В педагогическом учебном заведении вчерашние выпускники школ попадают в новые условия, которые предъявляют к ним высокие требования: уметь рационально распределять и планировать свое время, организовывать свое рабочее место, работать с книгой и специальной литературой и т.п.
Овладение умениями и навыками самообразовательной деятельности начинается с установления гигиенически и педагогически обоснованного режима дня. Надо так спланировать свою учебную и внеучебную деятельность, чтобы оставалось время и для самообразовательной работы, и для культурного отдыха.
Овладение навыками самообразовательной деятельности и умениями рациональной организации учебного труда свидетельствует о сформированности культуры умственного труда, которая включает: культуру мышления, проявляющуюся в умениях осуществлять процессы анализа и синтеза, сравнения и классификации, абстрагирования и обобщения, «переноса» полученных знаний и приемов умственной деятельности в различные новые условия; устойчивый познавательный интерес, умения и навыки творческого решения познавательных задач, умение сосредоточиться на главных, наиболее важных в данный момент проблемах; рациональные приемы и методы самостоятельной работы по добыванию знаний, совершенное владение устной и письменной речью; гигиену умственного труда и его педагогически целесообразную организацию, умение разумно использовать свое время, расходовать физические и духовные силы.
|
|
Профессиональное самообразование, осуществляемое учителем, направлено на повышение его профессионализма и включает:
- педагогическое просвещение, т.е. освоение учителем научных педагогических идей и ознакомление с опытом других учителей;
- овладение новыми подходами, ценностными ориентациями и установками в профессиональной деятельности;
-осмысление собственного опыта и прогнозирование дальнейшей работы по его созданию и обобщению.
В потребностях учителя в психологических и педагогических знаниях проявляются глубина личностной вовлеченности в процесс самообразования и творчества; стремление оценивать свой опыт в контексте опыта других учителей.
Процесс самообразования направлен на установление соответствия профессионального потенциала (знаний, умений, навыков) и профессиональной позиции учителя в обществе. В этой связи самообразование выступает в качестве формы саморегуляции профессионального поведения учителя, которая включает как анализ результатов собственной деятельности, так и его способность к управлению ею.
Самообразование как часть непрерывного образования предполагает компенсацию недостатков полученного образования; постоянную адаптацию личности к изменяющемуся миру; непрерывное развитие творческого потенциала личности.
|
|
У начинающего учителя на первый план выдвигаются компенсаторные или адаптивные цели самообразования, в дальнейшем более важное значение имеют цели, связанные с развитием творческого потенциала.
По доминирующим целям самообразования выделяются следующие уровни самообразовательной деятельности учителя: компенсаторный (мотивы деятельности связаны в основном с ликвидацией пробелов, обнаруженных в базовом педагогическом образовании); адаптационный (кроме компенсаторных целей предполагается достижение определенного уровня профессиональной культуры); творческий (целью самообразования является развитие творческих возможностей).
В определении целей самообразования многое зависит от личности учителя, уровня его подготовки, способностей, опыта и т.д. Они могут быть ближними, средними, дальними. Ближние цели включают восполнение пробелов в знаниях по предмету, педагогике, психологии, методике; средние – основательное изучение и практическое усовершенствование одного из актуальных вопросов; дальние – овладение теорией и практикой организации педагогической деятельности с целью совершенствования своего мастерства. Все эти цели взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Наиболее продуктивное направление профессионального самообразования учителя – разработка одной из научных или методических проблем в рамках комплексной темы школы.
Наиболее эффективные пути профессионального самообразования педагога:
- разработка одной из научных или методических проблем в рамках комплексной темы детского сада,
-участие в методических конференциях, в разработке программ, концепций,
- использование в работе новые педагогические технологии, в том числе информационные. Для этого необходимо владеть компьютерной грамотностью;
- изучать опыт передовых педагогов через чтение педагогической литературы, газет, журналов, посещение занятий педагогов,
- постоянное накопление своего педагогического опыта в форме портфолио – методической копилки разработок, планов, интересных идей и т.д.
Профессиональное самообразование, таким образом, является важнейшим средством формирования педагогического мастерства учителя и развития его общей и педагогической культуры.
3.
Понятие профессионального самовоспитания