Цель: Сформировать представление о классической и неклассической рациональности. Рассмотреть исторические типы научной рациональности.
План
1. Исторические типы научной рациональности
2. Разум и культура
3.Детерминанты развития научной рациональности
Вопросы для самопроверки
Литература
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ
Практическая деятельность выступает базисом для становления и развития форм рациональности. Схемы практики в технологическом, коммуникативном и идеологическом модусах фиксируются в сознании и становятся орудием деятельности.
Научное знание как исторически, так и логически вырастает из практической деятельности. Сам выбор объекта научного исследования должен включать в себя некоторое практическое осознание мира. Наука и практика, при всей сложности своих отношений, всегда взаимосвязаны. Первоначальное знание, добываемое древним человеком носит утилитарно-технологический характер. Накопление технологических представлений о мире способствует прогрессу научных знаний в последующие эпохи.
Итак, исходным базисом формирования идеи рациональности была технология. По мере усложнения и дифференциации производственной деятельности конституировались различные типы материальной культуры и формы духовного освоения мира.
В античности происходит формирование так называемой преднауки как типа рациональности, основанного на систематическом обосновании знания. При всей насыщенности мифологией, античная философия переключает внимание на истинно сущее и апеллирует к понятию, логике.
Характерной чертой античного рационализма следует считать формирование культуры дефиниции, предполагающей превосходство понятий над чувственными образами, рефлексии над обыденным опытом.
Начиная с Аристотеля, рациональность получает новое понимание. Она связывается со свойством рассуждений, благодаря которым возможно описание реальности с единой точки зрения. Аристотель отмечает: «И наука, в наибольшей мере главенствующая... — та, которая познает цель, ради которой надлежит действовать в каждом отдельном случае; эта цель есть в каждом отдельном случае то или иное благо, а во всей природе вообще наилучшее».
Таким образом, разум в античности не был превращен из средства в единственную цель.
В античности принципом измерения рациональности служит логос. Концептуальная основа античной рациональности основана на представлении о закономерной упорядоченности и единстве Космоса, его тождественности с логосом. Мир в античной философии представлялся в виде Космоса — органичного, разумно устроенного целого, подчиняющегося не только действующим, но и целевым причинам.
Главной чертой духовной культуры Средневековья является доминирование христианской религии, выступающей в качестве новой мировоззренческой опоры сознания. Тем не менее, основные характеристики рациональности, выработанные в античности, сохраняют свое значение и в это время.
Дальнейшая история духовной культуры показала, что на самом деле не религия была освобождена от притязаний разума, а наоборот, разум стал неподзаконным и самодостаточным. Сама христианская религия, обосновав богоподобие человека, создала предпосылки для культивирования разума в качестве высшей ценности.
Познание представлялось обнаружением связей между вещами и стоящей за ними высшей реальностью. Устранение средневековой «наукой» представлений о самозаконности мира было еще одной предпосылкой возникновения того образа мира, который был предложен в новоевропейской науке.
Отличительной чертой эпохи Возрождения явилось углубление индивидуалистических устремлений человека. В результате антропологического поворота мир предстает наполненным божественным смыслом, а человек – личностью, пытающейся осуществить себя. Человек получает свободу самостоятельного мышления, религиозную санкцию на автономность в суждениях и поступках.
Особый этап в развитии рациональности связан с выделением науки в самостоятельный вид человеческой деятельности. Здесь идея рациональности связывается прежде всего с познавательной деятельностью, то есть смешается в гносеологическую плоскость.
Таким образом, в Новое время рациональность не зарождается, а возрождается как самодисциплина разума. При этом в европейской философии и культуре происходит утрата некоторых ценностей античной модели рационализма.
Эпоха Нового времени порождает современную техногенную цивилизацию, которой соответствует рационалистический тип европейского сознания. А.Ф. Лосев отмечает по этому поводу: «Новоевропейская культура – это буржуазно-капиталистическая культура, основанная на частном владении. На первом плане здесь выступает индивидуум, субъект и его власть. Субъект стоит над объектом, человек объявлен царем природы».
Наука выступает в качестве носителя объективного, общезначимого для всех содержания сознания. Ее становление и вхождение в общественную жизнь завершили формирование рационализма как отличительной черты образа жизни и мысли Нового времени.
Таким образом, возникновение классической науки было подготовлено предшествующим историческим развитием. Представление о законосообразности природы, господстве в ней причинно-следственных отношений не является результатом ее непосредственного восприятия, а формируется в течение длительного времени. С другой стороны, появлению классической науки способствовали также ценностные ориентации, возникшие в эпоху Возрождения.
РАЗУМ И КУЛЬТУРА
Рассмотрение сущности рационального начала в человеческом сознании, его значимости и соотношения с другими формами отношения человека к миру всегда находилось в центре внимания философии.
С конца 60-х годов XX века проблема рациональности находится на пересечении принципиальных для современной философии идей и тенденций. Одним из широко обсуждаемых вопросов явилось определение значения понятия рациональность.
Различные авторы понимают под рациональностью логичность, мотивированность, научность, экономичность, связанность с ситуацией, соответствие образцам или протест против них и т. п.
Например немецкий философ К. Хюбнер, автор «Критики научного разума», считает рациональность лишь формальной организацией какого-либо содержания. Он различает четыре вида рациональности или интерсубъективности:
1) «рациональность выступает всегда в одинаковой форме, а именно: семантически – как тождественное фиксирование правил определенного смыслового содержания (в чем бы оно не состояло),
2)эмпирически – как применение всегда одинаковых правил объяснения (к чему бы они не относились),
3)логически-оперативно – как применение расчета (как бы его не истолковывать),
4) нормативно – как сведение целей и норм к другим целям и нормам (какое бы содержание в них не вкладывалось).
В современных дискуссиях о понятии рациональной и широко распространенным является подход, фиксирующий своеобразие каждого отдельною случая употребления этого понятия. Характерным примером лому служит позиции X.Ленка, который приводит двадцать одно значение понятия рациональности:
1. Как логическою следования.
2. Как формально-научной доказуемости.
3. Как комбинации о цельных знаний в некую систематическую общность.
4. Как целерациональности.
5. Как стратегии принятия решений.
6. Как рациональности в теории игр и т. д.
Подобная описательность способна лишь поставить проблему, но не решить ее.
Долгое время проблема рациональности в историко-философской традиции присутствовала только косвенно. Поэтому можно выделить этапы подготовки категориального аппарата анализа проблемы, первых подходов к ней. действительной формулировки и последующих вариантов трактовок.
В поисках основы формулировки данной проблемы имеет смысл обратиться к ключевому для европейской философской традиции — понятию разума. Уже в античности выявляются два подхода к определению его сущности. Первый связан с именем Платона и рассматривает разум в качестве социально-нравственной категории (рациональность трактуется как соответствие поведения социальной системе). Второй подход берет начало в философии Аристотеля (связывает разумность с гносеологическими процедурами и нормативным мышлением).
Непосредственным фундаментом формулировки проблемы рациональности в явном виде выступает философия Нового времени. В этот период сформировалось классическое понимание рациональности, ставшее очевидным для европейскою сознания в эпоху Просвещения (разум стал отождествляться с научной рациональностью).
В конце XVIII века возникла реакция на подобное понимание разума. Многие философы стати указывать на неправомерность отождествления рациональности вообще с научной рациональностью и ее критериями. В результате «открытия» в начале XIX века историчности разума в философской мысли была снята дихотомия научного и ненаучного, истина приобрела характеристики историчности.
Возможны два контекста употребления понятия рациональности по отношению к науке: как соответствие логическим нормам и как соответствие целям познания. В методологии науки Нового времени сущностные характеристики рациональности связаны, как правило, с исследованием средств, ведущих к цели.
Наиболее устойчивым проявлением рациональности поэтому считается метод, то есть логически мотивированный выбор по некоторым основаниям. Наука, предоставляющая знания для господства над природой, как бы выводится за рамки духовной культуры, становится утилитарной.
В первой половине XX века появляются сразу два варианта трактовки проблемы рациональности, которые имеют общий источник своего возникновения в виде утверждения классического понимания рациональности и его последующего кризиса. Первый вариант связан с социологическим пониманием рациональности и в наиболее очевидном виде присутствует в философии М. Вебера, который и сформулировал впервые развитую концепцию рациональности.
Со второй половины XIX века этнографические исследования показали, что примитивные культуры обладают собственными стандартами организованности. Основываясь на них, М.Вебер приходит к выводу, что историческое развитие связано с процессом возрастающей рационализации общества. Этот процесс не всегда позитивен, так как ведет к ограничению свободы и появлению жестких форм господства и отчуждения, то есть к иррационализации действительности.
Для выявления структуры социальной деятельности М.Вебер выделяет четыре идеальных типа действия. Традиционное – определяемое усвоенной привычкой или традицией. Аффективное – зависящее от чувств и эмоций. Ценностнорациональное – побуждаемое верой в ценность данного способа поведения независимо от его успеха. И, наконец, целерациональное действие, ориентирующее на использование средств, позволяющих достичь значимые цели.
Таким образом, под рациональностью М.Вебер понимает не атрибут науки, а высший принцип человеческой деятельности и системообразующий элемент культуры.
Представитель Франкфуртской школы Т.Адорно связывает рациональность с манипуляцией людьми и социальной инженерией. Разум, обеспечивший господство человека над природой, постепенно выродился, по его мнению, в инструментальный рассудок, ведущий к господству одних людей над другими. Симбиоз научно-технической рациональности и власти позволяет манипулировать человеком. Рациональность отождествляется с организацией, а следовательно, с властью и насилием.
Рациональность, монополизированная государством, входит в конфликт с распространенной в обществе реальной поведенческой мотивацией. Инструментальная манипуляция противостоит жизненному миру человека.
В своей теории Ю.Хабермас противопоставляет стратегическое и коммуникативное поведение. Стратегическая ориентация направлена на достижение интереса и ведет либо к сознательному обману (манипулированию), либо к бессознательному (извращению коммуникации). Последствиями такой установки являются утрата смысла жизни и дезориентация человека.
Целерациональность является путем адаптации человека к миру, тогда как коммуникация направлена на понимание своего социокультурного мира, открытие смыслов жизни.
О. Шпенглер акцентирует историко-культурную обусловленность научных концепций и отрицает собственные закономерности науки. Наука, но его мнению, имеет общую с другими формами духовной культуры задачу, состоящую в смысловой организации действительности.
Э. Гуссерль считает, что кризис европейской культуры является следствием кризиса европейских наук.
К. Ясперс полагает, что наука и рациональность это неотъемлемые атрибуты западноевропейской цивилизации. Современную науку он понимает как утрату творческого духа, поскольку научное познание является не познанием цельною бытия, а исследованием его отдельных аспектов.
Для всех вышеперечисленных философов характерно обсуждение проблемы рациональности, понятой прежде всего как научной рациональности.
Представители неопозитивизма в постановке проблемы рациональности исходят из представления о высоком ценностном статусе науки и научной рациональности как ее основы.
В наиболее четком виде неопозитивистская модель научного знания разработана Р. Карманом. Согласно этой модели, в основе научного знания лежат так называемые протокольные предложения, достоверность которых очевидна в чувственном опыте субъекта.
К. Поппер либерализовал концепцию, введя принцип предпочтения теорий на основе эксперимента и наблюдений. К.Поппер понимает под рациональностью критичность научной рефлексии. Он дает определение науки как критики традиций.
Согласно К.Попперу, любое научное знание носит лишь гипотетический характер. Рост научного знания осуществляется через выдвижение гипотез и их опровержение, в результате чего решаются научные проблемы.
Г. Гадамер – стремится преодолеть односторонность гносеологической ориентации философии, которая занимается исследованием возможности познания, и перевести философствование в онтологическое русло. Универсальным способом освоения человеком мира Г.Гадамер считает понимание, включающее в себя не только теоретическое познание, но и жизненный опыт.
Таким образом, начиная с констатации исторической обусловленности науки, представители постпозитивизма в дальнейшем приходят к идее о связи науки и других форм человеческой деятельности, а затем и к стиранию границ между ними.
Реальные процессы, происходящие в науке, и их исследование в историческом контексте выявило ограниченность такой трактовки.
В анализе проблемы рациональности можно выделить два аспекта. Первый исходит из прежнего понимания научной рациональности как эталона и связан с попытками выявления ее критериев. Второй, напротив, ориентирован на критику рациональности науки.
В своем анализе научной рациональности практически все представители аналитической традиции отталкиваются от критики ее классического и позитивистского понимания. Мы остановимся на рассмотрении взглядов на научную рациональность X. Патнэма, Л. Лаудана и В. Ньютон-Смита.
Американский философ и методолог Л.Лаудан стремится восстановить в правах научную рациональность, предлагая неорационалистический вариант методологии науки. Научность здесь связана с опорой не на истины, а на чувственные восприятия, зафиксированные в протокольных предложениях. Допускается формулирование научных идей в разных, но равноправных языковых системах, а, следовательно, делается вывод о многообразии видов знания и плюрализме рациональности.
Английский философ В.Ньютон-Смит также выдвигает реалистическую модель рациональности в ходе решения проблемы несоизмеримости.
Ньютон-Смит полагает, что исторически сложившаяся последовательность теорий такова, что они располагаются по мере большего приближения к истине.
Философы-аналитики стараются совместить историческое рассмотрение науки с выделением необходимых норм, следование которым делает познание рациональным.






