Как мы видели в предыдущем разделе, жизнь террориста коротка. Поэтому, террористические организации очень заинтересованы в постоянном пополнении своих рядов. Чтобы привлечь новых членов в свои банды, террористы используют специальные приемы вербовки, опираются на ряд психологических особенностей людей. Большой интерес для террористов представляет подростковый и юношеский возраст. Людей более старшего возраста привлечь к участию в террористической деятельности сложнее: их труднее обмануть, они склонны тщательно продумывать свои действия, у них сформировано чувство ответственности за своих близких и свой народ.
Другое дело люди молодые. Бандиты знают, чтобы сделать человека террористом, необходимо вести его «обработку» с подросткового возраста. Именно тогда удастся сформировать у человека качества, которые важны террористам. Давайте рассмотрим, как привлекают в ряды террористов, на какие особенности характера подростка делают ставку террористы и какие качества они хотят сформировать у молодых людей. Террористы придумали много способов привлечения в свои ряды молодежи. Часто используется не один способ, а сразу несколько.
|
|
Первый способ – это обещание денег, романтика, материального благополучия семье. Вспомним, что терроризм процветает там, где людям живется плохо, где нет работы, маленькие зарплаты, плохое медицинское обеспечение. Вот на это и рассчитывают главари, вербуя «пушечное мясо» для своих акций. Они внимательно присматриваются к молодым людям из бедных семей, ведут с ними специальные беседы, даже оказывают небольшую помощь.
Как правило, все это сочетается со вторым способом привлечения в террористы - идеологической обработкой. Здесь террористы обращаются к патриотическим или религиозным чувствам. Они могут говорить, что «наша республика (народ, национальность, религия) унижены, подвергается гонениям», что «враги народа хотят уничтожить его», «что только смелые борцы могут защитить народ» и «прославить свое имя в веках». Часто указывается конкретный враг – человек или группа людей и утверждается, что их уничтожение – на благо народа. Людей, искренне верующих, террористы обрабатывают также: говорят о том, что неправоверные захватили власть и хотят искоренить истинную веру, напоминают, что предки умирали за веру и это самый почетный путь в жизни истинного верующего. При этом они хитро пользуются священными текстами, выбирают из них нужные цитаты, якобы подтверждающие справедливость уничтожения людей другой веры.
Здесь очень важно отметить: вербовщики в террористы тонко чувствуют важную особенность подростков и юношей – тягу к героизму, к приключениям, к преодолению различных преград. Вспомним, как нам нравятся фильмы про разведчиков, которые мужественно сражаются в окружении врагов. Как мы восхищаемся мужеством Робин Гуда, мушкетеров, солдат спецназа! Кто из мальчишек не мечтает совершить подвиг, спасти своих друзей, свой народ! И дети неоднократно, в тяжелые для страны время совершали подвиги. Среди подростков 12-14 лет есть награжденные орденами и медалями.
|
|
Вот эту благородную тягу и используют террористы, представляя эту свою преступную деятельность как героическую борьбу. К тому же, террористы обычно не называют себя так. Чаще они используют красивые слова «борцы за свободу», «бойцы сопротивления», «воины Аллаха», «народные мстители».
Террористы знают о тяге молодых людей к оружию. В нашей культуре оружие занимает важное место. Тяжело дался нашим народом мир – долго с оружием в руках приходилось отстаивать свободу и право на жизнь народов. Сегодня безопасность страны берегут мощные ракеты, самолеты и танки, но ценность личного оружия в жизни людей осталась. Это отражается в национальных костюмах ряда народов России, где холодное оружие является обязательным элементом. Это проявляется и в мальчишеских играх с игрушечными саблями, автоматами и пистолетами. Это видно из популярности компьютерных игр в войну – так называемых «стрелялок».
Учитывая вполне естественный интерес молодых людей к оружию, террористические организации на своих сайтах, в специальных книгах часто размещают фотографии вооруженных боевиков. Иногда они приглашают журналистов в свои тайные лагеря, чтобы те показали – какая у них интересная жизнь и сколько у них оружия. Часто в газетах и журналах показывают фотографии арабских подростков с автоматом – мол, они уже мужчины! Некоторые молодые люди, не вдумываясь о том, что терроризм зло, могут заинтересоваться возможностью владеть и вольно обращаться с современным боевым оружием. На это тоже рассчитывают террористы.
Террористы прячут оружие в тайниках. Нашел оружие – не шути: не храни его, сообщи старшим, работнику милиции. Если знаешь, что кто-то из твоих друзей нашел оружие - уговори его поступить также. Помни, что настоящий мужчина определяется не ношением оружия, а тем более не готовностью применить его против людей. Настоящий мужчина – это тот, кто умеет видеть, что полезно для его народа, а что вредно. Настоящий мужчина не поднимет оружие на беззащитного, на спящего человека. Так может сделать только террорист-негодяй.
К СВЕДЕНИЮ: государство вовсе не запрещает гражданам пользоваться и иметь оружие. Во многих населенных пунктах есть стрелковые секции, куда принимают подростков. А когда тебе исполнится 18 лет, то по российскому закону ты сможешь приобрести оружие – для занятий спортом, охотой, для самообороны или просто – чтобы хранить дома, для коллекции. Такое оружие должно быть зарегистрировано органами власти, а за его правильное хранение и использование несет ответственность владелец. Но учти, чтобы получить такое разрешение, ты не должен употреблять наркотики, не злоупотреблять алкоголем, не иметь проблем с милицией. Наконец, если ты уверен, что повседневное обращение оружием должно стать твоей профессией и ты готов потратить много сил на освоение боевого мастерства – тебя ждут в армии, в милиции, в подразделениях специального назначения.
Многие известные террористы стали заниматься террором, пытаясь самоутвердится, стать влиятельными. Самоутвердиться в жизни, быть уважаемым, значимым для других людей желает каждый человек. Большинство людей добиваются этого упорным трудом: получают образование, осваивают профессию, строят дом, растят детей и внуков. Наверняка в вашем городе, селе, на вашей улице есть такие уважаемые люди. Их узнают на улице, с ними уважительно здороваются, их мнением интересуются, спрашивают у них совета, приглашают на праздники. Конечно, любой молодой человек хотел бы стать знаменитым и уважаемым, чтобы им гордилась вся семья, город, республика.
|
|
Но некоторые люди не хотят тратить много времени и сил на то, чтобы стать знаменитым и уважаемым. Ведь для этого есть простой способ – взять в руки оружие и направить его в сторону мирных людей. Тогда беззащитные дети, женщины и даже безоружные мужчины будут выполнять их приказы, молить о пощаде. Тех, кто сопротивляется – можно убить, и тогда другие будут еще покорнее. Так, используя насилие, можно обрести власть, обратить на себя внимание, стать важным для других людей. Только такая власть сопровождается не уважением, а ненавистью людей и сопровождается не гордостью, а презрением и стыдом со стороны земляков.
Чувство полной власти над людьми опьяняет. Какими бы красивыми идеалами не прикрывались террористы – мотив власти над другими важен для большинства из них. При захвате заложников даже самые «праведные» и религиозные боевики использовали власть своего оружия, чтобы просто поиздеваться над жертвами. Эти издевательства не были необходимостью.
Как вспоминают освобожденные заложники, бандиты морили их голодом и жаждой, хотя воды было много, всячески унижали, заставляли выполнять нелепые приказы для своего развлечения. Когда в одном из захватов заложников молодые террористы, верившие в «благородную» цель теракта, увидели всю мерзость и греховность действий остальных бандитов и стали возражать, главарь просто застрелил их. Самоутверждение путем насилия, путем греховным, античеловеческим – вот что предлагает терроризм. Вместо славы террористы получают ненависть людей и вечное проклятие во всех религиях.
Еще один способ привлечь к терроризму – шантаж. Шантаж – это угроза рассказать о каком-либо проступке молодого человека и требование за молчание какой-либо услуги. Часто подростки и юноши по неопытности совершают какой-либо проступок, незначительное преступление. Это может быть небольшая кража, драка, и др. Конечно, за это полагается наказание. Вот и предлагают террористы виновному оказать услугу: передать кому-то странный пакет, спрятать у себя дома специальную литературу, сообщать им о действиях милиции, узнать, как охраняется соседняя воинская часть. Взамен они обещают не рассказывать о проступке. Тем самым, молодой человек, пытаясь утаить малозначительный проступок, участвует в совершении страшного преступления. При его помощи будет произведен теракт. Теперь он уже всецело зависит от террористов – и продолжает, опасаясь разоблачения, сотрудничать с ними и дальше. Бандиты всегда стараются поглубже затянуть новичков – поручают им совершить такие преступления, после которых обратной дороги уже нет. Например, террористы в своих лагерях подготовки заставляли новичков убивать пленных военнослужащих и милиционеров и снимали это на видеокамеру. На преступном жаргоне это называется «замазать кровью».
|
|
Одним из самых распространенных средств привлечения террористов-исполнителей служит мотив мести. В неспокойное время, там, где шли боевые действия или спецоперации, террористам всегда удается найти людей, обиженных действиями властей. У кого-то разрушен дом, сгорела машина. У кого-то страшное горе – потеря близких родственников. Особенно тщательно вербовщики от террористов выискивают родственников тех людей, которые погибли в противостоянии с властями, от террористов или грабителей. Бывает уже на кладбище они подходят к вдовам и детям погибших и предлагают отомстить. При этом в гибели родственника, объясняют террористы, виноваты люди другой национальности или веры. А значит, чтобы отомстить – нужно убить как можно больше таких людей.
Человек, находящийся в горе, не способен здраво рассуждать и внимает вербовщикам. Он не представляет свой жизни без любимого человека и часто не хочет жить. В тяжелые минуты переживания утраты бандиты, вместо того, чтобы помочь пережить горе человеку, убеждают его, что жизни теперь у него никакой не будет. Они внушают, что ему легче всего умереть. Но умереть, исполнив «правое дело» - отомстив за смерть. После интенсивной психологической обработки такому человеку надевают «пояс шахида» привозят в оживленное место и направляют в толпу людей, метро или автобус. Там и происходит взрыв, обрывающий жизни смертника и множества невинных людей. Так в мире прибавляется горя и страдания. Разве может стать лучше людям в одной республике от того, что в соседней республике погибли школьники, врачи или учителя? Пользу из последствий теракта извлекают только главари террористов. Им нравиться, когда люди начинают с недоверием относиться друг к другу, когда начинают мстить за месть. Они очень надеются развязать конфликт между народами.
Абсолютное большинство людей отвергают путь терроризма и всячески борются с ним. Но давайте подумаем, почему же остаются на нашей земле те, кто выбирает этот мерзкий путь. Есть несколько качеств, которые подталкивают к этому пути:
v Неразвитое сопереживание, неумение радоваться радостям других людей и печалится их горю. С раннего детства должно формироваться это качество. Настоящий человек пожалеет просто так уничтожить дерево, причинить боль животному, не пройдет мимо человека, просящего о помощи.
v Узкий кругозор, незнание культуры других народов. Чувство превосходства своего народа над другими – это опасное и ложное заблуждение. В мире существуют несколько тысяч разных народов и народностей. У каждого – своя история, свой язык, культура, традиции. Все они интересны и ценны. Вспомним уникальную культуру североамериканских индейцев, английскую, немецкую культуру или культуру Японии. Важно понять, что нет самой правильной культуры, как и нет более главного народа. Другие культуры и народы не хуже, они просто ДРУГИЕ. Разнообразие – это хорошо. Старайся больше путешествовать и познавать культуру других народов.
v Негибкость мышления, неумение увидеть то или иное явление с разных сторон. В жизни все не так уж и однозначно. Монета имеет две стороны. А любое событие в жизни может иметь несколько сторон. Например, ты получил двойку и тебя оставили дома, не разрешили гулять на улице. Конечно, это плохо. Но к этому можно отнестись и так: появилось время глубоко разобраться в теме, по которой получена неудовлетворительная оценка и впредь такие оценки не повторятся. Или, с тобой не поздоровался твой товарищ. Не спеши обвинять его в том, что он плохо относится к тебе. Возможно, он чем-то расстроен, плохо себя чувствует, или просто не заметил тебя. А возможно он обиделся, что ты вчера не заметил его.
