Тема 1
Структура управления железнодорожным транспортом
Структура это взаимосвязь составных частей осуществляемая через управление, в основу которого положен принцип разделения труда. Использование принципа разделения труда создает возможности для специализации трудовой деятельности, рационального использования имеющихся ресурсов с целью повышения качества и эффективности работы. Структура разделения труда может быть работоспособной в случае четкой координации различных уровней управления предприятием. Это согласованная работа всего персонала в рамках должностных прав и обязанностей по постановке цели работы, планирование производственного процесса, обеспечение его необходимыми ресурсами и контроль.
Для достижения поставленных целей должна быть создана организационная структура управления предприятием. Организационная структура управления предприятием - совокупность всех подразделений и должностей, связанных отношениями и подчинением.
На железнодорожном транспорте России исторически сложилась следующая производственная структура. Линейные подразделения (станции, выгонные локомотивные депо, дистанции сигнализации и связи и др.) объединяются в отделение железной дороги. Несколько отделений входит в состав железной дороги. Все железные дороги входят в качестве филиалов в состав Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»). Соответственно структура управления железнодорожным транспортом имеет четыре уровня управления: линейный, отделенческий, дорожный и сетевой.
Учредителем и единственным акционером ОАО «РЖД» является Российская Федерация, от её имени полномочия акционера осуществляет правительство страны.
Железнодорожный транспорт представляет собой сложный народнохозяйственный комплекс. Управление железнодорожным транспортом строится по трем принципам:
территориальному;
отраслевому;
функциональному.
1Территориальный принцип означает деление железнодорожной сети на дороги и отделения. 18 железных дорог
| № п/п | Наименование железной дороги | Город, в котором располагается управление дороги |
| 1 | Сахалинская | Южно-Сахалинск |
| 2 | Дальневосточная | Хабаровск |
| 3 | Забайкальская | Чита |
| 4 | Восточно-Сибирская | Иркутск |
| 5 | Красноярская | Красноярск |
| 6 | Западно-Сибирская | Новосибирск |
| 7 | Свердловская | Екатеринбург |
| 8 | Южно-Уральская | Челябинск |
| 9 | Северная | Ярославль |
| 10 | Горьковская | Нижний Новгород |
| 11 | Куйбышевская | Самара |
| 12 | Приволжская | Саратов |
| 13 | Северо-Кавказская | Ростов-на-Дону |
| 14 | Юго-Восточная | Воронеж |
| 15 | Московская | Москва |
| 16 | Октябрьская | Санкт-Петербург |
| 17 | Калининградская | Калининград |
| 18 | Крымская | Симферополь |
2. Отраслевой принцип означает руководство департаментов ОАО «РЖД» работой соответствующих служб управлений дорог и через них руководство отделениями и структурными подразделениями.
3. Функциональный: наличие подразделений, занимающихся отдельными специальными вопросами. Для руководства отдельными отраслями железнодорожного хозяйства в Центральном аппарате РЖД (Ц) имеются департаменты:
ЦД - департамент перевозок;
ЦМ - грузовой и коммерческой работы;
ЦЛ - пассажирских перевозок;
ЦП - путевого хозяйства;
ЦВ - вагонного хозяйства;
ЦТ - локомотивного хозяйства;
ТЩТ - сигнализации и связи;
ЦЭ - энергоснабжения.
ЦУП - центр управления перевозками;
НЗ-1, НЗ-2 - заместители начальника дороги;
Д - служба перевозок;
М - служба грузовой и коммерческой работы;
П - служба пути;
Вместо пассажирской службы организованны дирекции обслуживания пассажиров: дальних и пригородных.
НОДН - начальник отдела перевозок;
НОДМ - начальник отдела грузовой и коммерческой работы и т.д.
ТЧ - локомотивное депо (тяговая часть);
ШЧ - дистанция сигнализации и связи;
ЭЧ - дистанция энергоснабжения (энергетическая часть);
ЛВОК - вокзал.
На высшем (сетевом) уровне управления в ОАО «РЖД» создан Центр управления перевозками (ЦУП), в котором сосредоточены вся работа по оперативному управлению железнодорожными перевозками и контроль над деятельностью дорожных единых центров диспетчерского управления (ДЦУП).
ОАО «РЖД» руководит всей производственной деятельностью железнодорожного
Управление дороги руководит производственной деятельностью низовых подразделений через отделения, а соответствующие отраслевые службы - через отделы отделений. Службы на дорогах и отделы на отделениях дорог подчинены соответственно начальникам дорог и отделений.
| Новая структура управления ОАО «РЖД» |

Рис. 2 Схема новой структуры управления
Завершена работа по выделению из состава дорог комплекса инфраструктуры и организации его работы в условиях центрального управления. В составе дорожной дирекции инфраструктуры (ДИ) создан Центр управления состоянием инфраструктуры, который обеспечивает управление оперативной деятельностью дирекции на основе системного и тотального контроля состояния объектов инфраструктуры. С 2012 года ДИ передана в состав Центральной дирекции инфраструктуры - филиал ОАО «РЖД» в качестве структурного подразделения.
Таким образом, в границах железной дороги сформирована структура холдинга «РЖД», состоящая на данном этапе структурной реформы из:
-подразделений ОАО «РЖД» - филиалов и структурных подразделений;
• дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД»;
• подразделений, сохраненных в составе железной дороги.
Ответственность за ведение хозяйственной деятельности и достижение
установленных параметров возлагается на конкретное региональное подразделение холдинга «РЖД», железная дорога, напрямую не вмешиваясь в деятельность подразделений, будет осуществлять корпоративную и технологическую координацию всех подразделений ОАО «РЖД», а также дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД», расположенных в ее границах.
С 2012 года железные дороги продолжают свою работу, осуществляют хозяйственную деятельность и дополнительно функции Регионального центра корпоративного управления.
Дорога сохраняет свое наименование и расширяет свои полномочия. Юридический статус дороги как филиала ОАО «РЖД» не изменяется.






