Авиационная промышленность России: особенности современного этапа развития

 

Авиационная промышленность — отрасль промышленности (машиностроения), осуществляющая научные исследования, разработки, опытное строительство, испытания и серийное производство летательных аппаратов, авиационных двигателей, бортовых систем и оборудования.

Поставщиками многих комплектующих изделий для авиационной промышленности являются радиотехническая, электронная и другие отрасли промышленности.

Авиационная промышленность – это высокотехнологическая отрасль промышленности, основными задачами которой является проектирование, изготовление, испытание, ремонт  и утилизация авиационной техники. Основными факторами ее размещения являются высокоразвитые транспортные связи, высококвалифицированные трудовые ресурсы, рядом расположенные научные центры.

 

Активы российского авиастроения сконцентрированы в двух профильных интегрированных структурах: Объединённая авиастроительная корпорация (в неё входят крупнейшие самолётостроительные предприятия) и Оборонпром (в неё входят крупнейшие вертолётостроительные и двигателестроительные предприятия). Эти компании включают в себя 214 предприятий и организаций, в том числе 103 — промышленные, 102 — НИИ и ОКБ. Общая численность занятых в российской авиационной промышленности — более 411 тыс. человек.

Крупнейшими научными центрами авиастроения являются:

• Национальный институт авиационных технологий (НИАТ).

• Всероссийский институт авиационных материалов (ВИАМ).

• Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ).

• Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ).

• Лётно-исследовательский институт (ЛИИ).

• Обнинское НПО «Технология» [22].

Авиационная промышленность относится к машиностроению. Машиностроение, представляет собой катализатор научно-технического прогресса, на основе которого осуществляется техническое перевооружение всех отраслей народного хозяйства. Поэтому основное экономическое назначение продукции машиностроения – облегчить труд и повысить его производительность путем насыщения всех отраслей народного хозяйства основными фондами высокого технического уровня.

Основными факторами размещения авиационной промышленности являются: наличие общественной потребности в продукции, квалифицированных трудовых ресурсов, собственного производства или возможности поставки конструкционных материалов и электроэнергии.

Наукоемкость производства вызывает необходимость  его концентрации в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро (Москва, Санкт-Петербург, Воронеж  и др.). Ориентация на научный потенциал – основополагающий фактор размещения машиностроительных предприятий.

Металлоемкость отраслей машиностроения (и самолетостроения, в частности) определило местоположение  машиностроительных заводов как можно ближе к металлургическим базам, чтобы уменьшить затраты по доставке сырья.

Трудоемкость продукции машиностроительных отраслей объясняется  большими затратами и очень высокой квалификацией труда. Производство машин требует больших затрат рабочего времени. В связи с этим достаточно большое количество отраслей машиностроения тяготеют к районам страны, где концентрация населения высока, и в особенности там, где есть высококвалифицированные и инженерно-технические кадры.

Авиапромышленный комплекс переживает общие для всего промышленного комплекса проблемы:

острая нехватка финансовых средств;

нeвозмещение затрат на незавершенное производство, которое приобрело хронологический характер корректировки государственного оборонного заказа;

превышение накопленной задoлжeнности заказывающих министерств годовых paзмepoв финансирования предприятий;

ослабление кадрового потенциaлa и т. д.

По объёму выпускаемой продукции военного самолётостроения Россия находится на 2-м месте в мире, вертолётостроения — на 3-м месте в мире (6% мирового рынка вертолётов).

В 2010 году объём выручки российских предприятий авиапрома составил более 504 млрд рублей, из которых 31% — доля самолётостроения, 18% — вертолётостроения, 24% — двигателестроения, 8% — агрегатостроения, 11% — приборостроения, 8% — производства спецтехники. За этот год в России было выпущено более 100 военных самолётов.

В 2003 году в России было произведено 11 гражданских самолётов (в том числе 5 магистральных и региональных самолётов), в 2004 году — 20 (5), в 2005 году — 31 (6), в 2006 году — 21 (9), в 2007 году — 17 (5), в 2008 году — 46 (9), в 2009 году —40 (11), в 2010 году — 9 (6), в 2011 году — 29 (19).

В 2013 году в России было произведено более 60 военных самолётов, 36 гражданских самолётов, свыше 300 вертолётов гражданского и военного назначения [17].

В состав авиационной промышленности России сейчас входит около 250 предприятий, общая выручка которых в 2011 году составила более 608 млрд рублей.

В декабре 2012 года правительством России была утверждена госпрограмма «Развитие авиационной промышленности на 2013—2025 годы». Цель программы — создание высококонкурентной авиационной промышленности и возвращение её на мировой рынок в качестве третьего производителя по объемам выпуска. В результате реализации госпрограммы, как ожидается, доля российских производителей авиационной продукции на мировом рынке в денежном выражении к 2025 году составит 3,6 % и 11,9 % в гражданском и военном сегментах соответственно. В том числе, по самолетам эти доли запланированы в 3,2 % и 10,9 %, по вертолетам — 12 % и 16,5 % мирового рынка соответственно [17].

В июле 2013 года правительство утвержден план реализации государственной программы по развитию авиационной промышленности на 2013—2015 годы. Этот план является частью госпрограммы «Развитие авиационной промышленности на 2013—2025 годы». Согласно плану, в 2013 году на реализацию мер по развитию авиапрома планируется направить из бюджета 78,3 млрд. рублей, в 2014 году — 107 млрд. рублей, в 2015 году — 124 млрд. рублей [17].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: