Молитва посредническая. Общее значение ее

Обращаемся ко второму виду молитвенного служения — молитве специально-пастырской или, как говорится в книге «О должностях пресвитеров церковных», к «молитве, яко должности священнической»48,

48     О должностях пресвитеров церковных. С. 238. — Посовр.изд. (М., 2004). С. 155. – Прим. ред.

то есть молитве за других. В сущности говоря, оба вида составляют две стороны одной молитвы, только частная преимущественно обращена к самому пастырю и косвенно посредственно к пастве, а посредническая молитва, наоборот, непосредственно распространяется на паству, но косвенное влияние имеет и на самого пастыря. Но в том и другом случае действует благодать Божия, косвенно или же прямо, непосредственно. Отсюда понятно, что второй вид молитвы составляет уже более специальную, собственную задачу пастырей — это их преимущественное право и обязанность, потому что они для проведения благодати, для посредничества между Богом и людьми поставлены и для этого получили от Бога особенную власть и особенную благодать. Еще в Ветхом Завете Господь дал священникам заповедь молиться за грехи народа: И будет сие вам законное вечное, еже молитися о сынах Израилевых и о всех гресех их (Лев. 16:34; ср.: Чис. 15:25). И вообще во всех более или менее важных, а особенно скорбных, случаях жизни народа священники должны были быть посредниками между Богом и людьми, как бы «некою стеною», отводящей карающую руку Божию. Между степенями жертвенника, — говорит пророк Иоиль, — да восплачутся священницы, служащие Господу, и рекут: пощади, Господи, люди твоя и не даждь достояния Твоего на укоризну (Иоил. 2:17). История Ветхозаветной Церкви действительно и представляет много даже выдающихся примеров заступничества за народ пастырей-ходатаев. Так, пророк Моисей молитвой перевел египтян через Чермное море, поразил амалики-тян, утишил пожар в стане (см.: Чис. 11:1-2, ср.: 32:11 и далее, и т.п.); Аарон во время гнева Божия на ропотников за казнь Корея, Дафана и Авирона выступил в стане с кадильницей и помолился и ста между мертвыми и живыми, и преста пагуба (Чис. 16:48). И подобных примеров немало можно указать из жизни пророка Самуила (см.: 1 Цар. 7) Давида, Исайи (см.: Ис. 63:64), Даниила (см.: Дан. 9), Иеремии (см.: Иер. 14), Ездры (см.: 1 Езд. 9), Неемии (см.: Неем. 9) и других. И такого представительства от народа ищет Господь Сам: Исках, рече, от них мужа право живуща и стояща цело пред лицем Моим во время гнева Моего, еже бы не до конца погубити града, и не обретох (Иез. 22:30).

Равным образом и в Новом Завете Господь прежде всего Сам молился за людей, — молился за апостола Петра, чтобы не оскудела Его вера (см.: Лк. 22:32), а после на Тайной вечере в Своей первосвященнической молитве о всех апостолах (см.: Ин. 17:9-11 и др.), а также и о всех верующих (см.: Ин. 17:17, 19, 20). После же сами апостолы своей специальной задачей наряду с проповедью Евангелия поставили молитву. Мы же постоянно пребудем, — говорили они, — в молитве и служении слова (Деян. 6:4). И действительно, они, и особенно апостол Павел, как бы постоянно носили в сердце своем всех верующих, прилежно молясь о вере, о единодушии их и прочем (см.: Деян. 4:29; 14:23; 20:36; 21:5; Рим. 1:9; Ефес. 1:16-17, 6:19; Кол. 4:3; 2 Сол. 3:1; ср.: 1 Тим. 2:1-2), и прямо заповедали народу обращаться к «пресвитерам церковным» за ходатайством (см.: Иак. 5:14). А в Послании к евреям святой апостол Павел ходатайство за других определяет как положительную прямую обязанность пастырей: всякий первосвященник поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи свои и народа (см.: Евр. 5:1, 3).

Таким образом, слово Божие совершенно ясно указывает, «что должность молиться Госповеди на священнический чин особливо возложена»49.

49     О должностях пресвитеров церковных. С. 240. – По совр.

изд. С. 155. – Прим. ред.

А вслед за ним и святые отцы признавали одной из существенных обязанностей пастыря молитву за других. «Подлинно, — говорит св. Иоанн Златоуст, — никакая другая молитва столько не приличествует священнику, как та, в которой он больше молится и ходатайствует пред Богом о благе народа, нежели о своем. Если Иов, вставая от сна, тотчас творил столь обильные молитвы о своих плотских детях, то не тем ли больше мы должны делать то же ради наших духовных чад» (XI, 604). И эту обязанность «предстательства пред Богом» (Там же) «знают посвященные в таинство, как бывает у нас каждый день, и вечером, и утром, как мы творим молитву за весь мир, за царей и за всех, которым вверена власть» (XI, 658-659); и «я, — говорит духовным чадам св. Иоанн Златоуст, — не только в Церкви, но и у себя дома прежде всего творю молитву о вашем душевном и телесном здравии» (XI, 604)50.

50     Ср.: св. Василий Великий. Правило 70-е, гл. 14; Иоанн Кронштадтский. IV, 53, 223; V, 34, 135, 201, 384, 417 и др.

