Управление качеством на предприятии

В настоящее время широкое распространение получили стандарты ИСО серии 9000, в которых отражен международный опыт управления качеством на предприятии. В соответствии с этими документами формируется политика предприятия в области качества, направленная на реализацию трех основных задач: обеспечение, управление и улучшение качества продукции. Данная политика строится на следующих принципах:

обеспечение качества не является технической функцией, реализуемой каким-то одним подразделением, а является систематическим процессом, затрагивающим всю организационную структуру предприятия;

проблемы обеспечения качества актуальны не только в рамках производственного цикла, но и в процессе НИОКР, маркетинга и послепродажного обслуживания;

качество должно быть ориентировано на удовлетворение требований потребителя, а не изготовителя; отношение к потребителю, как к важнейшему участнику процесса обеспечения качества продукции;

разработка и принятие стратегических программ управления качеством;

соответствие стиля работы предприятия девизу «нет предела совершенству»;

внедрение в подразделениях предприятия стандарта работы «ноль ошибок»;

предотвращение проблем с качеством эффективнее, чем реагирование на уже возникшие проблемы;

сосредоточение основного внимания на совершенствовании процессов, а не людей;

применение новых технологий производства, начиная с автоматизации процессов проектирования и заканчивая автоматизацией процессов контроля качества продукции;

заинтересованность и непосредственное участие руководства предприятия в работе над качеством;

вовлечение в процесс улучшения качества всех работников предприятия, как в коллективных, так и в индивидуальных формах;

поощрение сотрудников, добивающихся хороших показателей по качеству работы.

Реализация данных принципов управления качеством возможна только в случае, когда на предприятии действует четко организованная комплексная система управления качеством.

Комплексная система управления качеством представляет собой самостоятельную организационную структуру, обладающую совокупностью средств и методов воздействия на условия и факторы, определяющие оптимальный уровень качества продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации (потреблении). В рамках данной системы распределяется ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством; разрабатывается  перечень руководящих документов, мероприятий и порядок их осуществления. 

Важное место в системе управления качеством на предприятии занимает служба управления качеством, основными задачами которой являются:

защита репутации предприятия;

защита потребителя от дефектной продукции;

сокращение непроизводительных работ;

предупреждение брака.

В процессе решения этих задач служба управления качеством выполняет ряд функций:

формирование задач руководства предприятия в области обеспечения качества (политика в области качества, организация работы по ее воплощению);

разработка системы документации и планирования процессов обеспечения качества; документирование процесса управления качеством;

расчет затрат по обеспечению качества продукции в отдельных подразделениях и по предприятию в целом;

обеспечение качества во время разработки планов и программ (компетентность разработчиков, уровень подготавливаемых документов, проверка выполнения, своевременная оценка результатов, внесение необходимых изменений);

координация работ по достижению требуемого уровня качества на всех стадиях жизненного цикла продукции: СОНП, изготовление, контроль, обслуживание;

координация деятельности всех служб, сотрудничающих в вопросах обеспечения качества;

сотрудничество со службой материально-технического снабжения в целях обеспечения качества этого процесса (содействие в выборе поставщиков; проверка юридического уровня документации; контроль за ходом процесса обеспечения);

обеспечение качества на стадии производства (планирование производственных процессов, инструкции работникам, квалификация исполнителей, контроль производственных процессов);

проверка качества (входные проверки, межоперационный контроль, окончательный контроль, документация испытаний);

тщательное исследование дефектных изделий, подробное выяснение причин возникновения дефектов, проведение корректирующих мероприятий;

обеспечение качества при хранении, перемещении, упаковке, отправке готовой продукции;

анализ уровня качества и принятие соответствующих мер по его повышению;

контроль за системой поддержания качества внутри предприятия

обучение качеству собственных сотрудников, а также персонала других служб, занимающихся вопросами качества;

активное участие в подготовке кадров.

Таким образом, основные функции службы качества связаны с управлением качеством продукции предприятия.

Управление качествомпродукции - это комплекс действий, осуществляемых при разработке, производстве и эксплуатации продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого его качества (ГОСТ 15467-79).

Процесс управления качеством продукции предполагает необходимость:

установления (планирования) соответствующих показателей качества изделий на всех этапах их жизненного цикла;

координации технических и организационно-экономических мероприятий, обеспечивающих достижение запланированного уровня качества;

установления фактического уровня качества продукции путем контроля и осуществления регулирующих воздействий в случае выявления отклонений качества от заданных параметров.

Высокое качество изделий предопределяется различными факторами, основными из которых являются:

факторы технического характера (конструктивные, технологические, метрологические и т.д.);

факторы экономического характера (финансовые, нормативные, материальные и т.д.);

факторы социального характера (организационные, правовые, кадровые и т.д.).

Это требует комплексного подхода к обеспечению качества. Мировой опыт в этом отношении обобщен в международных стандартах ИСО серии 9000 на системы качества:

ИСО 9001 «Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании»;

ИСО 9002 «Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже»;

ИСО 9003 «Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях».

Рациональное управление качеством продукции основано на применении системы стандартов.

Стандартизация - нормотворческая деятельность, заключающаяся в поиске наиболее рациональных норм, а затем в закреплении их в нормативных документах типа стандарта, инструк­ции, методики, требования к разработке продукции.

Главная задачастандартизации - создание системы нормативно-технической документации, определяющей прогрессив­ные требования к продукции, изготовляемой для нужд хозяйства страны, населения, обороны страны, экспорта. Сюда же входит контроль за правильностью использования этой документации.

Объектами государственной стандартизации являются конкретная продукция, нормы, правила, требования, методы, термины и т.п., предназначенные для применения в различных сферах. Государственные стандарты устанавливают показатели, соответствующие передовому уровню науки, техники и производства.

Опережающая стандартизация учитывает изменение во времени показателей качества объектов стандартизации. В опережающих стандартах устанавливаются перспективные показатели качества продукции и ступенчатые сроки освоения их промышленным производством.

Стандарты предприятия являются документами, регулирующими деятельность каждого предприятия. В них отражаются как требования государственных стандартов, так и особенности выпускаемой продукции и организационно-технический уровень предприятий. Объектами стандартов предприятия являются детали, сборочные единицы, нормы, требования и методы в области разработки и организации производства изделий, технологические процессы, нормы и требования к ним; ограничения по применяемой номенклатуре материалов, деталей; формы и методы управления и т.д.

В соответствии с требованиями стандартов некоторые виды продукция (в частности - машиностроения) подвергаются сертификации независимыми сертификационными центрами.

Сертификация продукции - система мер по подтверждению соответствия ее фактических характеристик установленным требованиям стандартов, других нормативных документов или законодательных актов. Сертификация осуществляется в целях :

создания условий для деятельности предприятий различных форм собственности на едином товарном рынке России, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

содействия потребителям в компетентном выборе продукции;

защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

контроля безопасности продукции для окружающей природной среды, жизни, здоровья, имущества;

подтверждения показателей качества продукции, заявленной изготовителем.

Сертификации продукция подвергается периодически (например, раз в год или каждое 1000-е изделие), после чего продукция может быть продана на рынке.

Обязательная сертификация определена законом РФ «О сертификации продукции и услуг» (1993 г.). Согласно этому закону сертификат соответствия - документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям. Знак соответствия - зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.

Сертификация может проводится на международном, национальном или региональном уровне в зависимости от того, на каком уровне аккредитованы органы, организующие работу по сертификации конкретных видов продукции, и испытательные лаборатории, проводящие сертификационные испытания.

 




double arrow
Сейчас читают про: