Формирование нового государства и системы исполнительной власти естественным образом привело к обновлению как механизма правового регулирования и управления ВЭД, так и таможенного дела, места и роли таможенных органов.
Началом создания таможенной службы России можно считать распоряжение Президента РСФСР от 25.08.1991 № 25-рп «О деятельности таможенной службы на территории РСФСР». Таможенная служба, находившаяся на территории РСФСР, была передана в распоряжение РСФСР, а руководство таможенными органами возложено на Правительство РСФСР.
|
Рис. 1. Первый президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин (1931–2007)
Указом Президента РСФСР от 25.10.1991 № 161 «О Государственном таможенном комитете РСФСР» был создан центральный таможенный орган – Государственный таможенный комитет (далее – ГТК России), правовой статус которого определил Указ Президента РСФСР от 28.11.1991 № 242 «О реорганизации центральных органов государственного управления РСФСР». На ГТК России как центральный таможенный орган РСФСР возлагалась ответственность за реализацию таможенной политики страны, эффективное функционирование системы в целом.
|
|
К 1993 году в РФ развернули работу 12 региональных таможенных управлений: Северо-Западное, Дальневосточное, Северо-Кавказское, Восточно-Сибирское, Западно-Сибирское, Московское, Калининградское, Уральское, Поволжское, Татарское, Дагестанское, Западное. В 1996 г. Уфимская таможня была преобразована в Башкирское таможенное управление. В период с 1992 по 1993 г. на Государственной границе РФ были открыты 57 таможен и 112 таможенных постов, созданы 103 автомобильных и 49 железнодорожных пунктов пропуска.
Становление и обеспечение дееспособности системы таможенных органов непосредственно связаны с принятием 18.06.1993 Таможенного кодекса РФ и Закона РФ от 1.07.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе». Именно эти законодательные акты заполнили правовой вакуум, в котором действовали таможенные органы России, закрепили приоритет фискально-экономических, контрольных, правоохранительных, защитных функций. Таможенные органы получили статус правоохранительных органов, полномочия на осуществление валютного контроля и были отнесены к военизированным государственным организациям. Кроме того, Таможенный кодекс РФ содержал положения об атрибутах и символах таможенной службы, утвержденных на государственном уровне, – новом флаге, опознавательном знаке таможенных органов, присяге, специальных званиях, форменной одежде.
Существенным фактором в развитии правовых основ таможенной деятельности стал Федеральный закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации». В Законе указывалось, что таможенная служба является особым видом государственной службы граждан России, и определялись новые условия ее прохождения на контрактной основе.
|
|
Административная реформа, осуществленная в соответствии с Указом Президента России от 13.05.2000 № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе»,и создание семи федеральных округов обусловили и структурные изменения в системе таможенных органов. На основе существовавших ранее региональных таможенных управлений были созданы семь управлений, действующих на территории федеральных округов: Северо-Западного, Центрального, Южного, Приволжского, Сибирского, Уральского, Дальневосточного. Впоследствии Указом Президента РФ от 19.01.2010 № 82 был образован восьмой федеральный округ – Северо-Кавказский, выделенный из состава Южного федерального округа (рис. 2).
○
| ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
Рис. 2. Схема размещения территориальных таможенных органов
Таможенная служба обеспечивает реализацию фискальной, правоохранительной и регулятивной функций (рис. 3).
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
Участники Участники Правоохранит.
ВЭД ВЭД функция
Регулятивная функция
Фискальная функция
|
|
Рис. 3. Место и роль таможенных органов
в политико-экономической деятельности России
29.05.2014 президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации был подписан Договор о Евразийском экономическом союзе (далее — Договор о ЕАЭС). Помимо этих трех государств в Союз вошли Республика Армения, подписавшая Договор о присоединении к Союзу 10.10.2014, и Кыргызская Республика, подписавшая аналогичный Договор 23.12.2014 (рис. 4).
Рис. 4. Евразийский экономический союз
ЕАЭС – международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью. Здесь обеспечиваются свобода движения товаров, а также услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики. Свою деятельность ЕАЭС осуществляет в пределах компетенции, предоставляемой ему государствами-членами в соответствии с Договором о Союзе, на основе: уважения общепризнанных принципов международного права, включая принципы суверенного равенства государств-членов и их территориальной целостности; уважения особенностей политического устройства государств-членов; обеспечения взаимовыгодного сотрудничества, равноправия и учета национальных интересов сторон; соблюдения принципов рыночной экономики и добросовестной конкуренции.
Органами управления ЕАЭС являются:
|
|
· Высший Евразийский экономический совет – высший наднациональный орган ЕАЭС. В Совет входят главы государств и правительств. Решения принимаются на основе консенсуса. Принятые решения становятся обязательными для выполнения всеми государствами-членами;
· Евразийская экономическая комиссия (далее – ЕЭК) – постоянный регулирующий орган (наднациональный орган управления) в ЕАЭС. Основными задачами ЕЭК является обеспечение условий для развития и функционирования ЕАЭС, а также разработка инициатив экономической интеграции в рамках ЕАЭС.
Макроэкономический эффект от интеграции России, Беларуси, Казахстана, Армении и Кыргызстана в ЕАЭС создается за счет:
· снижения цен на товары в результате уменьшения издержек перевозки сырья или экспорта готовой продукции;
· стимулирования «здоровой» конкуренции на общем рынке ЕАЭС вследствие равного уровня экономического развития;
· усиления конкуренции на общем рынке стран — участниц Союза благодаря вхождению на рынок новых стран;
· увеличения средней заработной платы благодаря уменьшению издержек и повышению производительности труда;
· наращивания производства в результате увеличения спроса на товары;
· роста благосостояния населения стран ЕАЭС, что обусловливается снижением цен на продукты и увеличением занятости населения;
· повышения окупаемости новых технологий и товаров на рынке увеличенного объема.
Перечисленные цели еще раз подчеркивают актуальность проблемы построения эффективной таможенной системы как государств – членов ЕАЭС, в частности Российской Федерации, что и должно способствовать решению таких социально-экономических и политических задач государства, как: обеспечение устойчивой бюджетной политики, развитие ВЭД, расширение внешнеторговых связей и интеграция российской экономики в мировую экономику, стимулирование развития экономики государства, поддержание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата, «здоровой» конкурентоспособной среды и пр.
|
|
Указом Президента России от 15.01.2016 № 12 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» в целях оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти, совершенствования государственного управления в области таможенного регулирования передал ФТС России из прямого подчинения Председателя Правительства РФ в подчинение Министерства финансов РФ (далее – Минфин России), которому были переданы функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела. На ФТС России были возложены функции по контролю и надзору в области таможенного дела.
Подписанный 11.04.2017 Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС определил Кодекс как кодифицированный нормативный правовой акт, регулирующий таможенные отношения в рамках территорий стран-участниц. Таможенный кодекс ЕАЭС (ТК ЕАЭС) вступил в действие с 01.01.2018 и заменил ТК ТС и почти 20 международных документов, принятых в рамках ЕАЭС.
Принципиальным отличием новой парадигмы, в которой предстояло работать таможенным органам стран ЕАЭС, являлось перераспределение регулирующих функций между национальным законодательством и союзным. Решение вопросов, определяющих открытость рынков, осуществляется через положения ТК ЕАЭС, а национальное законодательство регулирует конкретные технические и организационные моменты. Одновременно с ТК ЕАЭС вступили в силу около 30 решений ЕЭК, а с 4.09.2018 Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с п. 2 ст. 2 ФЗ № 289-ФЗ таможенное дело в РФ представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения порядка и условий:
1) ввоза товаров в РФ, вывоза товаров из РФ, их нахождения и использования в РФ или за ее пределами;
2) совершения таможенных операций, порядка исчисления, уплаты, взыскания и обеспечения таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;
3) проведения таможенного контроля;
4) соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с правом Союза и (или) законодательством РФ;
5) обеспечения реализации властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами.
Базовыми функциями таможенного дела являются:
- регулятивная, посредством которой регулируются объемы экспортно-импортных товарных потоков, перемещаемых через таможенную границу;
- фискальная, осуществляемая путем взимания таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу;
- правоохранительная, обеспечивающая разрешительный порядок перемещения товаров через таможенную границу и защиту экономических и других интересов государства в пределах компетенции таможенных органов.
Координирующими функциями таможенного дела являются:
- предоставление государственных услуг и осуществление контрольно-надзорных функций;
- содействие интеграционным процессам и международному сотрудничеству.
Миссия таможенного дела – обеспечение экономической безопасности государства, то есть такого состояния его экономики, которое гарантирует достаточный уровень социального и политического развития, неуязвимость и независимость политических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.
Из самого словосочетания «таможенное дело» следует, что в широком смысле речь идет о деятельности, осуществляемой таможенной и взаимодействующими с ней структурами по реализации таможенной политики государства, проведению контроля за соблюдением таможенного законодательства и обеспечению своей дееспособности.
Таможенная политика – система государственных экономических и таможенно-правовых мер по регулированию внешней торговли, защите экономических интересов страны и решению фискальных задач, представляющая собой самостоятельную отрасль государственной политики, тесно связанную с ее внутренней и внешней составляющими, и охватывающая те сферы деятельности, которые не могут быть охвачены другими государственными структурами.
Как категория государственных отношений она является предметом пристального внимания институциональных структур и в плане определения ее функций и содержания, и в плане воздействия на экономику и финансы.
Используя разнообразные формы, методы тарифного и нетарифного регулирования, в условиях рыночной экономики и наличия государственного сектора таможенная политика:
- осуществляет функции государственной защиты торговли, регулируя ввоз, обеспечивая конкурентоспособность национального товаропроизводства и стимулируя создание и развитие новых производств;
- обеспечивает регулирование взаимоотношений между предпринимательскими структурами и потребителями внутреннего рынка;
- предполагает государственное регулирование экономики и, в частности, внешнеэкономической деятельности (ВЭД) путем властной регламентации отношений государства с участниками ВЭД и создания организационных, материально-технических и других условий для контроля за соблюдением установленных правил и процедур;
- строится на сочетании групп инструментов – экономических и административных. Будучи по своей природе принципиально различными, они тем не менее на практике взаимно дополняют друг друга и образуют единое целое;
- совершенствуется за счет существующих и разрабатываемых нормативных актов, регламентирующих порядок применения защитных мер, что позволяет систематизировать и законодательно закреплять административные меры регулирования ВЭД.
С 1 января 2015 г. таможенная политика России формируется в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС или Союз) на основе Договора о ЕАЭС от 29.05.2014 (далее – Договор о Союзе).
В соответствии со ст. 3 ФЗ № 289-ФЗ общее руководство таможенным делом в РФ осуществляет Правительство России.
Непосредственную реализацию задач в области таможенного дела в пределах компетенции обеспечивают федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела (Минфин России), и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела (ФТС России).