и этот взгляд на исключительное значение пред Богом молитвы священнической прочно держится в Православной Церкви. Весь уклад нашей бытовой жизни, как показывает Требник, в сущности, может быть освящен молитвами иерейскими — здесь и особые молитвы о постройке дома, и по поводу осквернения сосуда падением в него мыши, не говоря уже о более важных событиях в жизни отдельного человека вообще и всего народа в особенности. История нашего отечества представляет удивительные примеры, когда в годину междоусобий враждующие стороны стояли друг против друга с развевающимися хоругвями, иконами и перед битвой просили каждая сторона свое духовенство молиться «о покорении под нозе» свои «врагов и супостатов». И что примечательно, наш народ делает, кроме того, различную расценку действительности молитв соответственно иерархическому достоинству молящихся за них. Так, например, когда в родительскую субботу нескольким лицам, начиная от пономаря, приходится одновременно читать помянники, то податели их обычно стараются выждать удобный момент так, чтобы его поминание прочло лицо священного сана, и особенно сам «батюшка». Известно, что различно оценивается и посещение с молебном священника или же (где многолюдство и разбросанность прихода) диакона. К епископу же отношение еще более мистическое. И вообще истинно верующий народ смотрит на пастыря как на молитвенника, заступника. Такие благочестивые христиане всегда просят батюшку помолиться о том или о другом горе или деле или просто о спасении души и здравии тела, за покойников. Если кто по смиренному сознанию собственного недостоинства отказывается ссылкой на немощь свою и советом самим молиться, то обычным ответом лучших христиан бывает: «Нет, что вы? Вы у престола Божия! Как можно равнять с нами, грешными мирянами!» Этим ответом показывается истинное понимание источника подобных преимуществ и полномочий не в личной святости даже, а в благодатном даре непосредственной близости к Богу.

И такое особенное значение посреднической молитвы пастыря оценивается совершенно правильно, как и должно быть в православном христианстве. В силу связи всех членов Церкви в одно тело под главенством Христа, действующего видимо чрез пастырей, народ и подчиняется им, как лицам преимущественно облагодатствован-ным, с одной стороны, и ради именно представительства от лица их — с другой. Правда, личное нравственное совершенство, святость пастыря, особенная молитвенная настроенность повышают веру в действительность молитв иерейских, но по существу источником полномочий считается, как и должно, дар хиротонии, общая всем пастырям благодать; исключение представляют разве святые — эти, по словам св. Макария Великого, иереи Бога Вышнего, всецело принесшие себя в словесную жертву Ему*.

*       Цитата неточная, хотя сама мысль вполне характерна

для прп. Макария. Ср., напр.: Слово 1, 8.

Но и с нравственно-психологической точки зрения такой подчиненный порядок наиболее необходим в Церкви: нет ничего хуже, когда все хотят быть равными и никто ни в чем не желает нуждаться в другом, ибо это ведет к гордости и обособлению. Наоборот, подчиненность ведет в смирению, смирение — к любви, не говоря уже о дисциплине: «Для чего же нужна мне, скажет кто-нибудь, — говорит св. Иоанн Златоуст, — молитва других, когда я сам буду деятелен? Затем тебе нужна, — отвечает он, — что ты считаешь ее для себя ненужной... Не возносись, чтобы не унизиться» (XI, 480-481).

Таково существенное значение посреднической молитвы.

Формы ее, как уже мы и видели, разнообразны. Впрочем, их можно подразделить на три вида: молитвы за народ, совершаемые пастырем сокровенно — так сказать, келейные; затем молитвы по разным потребностям жизни, обычно называемые «требами», или молитвы молеб-ные, и наконец, представительство за паству и от лица ее в молитвах, обнимающих целые службы, то есть богослужения. К последнему виду, собственно, можно отнести и Таинства, особенно же Евхаристию, как благодатственную жертву, приносимую от лица всех через особого уполномоченного и специально для того облагодатствованного пастыря. Такой взгляд раскрывает св. Иоанн Златоуст. «Молитвы благодарения, — говорит он, — у пастыря и собора — общие, потому что не один священник приносит благодарение, но и весь народ. Получив сперва ответ от народа («и со духом твоим») и потом согласие, что достойно и праведно совершаемое, начинает священник благодарение. (Ибо) все мы — едино тело и столько же различаемся один от другого, сколько член от члена; и чтобы мы не все возлагали на одних священников, но и сами пеклись о всей Церкви, как и теле, всем нам общей» (X, 632, 633).

Поэтому и в другом месте св. Иоанн Златоуст обычные богослужебные молитвы пастыря ставит наряду с Евхаристией. Пастырь «молится за весь город, — что я говорю за город? – за всю вселенную, и умилостивляет Бога за грехи всех, не только живых, но и умерших... Он так приступает к Богу, как бы Ему вверен был весь мир и сам он был отцом всех, прося и умоляя о прекращении повсюду войн и усмирения мятежей, о мире и благоденствии, о скором избавлении от всех тяготеющих над каждым бедствий, частных и общественных... А когда он призывает Святаго Духа и совершает страшную жертву и часто прикасается к общему всем Владыке; тогда, скажи мне, с кем наряду мы поставим его?» (I, 471).

Во всех этих видах посреднической молитвы пастырь является именно, с одной стороны, представителем народа, а с другой — уполномоченным от Господа или вообще благодатно-молитвенным посредником, заступником, ходатаем, низводителем благодати.

Обратимся теперь к частному рассмотрению этого служения, преимущественно опять-таки с точки зрения соприкосновенных живых вопросов пастырской психологии.




double arrow
Сейчас читают про: