Средства профессионального самообразования педагога

В педагогическом учебном заведении вчерашние выпускники школ попадают в новые условия, которые предъявляют к ним высокие требования: уметь рационально распределять и планиро­вать свое время, организовывать свое рабочее место, работать с книгой и специальной литературой и т.п.

Овладение умениями и навыками самообразовательной деятель­ности начинается с установления гигиенически и педагогически обоснованного режима дня. Надо так спланировать свою учебную и внеучебную деятельность, чтобы оставалось время и для само­образовательной работы, и для культурного отдыха.

Овладение навыками самообразовательной деятельности и уме­ниями рациональной организации учебного труда свидетельству­ет о сформированности культуры умственного труда, которая вклю­чает: культуру мышления, проявляющуюся в умениях осуществ­лять процессы анализа и синтеза, сравнения и классификации, абстрагирования и обобщения, «переноса» полученных знаний и приемов умственной деятельности в различные новые условия; устойчивый познавательный интерес, умения и навыки творче­ского решения познавательных задач, умение сосредоточиться на главных, наиболее важных в данный момент проблемах; рацио­нальные приемы и методы самостоятельной работы по добыва­нию знаний, совершенное владение устной и письменной речью; гигиену умственного труда и его педагогически целесообразную организацию, умение разумно использовать свое время, расходо­вать физические и духовные силы.

Профессиональное самообразование, осуществляемое учите­лем, направлено на повышение его профессионализма и вклю­чает:

- педагогическое просвещение, т.е. освоение учителем научных педагогических идей и ознакомление с опытом других учителей;

- овладение новыми подходами, ценностными ориентациями и установками в профессиональной деятельности;

-осмысление собственного опыта и прогнозирование дальней­шей работы по его созданию и обобщению.

В потребностях учителя в психологических и педагогических знаниях проявляются глубина личностной вовлеченности в про­цесс самообразования и творчества; стремление оценивать свой опыт в контексте опыта других учителей.

Процесс самообразования направлен на установление соответ­ствия профессионального потенциала (знаний, умений, навыков) и профессиональной позиции учителя в обществе. В этой связи самообразование выступает в качестве формы саморегуляции про­фессионального поведения учителя, которая включает как анализ результатов собственной деятельности, так и его способность к управлению ею.

Самообразование как часть непрерывного образования пред­полагает компенсацию недостатков полученного образования; постоянную адаптацию личности к изменяющемуся миру; непре­рывное развитие творческого потенциала личности.

У начинающего учителя на первый план выдвигаются компен­саторные или адаптивные цели самообразования, в дальнейшем более важное значение имеют цели, связанные с развитием твор­ческого потенциала.

По доминирующим целям самообразования выделяются сле­дующие уровни самообразовательной деятельности учителя: компенсаторный (мотивы деятельности связаны в основ­ном с ликвидацией пробелов, обнаруженных в базовом педагоги­ческом образовании); адаптационный (кроме компенсаторных целей предполагается достижение определенного уровня профес­сиональной культуры); творческий (целью самообразования яв­ляется развитие творческих возможностей).

В определении целей самообразования многое зависит от лич­ности учителя, уровня его подготовки, способностей, опыта и т.д. Они могут быть ближними, средними, дальними. Ближние цели включают восполнение пробелов в знаниях по предмету, педа­гогике, психологии, методике; средние – основательное изуче­ние и практическое усовершенствование одного из актуальных вопросов; дальние – овладение теорией и практикой организа­ции педагогической деятельности с целью совершенствования своего мастерства. Все эти цели взаимосвязаны и взаимообуслов­лены.

Наиболее продуктивное направление профессионального са­мообразования учителя – разработка одной из научных или мето­дических проблем в рамках комплексной темы школы.

Наиболее эффективные пути профессионального самообразования педагога:

- разработка одной из научных или методических проблем в рамках комплексной темы детского сада,

-участие в методических конференциях, в разработке программ, концепций,

- использование в работе новые педагогические технологии, в том числе информационные. Для этого необходимо владеть компьютерной грамотностью;

- изучать опыт передовых педагогов через чтение педагогической литературы, газет, журналов, посещение занятий педагогов,

- постоянное накопление своего педагогического опыта в форме портфолио – методической копилки разработок, планов, интересных идей и т.д.

Профессиональное самообразование, таким образом, явля­ется важнейшим средством формирования педагогического ма­стерства учителя и развития его общей и педагогической куль­туры.

3.

Понятие профессионального самовоспитания


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: