ТЕМА 16. ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ
КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ
Понятие качества продукции.
Показатели качества
Качество – это общепризнанный критерий оценки разрабатываемой и выпускаемой продукции. Качество продукции принято рассматривать с точки зрения ее потребителей, иначе говоря, определять потребительскими свойствами продукции.
На сегодняшний день качество является самым эффективным средством удовлетворения требований потребителей и одновременно с этим – снижения издержек производства. Теорией этого вопроса занимается квалиметрия - наука об измерении качества.
По международному стандарту ИСО 8402-86 качество продукции (услуги) – это совокупность свойств и характеристик продукции (услуги), которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.
Свойством называется объективная способность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации и потреблении. Для того чтобы управлять свойствами продукции (усиливать одни, ослаблять другие), необходимы конкретные показатели, которые бы выражали эти свойства и качество в целом.
Согласно ГОСТ 15467-79 показателем качества продукции является количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления.
Исходным при решении большинства вопросов, связанных с управлением качеством является выбор номенклатуры показателей, определяющих качество изделия. Показатели, использующиеся в настоящее время для оценки уровня качества промышленной продукции, могут быть сгруппированы следующим образом:
1. Показатели назначения - характеризуют область применения продукции и свойства, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена. Показатели назначения подразделяются на:
классификационные показатели, характеризующие принадлежность продукции к определенной классификационной группировке (например, тактовая частота микропроцессора);
показатели функциональной и технической эффективности, которые характеризуют полезный эффект от эксплуатации продукции и прогрессивность технических решений, закладываемых в продукцию (производительность, точность и быстродействие, скорость и объем памяти компьютера) и другие.
2. Показатели надежности
Безотказность - свойство изделия сохранять работоспособность в течение некоторой наработки в часах без вынужденных перерывов (вероятность безотказной работы, средняя наработка до первого отказа и др.).
Долговечность - свойство изделия сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта (нормативный срок службы, срок службы до первого ремонта и др.).
Ремонтопригодность - свойство изделия, заключающееся в приспособлении к предупреждению причин возникновения отказов, повреждений и поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов (коэффициент готовности).
Сохраняемость - стабильность свойств качества изделия; характеризует долю снижения важнейших показателей назначения, надежности, эргономичности, эстетичности, патентоспособности по мере использования изделия.
В зависимости от особенностей оцениваемой продукции для характеристики надежности могут использоваться как все четыре, так и некоторые из указанных показателей.
3. Показатели технологичности - характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции.
Именно с помощью технологичности обеспечивается возможность достижения оптимальных затрат при производстве, эксплуатации и ремонте продукции; рациональное распределение затрат материалов, средств труда и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции.
Технологичность определяется такими показателями, как общая трудоемкость производства продукции, технологическая себестоимость, материалоемкость и пр.
4. Показатели стандартизации и унификации - это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Все детали изделия делятся на стандартные, унифицированные и оригинальные. Чем меньше оригинальных деталей, тем лучше. Это важно как для производителя продукции, так и для потребителя.
Унификация в технике - приведение различных видов продукции и средств ее производства к рациональному минимуму типоразмеров, марок, форм, свойств и т.д.
5. Эргономические показатели отражают взаимодействие человека с изделием, его соответствие гигиеническим, антропометрическим, физиологическим и психологическим свойствам человека, проявляющимся при пользовании изделием. К таким показателям можно отнести, например, усилия, необходимые для управления прибором; расположение клавиш на клавиатуре; освещенность; температура, и др.
6. Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида изделия (например, дизайн изделия).
7. Показатели транспортабельности выражают приспособленность продукции для транспортировки.
8. Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности.
Показатель патентной защиты выражает степень защиты изделия авторскими свидетельствами и патентами в нашей стране и в странах предполагаемого экспорта или продажи лицензий на отечественные изобретения, т.е. характеризует количество и весомость новых отечественных изобретений, реализованных в данном изделии.
Показатель патентной чистоты характеризует возможность беспрепятственной реализации изделия на внутреннем и внешнем рынках. Изделие обладает патентной чистотой в отношении данной страны, если оно не содержит решений, подпадающих под действие патентов, свидетельств исключительного права на изобретения, промышленные образцы и товарные знаки зарегистрированных в этой стране.
Официальным документом, свидетельствующим о патентной защите и патентной чистоте изделия, является патентный формуляр.
9. Экологические показатели - это уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции; например, содержание вредных примесей, вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании и эксплуатации продукции.
10. Показатели безопасности характеризуют особенности использования продукции с точки зрения безопасности для покупателя и обслуживающего персонала при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании, потреблении продукции.
В условиях рыночной экономики к качеству продукции предъявляются повышенные требования. Это связано с тем, что эффективность деятельности любого предприятия, его устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяется уровнем конкурентоспособности выпускаемой продукции. В свою очередь, конкурентоспособность определяется взаимодействием множества факторов, основными из которых являются уровень цены и качество выпускаемой продукции.
Методы оценки показателей качества
Эффективность процесса управления качеством в значительной степени определяется объективностью оценки уровня качества. Оценка уровня качества продукции -это совокупность таких операций, как выбор номенклатуры показателей качества, определение их численных значений, а также базовых и относительных показателей.
Выбор номенклатуры показателей для оценки качества осуществляется с учетом:
вида продукции;
назначения продукции и условий ее использования;
цели оценки и задач управления качеством;
состава и структуры характеризуемых свойств;
других условий.
Методы определения показателей качества продукции:
1. Экспериментальный метод - базируется на применении технических средств и дает возможность оценить наиболее объективно качество продукции.
2. Органолептический метод - позволяет определить качество продукции с помощью органов чувств по балльной системе.
3. Социологический метод - основывается на использовании данных учета и анализа потребителей продукции.
4. Метод экспертных оценок - базируется на количественных оценках специалистами определенных видов продукции. В этом случае оценка проводится сравнением показателей качества продукции с базовыми показателями качества изделий-аналогов. При этом рассчитываются относительные показатели качества продукции (ki) по формулам:
- при прямой связи, (16.1)
- при обратной связи, (16.2)
где i = 1...n - количество показателей качества продукции;
pi - значение i -го показателя качества оцениваемой продукции;
piб - значение i -го базового показателя изделия - аналога.
Для расчета выбирается та формула, по которой увеличение относительного показателя свидетельствует об улучшении качества продукции.
Если все значения относительных показателей ki ³ 1, то уровень качества выше или равен уровню базового образца. Если ki < 1 из этого следует, что уровень качества ниже, чем базовый.
В случаях, когда часть значений относительных показателей ki ³ 1, а часть - меньше, следует применять комплексный метод оценки уровня качества. Комплексный метод основан на применении обобщенного показателя качества продукции. Обобщенный показатель может быть выражен главным показателем, отражающим основное свойство продукции либо интегральным показателем, соответствующим отношению суммарного полезного эффекта от эксплуатации и потребления продукции к суммарным затратам на создание, эксплуатацию или потребление продукции.
Средневзвешенные показатели при комплексном методе оценки применяют в тех случаях, когда затруднено определение главного показателя и установление его функциональной зависимости от исходных показателей качества. Комплексный показатель качества, который определяется путем сведения воедино отдельных показателей с помощью коэффициентов весомости каждого показателя. При этом может быть использована функциональная зависимость:
, (16.3)
где ΣK — комплексный показатель качества продукции;
n = 1…I - число учитываемых показателей;
β — коэффициент весомости i -го показателя качества;
ki — относительный i -й показатель качества.
Смешанный метод основан на совместном использовании единичных и комплексных показателей, при этом часть единичных показателей объединяется в группы и для каждой группы определяется соответствующий комплексный показатель. На основе полученной совокупности комплексных и единичных показателей оценивается уровень качества продукции.
Интегральным экономическим фактором обеспечения качества продукции является цена качества, которая определяется суммой расходов, затраченных на контроль качества и издержек, понесенных предприятием вследствие отказов изделий. Цена качества промышленной продукции складывается из ряда компонентов, представленных на рисунке 16.1.
Показатели качества и цена качества продукции дают возможность определить качество продукции. Но при этом существенную роль играет цена продукции и эксплуатационные характеристики продукции.







