году в Кайзерверт (Германия) в общину сестер пастора Флендера, где она получила сестринское образование. Вернувшись в Лондон в 1853 году, Ф.Найтингейл занимает место заведующей в больнице для учительниц. Во время эпидемии холеры в Лондоне она работает простой сестрой в холерной больнице. Имя её становится известным, ей поступают приглашения в другие учреждения и даже предлагают пост заведующей Королевской больницей. Но это её не прельщало, она мечтала организовать школу для подготовки сестер милосердия.

В 1853 году началась кровопролитная Крымская война. Военный министр Англии Сидней Герберт решился на неслыханный шаг - привлечь женщин на военно-медицинскую службу. Нужен был опытный, знающий человек с большими организаторскими способностями, которому можно было бы доверить неквалифицированных энтузиасток, и выбор пал на Флоренс Найтингейл.

Вместе с 38 медсестрами она прибыла в английский госпиталь в Скутари (Турция), где находилось 1715 раненых и больных. Отважных женщин ожидала страшная картина: прогнившие, грязные бараки, кишащие паразитами тюфяки, нехватка белья и перевязочного материала, отсутствие топлива. Раненые лежали вповалку вместе с больными тифом и холерой. Медицинские сестры принялись за переустройство госпиталя, улучшая санитарно-гигиенические условия и осуществляя сестринский уход. Уже через 2 месяца условия в госпитале улучшились. «До ее прибытия, - писали солдаты, - тут было отвратительно- сущий ад, а после стало празднично, как в храме». Насмешкам, равнодушию, грубости и бюрократизму окружающих Флоренс Найтингейл противопоставляла свой такт, терпение, знания и бесконечную преданность делу. Медсестры воспитывались в духе беспрекословного подчинения врачам, и сама Флоренс не злоупотребляла своей властью, хотя пользовалась личной поддержкой военного министра, вела переписку с королевой Викторией. Для организации досуга раненых она проводила беседы, открыла библиотеку и кафе, устроила сберегательную кассу. По ночам по темным и затихшим палатам мелькал огонек светильника Флоренс Найтингейл. Ее прозвали ласково: "Женщина со светильником". Результатом деятельности отряда сестер явилось снижение смертности в госпитале с 42% до 2 %. К концу войны под её началом работало 125 сестер милосердия.

В марте 1856 года в Париже был подписан мирный договор, а Ф.Найтингейл на свои деньги ставит крест из белого мрамора на горе над Балаклавой в Крыму в память о погибших солдатах, медсестрах, врачах.

Подвиг английской медсестры был оценен английским обществом. Королева Виктория подарила ей золотую брошь, усыпанную бриллиантами, с надписью «Блаженны милостливые».

В 1860 году Флоренс открывает Найтингельскую испытательную школу для сестер милосердия при больнице Святого Фомы в Лондоне, отдав на организацию 50 тыс. фунтов стерлингов, собранные по подписке в Англии. Через несколько лет в результате широко возникшего движения в пользу возрождения сестринской профессии при поддержке самой королевы школа была реорганизована в «Дом Найтингейл». Оканчивая школу, сестры милосердия произносили торжественную клятву: "Всеми силами я буду стремиться помочь врачу в его работе и посвящу себя обеспечению здоровья тех, кто обратился ко мне за помощью".

 Используя опыт работы в госпиталях, Ф.Найтингейл пишет много книг, статей о назначении, роли и подготовке сестер: «Заметки о госпиталях», «Заметки о сестринском деле», «Как надо ухаживать за больными», которые и сейчас не потеряли своей актуальности. В них впервые были изложены представления о сестринском деле как профессии, отличной от врачебной; создана научная основа сестринского дела, которая положила начало профилактике заболеваний, определив её как «задачу ухода за здоровым». Она видела задачу ухода за больным в улучшении качества его жизни, как "помощь страждущему от болезни жить наиболее полноценной жизнью, приносящей удовлетворение". Особое значение Ф.Найтингейл придавала целительному действию природы, чистоте, свежести воздуха, тишине, правильному питанию. Она была твердо убеждена, что сестринское дело "как профессия отличается от врачебной деятельности и требует специальных знаний".

В дальнейшем по модели ее школы создаются школы в Европе, Америке, а преподавание ведут сами медицинские сестры. Особое внимание стало уделяться формированию специальных сестринских знаний, умений и ценностей. Впервые на русский язык работа Ф.Найтингейл "Как надо ухаживать за больными" была переведена и издана в 1905 году в Санкт-Петербурге.

В 1864 году в Женеве Анри Дюнан (1828-1910) организовал Международное общество Красного Креста, взяв за основу рекомендации Ф.Найтингейл, изложенные в «Заметках». Похоронена Ф.Найтингейл в кафедральном соборе Святого Павла в Лондоне.

В 1912 году Лига Международного Красного Креста учредила медаль имени Флоренс Найтингейл как высшую награду людям, отличившимся в деле спасения жизни раненым и больным, каждые 2 года 50 выдающимся медсестрам мира вручается такая медаль. День ее рождения, 12 мая, в 1971 году был официально утвержден Международным советом медицинских сестер как Международный день медицинской сестры.

Идеи, взгляды и убеждения Ф.Найтингейл получили широкое признание во многих странах мира.

После открытия в 1873 году в США первых трех сестринских школ, созданных по модели школы Найтингейл в Лондоне, инициатива в развитии сестринского дела стала постепенно смещаться из Европы в Америку.

В 1886 году в США была создана первая в мире профессиональная сестринская организация - Общество медицинских сестер. В 1899 году по идее Бедфорд Фенвик (основательницы Британской Национальной Ассоциации медицинских сестер, 1887) был создан Международный совет медсестер. Первый профессиональный сестринский журнал был издан в США в 1900 году. Его первым редактором стала медсестра София Палмер.

Новым периодом в развитии и научном обосновании сестринского дела явилось получение в 1907 году медсестрой Колумбийского университета Аделаидой Нуттинг ученого звания профессора сестринского дела.

Наступила эра бурного развития капиталистических рыночных отношений в странах Западной Европы, США. Медицина становится прибыльным врачебным бизнесом, что обеспечивает условия для быстрого технического прогресса и создания сложной системы предоставления медицинских услуг. Сестер рассматривали как источник дешевой рабочей силы. От них требовалось лишь беспрекословное выполнение распоряжений врача. Однако лидеры сестринского дела следовали идеалам Ф.Найтингейл.

Свое влияние оказали Первая и Вторая мировые войны, когда медсестры, вернувшиеся с фронтов военных действий, приобретя огромный опыт, знания, хотели приложить свои умения и в мирное время. Они стали активно включаться в формирование независимой сестринской практики.

Медсестры смогли обеспечить большую доступность медицинской помощи для населения в условиях безудержного роста цен в больничном спектре здравоохранения. С середины 50-х годов XX века начался подъем в развитии сестринского дела в США и странах Западной Европы. Лидеры сестринского дела стремились к развитию комплекса специальных знаний, составляющих основу профессиональной сестринской деятельности. С этого времени сестринское образование заняло достойное место в колледжах и университетах. В 1952 году был учрежден журнал “Nursing Research” - «Научные исследования в сестринском деле», в котором освещались проводимые сестрами исследования. В 1960 году появились программы докторантур в области сестринского дела. Это был период, когда сестринское дело полностью трансформировалось как самостоятельная наука, имеющая равное значение с научной медициной и развивающаяся параллельно.

С 1955 по 1973 год в США активно шли разработки системного подхода по оказанию сестринской помощи, ориентированные на потребности пациента. Впервые появляются понятия «сестринский процесс» и «сестринский диагноз».

В 1973 году в Америке создана Национальная Академия сестринских наук, а в 1985 году Научный центр сестринских исследований. Начался неуклонный рост престижа профессии медсестры, повысился ее социальный статус. Создание качественно нового уровня медицинской помощи населению стало возможным при признании равноправия между врачебной практикой и сестринской.

Для общества реформы сестринского дела означают гуманизацию системы здравоохранения, так как делают медицинскую помощь более доступной для малоимущих слоев населения в условиях удорожания медицинских услуг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: