Диаграмма «Речевой профиль обучающегося»

Тестовая методика диагностики устной речи детей с ОВЗ

 

Учитель-логопед: Медведева О.В.

1 квалификационная категория

Стаж работы: 8лет

 

 

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_________/Козлова И.М./

Введение

Обследование речи имеет огромное значение в логопедической практике. Тщательная и качественная диагностика способствует адекватной оценке структуры дефекта и степени выраженности нарушений, постановке правильного логопедического заключения, адекватному выбору методики и содержания коррекционной работы.  

Необходимость создания данной методики обусловлена отсутствием тестовых материалов для обследования речи умственно отсталых детей. Существующие тестовые методики не ориентированы на обучающихся специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Известно, что расстройства речи интеллектуально недоразвитых школьников носят стойкий характер и устраняются очень медленно, с большим трудом, сохраняясь вплоть до старших классов. Используемые в практике учителей-логопедов  специальных (коррекционных) школ VIII вида методики не позволяют отследить те небольшие продвижения в речевом развитии детей, которые происходят благодаря терпеливой и упорной коррекционной работе. Тестовый характер данного логопедического обследования позволяет проводить мониторинг устной речи и отслеживать даже незначительные продвижения в речевом развитии детей, сравнивать уровень развития речи по целому ряду направлений:

1. общая моторика;

2.  мелка моторика;

3. артикуляционная моторика;

4. звукопроизношение;

5. просодия;

6. слоговая структура слова;

7. фонематический слух;

8. звуко-буквенный анализ;

9. импрессивная речь;

10. активный словарь;

11. грамматический строй речи;

12. связная речь.

 

Данная методика обследования устной речи детей базируется на работах Трубниковой Н.М. «Структура и содержание речевой карты», Фотековой Т.А. «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников», Кабановой Т.В. и Домниной О.В. «Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3 – 6 лет с речевыми нарушениями». Материалы для обследования представлены в виде таблицы, что в значительной степени облегчает проведение обследования и подсчет результатов. Задания для обследования в значительной степени заимствованы из речевой карты Н.М. Трубниковой, т.к. они адаптированы для детей с интеллектуальным недоразвитием.

«Тестовая методика диагностики устной речи детей с интеллектуальным недоразвитием» включает в себя 12 основных направлений обследования речи. Максимальное количество баллов, начисляемых за успешное выполнение всех заданий методики, равно 538. Максимально возможные баллы для каждого направления обследования представлены в таблице.

Основные направления обследования речи Максимально возможный балл
1. Исследование общей моторики 18
2. Исследование мелкой моторики 36
3. Исследование артикуляционной моторики 102
4. Исследованиефонетической стороны речи 72
5. Исследование просодии   9
6. Исследование слоговой структуры слова  12
7. Исследование состояния функций фонематического слуха 9
8. Исследование звукового анализа слова 17
9. Исследование импрессивной речи 31
10. Исследование активного словаря 157
11. Исследование грамматического строя речи 54
12. Исследование связной речи 21
Итого 538
1 степень успешности Низкий уровень        0-39 %
2 степень успешности Уровень ниже среднего 40-49 %
3 степень успешности Средний уровень 50 – 64 %
5 степень успешности Уровень выше среднего 65 – 79 %
5 степень успешности Высокий уровень 80 – 100 %

 

Каждое направление оценивается отдельно. При обработке полученных данных абсолютное значение переводится в процентное выражение. Если 538 балл принять за 100%, то процент успешности выполнения методики каждым испытуемым можно вычистить, умножив суммарный балл за весь тест на 100 и разделив полученный результат на 538. Аналогичным образом вычисляется процент успешности за каждое из 12 направлений обследования речи. Например, если наибольший балл за исследование общей моторики – 21, то суммарный балл, который набрал ребенок по данному направлению нужно умножить на 100 и полученный результат разделить на 21. Высчитанное таким образом процентное выражение методики соотносим затем с одной из четырех степеней успешности.

 

Для того чтобы получить индивидуальный речевой профиль, необходимо высчитать успешность выполнения каждого направления обследования в процентном выражении.

Используя полученные значения, следует начертить речевой профиль в виде столбчатой диаграммы или графика.

 

Диаграмма «Речевой профиль обучающегося»

 

На основе данных диаграммы, можно определить как наиболее несформированный, так и наиболее благополучный компонент речевой системы ребенка и, основываясь на этом, разработать коррекционную программу. Кроме того, сравнивая диаграммы, построенные по итогам мониторинга на начало и конец учебного года, за разные годы обучения, можно определить продвижения ребенка в речевом развитии и оценить эффективность логокоррекционной работы.

 

 

Карта мониторинга речи   Ивановой Натальи

Основные направления обследования речи

Уровень речевого развития на начало и конец учебного года

2012-2013

2013-2014

2014-2015

2015-2016

1. Исследование звукопроизношения н с с с с в/с в/с в
2. Исследование слоговой структуры слова н н н н/с н/с с с в/с
3. Исследование состояния функций фонематического слуха н с с с с с с в/с
4. Исследование звукобуквенного анализа слова н с с с с с с с
5. Исследование номинативного словаря н/с н/с н/с с с в/с в/с в/с
6. Исследование глагольного словаря н н/с н/с с с с с в/с
7. Исследование словаря прилагательных н н/с н/с с с с с с
8. Исследование грамматического строя речи н н н н н н/с н/с с
9. Исследование связной речи н н н н н н/с н/с с
Ито н-1 б н-9б н-9б н/с-13б н/с-13б н/с-18б н/с-18б с-24б

 

 

На основе полученных показателей можно построить диаграмму уровня развития устной речи.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: