Задачи и содержание начального обучения русскому языку

Задачи и содержание начального обучения русскому языку регулируются Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования. ФГОС – это федеральный нормативный документ, определяющий обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускника начального звена общеобразовательной школы.

С 2011-2012 уч. года начальная школа начала работать по ФГОСам второго поколения. Она характеризуется целым рядом особенностей.

В новых стандартах несколько смещаются акценты в постановке приоритетных целей и задач начального образования. Если в прошлом главной целью начального образования считалось обучение чтению, письму и счету, а критерием его успешности – уровень сформированности предметных умений и навыков, то стандарты второго поколения делают акцент на формировании в начальной школе основ учебной деятельности ребенка: системы учебных и познавательных мотивов, умений принимать, сохранять и реализовывать учебные цели, планировать, контролировать учебные действия и их результат и так далее. В стандартах особо подчеркивается, что «особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способности к самостоятельной учебной деятельности в дальнейшем».

Наряду со знаниевым компонентом (функциональной грамотностью младших школьников – умением читать, писать, считать), в программном содержании представлен деятельностный компонент, что, по мнению авторов стандартов, «позволит соблюсти баланс теоретической и практической составляющих содержания обучения».

Совершенно новым в стандартах второго поколения стало выделение так называемых «метапредметных», или «надпредметных» знаний, умений и способов деятельности. Эти компетенции формируются средствами каждого учебного предмета. Таким образом, появляется возможность объединить усилия для решения общих задач обучения и воспитания школьников в рамках разных предметов, преодолеть узкопредметность в отборе содержания образования, обеспечить интеграцию в изучении разных сторон окружающего мира.

Значительно изменился сам текст программ по разным учебным предметам. Рассмотрим в качестве примера программу по русскому языку для начальной школы. Она состоит из пояснительной записки, общей характеристики содержания курса и тематического планирования материала в III вариантах.

В пояснительной записке к программе определяются цели и задачи курса, отмечается, что курс русского языка в начальной школе имеет познавательно- коммуникативную и социокультурную направленность. «Курс «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников».

Курс «Русский язык» представлен традиционными для начальной школы содержательными линиями: система языка; орфография и пунктуация; развитие речи. В содержании курса выделен раздел «Виды речевой деятельности» (слушание, говорение, чтение и письмо), призванный обеспечить развитие коммуникативных способностей учащихся на разных уровнях.

Разделы «Обучение грамоте», «Систематический курс русского языка» отличаются уже сложившимися подходами к содержанию и объему изучаемого материала.

В программе определяется итоговый уровень учебных достижений учащихся в части их лингвистического образования и речевого развития, который включает:

- достаточный объем знаний о системе и структуре русского языка, умения использовать знания в типовых и творческих ситуациях; умения осуществлять поиск в разных источниках (учебник, объяснение учителя, дополнительная литература) необходимой информации, анализировать и обобщать ее;

- умения участвовать в диалоге, строить беседу с учетом ситуации общения при соблюдении норм речевого этикета, составлять несложные устные монологические высказывания, составлять несложные письменные тексты;

- умения писать в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами, анализировать прочитанный учебный текст, пользоваться словарями и справочными источниками;

- сформированность общеучебных знаний и универсальных действий, отражающих учебную самостоятельность и познавательные интересы обучающихся (принятие учебной задачи, мотив учебного действия, умение подбирать способ решения учебной задачи, адекватной поставленной цели, контроль и самоконтроль).

Как видим, весь этот перечень выстроен на языке умений, действий, способов действий, что еще раз подчеркивает деятельностную направленность всего процесса обучения в начальной школе на современном этапе.

Как уже отмечалось, в программе по русскому языку содержится тематическое планирование учебного материала в 3 вариантах (базовый вариант и два варианта с расширенным изучением некоторых разделов курса, рассчитанные на хорошо подготовленных учащихся или учащихся с родным (нерусским) языком обучения).

В тематическом планировании определяется основное содержание курса, представлен примерный перечень тем в рамках каждого раздела, а также, что является совершенно новым, дана характеристика деятельности учащихся при изучении каждой темы. В этой последней части названы те общеучебные (метапредметные) действия и способы деятельности, которыми должны овладеть ученики, изучая материал.

При изучении каждой конкретной темы учитель должен позаботиться о формировании определенных программой учебных действий и стоящих за ними компетенций. Основным направлением работы, а также важнейшим критерием оценки образовательного процесса в рамках каждой пройденной темы становится уже не только освоение обязательного минимума содержания образования, а овладения системой конкретных учебных действий с изучаемым материалом.

Все это предъявляет новые требования к личности учителя, которому предстоит осваивать эти стандарты. До настоящего времени учитель должен был в основном определять содержание изучаемого материала, дозировать его, планировать урок и проводить его с использованием новых интерактивных методик и технологией. Теперь ситуация коренным образом меняется. Современный учитель должен в совершенстве владеть такими качествами и умениями, как:

Определять содержание учебного материала и ставить задачи его изучения на предметном, метапредметном и личностном уровнях.

Выстраивать содержание и логику каждого урока, а также учебно- воспитательного процесса в целом с учетом поставленных задач.

Каждое учебное задание доводить до требуемого результата: то есть не просто до его выполнения, но и до осознания того, каким способом ученик действовал при его выполнении, каков алгоритм того или иного действия, как изменится способ действия при изменении условий выполнения задания и т.д.

Учитель должен учитывать возможности каждого отдельного ребенка в усвоении учебного материала, соотносить критерии и условия оценки его учебных достижений с его возможностями и способностями, различать то, чему выпускник начальной школы должен научиться (овладение опорным материалом и опорными элементами) в рамках каждой темы, и то, чему выпускник получит возможность научиться, то есть тот повышенный уровень достижений, который смогут продемонстрировать отдельные мотивированные и способные учащиеся.

Планировать личностные и метапредметные результаты изучения материала (личностные, регулятивные универсальные учебные действия, познавательные и коммуникативные).

Учитель должен владеть современными методиками и технологиями обучения, в том числе компьютерными, позволяющими осуществлять учебный процесс на современном уровне.

Учитель должен овладеть высоким уровнем рефлексии результатов учебно-воспитательного процесса, овладеть технологиями оценки уровней достижений каждого учащегося и класса в целом.

Учитель должен быть исследователем, умеющим выявить и осознать проблему, наметить пути ее решения на теоретическом и практическом уровнях. Использовать результаты своих научных исследований в учебном процессе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: