Детерминанты развития научной рациональности

Осмысление рациональности с исторических позиций выходит за рамки представления о ней как внутринаучной технологии мышления. Многообразие и богатство реальной действительности требует существования различных форм духов­ного и практического освоения мира. В свете такого рассмотрения наука предстает в качестве одной из форм рациональности, также требующей, в свою очередь, историко-культурного анализа.

Долгое время наука обозначала просто знание о чем-либо, затем - знание, харак­теризуемое системой дискурсивного мышления, и т. д. Необходимо помнить о том, что большинство из них являются идеологемами, обусловленными потребностями конкретной культурно-исторической ситуации. Более приемлемым нам представляется анализ того, насколько сама научная деятельность и ее результаты соответствуют методоло­гической рефлексии о ней и культуре эпохи в целом.

В науковедении существуют несколько подходов к описанию и объяснению исторического развития науки. Первым и относи­тельно долгое время господствующим в определении закономер­ностей развития науки был так называемый кумулятивистский под­ход (основывается на том, что каждое последующее научное открытие опирается на предыдущие знания и возможно только на фундаменте прежнего опыта). В соответствии с этим развитие науки представлялось как поступательный процесс накопления все более истинных и совершенных знаний о мире.

Эволюция науки определяется как интерналистскими, так и экстерналистскими параметрами. Необходимо заметить, что при всех исторических модификациях научное познание все-таки остается таковым, то есть отличается от других видов но знания.

Наука ориентируется прежде всего на объективное постиже­ние действительности. Она нацелена на поиск истины, законов, того, что скрыто от непосредственного восприятия. Для достиже­нии этой цели необходимо преобразование реальных объектов в идеальные сущности.

Помимо когнитивных параметров на развитие науки воздей­ствуют социальные факторы. Характерным примером выявления социальной обусловленности науки служит исследование научной рациональности К. Хюбнером. Задачей своей книги «Критика на­учного разума» он считает, аналогично Канту, выявление структур, определяющих возможности научного познания.

Его основная идея состоит в том, что научный разум и рацио­нальность принципиально историчны и не могут быть поняты вне конкретного социального и культурного контекста.

Историческая изменчивость среды предполагает смену од­ного исторического контекста другим. Они возникают из про­шлого, вбирают элементы настоящего и образуют иерархию в со­ответствии с конкретными социальными отношениями. Хюбнер предлагает некоторые модельные представления социальной ди­намики науки. Он выделяет две стадии ее развития: нормаль­ную (экспликация научной системы) и революционную (ее му­тация).

Причиной научных революций является дисгармония системных ансамблей. При этом основания науки служат опос­редованным звеном между социальной средой и теорией. Они непосредственно контактируют с социальной средой и одновре­менно регулируют теоретический поиск.

Основания науки вклю­чают в себя нормативные постулаты, онтологические принци­пы (определяющие содержание понятий причинности, про­странства, времени, объекта) и мировоззренческие принципы эпистемологического характера (определяющие цель познания и понимание истины).

Таким образом, для анализа исторически изменяющейся на­учной деятельности необходимо рассмотреть ее двустороннюю де­терминацию: внутреннюю – со стороны характера исследуемых объектов, и внешнюю – со стороны социокультурных условий.

Вопросы для самоподготовки:

1. Исторические типы научной рациональности.

2. Разум и культура.

3. Детерминанты развития научной рациональности.

 

Литература

1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. – М.: Высш. шк., 1995. – 324с.

2. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: Социология Вебера и веберовский ренессанс. – М.: Гардарики, 2001. – 310 с.

3. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. – М.: Прогресс-Традиция, 2003. – 528 с.

4. Зегет В. Элементарная логика. – М.: Высш. шк., 2005. – 256 с.

5. Ильин В. В. Критерии научности знания. – М.: Мысль, 1989. – 156 с.

6. Ильин В. Философия науки: учебник. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – 360с.

7. Исторические типы рациональности. – М.: Гносис, 1995. – 193 с.

8. Йолон П.Ф. Рациональность в науке и культуре. – К.: Слово, 2003. – 175 с.

9. Малахов В.П. Основы формальной логики. – М.: Изд-во „Щит-М”, 1998. – 304 с.

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: