ОСНОВЫ ТЕОРИИ НАДЕЖНОСТИ
ЛИТЕРАТУРА:
1. Гумеров А.Г., Ямалеев К.М., Гумеров Р.С., Азметов Х.А., Дефектность труб нефтепроводов и методы их ремонта. – М.:Недра, 1998.-252с.
2. Иванцов О.М., Надежность строительных конструкций МТ.-М.: Недра 1985.-231с.
3. Быков Л.И., Мустафин Ф.М., Рафиков С.К. Нечваль А.М., Лаврентьев А.Е. Типовые расчеты при сооружении и ремонте газонефтепроводов: Учеб. Пособие.- Санкт-Петербург: Недра, 2006.-824 с.
4. Обеспечение надежности магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов. / Коршак А.А., Коробков Г.Е., Душин В.А., Набиев Р.Р. Уфа, 1998.
5. Гумеров А.Г., Зайнулин Р.С., Ямалеев К.М., Росляков А.В. Старение труб нефтепроводов.- М.: Недра, 1985.-223с.
6. Захаров В.К., Севастьянов Б.А., Чистяков В.П. Теория вероятности. – М.:Наука, 1983.-180с.
7. ГОСТ 27.002-83*. Надежность в технике. Термины определения.
8. Ясин Э.М., Березин В.Л., Ращепкин К.Е. Надежность магистральных трубопроводов. – М.: Недра, 1972-184с.
|
|
9. Березин В.Л.,Ращепкин К.Е., Халлыев Н.Х. и др. Капитальный ремонт магистральных газонефтероводов. М.-: Недра, 1978.-с.26-48,с.234-251.
10. Р51164-98 МТ. Защита от подземной коррозии.
11. ГОСТ 9.015-86. Единая система защиты от коррозии и старения. Подземные сооружения.
Введение
В настоящее время в странах СНГ и ближнего зарубежья эксплуатируется:
>220 тыс. км магистральных газопроводов (МГП);
~70,5 тыс. км магистральных нефтепроводов (МНП).
В России общая напряженность магистральных трубопроводов составляет около 224 тыс. км, в том числе:
~ 151 тыс. км МГП;
~ 53 тыс. км МНП;
~ 19,3 тыс. км МНПП.
Общая протяженность вводимых в эксплуатацию магистральных трубопроводов будет быстро нарастать за счет строительства газопроводов «Северный поток» и «Южный поток», а также Восточно-Сибирского нефтепровода.
Первые МН в России построены еще в начале прошлого века - например, н/пр Баку-Батуми.
Можно выделить этапы строительства МНП.
Первый крупный нефтепровод Оха - Комсомольск на Амуре в период ВОВ. Первый протяженный нефтепродуктопровод по льду Ладожского озера в блокадный Ленинград.
Система МН Туймазы-Омск-Новосибирск - 1948-1955 г.
Система МНПП Уфа-Омск, Уфа-Павлодар - 1958-1962 г.
МН из Тюменской области в центр: УБКУА- 1975 г.;
Сургут-Полоцк -1976 г.; НКК – 1980 г.; Холмогоры – Клин - 1980.
Магистральные газопроводы (МГ)
Краснодарский край – Московская область - 1946-1950 г.
Дашава – Киев – 1947-1948 г.
Саратов – Москва – 1950-1952 г.
Бухара – Урал - 1962-1964 г.
Ср. Азия – центр - 1965 – 1970 г.
Оренбург – Западная граница (Братство) - 1978-1880 г.
Надым - Пунга - Н.Новгород - 1965-1970 г.
|
|
Вынгапур – Челябинск - 1968-1969 г.
Уренгой – Центр - 1975-1980 г.
Ямбург - Поволжье - 1985-1990 г.
Состояние магистральных трубопроводов (МТ) таково, что для поддержания их надежного эксплуатационного состояния в настоящее время необходимо выполнить большие объемы работ в рамках обслуживания, диагостики и ремонта.
ООО «Баштрангаз» выполнены работы по капитальному ремонту:
- 60 км в год Ø 1420 - замена труб,
- 100 км в год Ø 530… Ø 1020 - замена изоляции.
Требуется по МГ
~ 40 тыс. км МТП – ремонт изоляции;
~ 10 тыс. км МТП – замена труб;
~ 1,5 тыс. км МТП – демонтаж труб.
Ремонтами вынуждает заниматься желание избежать отказа МТ. Отказом называется полная или частичная утрата объектом работоспособности.
В МТ различают два вида отказов:
- отказ работоспособности;
- полный отказ функционирования (авария).
Отказ работоспособности - переход МТ с одного уровня работоспособности на другой, более низкий. При этом трубопроводов продолжает выполнять свою основную функцию - транспорт продукта. Например, небольшие утечки газа через свищи, соединения, несрабатывание запорной арматуры и т.д. При таких отказах перекачка продукта продолжается.
