Лексический материал

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

Задачи.

& Продолжать развивать речь детей как средство общения.

& Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения.

& Развивать умение детей соблюдать этику общения.

Связная речь. Развивать диалогическую форму речи.

Задачи.

& Совершенствовать диалогическую форму речи.

& Развивать умение детей поддерживать беседу.

& Обогащать представления детей о правилах речевого этикета и способствовать осознанному желанию и умению детей следовать им в процессе общения.

 

Связная речь. Развивать монологическую форму речи.

Задачи.

& Формировать умение детей рассказывать об овощах, используя алгоритм.

& Формировать умение детей самостоятельно составлять повествовательный рассказ по картине, придерживаясь плана.

& Развивать выдержку детей, умение слушать рассказ товарища, не перебивая.

Направление «Речевое развитие».

Образовательная область «Чтение художественной литературы».

& Развивать стремление детей выражать своё отношение к сюжету литературного произведения, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

& Помочь детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения.

& Поддерживать интерес детей к народным пословицам.

Содержание.

Вид деятельности Задачи.  
Разговор «Урожай». Продолжать развивать речь детей как средство общения. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения. Развивать умение детей соблюдать этику общения. Поддерживать интерес детей к народным пословицам. Формировать положительное отношение детей к труду.  
Дидактическая игра «Узнай овощ». Формировать умение детей рассказывать об овощах. Развивать восприятие детей, умение выделять разнообразные свойства овощей, включая разные органы чувств: осязание, обоняние, вкус.  
Русская народная сказка «Вершки и корешки». Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать сказку. Побуждать детей рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Помочь детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Закрепить знания детей об овощах.  
Малоподвижная игра «Вершки и корешки». Развивать слуховое внимание детей. Поддерживать интерес детей к овощам.  
Игровая ситуация «Огородное царство». Совершенствовать диалогическую форму речи. Развивать умение детей поддерживать беседу. Обогащать представления детей о правилах речевого этикета и способствовать осознанному желанию и умению детей следовать им в процессе общения. Поддерживать интерес детей к овощам.  
Игровая ситуация «Овощной интернет-магазин». Формировать умение детей рассказывать об овощах, используя алгоритм. Продолжать обогащать представления детей об овощах. Побуждать детей выделять особенности овощей, передавать свои ощущения. Развивать выдержку детей, умение слушать рассказ товарища, не перебивая.  
Сочинение «Урожай». Формировать умение детей составлять повествовательный рассказ по картине, придерживаясь плана. Обогащать речь детей наречиями, обозначающими отношением людей к труду. Поддерживать интерес детей к живописи, желание всматриваться в изображение, замечать детали. Воспитывать терпение, умение внимательно слушать рассказы товарищей.  

Рекомендации родителям для домашних занятий с детьми.

Разговор «Урожай»

(с детьми 5 – 7 лет).

Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения. Развивать умение детей соблюдать этику общения. Поддерживать интерес детей к народным пословицам. Формировать положительное отношение детей к труду.

Разговор.

— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком, так издревле на Руси приглашали к разговору. К разговору, когда человек делится своими мыслями. Дети, как вы думаете, почему так говорят: «Доброму урожаю и добрая уборка?» (предположения детей).

Педагог подбадривает детей.

— Не стесняйся своего мнения! Нам важно знать, что думает каждый из вас.

Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.

— Не перебивай, пожалуйста, товарища. Уважай мнение товарища.

Педагог выслушивает высказывания всех детей. Подводит итог сказанному.

— Дети, чтобы добрый, богатый урожай сохранить, добрая, быстрая уборка нужна. Доброму урожаю и добрая уборка.

 

Дидактическая игра «Узнай овощ»

(с детьми 5 – 7 лет).

Задачи. Формировать умение детей рассказывать об овощах. Развивать восприятие детей, умение выделять разнообразные свойства овощей, включая разные органы чувств: осязание, обоняние, вкус.

Игровой материал. Овощи (чистые, без кожуры) на тарелке под салфеткой. Шарфики для завязывания глаз (одноразовые).

Предварительная работа: перед игрой дети моют руки.

Игра.

— Дети, представьте, что вы попали в тёмную комнату, а вам надо найти любимый овощ. Что вам поможет это сделать? (ответы детей).

— Я думаю, что зрение нам не поможет, мы в темноте ничего не увидим. Но мы можем потрогать овощ руками, понюхать (многие овощи имеют свой запах) или попробовать на вкус.

Игровые правила:

Ø сначала овощ обследовать руками, затем понюхать, потом попробовать;

Ø отдать овощ;

Ø открыть глаза, назвать овощ.

— Дети, кто хочет испытать себя в роли исследователя?

  Внимание!!! У некоторых детей может быть аллергия на некоторые овощи.

    Желающему ребёнку завязывают глаза. Сначала ребёнку предлагают обследовать предлагаемый овощ руками, затем понюхать, а потом попробовать на вкус. Овощ прячут под салфетку и развязывают глаза ребёнку.

— Расскажи, пожалуйста, что ты исследовал. Как ты догадался, что это…?

Игра повторяется с другим ребёнком.

— Отлично! Молодцы, исследователи! Исследование проводили, овощи изучили.

Русская народная сказка «Вершки и корешки»

(с детьми 5 – 7 лет).

Задачи. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать сказку. Побуждать детей рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа.Помочь детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Закрепить знания детей об овощах.

Чтение.

— Дети, сядем рядком, да послушаем ладком.

Мишка косолапый по лесу идёт,

Шишки собирает, песенки поёт.

Вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб,

Мишка рассердился и ногою – топ.

 

— Это присказка, не сказка, сказка будет впереди. Да не простая сказка, а разумная. Русская народная сказка «Вершки и корешки», про мужика да медведя.

 

Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришёл к нему медведь:

— Мужик, я тебя сломаю.

— Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.

— Быть так, — сказал медведь. — А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди.

Сказал и ушёл в дуброву.

Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дубровы вылезает:  — Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.

— Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки. Отдал мужик медведю всю ботву. А репу на воз положил и повёз в город продавать.

Навстречу ему медведь:

— Мужик, куда ты едешь?

— Еду, медведюшка, в город корешки продавать.

— Дай-ка попробовать — каков корешок? Мужик дал ему репу. Медведь, как съел:

— А-а! — заревел. — Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сладеньки. Теперь не езжай ко мне в лес по дрова, а то заломаю.

На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидается: — Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю. Мужик говорит:

— Быть так. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки.

Собрали они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а рожь на воз положил и увёз домой. Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог. Рассердился он на мужика, и с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла.

 

— Вот и сказке конец, а кто слушал молодец. А теперь, разумные мои дети, на вопросы мои, пожалуйста, ответьте.

Вопросы к детям.

v Дети, жалко вам медведя или нет, и почему? (ответы детей).

Педагог выслушивает ответ каждого ребёнка.

v Дети, назовите, пожалуйста, овощи, у которых мы едим вершки (ответы детей).

v Назовите, пожалуйста, овощи, у которых мы едим корешки (ответы детей).

v Дети, почему мужик не захотел делиться плодами своего труда с медведем? (предположения детей).

— Медведь большой, сильный, да ленивый. Сам работать не хочет, да и мужику мешает, хочет его из леса выгнать. Вот поэтому мужик его и обманул. Не зря народная пословица говорит: «И сила уму уступает». Всегда победит тот, кто умнее.

Малоподвижная игра «Вершки и корешки»

(с детьми 5 – 7 лет).

Задачи. Развивать слуховое внимание детей. Поддерживать интерес детей к овощам.

Игра.

Дети, стоят по кругу.

— Дети, у овощей в пищу используют разные части растений. Если едят верхнюю часть растения, которая растёт над землёй, то говорят «вершки», а если подземную часть растения, то говорят «корешки». Поиграем в игру «Вершки и корешки»? (ответы детей).

Игровые правила:

Ø тайну сохраняем, молча играем;

Ø если кушаем вершки, руки вверх ты подними;

Ø если вкусен корешок, то присядешь ты, дружок

Игра проводится в быстром темпе.

Лексический материал.

J Капуста…

J Морковь…

J Помидор…

J Чеснок…

J Огурец…

J Свёкла…

J Картофель…

J Кабачок…

J Редиска…

J Баклажан…

J Лук…

J Кабачок.

— Потрясающе! Молодцы, дети! Весело играли, вершки и корешки определяли.

По желанию детей игра повторяется.

Игровая ситуация «Огородное царство»

(с детьми 5 – 7 лет).

Задачи. Совершенствовать диалогическую форму речи. Развивать умение детей поддерживать беседу. Обогащать представления детей о правилах речевого этикета и способствовать осознанному желанию и умению детей следовать им в процессе общения. Поддерживать интерес детей к овощам.

Материал к деятельности: Картина «Огородные жители».

Беседа.

Педагог показывает картину детям.

— Дети, в некотором царстве, в огородном государстве жили-были … Странно, что это за человечки? Кто жил в огородном государстве? (ответы детей).

Дети перечисляют, кто нарисован на картине. Если, какой-то овощ пропущен, педагог уточняет: «А это кто?».

— Дети, как одним словом, назвать всех жителей огородного государства? (овощи).

— Жители огородного государства приветливые, приятные в общении. Встречаясь, они улыбались и приветствовали друг друга добрыми словами. Как вы думаете, что они говорили друг другу? (ответы детей).

— Огородные человечки обращались друг к другу со словами: «господин…», «госпожа…». Здравствуйте, господин Лук! Рад вас видеть, госпожа Редиска! Доброе утро, господин Огурец! Моё почтение, госпожа Капуста! Доброго здоровья, господин Помидор! Приветствую вас, господин Перец!

— Огородные человечки очень любознательны. Интересно, о чём они беседуют? (предположения детей).

— Жители огородного государства любят беседовать о погоде, о здоровом образе жизни, о пользе овощей для здоровья. Дети, представьте, что вы жители огородного государства, вышли гулять и встретились друг с другом. Подумайте, что вы скажите друг другу, о чём будете беседовать?

    Педагог помогает детям разбиться на пары, выбрать овощ, который они изображают.

— Дети, запомните, пожалуйста, правила диалога, беседы вдвоём.

v Посмотрим собеседнику в глаза, улыбнёмся и доброжелательно поприветствуем.

v Поинтересуемся здоровьем, делами собеседника.

v Внимательно, не перебивая, выслушаем ответ.

v Доброжелательно, спокойным голосом ответим на вопросы собеседника.

v Вежливо попрощаемся.

Дети ведут диалог друг с другом. Педагог контролирует, чтобы дети соблюдали правила диалога, помогает строить высказывания.

— Чудесно, дети! В весёлых человечков играли, правила этикета не нарушали.

Игровая ситуация «Овощной интернет-магазин»

(с детьми 5 – 7 лет).

Задачи. Формировать умение детей рассказывать об овощах, используя алгоритм. Продолжать обогащать представления детей об овощах. Побуждать детей выделять особенности овощей, передавать свои ощущения. Развивать выдержку детей, умение слушать рассказ товарища, не перебивая.

Материалы к деятельности. Алгоритм описания овощей, картинки из серии «Овощи» или игровой набор «Овощи».

Руководство.

— Дети, приглашаю вас в наш овощной интернет-магазин. На нашем сайте вы найдёте изображение овощей. Чтобы приобрести овощи в нашем интернет-магазине, вам нужно составить подробное описание того или иного продукта. Вам поможет наш алгоритм.

Алгоритм описания овощей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: