Классическая стадия имеет своей парадигмой механику, ее картина мира строится на принципе жесткого (лапласовского) детерминизма, ей соответствует образ мироздания как часового механизма.
С неклассической наукой связана парадигма относительности, дискретности, квантования, вероятности, дополнительности.
Постнеклассической стадии соответствует парадигма становлення и самоорганизации. Основные черты нового (постнеклассического) образа науки выражаются синергетикой, изучающей общие принципи процессов самоорганизации, протекающих в системах самой различной природы (физических, биологических, технических, социальных и др.). Ориентация на «синергетическое движение» – это ориентация на историческое время, системность (целостность) и развитие как важнейшие характеристики бытия.
Следует иметь в виду, что историю науки можно периодизировать и по другим основаниям.
Вопросы для самоподготовки:
1.Научное знание как система.
2.Особенности и структура научного знания.
3.Классификация наук.
4.Периодизация истории науки.
Литература
1. Вернадский В.Н. О науке. – М.: ИНФРА, 2001. – 210 с.
2. Гачев Г. Наука и национальные культуры. – Ростов-н/Д: Дон, 2001. – 168с.
3. Ильин В. В. Критерии научности знания. – М.: Мысль, 1989. – 156 с.
4. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги XX столетия. – М: Логос, 2000 – 320с.
5. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. – М.: Мир, 2008. – 123 с.
6. Полани М. Личностное знание. – М.: Наука, 2005. – 127 с.
7. Поппер К. Логика и рост научного знания. – М.: Логос, 2003. – 183с.
8. Проблема знания в истории науки и культуры. – СПб.: Питер, 2001. – 207с.
9. Проблема ценностного статуса науки на рубеже XXI века. – СПб.: Питер, 2009. – 163 с.
10. Пуанкаре А. О науке. – М.: Наука, 2003. – 201 с.