Полный отказ функционирования - отказ, приводящий объект в нерабочее состояние. Иными словами - авария. К отказам может привести множество причин самого различного характера.
Институтом ВНИИСТ и Главным техническим управлением Миннефтегазстроя был выполнен анализ причин отказов на магистральных газонефтепроводах, построенных в СССР в разное время. Результаты приведены в таблице.
Таблица. Причины отказов магистральных газонефтепроводов
Причины отказов | Доля отказов по данной причине, % | ||
Нефтепроводы | Газопроводы, до 1985г. | ||
до 1985 | 1985-1988*) | ||
Дефекты арматуры | 10 | 8,0 | 3,4 |
Дефекты труб | 20 | 6,0 | 15,7 |
Нарушение проекта | - | - | 7,9 |
Монтажная сварка | 25 | 10,2 | 5,6 |
Механические повреждения | 30 | 8,2 | 2,2 |
Нарушение правил эксплуатации | - | 3,6 | 3,4 |
Внутренняя коррозия | - | - | 3,4 |
Почвенная коррозия | 5 | 64,0 | 39,3 |
Стихийные бедствия | - | - | 1,1 |
Иные причины | 10 | - | 18 |
Всего | 100 | 100 | 100 |
Примечание: *) по результатам обследований нефтепроводов Туркмении, Казахстана и Нижнего Поволжья, выполненных ВНИИСТнефтью
ВНИИСТом предложены следующие группы распределений отказов по причинам:
I группа – отказы из-за дефектов труб, трубных деталей, запорной и регулирующей арматуры;
II группа – отказы из-за дефектов строительства (нарушение проекта, монтажная сварка, повреждения строительными механизмами и т.д.);
III группа – нарушение правил эксплуатации и внутренняя коррозия трубопровода;
IV группа – прочие причины, в т.ч. почвенная коррозия;
В результате анализа опыта эксплуатации магистральных газопроводов и результатов диагностики последних лет нами предложена II* группа – отказы, происходящие из-за развития острых трещиноподобных дефектов, дефектов сварных стыков и стресс-коррозионных повреждений перенапряженных участков труб.
Если представить в виде графика нарастание потока отказов в зависимости от срока эксплуатации, то будем иметь:
Рис.1. График нарастания потока отказов.
Вывод: Число отказов, происходивших в результате почвенной коррозии, стресс-коррозии и развития трещиноподобных дефектов и дефектов сварных соединений возрастает в процессе эксплуатации.
Тема 1. Общие представления о надежности.
1.1. Основные определения, термины и показатели надежности трубопроводов, как вида технических систем регламентированы в ГОСТ 27.002-83* Надежность в технике. Термины и определения.
Система - объект, представляющий собой совокупность более простых частей (элементов систем), взаимодействующих в процессе выполнения определенной задачи и связанных функционально.
|
|
Система нефте - и газоснабжения - открытая человеко-машинная система, предназначенная для добычи нефти, газа, газового конденсата, их подготовки, передачи, транспортирования, переработки, хранения и распределения. Это очень сложная система, состоящая из подсистем – систем добычи и подготовки к транспорту, системы транспорта и т.д.
Надежность (англ. dependability) - свойство объекта выполнять заданные функции в заданном объеме при определенных условиях функционирования.
Применительно к системам газо- и нефтеснабжения в числе заданных функций предусматривается обязательное условие - бесперебойное снабжение потребителей газом, нефтепродуктом и т.д. и недопущение ситуаций, опасных для людей и окружающей среды.
Надежность – комплексное свойство, которое в определенном сочетании включает в себя безотказность, долговечность, ремонтопригодность, устойчивоспособность, режимную управляемость, живучесть и безопасность.
Безотказность – свойство МТ непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени.
Долговечность - время, в течении которого МТ сохраняет работоспособность вплоть до наступления предельного состояния с необходимыми перерывами для технического обслуживания и ремонта.
Предельное состояние - состояние объекта, при котором его дальнейшее применение по назначению должно быть прекращено по следующим причинам:
- неустранимого нарушения требований безопасности;
- неустранимого отклонения заданных параметров за установленные пределы;
- недопустимого увеличения эксплуатационных расходов;
- необходимости проведения капитального ремонта.
Ремонтопригодность - приспособленность трубопровода к обнаружению и предупреждению причин возникновения повреждений и к устранению их путем проведения технического обслуживания и ремонта.
Устойчивоспособность - свойство системы МТ непрерывно сохранять устойчивость функционирования в течение некоторого заданного времени.
Режимная управляемость - свойство МТ поддерживать нормальный режим посредством управления.
|
|
Живучесть - свойство МТ противостоять возмущениям, не допуская их цепного развития с массовым нарушением поставки продукта.
Безопасность - возможность МТ не допускать ситуаций, опасных для людей и окружающей среды.
Анализ компонентов надежности линейной части, пропускной способности НС и КС и составляет информационную базу анализа надежности МТ как системы.
1.2. Обобщенные показатели эксплуатационной надежности магистрального трубопровода
Пропускная способность (ПС) - интегральная характеристика производственной мощности газо- и нефтетранспортной системы. Она (ПС) характеризует состояние трубопровода в данный момент и определяется независимо от надежности отдельных элементов системы.
Различают: проектную, реальную, среднюю и номинальную пропускную способности.
1) проектная пропускная способность - это ПС идеального абсолютно надежного трубопровода, работающего в не изменяющихся условиях () – в млн.м3 /год; млн.т/год;
2) реальная пропускная способность - фактическая пропускная способность в данный момент времени, как случайная величина () – в млн.м3 /час; тыс.т/час;
3) средняя пропускная способность - фактическая пропускная способность, вычисленная за определенный отрезок времени как математическое ожидание случайной величины ();
4) номинальная пропускная способность - фактическая пропускная способность МТ за определенный промежуток времени в технически исправном состоянии ();
5) коэффициент эксплуатационной надежности
; (1.1)
6) Коэффициент недопоставки продукта
, (1.2)
где - коэффициент эксплуатационной надежности;
- коэффициент недопоставки продукта.
1.3. Представления о конструктивной надежности линейной части магистрального трубопровода
Линейная часть МТ состоит из конструктивных элементов.
Конструктивный элемент линейного участка – такая его часть, условия работы которой (характер нагрузок и воздействий, грунтовые условия и т.п.) и напряженно-деформированное состояние существенно отличаются от таковых на другом участке. Например, воздушный переход, подводный переход, заболоченный участок, байпасная линия.
Конструктивная надежность линейной части МТ или его элемента – это свойство конструктивной части МТ или его элемента выполнять заданную функцию, сохраняя в течении заданного срока установленные показатели функционирования в определенных пределах.
Безотказность и устойчивое функционирование магистрального трубопровода как системы зависит от конструктивной надежности его элементов, что вынуждает заниматься обоснованием параметров безотказности при его проектировании и анализом параметров долговечности и безотказности при эксплуатации.
Тема 2. Теоретические основы оценки конструктивной надежности МТ
2.1. Характеристики и параметры МТ как случайные величины.
При построении теории надежности конструкций линейной части МТ, т.е. конструктивной надежности, целесообразно все рассчитанные величины разделить на две основные группы.
I группа – условно назовем - параметры прочности и обозначим R;
II группа – параметр нагрузки, обозначим Q.
Параметры прочности R включают в себя все характеристики трубопровода: временное сопротивление стали σвр, условный или физический предел текучести σ0,2 (σт), толщину стенки δ, сопротивление изоляции, расстояние между балластными грузами и т.д.
Т.к. параметры прочности зависят от ряда случайных и детерминированных величин, то они сами - величины случайные, т.е. их значения могут приобретать более или менее различные значения, носящие случайный характер.
Параметры нагрузки Q – к ним относится, например, внутреннее давление в трубопроводе, выталкивающая сила воды, внутренние напряжения в стенке трубы δпр и δкц, температурный перепад Δt, вес грунта и т.д., т.е. все внутренние и внешние нагрузки и воздействия. Параметры нагрузки также могут изменяться случайным образом.
Случайная величина - это характеристика или параметр, которые на практике могут принимать различные заранее неизвестные значения (х).
Различают случайные величины дискретные и непрерывные.
Например, число отказов – дискретная случайная величина (т.е. выраженная числом натурального ряда); время, прошедшее от запуска до отказа - непрерывная случайная величина.
Обозначим:
- случайное значение параметра нагрузки МТ;
- случайное значение параметра прочности МТ.
Тогда, введя обозначение:
- случайное значение запаса прочности, получим:
(2.1)
Так как и - случайные величины, то также случайная величина.
2.2. Вероятностные и статистические показатели надежности.
Поскольку нам придется оценивать случайные значения параметров прочности, нагрузка и резерва прочности, необходимо уметь вычислять основные характеристики случайных величин из теории вероятности и математической статистики.
1) генеральная совокупность - все возможные значения воображаемых наблюдений случайной величины, которые можно было бы сделать. На практике невозможно получить всю генеральную совокупность вследствие ее большого объема.
2) выборка объема n - часть генеральной совокупности, включающая n наблюдаемых значений случайной величины.
3) математическое ожидание - среднее алгебраическое всех n наблюдаемых значений случайной величины в выборке объемом n:
(2.2) (2.4)
(2.3) (2.5)
4) вероятностью события - называется численная мера степени объективной возможности этого события.
Введем обозначение:
А – событие «А»
Р(А) – вероятность события «А».
Пусть Х - одно какое-то конкретное значение случайной величины.
Допустим, нас будет интересовать событие заключающихся в том, в скольких случаях из всех n наблюдений, если n достаточно большое, будет обеспечиваться событие:
(2.6)
Число, которое с каким то приближением тогда будет означать вероятность этого события, обозначится:
(2.7)
5) функция распределения случайной величины F(х)
F х (х) - представляет собой вероятность события Х < х, т.е. (2.8.)
Чтобы представить себе вид этой функции в заданной области определение функции, проанализируем ее поведение на графике.
Возьмем числовую полу ось 0 ≤ х ≤ +∞, т.е. область изменения х от 0 до + ∞.
а) пусть х → 0 при этом 0 ≤ х ≤ ∞, т.е. х ≥0
Тогда вероятность того, что найдется конкретное значение X, меньшее ничтожно малого числа , очень мала и практически равна 0.
Рис. 2.1 Функция распределения случайной величины x
б) Пусть х → ∞
Тогда вероятность того, что найдется конкретное значение X, меньшее случайного значения x → +∞ очень велика
При х → ∞ Р(Х < х) → 1. График F(x) для области [0;+ ∞) приведен на рисунке 2.1
Проведя аналогичные рассуждения для случайных величин, область изменения которых от - ∞ до + ∞, получим график функции распределения на всей числовой оси (рис. 2.2).
Рис. 2.2 Функция распределения случайной величины x на всей числовой оси
в) плотность распределения случайной величины fх(х) и законы распределения.
Плотность распределения случайной величины х определяется как производная функция распределения по x:
(2.9)
и обратно:
(2.10)
Свойства f х (х):
Свойство 1. f х (х)≥0 – плотность распределения - число неотрицательное.
Свойство 2.
Т.е. для симметричной области изменения х всегда допустимо выражение:
Словами: если случайная величина может принимать любое значение от -∞ до +∞, то всегда найдется случайное ее значение х, которое больше данного конкретного значения.
Из (2.9) также следует, что для 0≤ х ≤∞
(2.11)
кроме того:
(2.12) (2.13)
(2.14.) (2.15.)
графическое изображение плотности распределения случайной величины при 0≤ x ≤∞ при нормальном законе распределения:
Рис. 2.3. Плотность распределения случайной величины, заданной в интервале [0;+ ∞), относительно её математического ожидания при нормальном законе распределения.
Очертания графиков F(x) и f(x) могут быть на практике самыми разными, в зависимости от закона распределения. Чаще все случайные значения параметров прочности и нагрузки подчиняются нормальному закону распределения, который имеет вид в общем случае (функция Лапласа):
(2.16)
(2.17)
где - т.н. дисперсии случайных величин и ;
- математические ожидания случайных величин. и .
Для выяснения вероятностно- статистического смысла полезно рассмотреть в сопоставлении графики плотностей распределения параметров прочности и параметров нагрузки (рис 2.4)
Рис 2.4 Плотности распределения параметров прочности и параметров нагрузки при нормальном законе распределения.
На рис. 2.4 и - математические ожидания параметров нагрузки и параметров прочности; заштрихована область, в которой , а запас прочности ; точка А – пересечение графиков и , в этой точке случайное значение запаса прочности .
При оценке надежности нефтегазовых объектов также широко используется логарифмически-нормальный закон распределения случайных величин, описываемый условием:
, (2.18)
где М – коэффициент перехода от десятичных логарифмов к натуральным;
и - дисперсия и математическое ожидание случайной величины.
График логарифмически-нормального распределения приведен на рис 2.5
Рис 2.5 Логарифмически-нормальный закон распределения
7) дисперсия случайной величины характеризует среднеквадратическое значение разброса значений случайной величины из выборки n относительно математического ожидания или или .
(2.19)
(2.20)
(2.21)
(2.22)
8. Стандарт отклонения случайной величины (^) (от математического ожидания).
(2.23)
(2.24)
(2.25)
(2.26)
В чем практический смысл плотности распределения?
Пример 1. Выполнено испытание на растяжение до разрыва 10 образцов стали. Определены случайные значения предела прочности .
Случайные значения предела прочности сгруппированы в пять серий, усреднены в каждой серии № i и для удобства представления округлены.
Результаты представлены в табл. 2.1 и на рис 2.6.
Табл. 2.1
№ серии (i) | Случайное значение предела прочности , МПа | Число образцов с ni со значениями |
1 | 300 | 1 |
2 | 460 | 2 |
3 | 500 | 4 |
4 | 540 | 2 |
5 | 700 | 1 |
Рис. 2.6 Плотность распределения значений .
Из анализа данных табл. 2.1 и графика видно, что плотность распределения f() представляет собой частоту проявления конкретных значений определенного уровня при достаточно большом числе испытанных образцов.