Большое внимание в планах террористов отводится подростковому возрасту. Хотя, террористам чаще нужны взрослые и сильные мужчины и женщины, заполучить их в свои ряды террористы смогут, если сформируют у людей приверженность своим теориям и идеям. Подростковый возраст как нельзя более подходит для этих целей. Именно в 10-15 лет начинает закладываться мировоззрение человека, формируется понимание себя, окружающих, общества.
Расспросите взрослых и многие скажут, что подростковый возраст – это возраст переломный, переходный, критический. Его считают периодом бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. По результатам опроса, проведенного среди подростков, половина 14-летних временами чувствуют себя настолько несчастными, что плачут и хотят бросить всех и все. Четверть сообщила, что им кажется иногда, что люди смотрят на них, говорят о них, смеются над ними. Характерные черты этого возраста - чувствительность, частая резкая смена настроения, боязнь насмешек, снижение самооценки.
В этот период появляется «чувство взрослости» - отношение подростка к себе как к взрослому. Это выражается в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к тебе не как к маленькому, а как к взрослому. Стремление к равноправию в отношениях со старшими часто ведет к конфликтам. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей.
Романтизм и стремление к идеальному делает подростков особенно отзывчивыми на любые начинания, требующие напряжения сил, подвига, героизма. Помимо уже отмеченного желания проявить мужество, героизм, в вашем возрасте начинает проявляться такая черта как максимализм. Максимализм выражается как стремление к резким, крайним суждениям, однозначным выводам, неприятию полутонов. Все воспринимается или как хорошее или как плохое. А с плохим хочется покончить быстрыми и резкими мерами. Часто можно слышать, как ребята обсуждают какую-либо придуманную или реальную историю: «а, взорвать их всех…», «… все потонули – так им и надо».
Такая тяга к крайностям вполне обычное явление, присущее подростку. Сама по себе эта тенденция не опасна и обычно проходит к взрослому возрасту. Но хитрые проповедники террористических идей могут использовать такую особенность подросткового сознания – «подсовывая» экстремальный выбор.
Свойственная этому возрасту идеализация, желание изменить мир, вера в свои силы и лучшее будущее, приводит к завышенности оценок и притязаний, мешает правильно оценить действительность, порождая пессимизм и апатию. Социальная активность подростка часто принимает форму абстрактной социальной критики, он фиксирует свое внимание на том, что его не удовлетворяет, что не соответствует его идеалу. Примером может служить резкость и безапелляционность критических суждений о ситуации в стране, в республике, в городе или поселке, в школе. Это состояние стараются использовать различного рода политические и религиозные течения, пытаясь внушить подростку, что все недостатки, которые он видит, могут быть устранены путем радикальных действий.
Возникающее у некоторых подростков ощущение нахождения на «обочине» общества и потери жизненной перспективы соединяется с сильной потребностью в присоединении к группе. Эта тяга к общности, стать «своим» в каком либо коллективе вполне естественна. Дело в том, что начиная с 12 лет отношения со сверстниками более значимы, чем с родственниками. Коллективность, товарищество часто выступают в глазах подростка как некая самоцель. Быть популярным среди сверстников, заслужить их одобрение – один из важнейших мотивов подросткового поведения. Потребность в принадлежности к группе, в признании со стороны этой группы также используется, чтобы заманить подростка в противоправные сообщества. В них он чувствует себя «своим», попавшим в круг избранных, одним из «крутых людей». Под влиянием норм такой группы и приказов лидера, подросток способен сделать неверный шаг.
Одними из наиболее опасных молодежных групп являются скинхеды. Скинхеды (от англ. skin – кожа, шкура, кожура, оболочка и head – голова) – бритоголовые, культивируют откровенный расизм. Расизм означает ненависть к определенным нациям, уверенность в своем превосходстве (умственном, физическом) над другими народами. Российские бритоголовые подражают западным скинхедам в манере одежды и поведении. Неоднократно скинхеды нападали на представителей различных национальных групп, избивали их. Несколько скинхедов в разных городах осуждено за убийство. Некоторые, наиболее агрессивные представители скинхедов высказывали идеи о необходимости проведения терактов.
ПРОЧИТАЙТЕ, ПОДУМАЙТЕ И ОТВЕТЬТЕ:
1. Чем отличается героический поступок разведчика-диверсанта в тылу врага от участия в теракте?
2. Назови примеры, когда дети совершали геройские поступки в годы войны.
3. Почему любая, даже самая безобидная, помощь террористам является преступлением и может привести к плохим последствиям для того, кто ее оказывает?
4. Можно ли назвать террориста-смертника смелым? Почему? Обсудите с учителем и одноклассниками.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
Методика определения социальной идентичности
Ниже приводятся высказывания различных людей по вопросам национальных отношений, национальной культуры. Подумай, насколько твое собственное мнение совпадает с мнениями этих людей. Определи свое согласие или несогласие с данными высказываниями. Для этого, поставь отметку в соответствующей клетке.
Я такой человек, который | Согласен | Скорее согласен | В чем-то согласен, в чем-то - нет | Скорее не согласен | Не согласен |
1) … предпочитает образ жизни своего народа, но с большим интересом относится к другим народам | |||||
2) … считает, что межнациональные браки разрушают народ | |||||
3) … часто ощущает превосходство людей другой национальности | |||||
4) … считает, что права нации всегда выше прав человека | |||||
5) … считает, что в повседневном общении национальность не имеет значения | |||||
6) … предпочитает образ жизни только своего народа | |||||
7) … обычно не скрывает своей национальности | |||||
8) … считает, что настоящая дружба может быть только между людьми одной национальности | |||||
9) … часто испытывает стыд за людей своей национальности | |||||
10) … считает, что любые средства хороши для защиты интересов своего народа | |||||
11) … не отдает предпочтение какой-либо национальной культуре, включая и вою собственную | |||||
12) … нередко чувствует превосходство своего народа над другими | |||||
13) … любит свой народ, но уважает язык и культуру других народов | |||||
14) … считает строго необходимым сохранять чистоту нации | |||||
15) … трудно уживается с людьми своей национальности | |||||
16) … считает, что взаимодействие с людьми других национальностей часто бывает источником неприятностей | |||||
17) … безразлично относится к своей национальной принадлежности | |||||
18) … испытывает напряжение, когда слышит вокруг чужую речь | |||||
19) … готов иметь дело с представителем любого народа, несмотря на национальные различия | |||||
20) … считает, что его народ имеет право решать свои проблемы за счет других народов | |||||
21) … часто чувствует неполноценность из-за своей национальной принадлежности | |||||
22) … считает свой народ более одаренными и развитым по сравнению с другими народами | |||||
23) …считает, что люди других национальностей должны быть ограничены в праве проживания на его национальной территории | |||||
24) … раздражается при близком общении с людьми других национальностей | |||||
25) …всегда находит возможность мирно договориться в межнациональном споре | |||||
26) … считает необходимым очищение культуры своего народа от других культур | |||||
27) … не уважает свой народ | |||||
28) …считает, что на его земле все права пользования природными и социальными ресурсами должны принадлежать только его народу | |||||
29) …никогда серьезно не относился к межнациональным проблемам | |||||
30) … считает, что его народ не лучше и не хуже других народов. |
Обработка результатов.
Подсчитай полученные баллы. По каждому вопросу ответ «согласен» оценивается в 5 баллов, «скорее согласен» - в 4 балла, «в чем-то согласен, в чем-то нет» - в 3, «скорее не согласен» - в 4, а «не согласен» - в 1 балл. Сложи полученные баллы по группам вопросов, указанных в таблице ниже. У тебя должно получиться пять цифр. Каждая из этих цифр (сумма баллов) соответствует выраженности определенного типа этнической идентичности. Этническая идентичность – это то, как человек относится к свей национальности и другим национальностям.
Типы этноидентичности | Номера вопросов |
I. Неприятие своей национальности | 3, 9, 15, 21, 27 |
II. Равнодушие к своей национальности и национальности других людей | 5, 11, 17, 29, 30 |
III. Позитивное национальное самосознание | 1, 7, 13, 19, 25 |
IV. Восприятие других национальностей как недостойных и неразвитых | 6, 12, 16, 18, 24 |
V. Стремление уклониться от взаимодействия с людьми других национальностей | 2, 8, 14, 22, 26 |
VI. Национальный фанатизм | 4, 10, 20, 23, 28 |