Роль транспорта и его виды

Тема 1

Структура управления железнодорожным транспортом

Структура это взаимосвязь составных частей осуществляемая через управление, в основу которого положен принцип разделения труда. Использование принципа разделения труда создает возможности для специализации трудовой деятельности, рационального использования имеющихся ресурсов с целью повышения качества и эффективности работы. Структура разделения труда может быть работоспособной в случае четкой координации различных уровней управления предприятием. Это согласованная работа всего персонала в рамках должностных прав и обязанностей по постановке цели работы, планирование производственного процесса, обеспечение его необходимыми ресурсами и контроль.

Для достижения поставленных целей должна быть создана организационная структура управления предприятием. Организационная структура управления предприятием - совокупность всех подразделений и должностей, связанных отношениями и подчинением.

На железнодорожном транспорте России исторически сложилась следующая производственная структура. Линейные подразделения (станции, выгонные локомотивные депо, дистанции сигнализации и связи и др.) объединяются в отделение железной дороги. Несколько отделений входит в состав железной дороги. Все железные дороги входят в качестве филиалов в состав Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»). Соответственно структура управления железнодорожным транспортом имеет четыре уровня управления: линейный, отделенческий, дорожный и сетевой.

Учредителем и единственным акционером ОАО «РЖД» является Российская Федерация, от её имени полномочия акционера осуществляет правительство страны.

Железнодорожный транспорт представляет собой сложный народно­хозяйственный комплекс. Управление железнодорожным транспортом строится по трем принципам:

территориальному;

отраслевому;

функциональному.

1Территориальный принцип означает деление железнодорожной сети на дороги и отделения. 18 железных дорог

 

№ п/п Наименование железной дороги Город, в котором располагается управление дороги
1 Сахалинская Южно-Сахалинск
2 Дальневосточная Хабаровск
3 Забайкальская Чита
4 Восточно-Сибирская Иркутск
5 Красноярская Красноярск
6 Западно-Сибирская Новосибирск
7 Свердловская Екатеринбург
8 Южно-Уральская Челябинск
9 Северная Ярославль
10 Горьковская Нижний Новгород
11 Куйбышевская Самара
12 Приволжская Саратов
13 Северо-Кавказская Ростов-на-Дону
14 Юго-Восточная Воронеж
15 Московская Москва
16 Октябрьская Санкт-Петербург
17 Калининградская Калининград
18 Крымская Симферополь

 

2. Отраслевой принцип означает руководство департаментов ОАО «РЖД» работой соответствующих служб управлений дорог и через них руководство отделениями и структурными подразделениями.

3. Функциональный: наличие подразделений, занимающихся отдельными специальными вопросами. Для руководства отдельными отраслями железнодорожного хозяйства в Центральном аппарате РЖД (Ц) имеются департаменты:

ЦД - департамент перевозок;

ЦМ - грузовой и коммерческой работы;

ЦЛ - пассажирских перевозок;

ЦП - путевого хозяйства;

ЦВ - вагонного хозяйства;

ЦТ - локомотивного хозяйства;

ТЩТ - сигнализации и связи;

ЦЭ - энергоснабжения.

ЦУП - центр управления перевозками;

НЗ-1, НЗ-2 - заместители начальника дороги;

Д - служба перевозок;

М - служба грузовой и коммерческой работы;

П - служба пути;

Вместо пассажирской службы организованны дирекции обслуживания пассажиров: дальних и пригородных.

НОДН - начальник отдела перевозок;

НОДМ - начальник отдела грузовой и коммерческой работы и т.д.

ТЧ - локомотивное депо (тяговая часть);

ШЧ - дистанция сигнализации и связи;

ЭЧ - дистанция энергоснабжения (энергетическая часть);

ЛВОК - вокзал.

На высшем (сетевом) уровне управления в ОАО «РЖД» создан Центр управления перевозками (ЦУП), в котором сосредоточены вся работа по оперативному управлению железнодорожными перевозками и контроль над деятельностью дорожных единых центров диспетчерского управления (ДЦУП).

ОАО «РЖД» руководит всей производственной деятельностью железнодорожного

 

Управление дороги руководит производственной деятельностью низовых подразделений через отделения, а соответствующие отраслевые службы - через отделы отделений. Службы на дорогах и отделы на отделениях дорог подчинены соответственно начальникам дорог и отделений.

Новая структура управления ОАО «РЖД»


 

 

Рис. 2 Схема новой структуры управления

 

 

Завершена работа по выделению из состава дорог комплекса инфраструктуры и организации его работы в условиях центрального управления. В составе дорожной дирекции инфраструктуры (ДИ) создан Центр управления состоянием инфраструктуры, который обеспечивает управление оперативной деятельностью дирекции на основе системного и тотального контроля состояния объектов инфраструктуры. С 2012 года ДИ передана в состав Центральной дирекции инфраструктуры - филиал ОАО «РЖД» в качестве структурного подразделения.

Таким образом, в границах железной дороги сформирована структура холдинга «РЖД», состоящая на данном этапе структурной реформы из:

-подразделений ОАО «РЖД» - филиалов и структурных подразделений;

• дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД»;

• подразделений, сохраненных в составе железной дороги.

Ответственность за ведение хозяйственной деятельности и достижение

установленных параметров возлагается на конкретное региональное подразделение холдинга «РЖД», железная дорога, напрямую не вмешиваясь в деятельность подразделений, будет осуществлять корпоративную и технологическую координацию всех подразделений ОАО «РЖД», а также дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД», расположенных в ее границах.

С 2012 года железные дороги продолжают свою работу, осуществляют хозяйственную деятельность и дополнительно функции Регионального центра корпоративного управления.

Дорога сохраняет свое наименование и расширяет свои полномочия. Юридический статус дороги как филиала ОАО «РЖД» не изменяется.

 

 





double arrow
Сейчас читают про: