Реформы и реформаторы

 

Условием выживания вульгарно-коммунистического способа производства было наличие солидарного характера труда и, в более широком плане, — атмосферы духовного подъёма. В Великой Отечественной войне советское общество, целенаправленно прививавшее своим гражданам идеалы коллективизма и социальной справедливости, одержало не только военную, но и моральную победу над обществом воинствующего индивидуализма и волчьих законов. Надежда на лучшую жизнь и питаемый ею социальный оптимизм создали особую — послепобедную — общественную атмосферу, для которой были характерны эмоциональный подъём народа и радость мирного труда. Источником духовного пафоса послевоенных лет была вера народа в скорое наступление «счастливого будущего». И люди своим трудом старались приблизить это время, закладывая на «великих стройках коммунизма» основы могущества державы. Однако в обычных неэкстремальных условиях мирного времени всё более рельефно стали проявляться пороки экономической системы, все её беды, связанные с нерешённостью проблемы экономической обособленности предприятий и недостаточным стимулированием труда. Это обстоятельство послужило объективной основой для попыток реформирования советской экономической системы.

Сущность экономических преобразований Н.С. Хрущева заключалась главным образом в реформировании структур управления. Реформы А.Н. Косыгина затрагивали более глубокие слои общественного производства. По сути, была предпринята попытка внедрения отдельных элементов рыночной экономики для повышения эффективности работы предприятий и стимулирования труда. Однако при этом не учитывалось, что еще одним условием функционирования и сохранения советской экономической системы была её целостность, то есть нерушимость монопольного положения государства во всей социально-экономической сфере и даже за её пределами. Поэтому действия, не логичные для экономической системы, нарушающие ее целостность, могли вести только к расстройству отлаженного механизма. Этим объясняется та неимоверная сила, с которой вульгарно-коммунистический способ производства (в лице различных управленческих структур) не­изменно отторгал любые полурыночные новшества, в том числе и хозрасчёт — idée fixe советской экономической теории.

С этой точки зрения плановая централизованная экономика действительно была нереформируема. Но речь должна была идти не о реформе способа производства, а о его смене. Возврат к вульгарному коммунизму ради решения проблемы индустриализации был единственно верным. Но методы, чрезвычайные по своей сути и действенные лишь при наличии определённых условий, стали нормой для советской экономической системы. Ошибка заключалась в непонимании существовавшей неадекватности способа производства долговременным задачам развития советского общества. Выход заключался в своевременном повторении ленинского маневра 1921 года. (Аналогичная по содержанию попытка поворота была предпринята в Югославии начиная с 1950 г., но она по ряду причин закончилась неудачей. Вместе с тем опыт Китая подтверждает принципиальную возможность развития по этому пути).

 

Следует ещё раз повторить, что к тезису о неадекватности вульгарно-комму­ни­сти­че­ского способа производства существовавшим производительным силам следует подходить диалектически. Этот способ производства (в форме военного коммунизма) позволил избежать голода в период гражданской войны. (В возникновении голода в Поволжье после перехода к нэпу главную роль сыграли климатические факторы, и лишь в малой степени он может быть отнесён на счёт сокращения посевных площадей). Ему (в форме советского способа производства) мы обязаны не просто мировым рекордом скорости индустриализации, но и созданием могучей промышленности и передовой науки. Плодами этих свершений мы пользуемся до сих пор. Советская экономическая система была важнейшим фактором победы в войне, лишь благодаря ей мы сейчас живём в свободной стране и вообще живём. Вплоть до конца 1950-х гг. или даже до конца 1960-х гг. неадекватность способа производства компенсировалась солидарным характером труда, поэтому в целом страна развивалась по восходящей. Неадекватность в полной мере проявилась позже, с приходом новых поколений, далёких от идеалов романтического коммунизма своих предшественников.

 

Однако все эти обстоятельства не были осознаны партийным и государственным руководством. Поэтому продолжались попытки лечения внешних симптомов болезни — снижения темпов роста народного хозяйства, невосприимчивости его к научно-техниче­ским достижениям, хронического отставания сельского хозяйства и т. п., тогда как фундаментальная причина оставалась нераскрытой.

В конце ХХ в. развитие мировой экономики стали определять не экстенсивные, а интенсивные факторы роста, связанные со способностью обеспечить научно-техниче­ский прогресс и наиболее полно задействовать «человеческий фактор». Советская система, сотворившая не одно «экономическое чудо» в условиях войн и кризисов, перестала отвечать духу времени. Необходимость реформ стала осознаваться всем обществом, а не только правящей элитой. Однако объективная необходимость реформ не была дополнена субъективным фактором — способностью руководства страны мыслить в духе диалектического марксизма.

«Перестройка» потому закончилась неудачей, что не имела теоретического обоснования. В условиях отсутствия чётких представлений о конечной цели преобразований последние превратились из созидательного фактора в разрушительный. В лице так называемых «кооперативов» (на деле — частнокапиталистических предприятий) системе был нанесен удар сокрушительной силы. Государство разом лишилось монопольного положения в сфере ценообразования и на рынке труда. Был потерян контроль над доходами населения. Потеряв целостность, система пошла «вразнос».

Одним из источников развития советской экономики являлось искусственное ограничение потребления. Опережающий рост тяжёлой промышленности в течение долгого времени осуществлялся за счёт сельского хозяйства и отраслей, выпускавших потребительские товары. Поэтому в одной из могущественнейших держав мира население жило небогато. Указанная причина наряду с другими привела к обострению дефицита товаров. К концу «перестройки» нереализованные и во многом обоснованные социальные притязания превратились в политический фактор.

В основе всеохватывающего кризиса советского общества лежала идеологическая причина — кризис наших представлений о социализме. Задача заключалась в том, чтобы выработать новую концепцию социализма, отказавшись от идеи тотального господства общенародной собственности, но сохранив при этом опору на общественные формы собственности, поскольку вся история СССР доказала, что они обладают огромным потенциалом. Однако КПСС даже перед лицом гибели своей и Советского государства оказалась неспособной преодолеть догматизм своего подхода к марксистской теории. Социалистическая альтернатива развития страны так и не была разработана.

Если до сих пор считалось, что социальные революции происходят, когда производственные отношения отстают от развития производительных сил, то своим примером мы доказали, что результатом опережения производственными отношениями достигнутого уровня развития производительных сил является социальная контрреволюция. История не прощает пренебрежения объективными законами её развития и за необоснованное забегание вперёд наказывает не менее жестоко, чем за отставание. В этом — закономерность трагедии 1991 года.

 

 

ВЫСШЕЕ ДОСТИЖЕНИЕ

 

Как в целом можно оценить итоги советского периода развития нашей страны? Ответ зависит от занимаемой идеологической и политической позиции. Во всяком случае, не нам судить об обоснованности выбора наших предшественников, который они выстрадали в 1917-1921 гг. Однако невозможно оспорить их великих достижений — индустриализации, создания современной промышленности и первоклассной науки, победы в Великой Отечественной войне. Но главным успехом стало рождение нового человека. Советский человек — это высшее достижение цивилизации за все пять тысяч лет её истории. «Секрет» поистине богатырской силы духа советских людей и их феноменальной способности преодолевать любые, самые неимоверные трудности заключался в их вере в коммунистические и патриотические идеалы. Вероятно, можно сделать многочисленные оговорки по поводу этого утверждения, но в основе своей оно всё-таки истинно. Только такие люди и могли защитить Родину в самой страшной из всех войн, проявлять чудеса трудового героизма и удивлять остальной мир своей постоянной готовностью «штурмовать даже небо» в прямом и переносном смыслах. История подтверждает, что великая социальная идея и есть тот «рычаг», с помощью которого можно «перевернуть» мир.

 

Суть коммунистической идеи, конечно, не в том, чтобы получить от каждого по способности, а дать ему по потребности. Основоположники марксизма видели конечную цель коммунистических преобразований в «создании нового человека». Конец фразы взят в кавычки, так как эта формулировка — существенное упрощение, допустимое разве что для краткости. Создать нового человека, конечно, нельзя, можно только обеспечить предпосылки для его появления. Поэтому правильнее и точнее говорить об освобождении человека от всех форм зависимости и отчуждения ― от средств производства, результатов своего труда, качественного образования и медицинской помощи, научных знаний, богатств культуры и т. д. Ликвидация частной собственности (если она необходима) и обобществление средств производства ― лишь предпосылки достижения этой цели, но не сама цель. Маркс так ответил на обвинение в том, что представители самого передового класса ― пролетариата зачастую не являются носителями лучших человеческих качеств: «Да, человек низок, жалок, завистлив. Но он такой потому, что таковы условия его существования. Измените их ― и вы получите другого человека». (Высказывание Маркса приведено в вольном пересказе).

С этой точки зрения, разве можно утверждать, что советские коммунисты не достигли своей цели? Они ведь и в самом деле воспитали, «создали» этого нового человека. Несколько поколений этих «новых русских» своим подвижническим трудом построили Великую Страну ― великую не только экономически, но и духовно. Они доказали тезис истмата: изменение общественной среды, экономических условий существования человека меняет и его самого. И в этом их главное достижение, которое позволяет с оптимизмом смотреть на будущее социализма.

 

Но время величайшего взрыва энергии народа, ослепительной вспышки человеческого духа прошло. Советский народ не распался и не вымер. Он представлял собой не этническое образование, а социальный феномен. Поэтому с крахом объединявшей и сплачивавшей всех вульгарно-коммунистической идеологии он просто перестал существовать. Однако, породив советского человека, отечественный вульгарный коммунизм может рассчитывать получить за это на высшем суде Истории отпущение значительной части своих грехов. И лучшими его адвокатами станут герои Великой Отечественной войны — живые и мёртвые, подводники с «К-19», пожарные Чернобыля и миллионы, миллионы других настоящих советских людей.

 

 

УРОКИ

 

Мы должны понять свою историю, чтобы извлечь из неё уроки. Эти уроки могут оказаться горькими. Не осознав и не признав ошибок, мы провоцируем их повторение. Постижение логики прошлого должно помочь понять логику настоящего и будущего.

 

Эта работа стала результатом приложения метода исторического материализма к отечественной истории последних полутора столетий. Факты показывают, что только этот метод позволяет выявить скрытые фундаментальные объективные причины событий. Другие подходы не позволяют продвинуться дальше субъективных мотивов действующих лиц и частных, второстепенных причинно-следственных связей.

 

За примерами не надо далеко ходить. Главной причиной разрушения отечественной экономики в 1990-х гг. стала неадекватность бездумно насаждаемых рыночных отношений доставшейся нам в наследство от СССР предельно монополизированной (и в отраслевом, и в региональном разрезе) структуре производительных сил. Монопольное положение крупных специализированных предприятий, служившее одним из источников силы советской экономики, в новых условиях превратилось в разрушительный фактор. Гиперинфляцию — внешнее проявление этой неадекватности — удалось устранить только путём обвального сжатия спроса. Для этого деньги изымались из обращения, были сняты все ограничения для перевода прибыли за границу, намеренно не выплачивалась заработная плата. Крах производства стал платой за установление рыночного квазиравновесия на уровне, на котором искусственно «задушенный» платёжеспособный спрос не позволял разгуляться безумию монопольного рынка. В конце концов с инфляцией справились, рубль стабилизировали, но ценой этой «пирровой победы» стала гибель советской промышленности и деградация сельского хозяйства. Таким образом, развитие страны до сих пор определяет, по сути, одна и та же фундаментальная причина, но уже при другом способе производства. Да и субъективный фактор тот же — догматическая одержимость власти, на этот раз, либеральными идеями.

 

Самое удивительное, что некоторые отечественные «выдающиеся экономисты» до сих пор считают осуществление «шоковой терапии» своей заслугой. Это можно рассматривать в качестве типичного проявления «профессионального идиотизма». Съездили бы лучше на курсы повышения квалификации в Китай (но только за свой счёт).

 

Необходимо любое положение теории пропускать через фильтр здравого смысла. Самый прогрессивный и справедливый общественный строй тот, чей способ производства адекватен уровню развития и характеру производительных сил. Поэтому неотвратимость и закономерность социализма должны обосновываться в первую очередь необходимостью повышения эффективности общественного производства на основе новой системы трудовой мотивации и лишь затем — стремлением устранить эксплуатацию и утвердить идеалы социальной справедливости.

Необходимо отказаться от взгляда на социализм как на первую фазу коммунизма. Социалистический способ производства должен явиться продолжением объективной логики эволюции капитализма. В силу этого он не может сразу и полностью освободиться от многих черт предыдущей формации. Вместе с тем перенесение на социализм атрибутов коммунизма ведёт в современных условиях к вульгаризации идеи обобществления средств производства.

Социализм нельзя «вводить» декретами. Декреты власти должны лишь формально узаконивать назревшие или уже частично произошедшие перемены в экономике и производственных отношениях.

Демократия выгодна, в том числе и экономически. Свободное столкновение идей — необходимое условие общественного прогресса и гарантия от застоя. Всякое ограничение свободы информации и оппозиционной деятельности следует рассматривать как свидетельство не силы, а слабости власти, как признак неполной адекватности системы и необходимости ее корректировки.

Однако никакие силы не защитят нас от новых ошибок и провалов, если мы не усвоим самый важный урок нашей истории: необходимо вернуть диалектику в практический марксизм.

Список литературы

 

1. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 37. С. 394.

2. Ю. Александров. СССР: логика истории. — М.: СИМС, 1997.

3. Ю. Александров. Сущность советского социализма. — «Свободная мысль», 1999, №8. С. 85-95.

4. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 19. С. 224.

5. В.И. Ленин. Полн. собр. соч. Т. 34. С. 223.

6. В.И. Ленин. Полн. собр. соч. Т. 37. С. 2.

7. В.И. Ленин. Полн. собр. соч. Т. 41. С. 175.

8. В.И. Ленин. Полн. собр. соч. Т. 37. С. 508.

9. В.И. Ленин. Полн. собр. соч. Т. 34. С. 193.

10. Ю. Александров. К проблеме экономического обоснования социализма. — «Диалог», 2001, №12. С. 34-45.

11. В.И. Ленин. Полн. собр. соч. Т. 36. С. 305, 306.

12. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 2. — М., 1983. С. 89.

13. В.И. Ленин. Полн. собр. соч. Т. 34. С. 216.

14. Г.К. Широков. Парадоксы эволюции капитализма (Запад и Восток). — М.: Институт востоковедения РАН, 1998. С. 55, 56.

15. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 20. С. 203.

16. Н.М. Карамзин. История государства Российского в 12-ти томах. Т. 5. — М.: Наука, 1993. С. 209.

17. Л.А. Гордон, Э.В. Клопов. Что это было? Размышления о предпосылках и итогах того, что случилось с нами в 30-40-е годы. — М.: Политиздат, 1989.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: