Сотрудничество России и Кубы в борьбе с гендерным насилием

     В целях комплексного понимания взаимодействия России и Кубы представляется целесообразным провести краткий исторический обзор внешнеполитического курса Республики.

     Во внешнеполитической стратегии постреволюционной Кубы произошли значительные изменения: страна заявила, что не потерпит вмешательства в свои внутренние дела, а также о категорическом нежелании следовать политическому курсу капиталистических стран.[150] В основу отношений Кубы с другими странами были положены принципы пролетарского интернационализма, провозглашенные в свое время ещё Лениным.[151]

     Кандидат исторических наук, специалист по истории Кубы и советско-кубинских отношений М. П. Торшин важным геополитическим фактором считает межпартийное сотрудничество СССР и Кубы: именно оно способствовало масштабной поддержке со стороны Союза революционных завоеваний Кубы. Мирное урегулирование Карибского кризиса в значительной степени также способствовало упрочению международного положения последней.[152]

     Торшин уделяет большое внимание помощи Союза в преодолении международной изоляции Кубы, выгодной США, а также визитами Л. И. Брежнева в Гавану и переговорам Генерального секретаря ЦК КПСС с представителями и руководством Компартии Кубы, указывает на поступательное развитие, расширение и укрепление отношений СССР с Кубой в период с 1959 по 1965 годы.[153]

     После распада СССР, новое государство – Российская Федерация – переориентируется на сотрудничество с западными странами, тем самым отдаляясь от бывших союзников по социалистическому лагерю, включая Кубу. Эта точка зрения отражена в работе кандидата исторических наук Антона Данненберга.

     Отношения России и Кубы в 1990-е – 2000-е можно условно разделить на два периода.

     Первый период характеризуется деидеологизацией внешнеполитических доктрин Российской Федерации, следствием чего является демонтаж советско-кубинской модели сотрудничества. В первые годы существования независимой России, она присоединилась к американской критике в адрес Кубы, что не способствовало дальнейшей нормализации двусторонних отношений, пересматриваются как политические, так и торгово-экономические контакты: последние сокращаются до монобартерной сделки нефть-сахар, реализуемой по ценам мирового рынка.

     Изменение геополитического положения Российской Федерации: Куба перестает рассматриваться как катализатор антагонизма в российско-американских отношениях. Россия начиает выводить на первый план и активно продвигать на международной арене свои национальные интересы, осознает свою объективную заинтересованность в дальнейшем развитии российско-кубинских отношений.

     Во второй половине 90-х происходит активизация отношений. Переломным моментом становится визит министра иностранных дел Е. М. Примакова на Кубу 21-23 мая 1996. В конце 1990 – х Россия остается 3ей в списке торговых партнеров Кубы после Испании и Канады. В начале 2000-х годов на Кубу посетил Президент Владимир Путин, демонстрируя тем самым независимость внешней политики России от курса США. Происходит формирование новой модели отношений на принципах рыночной экономики, уважения и соблюдения международного права в политике. Ключевыми разногласиями в двусторонних отношений стали отказ от эксплуатации Россией военного центра в Лурдесе и начало военной кампании США в Афганистане в 2011 году, против которой Россия, в отличие от Кубы, не выступила решительно против. Гуманитарные двусторонние связи сократились по сравнению с советским периодом, тем не менее, продлевались соглашения, продолжалось сотрудничество в сферах медицины, инженерии, педагогики.[154]

Данненберг рассматривает следующие сценарии дальнейшего сотрудничества: 1) позитивный – продолжение и углубление сотрудничества, как по проблемам МО, так и по вопросам двусторонних отношений; 2) негативный – консервация отношений и потеря Кубы как перспективного торгово-экономического партнера в регионе ЛАКБ. А также, потеря для Кубы сильного противовеса США в лице Российской Федерации.[155]

Рассмотрение наиболее перспективных сфер интеграции России и региона ЛАКБ, исходя из точки доктора политических наук, профессора МГИМО и ИЛА РАН, специалиста в области обеспечения безопасности в Латинской Америке Бориса Мартынова позволяет[156]сделать ряд предварительных выводов по решению проблемы, поставленной в данной работе:

1) Цивилизационная общность и общность правосознания в регионах. Исходя из этого, в направлении решения поставленной в текущей работы проблемы целесообразно выдвижение аналогичных законодательных инициатив: как на национальном, так и на региональном уровнях.

2) Курс на следование западным шаблонам в обоих регионах носил внешний характер и был обусловлен негативными внешнеполитическими реалиями. Это – дополнительный стимул для геополитической интеграции.

3) Схожий сценарий развития в 20 веке: большинство стран региона последовали примеру развития СССР, встав на путь построения социализма. Формировавшаяся на протяжении достаточно длительного периода общность мировоззрения позволила обеим странам сформировать и общее понимание прав человека и прав женщин, что поможет упростить межрегиональное взаимодействие по вопросам защиты этих прав не только в сфере законодательства, но и межправительственного, неправительственного, культурно-гуманитарного и научного сотрудничества.

4) Несмотря на то, что в концепции внешней политики РФ ЛАКБ приоритетом не является, страны объединяет идея построения многополярного мира. Очень важным явлеятся наличие общей угрозы безопасности - маргинализация стран на международной арене (то есть вынужденная политическая и геополитическая изоляция) и роль «аграрно-сырьевых придатков на периферии истории».

5) Сотрудничество в реформировании Устава ООН и обновлении правовой базы современных международных отношений позволит странам привлечь больше внимания мирового сообщества к проблемам обеспечения безопасности и прав женщин в вооруженных конфликтах и в период постконфликтного урегулирования.

6) Регламентация проблемы миротворчества и проведения миротворческих операций способствует результативному проведению миротворческих операций и тактико-стратегическому планированию операций по восстановлению мира, важной частью которых должна стать защита прав женщин и организация мероприятий по реабилитации женщин, пострадавших в вооруженных конфликтах: из числа как комбаттантов, так и гражданского населения.

7) Сотрудничество в рамках режимов нераспространения оружия массового поражения как превентивная мера в отношении вооруженных конфликтов также представляется рациональным, особенно в связи с наличием длительного совместного опыта прошлого века.

8) Выработка в ООН совместных конвенций по борьбе с международным терроризмом, контрабандой оружия, наркотиков, преступностью, гендерным насилием.

9) Координация политик в сфере устойчивого развития. Использование стран ЛАКБ в качестве новых рынков сбыта – экономическое сотрудничество позволит создать материальную базу для проведения скоординированных мероприятий по борьбе с гендерным насилием: как в военное, так и в мирное время.

10) Военно-техническое сотрудничество. Совместное обучение военных кадров, особенно с учетом курса Латинской Америки, способствует созданию гендерно-позитивной атмосферы в рядах военнослужащих, унификации обучения военнослужащих надлежащим квалификациям при обращении с женщинами как из числа комбаттантов, так и гражданского населения, по аналогии с планами, выработанными в формате ООН и упоминаемыми в главе 1 настоящего исследования.

По мнению другого специалиста по региону, доктора экономических наук, профессора Института Латинской Америки РАН Владимира Давыдова, приоритетами сотрудничества Российской Федерации со странами ЛАКБ являются: расширение системы научно-технических связей, передача технологий в ТЭК, совместная аэрокосмическая программа, соглашение между Правительством России и Межамериканским банком о создании совместного трастового фонда развития науки и технологий, укрепление правовых основ мировой политики, уяснение того, является ли международное право средством обеспечения интересов отдельных государств или субъектов негосударственных, либо интересов мирового сообщества в целом.[157] Эти меры очень важны в условиях мирного времени, однако, двустороннее сотрудничество в военной сфере также является значимым в процессе обеспечения прав женщин в период ведения вооруженного конфликта, а также постконфликтного урегулирования, поэтому представляется целесообразным рассмотреть данную сферу межстранового взаимодействия более подробно.

Гавана, несмотря на охлаждение отношений, по сравнению с советским периодом, по-прежнему рассматривает Россию в качестве одного из ключевых партнеров в области военно-технического сотрудничества, исходя из настоящей внешнеполитической стратегии Кубы, страна продолжит развивать отношения с соседями по региону, а также с мировыми державами, например, Китаем и Россией, а также не оставит попыток улучшить отношения с Вашингтоном, поскольку снятие экономической блокады значительно улучшило бы экономическое положение Кубы, также не стоит забывать о расположении в районе Гуантанамо военной базы США.[158]

2014 год завершился серией стратегически значимых визитов российских официальных лиц на Кубу: в декабре 2014 года Кубу посетили: вице-премьер Дмитрий Рогозин, министр обороны Сергей Шойгу, вояж по странам Латинской Америки совершил Президент Владимир Путин. В ходе встреч на высшем уровне было подчеркнуто наличие тесных исторических связей между двумя странами и намерение укреплять узы сотрудничества.

Министр обороны РФ заявил следующее: «Мы признательны кубинской стороне за прием, оказываемый российским военным кораблям и судам во время захода в порт Гаваны. Заинтересованы в расширении сотрудничества в военно-морской области».[159] Также Шойгу отметил важность программ обучения кубинских военных кадров на территории РФ. Следует отметить, что визиты важных официальных лиц были плановыми, а не экстраординарными, не были обусловлены западноевропейскими и американскими санкциями, а являлись результатом четкой линии по укреплению национальной безопасности Российской Федерации, реализации положений Концепции внешней политики РФ, Военной доктрины и Стратегии Национальной безопасности.[160]

Институционально-гуманитарное сотрудничество России (как правопреемницы СССР) осуществляется на базе Российского общества дружбы с Кубой (далее – РОДК). Деятельность РОДК регулируется Уставом. Организация создана в 1993 году и является правопреемницей Советского - Кубинского Общества Дружбы, которое было создано в 1964 г. после исторического визита Фиделя Кастро Рус в СССР по инициативе двух стран. Первый космонавт Ю.А. Гагарин возглавил Общество Дружбы СССР - Республика Куба. В создании Общества принимал участие и лично присутствовал на его открытии команданте Че Гевара. В 2019 году, в год юбилея Гагарина была выпущена книга, посвященная истории создания и начальным этапам работы РОДК (бывшая ВОСДК), «Непобедимые-3»: руководителями проекта выступили: президент РОДК А. М. Лавров, почетный президент В. А. Саюшев, над проектом работала авторская группа – вице-презденты РОДК Р.В. Захаров и В.В. Шабрин, член правления РОДК О. А. Иванов, А. Ю. Сергеев.[161]

РОДК занимается выполнением следующих важных задач:

1) Взаимодействует с государственными органами Российской Федерации в подготовке и реализации целевых программ в социально-экономической, просветительской, научной, культурной и иных областях;

2) Всесторонне содействует научному, культурному, учебному, профессиональному обмену между Россией и Кубой; взаимному обмену информацией об историческом опыте, культурных традициях, экономических и научно-технических достижениях России и Кубы, популяризации изучения испанского языка в России и языков народов Российской Федерации на Кубе

3) Работает над созданием благоприятных условий для расширения возможностей обмена опытом, практической работы руководителей различных регионов Российской Федерации и аналогичных государственно-территориальных образований Кубы;

4) Организует и проводит культурные мероприятия, посвященные знаменательным датам российско-кубинских отношений, национальным праздникам обоих государств;

7) Участвует в разработке экологических программ и содействие охране окружающей среды;

8) Возрождает традиции милосердия и осуществляет благотворительные программы;

9) Организует проведение отечественных, зарубежных и международных конференций, симпозиумов и иных массовых мероприятий по проблемам, предусмотренным целями Организации; лекций и семинаров по актуальным вопросам развития российско-кубинских отношений, включая лекции и встречи с зарубежными специалистами;

11) Содействует подготовке, изданию и распространению информационных справочных материалов, учебно-методической и популярной литературы;

12) Занимается информационной деятельностью в электронных и печатных средствах массовой информации и информационных;

13) Устанавливает, развивает, поддерживает связи с неправительственными зарубежными и международными организациями для реализации целей, определенных Уставом Организации.[162]

Исходя из всего вышеизложенного, несмотря на некоторое сокращение сотрудничества и охлаждение в отношения Кубы и России после распада СССР в 1991, а также необходимость Кубы, учитывая современные международные и региональные реалии, налаживать отношения с официальным Вашингтоном, две страны по-прежнему остаются друг для друга важными стратегическими партнерами, многовекторное сотрудничество между которыми строится на основе взаимного доверия, длительного совместного развития по социалистическому пути и экономических взаимных выгодах. Россия рассматривается Кубой в качестве правопреемницы СССР, а Республика Куба воспринимается Российской Федерацией как основной противовес США в регионе Латинской Америки и Карибского бассейна.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По итогам данного исследования могут быть сделаны следующие выводы:

1) В течение второй половины 20 и начала 21 веков Куба достигла значительного прогресса в направлении борьбы за гендерное равенство, выполнила все международные обязательства, активно участвовала в заседаниях органов ООН, посвященных проблемам положения женщин и ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Тем не менее, достаточно высокий уровень бедности не позволяет национальному правительству в полной мере реализовать положения Пекинской платформы действий ООН и последовать рекомендациям Межамериканской комиссии по положению женщин. Значимую роль в данном вопросе играет эмбарго со стороны США, что подтверждает гипотезу, поставленную во Введении данной работы: гендерный вопрос является составной частью общего политико-экономического контекста страны и не может быть решен в отрыве от улучшения последней. Куба неоднократно поднимала вопрос об экономическом давлении Вашингтона в ООН, тем не менее, проблеме не было уделено должного внимания, и вопрос по-прежнему остается открытым.

2) Организацией Объединенных наций была проведена значительная работа в области борьбы с гендерным насилием, однако проблема, в основном, рассматривается как составной элемент процесса постконфликтного урегулирования и ни политиками, ни экспертным сообществом не признается в качестве отдельной угрозы международной безопасности по сей день.

3) Несмотря на широту и разнообразие подходов к изучению безопасности, так и не удалось выработать ни универсальную, ни компромиссную концепцию. Характерная для региона ЛАКБ концепция «многоуровневой» безопасности прогрессивна с точки зрения учета безопасности личности, общества и государства, тем не менее, гендерное измерение безопасности остается прерогативой и научным концептом западноевропейских экспертных сообществ. В мировой политике господствующими до сих пор являются реалистическое и неореалистическое видение безопасности, рассматривающие понятие в терминах силы и угрозы силой. Данная точка зрения не только никак не способствует решению гендерного вопроса в вооруженных конфликтах, но даже не принимает его во внимание. Проблема гендерного насилия в российском научном сообществе продолжает оставаться объектом исследования социологии, лингвистики, культурологии или смежных дисциплин, но не политологии и дисциплин, посвященных исследованиям безопасности, что является значительным упущением.

4) На территории Кубы не велось военных действий со времен победы социалистической Революции в 1959, поэтому, несмотря на осуществление военных зарубежных кампаний в рамках выполнения долга «пролетарского интернационализма» у страны длительное время отсутствовал опыт деятельности в условиях вооруженных конфликтов и постконфликтного урегулирования. Следует также отметить отсутствие упоминания виновности именно кубинских формирований в осуществлении гендерного насилия в ходе рассматриваемого в работе ангольского конфликта. В связи с вышеуказанным, в национальные планы действий и отчеты страны в ООН не включен раздел «гендерное насилие в вооруженных конфликтах». Однако, широкие права трудящихся женщин, фактически равное представительство в таких важных для решения вопроса сферах, как армия, сфера обеспечения безопасности, сфера принятия политических решений, медиапространство, медицина свидетельствуют о том, что Куба проделала длинный и весьма успешный путь в направлении становления социалистическим государством, что зафиксировано в ее Конституции 1976, так как одним из признаков социалистического государства является установление на территории страны равноправия и равенства всех социальных групп. В этом отношении Куба превосходит даже более развитые экономически западные государства.

5) Гендерное насилие – неизбежный спутник вооруженных конфликтов, вне зависимости от масштаба и вида, поэтому полное решение проблемы возможно только в случае ликвидации вооруженных конфликтов как таковых. Поскольку в ближайшем будущем это не представляется возможным, борьба с гендерным насилием будет эффективной лишь частично при условии скоординированных действий уполномоченных органов на национальном, региональном и глобальном уровнях.

6) Несмотря на охлаждение отношений в 1990-е, демонтаж ряда стратегических объектов, уменьшение объема сотрудничества, отсутствие региона ЛАКБ в списке российских внешнеполитических приоритетов взаимодействие между Россией и Кубой продолжает оставаться стратегически и тактически важным для обеих стран. Ведется масштабная совместная работа в научно-гуманитарной, культурной, экономической сферах, приоритетным по-прежнему остается военно-техническое сотрудничество. Учитывая современные геополитические реалии, Куба вынуждена улучшать отношения в США, поэтому ей приходится и придется балансировать между двумя великими державами. Однако, положительным моментом такого сотрудничества может стать выработка страной более структурированных концепций безопасности, заимствования западного успешного опыта борьбы за гендерное равенство, мышления в терминах гендерного измерения безопасности и трансляция опыта в Россию, где гендер по сей день остается предметом исследования социологических, но не политических наук и, тем более, не элементом обеспечения национальной, региональной и глобальной безопасности.

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

Источники.

1. Американская конвенция прав человека. Принятая в 1969 году. Вступила в силу в 1978 году. http://www.conventions.ru/view_base.php?id=1111 Анкета для национальных правительств по реализации решений Пекинской платформы действий https://www.un.org/womenwatch/daw/followup/question.htm

2. Генеральная конференция ЮНЕСКО, 21-я сессия. Белград, 1980, Doc. 21 С/DR.114, p. 1-2.

3. Генеральный секретарь ООН: UN Secretary-General 2006, Материалы рабочей группы «Зона ответственности за гендерное насилие»: Gender-based Violence Area of Responsibility Working Group 2010.

4 Декларация об искоренении насилия в отношении женщин. Принята резолюцией 48/104 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 года.

5. Доклад Генерального секретаря ООН 2006 г “Женщины, мир и безопасность”.

6. Доклад Генерального секретаря ООН на 43-ей сессии Комиссии по положению женщин https://www.un.org/womenwatch/daw/csw/naps.htm

7. Закон № 62 Республики Куба от 29 декабря 1987 «О недопущении всех форм дискриминации» https://wipolex.wipo.int/en/legislation/details/900

8. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Принята резолюцией 34/180 Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1979 года.

9. https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cedaw.shtml

10. Конституция Кубы 1976 https://worldconstitutions.ru/?p=50

11. Международные договоры и соглашения о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений Энциклопедический словарь Министерства Обороны РФ. 2009 год.

12. Национальный план действий Кубы по выполнению решений Пекинской платформы действий на 2000 год https://www.un.org/womenwatch/daw/followup/responses/Cuba.pdf

13. Обзор «Пекин+5» 2000 год https://www.un.org/womenwatch/daw/followup/beijing+5.htm

14. Объединенные 5 и 6 доклады Кубы в КЛДЖ ООН https://documentsddsny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N05/669/35/PDF/N0566935.pdf?OpenElement

15. Отчет о ситуации с правами человека на Кубе в Межамериканскую комиссию по правам человека от 1983 года http://www.cidh.org/countryrep/Cuba83eng/TOC.htm

16. Отчет Экономической Комиссии по странам ЛАКБ от 2010 года https://www.un.org/womenwatch/daw/beijing15/docs/ECLACBeijing15.pdf?OpenAgent&DS=ECE/AC.28/2009/3&Lang=E

17. Отчет об итогах работы 9-ой сессии Региональной конференции по проблемам женщин в странах ЛАКБ, 2004 год https://www.un.org/womenwatch/daw/Review/english/documents/ECLACOutcomeDocument-English.pdf

18. Отчет правительства Кубы по реализации решений Пекинской платформы действий 1995 и итогам 23 Специальной сессии ГА ООН. 2005 год https://www.un.org/womenwatch/daw/Review/responses/CUBA-English.pdf

19. Официальный сайт Министерства обороны Кубы http://www.cubadefensa.cu

20. Официальный сайт Российского общества дружбы с Кубой http://roscuba.ru

21. Пекинская декларация и платформа действий http://www.un.org/womenwatch/daw/beijing/pdf/BDPfA%20R.pdf

22. Повестка дня на XXI век. Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3–14 июня 1992 года. Раздел 4: «Международные организационные механизмы».

23. Проект текста правил процедуры и доказывания Международного уголовного суда https://www.un.org/ru/documents/rules/icc_rules.pdf

24. Резолюция 435 Совета Безопасности ООН 1978 года http://www.un.org/ru/sc/documents/resolutions/1978.shtml

25. Резолюция 1325 (2000). Принятая Советом Безопасности ООН на его 4213-м заседании, 31 октября 2000 года.

26. Резолюция 1521 (2003), принятая Советом Безопасности на его 4890-м заседании 22 декабря 2003 года.

27. Резолюция 1820 (2008), принятая Советом Безопасности ООН на его 5916-м заседании 19 июня 2008 года.

28. Резолюция 1888 (2009), принятая Советом Безопасности ООН на его 6195-м заседании 30 сентября 2009 года.

29. Резолюция 1889 (2009), принятая Советом Безопасности ООН на его 6196-м заседании 5 октября 2009 года.

30. Резолюция 1960 (2010), принятая Советом Безопасности ООН на его 6453- м заседании 16 декабря 2010 года.

31. Резолюция 2106 (2013), принятая Советом Безопасности ООН на его 6984-м заседании 24 июня 2013 года.

32. Резолюция 2122 (2013), принятая Советом Безопасности ООН на его 7044-м заседании 18 октября 2013 года.

33. Республика Куба. Конституция и законодательные акты. С. 37

34. Римский Статут Международного уголовного суда https://www.un.org/ru/law/icc/rome_statute(r).pdf

35. Саммари Экономической комиссии стран ЛАКБ по выполнению Национальных планов действий и результатам работы 23 Чрезвычайной сессии ГА ООН https://www.un.org/womenwatch/daw/Review/english/documents/ECLACSummaryNationalResponses-English.pdf

36. Соглашение между правительством СССР и революционным правительством республики Куба об экономическом и техническом сотрудничестве. 23 декабря 1972. Россия – Куба. 1902-2002. Документы и материалы/министерство иностранных дел Российской Федерации; Министерство иностранных дел республики Куба. – М. Международные отношения, 2004. – 736с. ISBN 5-7133-1186-4.

37. Тематическое исследование по вопросу о насилии в отношении женщин и девочек и инвалидности: Доклад Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека от 30 марта 2012.

38. Управление Верховного Комиссара ООН по Правам //Человека. Секция по правам женщин и гендерным вопросам: Женщины, мир и безопасность». Материалы рабочей группы «Зона ответственности за гендерное насилие» 2010 – 2012 гг.

39. Устав Организации американских государств. Подписан в Боготе 30 апреля 1948 года, вступил в силу 13 декабря 1951 года и изменен Протоколом поправок ("Протокол Буэнос-Айрес"), принятым 22 февраля 1967 года и вступившим в силу 27 февраля 1970 года, и Протоколом поправок ("Протокол Картахены"), принятым 5 декабря 1985 года и вступившим в силу 16 ноября 1988 года. http://docs.cntd.ru/document/1902051

40. Constitución de República de Cuba de 1976. Capítulo 1, art 12, http://pdba.georgetown.edu

41. Cuban 4th National Report to the CEDAW, 2000 https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N00/224/70/IMG/N0022470.pdf?OpenElement

42. Declaracion Conjunta de los Gobiernos de la Republica de Cuba у la Republica Popular de Angola // Granma. 20 de marzo de 1984. P. 3.

43. Defense Manpower Data Center, Population Representation in the Military Services, Fiscal Year 1999. November 2000.

44. Documente secreto de la politica de Ronald Reagan para America Latina en los anos 80. Publicaciones de la Direccion Cientifico Tecnica del Comite Estatal de Colaboracion Economica. Ciudad de La Habana, 1983. P. 4.

45. El Archivo del Instituto de la Historia de Cuba. Fondo: Cuba - Angola; Bermudez Cutino J.M. La escalada militar sudafricana en Angola // El Oficial. Numero especial. N 1. P. 69.

46. El Archivo del Centra de Estudios Historicos de la Seguridad del Estado. Fondo: Documentos descifrados. Copias en ingles. A New Inter-American Policy for the Eighties / Prepared by the Committee of Santa Fe (F. Bouchey, P. Fontaone, D. Jordan, G. Summer, L. Tambs) for the Council for Inter-American Security. Washington, 1986.

47. El Archivo del Centra de Estudios Historicos de la Seguridad del Estado. Fondo: Cables descifrados. Copias en ingles. Cable de USINT (Taylor) to the State (Abrams), official/informal, 1987. October 20, Havana 03839, and Cable of USINT (Taylor) to the State (Abrams), "U.S.-Cuban Relations and Other Issues", 1987. September 28, Havana 03534, NSA Cuba Collection.

48. El Archivo de las Fuerzas Armadas Revolucionarias de Cuba. Reunion de analisis de la situacion de las tropas cubanas en la RPA, efectuada a partir de las 17:25 horas del 15.11.1987.

49. El Archivo de las Fuerzas Armadas Revolucionarias de Cuba. La carta de Fidel Castro a M. Gorbachov. 1 de diciembre de 1987.

50. El Archivo del Centro de Estudios Historicos de la Seguridad del Estado. Fondo: Documentos descifrados. Copias en ingles. US Joint Chiefs of Staff (JCS). April 1988, NSA.

51. Inter-American Commission of Women. Strategic Plan 2016–2021.

52. http://www.oas.org/en/cim/docs/CIM-StrategicPlan2016-2021-EN.pdf

53. Inter-American Convention on the Prevention, Punishment, and Eradication of Violence against Women (Convention of Belém do Pará).

54. https://www.oas.org/en/mesecvi/docs/BelemDoPara-ENGLISH.pdf

55. TRATADO MARCO DE SEGURIDAD DEMOCRÁTICA EN CENTROAMÉRICA https://www.iidh.ed.cr/multic/UserFiles/Biblioteca/IIDHSeguridad/12_2010/4b294167-d00a-4804-8336-0a6739d1e0a6.pdf

56. TRATADO PARA LA CONSTITUCIÓN DE UN MERCADO COMÚN ENTRE LA REPUBLICA ARGENTINA, LA REPUBLICA FEDERATIVA DEL BRASIL, LA REPUBLICA DEL PARAGUAY Y LA REPUBLICA ORIENTAL DEL URUGUAY http://www.recam.org/_files/documents/mercosur_tratado_asuncion.pdf

57. The Military Balance 2015, International Institute for Strategic Studies: p. 392 https://www.iiss.org/publications/the-military-balance/the-military-balance-2015.

58. Seguridad Estratégica Regionál. – SER en 2000, 1994, numero 6, p.10.

59. United Nations, Human Development Report,1995, p. 45 http://hdr.undp.org/sites/default/files/reports/256/hdr_1995_en_complete_nostats.pdf

 

Литература.

60. Амаду Ж.; Пер. с порт. А. С. Богдановского. — Москва, Вагриус, 1999. — 413 с. — (Мой 20 век).—ISBN 5264001049.

61. Бородаев В. А. Вовлечение Кубы в борьбу сверхдержав на Африканском Роге (1977 - 1978): шаг от разрядки к новому витку "холодной войны // Вестник Моск. ун-та. Сер. 8. История. N 3. 2017.

62. Бородаев В. "Первая ангольская война" 1975 - 1976 гг. как пример интернационализации внутреннего конфликта в условиях "холодной войны" // Вестник Моск. ун-та. Сер. 25. Международные отношения и мировая политика. Т. 8, N 4. 2016. С. 142 - 170; Он же. Вовлечение Кубы в борьбу сверхдержав на Африканском Роге (1977 - 1978): шаг от разрядки к новому витку "холодной войны" // Вестник Моск. ун-та. Сер. 8. История. N 3. 2017. С. 43 - 62.

63. Брутенц К. Мемуары «Тридцать лет на Старой площади». М., 1998. С. 207.

64. Валасек К. Гендер и реформирование сектора безопасности. Справочное пособие «Гендер и РСБ», 2010 год.

65. Владимиров В. Костин В. М., Куба: 20 лет внешней политики. «Международные отношения», 1980. ББК 66.4(06) В57. С. 215.

66. Вышинский М. Юг Африки: документы обвиняют. – Москва: Юрид. лит., 1983. С. 37-38.

67. Генри Н. «Теоретизация насилия в военное время». GENDER & SOCIETY, Vol. 30 No. 1, February 2016 P. 44–56.

68. Гриневич Э. Гвоздарев Б., Москва, Куба в мировой политике. «Международные отношения», 1984. – 576 с. ББК 66. 5 (7 Ку). С. 511.

69. Гурьева Н. «Воспоминания. Второй год». Март 2016, Ставрополь. Источник: Союз ветеранов Анголы, http://www.veteranangola.ru/

70. Данненберг А. Российско-кубинские отношения в постбиполярный период. Москва, 2006. - 189 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-7/1108. Автореферат диссертации, с. 1-12.

71. Дхар Р. «Насилие и женщины». Social Change: December 2005: Vol.35 No. 4.

72. Дьякова Л. «Приоритетная тематика латиноамериканской конфликтологии". С. 58 – 76. Сборник «Политические конфликты в Латинской Америке» под редакцией З. В. Ивановского. М.: ИЛА РАН, 2017 – 452с. ISBN 978-5-9908156-7-4.

73. Зотов Н. "Ангола: борьба продолжается. Москва, изд-во "Наука", главная редакция восточной литературы, 1985. 
З 0302030103-087/013(02)-85 17-85. C.91.

74. Клаузевиц К. О войне. — М.: Госвоениздат, 1934. / Clausewitz K. Vom Krieg. 1832/34. Глава 1. http://militera.lib.ru/science/clausewitz/01.html

75. Коларов Г. РАЗВИТИЕ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКОЙ. Политика и политические науки, журнал «21 век», № 3(36), 2015г.

76. Корольков А. Военные и гуманитарные миссии Кубы за рубежом. Журнал «Латинская Америка». М. ИЛА РАН. 2010, № 1. С. 37.

77. Коэн Р., Михалка М. Безопасность на базе сотрудничества: новые перспективы международного порядка. Центр изучения безопасности имени Маршалла. «Латинская Америка». М., № 6, 1978. С. 141-142.

78. Лебедева М. М. Мировая политика: учебник для вузов. 2-е издание, испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2007 — Глава 2. Теоретические школы в международных исследованиях, с. 46.

79. Ленин В.. Полное собрание сочинений. Том 40, стр. 43.

80. Мартынов Б.Ф. БЕЗОПАСНОСТЬ: ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЕ ПОДХОДЫ. C.107 Москва 2000 Институт Латинской Америки Российской Академии наук ISBN 5-201-05384-Х С. 272-303.

81. Мукосеева К.А. И Калашников на плече. Источник – Союз Ветеранов Анголы, http://ww.veteranangola.ru/

82. «Непобедимые-3. Invencibles-3». К 85-летию Ю.А. Гагарина». Межрегиональная общественная организация «Общество дружбы с Кубой». Москва, 2019. – 64 с.

83. Перспективы развития Латинской Америки в глобализирующемся мире (первая четверть 21 века). Сборник докладов на научной конференции. - М.: ИЛА РАН, 2003. - 304 с.

84. Б.Ф. Мартынов "Особенности развития доктрин и концепций безопасности в латиноамериканском цивилизационном ареале", с. 206.

85. Ормхауг К. АНАЛИЗ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПЛАНОВ ДЕЙСТВИЙ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РЕЗОЛЮЦИИ No 1325 СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ.

86. Смирнов И., Порохов В. Состояние и перспективы развития вооруженных сил республики Куба. Москва, Зарубежное военное обозрение, № 12, Декабрь 2017, C. 18-22.

87. Сучкова И. Деятельность Межамериканской комиссии женщин по продвижению прав женщин и гендерного равенства в Латинской Америке. Электронный научный архив УрФУ, 2018.

88. Тикнер Дж. Мировая политика с гендерных позиций. Проблемы и подходы эпохи, наступившей после «холодной войны» — М.: «Культурная революция», 2006 — Глава 1. Тревожные столкновения: феминизм встречает МО, с. 46.

89. Токарев, А. А. ФНЛА В АНТИКОЛОНИАЛЬНОЙ БОРЬБЕ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ В АНГОЛЕ. Москва, 2006 год, Институт Африки РАН, - 184 с.

90. Торшин М. "Советско-кубинские отношения 1959-1965" Раздел 07.00.00. - Исторические науки. Специальность 07.00.05. - История международных отношений и внешней политики. 
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Москва, 1976.
C. 9-10.

91. Шнайдер Г. Л., Банхольцер Л. «Насилие по приказу: анализ основных агентов сексуального насилия в военное время в Демократической Республике Конго». Violence Against Women 2015, Vol. 21(11) 1341–1363.

92. A Conversation About Maternal Thinking by Sara Ruddick. Chapters 4, 5 https://sararuddick.files.wordpress.com/2011/09/maternal-thinking-chapter.pdf

93. Attitudes Toward Sexual Violence Survivors: Differences Across Professional Sectors in Kenya and the Democratic Republic of the Congo by H.Ferdorosian, S.Kelly. Journal of Interpersonal Violence 1–17 © The Author(s) 2016.

94. Crocker Ch. A. High Noon in Southern Africa: Making Peace in a Rough Neighborhood. WW. Norton. N.Y., 1992. P. 101 – 102, 392 – 393.

95. Garcia Blanco J.A. Mision Olivo. La Habana, 2015. P. 55 - 57.

96. Gleieses P. La epopeya cubana. La Habana, 2009. P. 59.

97. Gleieses P. Visiones de libertad. P. 289 – 291.

98. Gender in International Relations by Ann Tickner New York Columbia University Press, 1992.

99. Gender and ‘positive’ security Paul Roe First Published December 3, 2013 Research Article https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/0047117813502503?journalCode=ireb

100. Gender and Middle East Politics by S. Sharoni, Gender and Middle East Politics, 1993 p. 65.

101. Global gender issues in the new millennium, third edition by V. Spike Peterson, Anne Sisson Runyan. Review by: Tisa M. Anders International Journal on World Peace. Vol. 28, No. 2 (JUNE 2011), pp. 101-103.

102. Ecofeminism and Chicano Environmental Struggles: Bridges across Gender and Race.Gwyn Kirk. A Journal of Women Studies Vol. 18, No. 2, Intersections of Feminisms and Environmentalisms (1997), pp. 2-20.

103. Fearless Fighters and Submissive Wives: Negotiating Identity among Women Soldiers in the Congo (DRC) by M. Baaz, M. Stern. Armed Forces & Society 39(4) 711-739 a The Author(s) 2012.

104. Feminist Theory and International Relations in a Postmodern Era by C. Sylvester, Cambridge University Press, 1994, p. 183.

105. Hypotheses on Nationalism and War by S. van Evera. Source: International Security, Vol. 18, No. 4 (Spring, 1994), pp. 5-39 Published by: The MIT Press.

106. Il manque 23 millions de femmes dans le monde by S. Zazoune, Le Figaro, April 2019.

107. Is the Future Female Troubled Thoughts on Contemporary Feminism by Lynne Segal, London,Virago: 1987, p. 168.

108. Joseph S. Nye. Soft Power. The Means to Success in World Politics. New York: Public Affairs, 2004. 192 p.

109. Maneuvers: The International Politics of Militarizing Women's Lives, by Cynthia Enloe (Berkeley: University of California Press, 2000). Chapter 4 http://www.peacewomen.org/sites/default/files/15BerkeleyWomensLJ338.pdf

110. Mother? A Portrait of Legal Motherhood in Canada, Master of Laws 2010, Régine Tremblay, Graduate Departement of Law, University of Toronto. https://tspace.library.utoronto.ca/bitstream/1807/25826/5/Tremblay_Regine_201011_LLM_Thesis.pdf

111. On Security by R. Lipschutz, Columbia University Press, 1995.

112. Redefining Security by R. Ulman, International Security, Vol. 8, No 1, Summer 1983.

113. Redefining Security by J. Mattews, Foreign Affairs, Vol 68, No 2, 1989.

114. Securitization and the Construction of Security by Matt McDonald, University of Warwick, European Journal of International Relations, 14:4 2008.

115. Security According to Busan: A Comprehensive Security Analysis by Marianne STONE Sciences Po – Paris, France Columbia University, School of International and Public Affairs – New York, USA.

116. Security and self reflections of a fallen realist by Ken Booth, YCISS Occasional Paper Number 26, October 1994.

117. Security, Modernity, Ecology: The Dilemmas of Post-Cold War Security Discourse, by S. Dalby, The Alternatives, Vol. 17 Issue 1, 1992.

118. Sexism and the War System by Betty Reardon. Syracuse University Press, New York, 1996, p 101-111.

119. Structural Theory of Imperialism by J. Galtung. Journal of Peace Research, 8(2): 81-117, International Peace Research Institute, Oslo. 1971.

120. The End of History? Francis Fukuyama, The National Interest, Summer 1989.

121. The Clash of Civilizations? by S. Huntington. Foreign Affairs, Vol.72 No3, Summer 1993.

122. The Warrior Besieged by R. Rayner, The New York Times, June 1997.

123. Taking Back, Thinking Black: Feminism and Militarism by Bell Hooks, South Edit Press, 1999, pp. 58-64 ISBN 0896083527 (ISBN13: 9780896083523).

124. Worlding Women by Jan Pettman, London & New York, 1996, p. 101 https://books.google.ru/books?id=sxgp3u423DgC&pg=PA85&hl=ru&source=gbs_toc_r&cad=2#v=onepage&q&f=false

 


1 Клаузевиц К. О войне. — М.: Госвоениздат, 1934. / Clausewitz K. Vom Krieg. 1832/34. Глава 1. http://militera.lib.ru/science/clausewitz/01.html

[2] Энциклопедический словарь. 2009.

[3] Декларация об искоренении насилия в отношении женщин. Принята резолюцией 48/104 Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1993 года

[4] Il manque 23 millions de femmes dans le monde by S. Zazoune. First published in “Le Figaro” 20.04.2019 http://madame.lefigaro.fr/societe/il-manque-23-millions-de-femmes-dans-le-monde-demographie-190419-164796

[5] Fearless Fighters and Submissive Wives: Negotiating Identity among Women Soldiers in the Congo (DRC) by M. Baaz, M. Stern. Armed Forces & Society 39(4) 711-739 a The Author(s) 2012

[6] Мартынов, Б. Безопасность: латиноамериканские подходы. Москва, ИЛА РАН, 2000 -324 с. ISBN 5-201-05384-X. С. 272-303

Данненберг, А. Российско-кубинские отношения в постбиполярный период. Москва, 2006.- 189 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-7/1108. Автореферат диссертации, с.1-12

Торшин, М.. Советско-кубинские отношения. 1959-1965 гг. Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата исторических наук. (07.00.00) / АН СССР. Ин-т истории СССР. - Москва: [б. и.], 1976. - 29 с

Корольков А.. Военные и гуманитарные миссии Кубы за рубежом. Журнал «Латинская Америка». Москва, ИЛА РАН. 2010, № 1. С. 37 Бородаев В. А. "Первая ангольская война" 1975 - 1976 гг. как пример интернационализации внутреннего конфликта в условиях "холодной войны" // Вестник Моск. ун-та. Сер. 25. Международные отношения и мировая политика. Т. 8, N 4. 2016. С. 142 - 170 Он же. Вовлечение Кубы в борьбу сверхдержав на Африканском Роге (1977 - 1978): шаг от разрядки к новому витку "холодной войны // Вестник Моск. ун-та. Сер. 8. История. N 3. 2017

Политические конфликты в Латинской Америке: вызовы стабильности и новые возможности / Отв. ред. З.В.Ивановский. - М.: ИЛА РАН, 2017.

А. А. Токарев ФНЛА В АНТИКОЛОНИАЛЬНОЙ БОРЬБЕ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ В АНГОЛЕ. Москва, 2006 год, Институт Африки РАН, - 184 с.

[7] Maneuvers: The International Politics of Militarizing Women's Lives, by Cynthia Enloe (Berkeley: University of California Press, 2000). Chapter 4

A Conversation About Maternal Thinking by Sara Ruddick. Chapters 4,5

Gender and ‘positive’ security by Paul Roe First Published December 3, 2013 Research Article

https://doi.org/10.1177/0047117813502503 https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/0047117813502503?journalCode=ireb

Structural Theory of Imperialism by J. Galtung. Journal of Peace Research, 8(2): 81-117, International Peace Research Institute, Oslo.

Security According to Buzan: A Comprehensive Security Analysis by Marianne STONE Sciences Po – Paris, France Columbia University, School of International and Public Affairs – New York, USA

Hypotheses on Nationalism and War by S. van Evera, p. 6

The End of History? by F.Fukuyama. The National Interest,Summer 1989

The Clash of Civilizations? by S. Huntington.Foreign Affairs,Vol.72 No3,Summer 1993;

[8] Декларация об искоренении насилия в отношении женщин, преамбула

[9] Статья 1 Декларации об искоренении насилия в отношении женщин, Ст. 3 Стамбульской конвенции

[10] Статья 1 Декларации об искоренении насилия в отношении женщин, Ст. 3 Стамбульской конвенции

[11] Статья 2 «Декларации об искоренении насилия в отношении женщин».Принята резолюцией 48/104 Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1993 года

[12] Н. Генри «Теоретизация насилия в военное время». GENDER & SOCIETY, Vol. 30 No. 1, February 2016 44–56

[13] Е. Шакуро «Женщины и дети-беженцы в вооруженных конфликтах». «Международные отношения», выпуск № 3, Минск

[14] Управление Верховного Комиссара ООН по Правам //Человека. Секция по правам женщин и гендерным вопросам: Женщины, мир и безопасность.

[15] Рабочая группа «Зона ответственности за гендерное насилие» 2010, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, ОР 30

 

[17] Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, ОР 30, заявление Генерального секретаря ООН 2006

[18] Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, ОР 30

[19] Генеральный секретарь ООН: UN Secretary-General 2006, Рабочая группа «Зона ответственности за гендерное насилие»: Gender-based Violence Area of Responsibility Working Group 2010

[20] Mother? A Portrait of Legal Motherhood in Canada, Master of Laws 2010, Régine Tremblay, Graduate Departement of Law, University of Toronto.

[21] Ecofeminism and Chicano Environmental Struggles: Bridges across Gender and Race. Gwyn Kirk. Published in Chicano Culture, Ecology, Politics: Subversive Kin edited by D. G. Peña, 177-200. Tucson: University of Arizona Press, 1998.

[22] Maneuvers: The International Politics of Militarizing Women's Lives, by Cynthia Enloe (Berkeley: University of California Press, 2000). Chapter 4

[23] Sexism and the War System by Betty Reardon. Syracuse University Press, 1996

[24] A Conversation About Maternal Thinking by Sara Ruddick. Chapters 4,5

[25] Is the Future Female by Lynne Segal, London,Virago: 1987, p.168

[26] United Nations, Human Development Report,1995, p. 45

[27] Worlding Women by Jan Pettman, London & New York, 1996, p. 101

[28] Gender and ‘positive’ security by Paul Roe First Published December 3, 2013 Research Article

https://doi.org/10.1177/0047117813502503 https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/0047117813502503?journalCode=ireb

[29] Taking Back, Thinking Black: Feminism and Militarism by Bell Hooks, pp. 58-64

[30] Defense Manpower Data Center, Population Representation in the Military Services, Fiscal Year 1999. November 2000.

[31]  Security According to Buzan: A Comprehensive Security Analysis by Marianne STONE Sciences Po – Paris, France Columbia University, School of International and Public Affairs – New York, USA

[32] Hypotheses on Nationalism and War by S. van Evera, p. 6

[33] The End of History? by F.Fukuyama. The National Interest,Summer 1989

[34] The Clash of Civilizations? by S. Huntington.Foreign Affairs,Vol.72 No3,Summer 1993;

Grasping the Democratic Peace by B.Russett. Princeton, New Jersey,1993

[35] The Warrior Besieged by R.Rayner, The New York Times, June 1997

[36] Дж. Э. Тикнер “Мировая политика с гендерных позиций”, Москва, 2006

[37] Redefining Security by R. Ulman, International Security, Vol.8, No 1, Summer 1983;

Redefining Security by J. Mattews, Foreign Affairs, Vol. 68, No 2, 1989

[38] Structural Theory of Imperialism by J. Galtung. Journal of Peace Research, 8(2): 81-117, International Peace Research Institute, Oslo.

[39] On Security by R. Lipschutz, Columbia University Press, 1995

[40] Securitization and the Construction of Security by Matt McDonald,University of Warwick, 2008

 

[42] Security, Modernity, Ecology by S. Dalby, The Alternatives, Vol. 17 Issue 1, 1992, p. 120

[43] SECURITY AND SELF REFLECTIONS OF A FALLEN REALIST by Ken Booth,YCISS Occasional Paper Number 26, October 1994, p. 111

[44] Addams, Balch and Hamilton, Women at the Hague: The International Congress of Women and its Results, Toronto, 1915

[45] GLOBAL GENDER ISSUES IN THE NEW MILLENNIUM, THIRD EDITION by V. Spike Peterson, Anne Sisson Runyan. Review by: Tisa M. Anders

International Journal on World Peace. Vol. 28, No. 2 (JUNE 2011), pp. 101-103

Gender in International Relations by Ann Tickner New York Columbia University Press,1992

[46] Feminist Theory and International Relations in a Postmodern Era by C. Sylvester, Cambridge University Press, 1994, p. 183

[47] Gender and Middle East Politics by S. Sharoni, Gender and Middle East Politics, 1993 p. 65

[48] Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, ОР 30

[49] Генеральный секретарь ООН 2006 Организация Объединенных Наций Совет Безопасности, Резолюция 1325 (2000) Принятая Советом Безопасности на его 4213-м заседании, 31 октября 2000 года

[50] Резолюция Организации Объединенных Наций Совет Безопасности, Резолюция 1325 (2000) Принята 31 октября 2000 года

[51] Резолюция 1888 (2009), принятая 30 сентября 2009 года

[52] Резолюция 1960 (2010), принятая Советом Безопасности на его 6453-м заседании 16 декабря 2010 года

[53] Резолюция 2106 (2013), принятая Советом Безопасности на его 6984-м заседании 24 июня 2013 года

[54] Резолюция 2122 (2013), принятая Советом Безопасности на его 7044-м заседании

[55] Управление Верховного комиссара ООН по правам человека 2012

[56] Habib 1995, процитировано в материалах Управления Верховного комиссара ООН по правам человека: OHCHR 2012

[57] Г. Шнайдер, Л. Банхольцер «Насилие по приказу: анализ основных агентов сексуального насилия в военное время в Демократической Республике Конго». Violence Against Women 2015, Vol. 21(11) 1341–1363

[58] Habib 1995, процитировано в материалах Управления Верховного комиссара ООН по правам человека 2012

[59] РИМСКИЙ СТАТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО СУДА. Открыт для подписания 31.12.2000

[60] Р. Дхар «Насилие и женщины». SocialChange: December 2005:Vol.35 No. 4

[61] Attitudes Toward Sexual Violence Survivors: Differences Across Professional Sectors in Kenya and the Democratic Republic of the Congo by H.Ferdorosian,S.Kelly. Journal of Interpersonal Violence 1–17 © The Author(s) 2016

[62]Доклад Генерального секретаря ООН 2006 г

[63] L. Rutherford:Women, Peace and Security

[64] К. Валасек Гендер и реформирование сектора безопасности. Справочное пособие «Гендер и РСБ», 2010 год

[65] К. Ормхауг. АНАЛИЗ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПЛАНОВ ДЕЙСТВИЙ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РЕЗОЛЮЦИИ No 1325 СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

[66] Перспективы развития Латинской Америки в глобализирующемся мире (первая четверть 21 века). Сборник докладов на научной конференции. - М.:ИЛА РАН, 2003. - 304 с. Б.Ф. Мартынов "Особенности развития доктрин и концепций безопасности в латиноамериканском цивилизационном ареале", с.206

[67] Мартынов, с. 209

[68] Мартынов, там же

[69] Б.Ф Мартынов. БЕЗОПАСНОСТЬ: ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЕ ПОДХОДЫ. C.107

Москва 2000 Институт Латинской Америки Российской Академии наук ISBN 5-201-05384-Х

[70] Б. Ф. Мартынов: Безопасность: латиноамериканские подходы. С. 120-125.

[71] Seguridad Estratégica Regionál. – SER en 2000, 1994, numero 6, p.10.

[72] Б. Ф. Мартынов, там же, с. 154-178

[73] TRATADO PARA LA CONSTITUCIÓN DE UN MERCADO COMÚN ENTRE LA REPUBLICA ARGENTINA, LA REPUBLICA FEDERATIVA DEL BRASIL, LA REPUBLICA DEL PARAGUAY Y LA REPUBLICA ORIENTAL DEL URUGUAY

[74] Режим контроля за ракетными технологиями (создан в 1987 г., в н/вр – 35 стран) – неформальное объединение государств в целях ракетного нераспространения.

[75] Б. Ф. Мартынов, там же, с.222

[76] Р. Коэн, М. Михалка. Безопасность на базе сотрудничества: новые перспективы международного порядка. Публикация номер 3 Центра изучения безопасности имени Маршалла.

[77] TRATADO MARCO DE SEGURIDAD DEMOCRÁTICA EN CENTROAMÉRICA

[78] Б. Ф. Мартынов. Безопасность: латиноамериканские подходы. С. 246-247.

[79] Л. В. Дьякова, «Приоритетная тематика латиноамериканской конфликтологии". С. 58 – 76. Сборник «Политические конфликты в Латинской Америке» под редакцией З. В. Ивановского. М.: ИЛА РАН, 2017 – 452с. ISBN 978-5-9908156-7-4

[80] Б. И. Коваль, глава 1, с.22-56. Там же.

[81] А. В. Корольков. Военные и гуманитарные миссии Кубы за рубежом. Журнал «Латинская Америка». Москва, ИЛА РАН, 2010, № 1. С. 37

[82] Constitución de República de Cuba de 1976. Capítulo 1, art 12, http://pdba.georgetown.edu

[83] А. В. Корольков: там же.

[84] А.А. Токарев. ФНЛА В АНТИКОЛОНИАЛЬНОЙ БОРЬБЕ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ В АНГОЛЕ. Москва, 2006 год, Институт Африки РАН, - 184 с.

[85] А. Токарев, там же

[86] Журнал «Латинская Америка». М., № 6, 1978. С. 141-142.

[87] Н. М. Зотов, "Ангола: борьба продолжается. Москва, изд-во "Наука", главная редакция восточной литературы, 1985. З 0302030103-087/013(02)-85 17-85. C.91

[88] К. Б. Брутенц. Мемуары «Тридцать лет на Старой площади». М., 1998. С. 207.

[89] А. В. Корольков. С. 38-39

[90] Соглашение между правительством СССР и революционным правительством республики Куба об экономическом и техническом сотрудничестве. 23 декабря 1972. Россия – Куба. 1902-2002. Документы и материалы/министерство иностранных дел Российской Федерации; Министерство иностранных дел республики Куба. – М. Международные отношения, 2004. – 736с. ISBN 5-7133-1186-4. С. 289.

[91]Россия – Куба. 1902-2002. С. 294-304

[92] Россия – Куба. 1902-2002. С. 303.

[93] El Archivo del Instituto de la Historia de Cuba. Fondo: Cuba - Angola; Bermudez Cutino J.M. La escalada militar sudafricana en Angola // El Oficial. Numero especial. N 1. P. 69

[94] Gleieses P. La epqpeya cubana. La Habana, 2009. P. 59.

Garcia Blanco J.A. Mision Olivo. La Habana, 2015. P. 55 - 57.

[95] М.П. Вышинский. Юг Африки: документы обвиняют. – Москва: Юрид.лит., 1983. – 152 с. С. 37-38

[96] Вышинский, с. 39-41

[97] https://undocs.org/ru/S/12690

https://undocs.org/ru/S/13595

https://undocs.org/ru/S/13176

https://undocs.org/ru/S/16860

https://undocs.org/ru/S/16244

https://undocs.org/ru/S/PV.2631(OR)

https://undocs.org/ru/S/PV.2617(OR)

https://undocs.org/ru/S/PV.2607(OR)

https://undocs.org/ru/S/PV.2597(OR)

https://undocs.org/ru/S/PV.2723

https://undocs.org/ru/S/PV.2662

https://undocs.org/ru/S/PV.2662

https://undocs.org/ru/S/PV.2778(OR)

https://undocs.org/ru/S/PV.2834

[98] El Archivo del Centra de Estudios Historicos de la Seguridad del Estado. Fondo: Documentos descifrados. Copias en ingles. A New Inter-American Policy for the Eighties / Prepared by the Committee of Santa Fe (F. Bouchey, P. Fontaone, D. Jordan, G. Summer, L. Tambs) for the Council for Inter-American Security. Washington, 1986

[99] Documente secreto de la politica de Ronald Reagan para America Latina en los anos 80. Publicaciones de la Direccion Cientifico Tecnica del Comite Estatal de Colaboracion Economica. Ciudad de La Habana, 1983. P. 4.

[100] Резолюция 435 Совета Безопасности ООН 1978 года http://www.un.org/ru/sc/documents/resolutions/1978.shtml

[101] Crocker Ch.A. High Noon in Southern Africa: Making Peace in a Rough Neighborhood. WW. Norton. N.Y., 1992. P. 101 - 102.

[102] Declaracion Conjunta de los Gobiernos de la Republica de Cuba у la Republica Popular de Angola // Granma. 20 de marzo de 1984. P. 3.

[103] К. А. Мукосеева, «И Калашников на плече». Источник – Союз Ветеранов Анголы, http://ww.veteranangola.ru/

[104] El Archivo de las Fuerzas Armadas Revolucionarias de Cuba. La carta de Fidel Castro a M. Gorbachov. 1 de diciembre de 1987.

[105] El Archivo del Centro de Estudios Historicos de la Seguridad del Estado. Fondo: Documentos descifrados. Copias en ingles. US Joint Chiefs of Staff (JCS). April 1988, NSA.

[106] El Archivo de las Fuerzas Armadas Revolucionarias de Cuba. Reunion de analisis de la situacion de las tropas cubanas en la RPA, efectuada a partir de las 17:25 horas del 15.11.1987.

[107] Crocker Ch.A. High Noon in Southern Africa... P. 392 - 393

[108] Ж. Амаду; Пер. с порт. А. С. Богдановского. — Москва, Вагриус, 1999. — 413 с. — (Мой 20 век). — ISBN 5264001049.

[109] Н.Н. Гурьева, «Воспоминания. Второй год». Март 2016, Ставрополь. Источник: Союз ветеранов Анголы, http://www.veteranangola.ru/

[110] А. В. Корольков. С. 41

[111] R. Rodrigues García – http://www.ejercito.mde.es

[112] Корольков, с. 42

[113] Angola: One Step From Peace. BBC News, Sunday, 31 March, 2002

http://news.bbc.co.uk/2/hi/africa/1903813.stm

[114] Бородаев В. А. Первая ангольская война (1975 - 1976): интернационализация внутреннего конфликта в условиях "холодной войны" // Вестник Моск. ун-та. Сер. 25. Международные отношения и мировая политика. 2016. N 4.

2. Бородаев В. А. Вовлечение Кубы в борьбу сверхдержав на Африканском Роге (1977 - 1978): шаг от разрядки к новому витку "холодной войны // Вестник Моск. ун-та. Сер. 8. История. N 3. 2017

[115] Куба: 20 лет внешней политики. В. Владимиров, В. Костин. М., «Международные отношения», 1980. ББК 66.4(06) В57. С. 215

[116] Республика Куба. Конституция и законодательные акты. С. 37

[117] Куба: 20 лет внешней политики. С.216-223.

[118] Куба в мировой политике. Э.А. Гриневич, Б.И. Гвоздарев. Москва, «Международные отношения», 1984. – 576 с. ББК 66. 5 (7 Ку). С. 511

[119] Куба в мировой политике. С. 501

[120]Генеральная конференция ЮНЕСКО, 21-я сессия. Белград, 1980, Doc. 21 С/DR.114, p. 1-2.

[121] Конституция Кубы 1976 https://worldconstitutions.ru/?p=50

[122] Там же, ст. 42-44

[123] https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N00/224/70/IMG/N0022470.pdf?OpenElement

[124] Подписан в Боготе 30 апреля 1948 года, вступил в силу 13 декабря 1951 года и изменен Протоколом поправок ("Протокол Буэнос-Айрес"), принятым 22 февраля 1967 года и вступившим в силу 27 февраля 1970 года, и Протоколом поправок ("Протокол Картахены"), принятым 5 декабря 1985 года и вступившим в силу 16 ноября 1988 года.

http://docs.cntd.ru/document/1902051

[125] http://www.conventions.ru/view_base.php?id=1111 Американская конвенция прав человека

[126] http://www.cidh.org/countryrep/Cuba83eng/TOC.htm  отчет о ситуации с правами человека на Кубе в Межамериканскую комиссию по правам человека от 1983 года

[127] https://www.un.org/ru/documents/rules/icc_rules.pdf Проект текста правил процедуры и доказывания Международного уголовного суда

[128] Inter-American Convention on the Prevention, Punishment, and

Eradication of Violence against Women (Convention of Belém do Pará).

https://www.oas.org/en/mesecvi/docs/BelemDoPara-ENGLISH.pdf

[129] Пекинская декаларация и платформа действий. http://www.un.org/womenwatch/daw/beijing/pdf/BDPfA%20R.pdf

[130] https://www.un.org/womenwatch/daw/followup/beijing+5.htm Обзор «Пекин+5» 2000 год

[131] https://www.un.org/womenwatch/daw/followup/question.htm анкета для национальных правительств по применению решений Пекинской платформы действий

132 64artlibrary2007.narod.ru/cons/cons_kuba_rus.doc Конституция Кубы 1976 года

 

[133] https://www.un.org/womenwatch/daw/followup/responses/Cuba.pdf Национальный план действий Кубы по выполнению решений Пекинской платформы действий на 2000 год

[134]https://www.un.org/womenwatch/daw/Review/english/documents/ECLACSummaryNationalResponses-English.pdf Саммари Экономической комиссии стран ЛАКБ по выполнению Национальных планов действий и результатам работы 23 Чрезвычайной сессии ГА ООН

[135] https://www.un.org/womenwatch/daw/csw/naps.htm Доклад Генерального секретаря ООН на 43-ей сессии Комиссии по положению женщин

[136] https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cedaw.shtml Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

Принята резолюцией 34/180 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1979 года

[137] https://wipolex.wipo.int/en/legislation/details/900 Закон 62 от 29 декабря 1987 «О недопущении всех форм дискриминации»

[138] https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N00/224/70/IMG/N0022470.pdf?OpenElement Cuban 4th National Report to the CEDAW, 2000

[139] https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N05/669/35/PDF/N0566935.pdf?OpenElement Объединенный 5 и 6 доклады Кубы в КЛДЖ ООН, с. 25-28

[140] Там же, с. 36

[141]  https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N05/669/35/PDF/N0566935.pdf?OpenElement 5 и 6 Доклады Кубы в КЛДЖ ООН, с. 41-43

[142] International Institute for Strategic Studies: The Military Balance 2015, p. 392

http://www.cubadefensa.cu официальный сайт Министерства Обороны Кубы

[143] Смирнов И., Порохов В.. Состояние и перспективы развития вооруженных сил республики Куба. Москва, Зарубежное военное обозрение, №12, Декабрь 2017, C.18-22

[144] Там же, с. 32-35

[145] https://www.un.org/womenwatch/daw/Review/responses/CUBA-English.pdf Ответ правительства Кубы по реализации решений Пекинской платформы действий 1995 и итогам 23 Специальной сессии ГА ООН. 2005 год

[146] https://www.un.org/womenwatch/daw/Review/english/documents/ECLACOutcomeDocument-English.pdf Отчет об итогах работы 9-ой сессии Региональной конференции по проблемам женщин в странах ЛАКБ, 2004 год.

[147] И. И. Сучкова. Деятельность Межамериканской комиссии женщин по продвижению прав женщин и гендерного равенства в Латинской Америке

http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/63630/1/978-5-7996-2408-8_2018_64.pdf

[148] https://www.un.org/womenwatch/daw/beijing15/docs/ECLACBeijing15.pdf?OpenAgent&DS=ECE/AC.28/2009/3&Lang=E Отчет Экономической Комиссии по странам ЛАКБ от 2010 года

[149] Inter-American Commission of Women. Strategic Plan 2016–2021.

http://www.oas.org/en/cim/docs/CIM-StrategicPlan2016-2021-EN.pdf

[150] М. П. Торшин. "Советско-кубинские отношения 1959-1965" Раздел 07.00.00. - Исторические науки. Специальность 07.00.05. - История международных отношений и внешней политики. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Москва, 1976.
C. 9-10.

[151] В. И. Ленин. Полное собрание сочинений. Том 40, стр. 43

[152] М. П. Торшин. "Советско-кубинские отношения 1959-1965". Автореферат диссертации, с. 15-17.

[153] Автореферат, с. 27-28

[154] Данненберг Антон Николаевич. Российско-кубинские отношения в постбиполярный период. Москва, 2006.- 189 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-7/1108. Автореферат диссертации, с.1-12

[155] Данненберг, c.13-23

[156] Мартынов, Борис Федорович. Безопасность: латиноамериканские подходы. Москва, ИЛА РАН, 2000 -324 с. ISBN 5-201-05384-X. С. 272-303

[157] Давыдов, Владимир Михайлович. Латинская Америка в современном контексте, Москва, ИЛА РАН - 2013.

[158] И. Смирнов, В. Порохов. Состояние и перспективы развития вооруженных сил республики Куба.

[159] www.regnum.ru/news/polit/1895387.html. Г. Коларов “21-й ВЕК”, № 3 (36), 2015 г.

[160] Георгий Коларов. РАЗВИТИЕ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКОЙ. Политика и политические науки, журнал «21 век», № 3(36), 2015 г.

[161] «Непобедимые-3. Invencibles-3». К 85-летию Ю.А. Гагарина». Межрегиональная общественная организация «Общество дружбы с Кубой». Москва, 2019. – 64 с.

[162] http://roscuba.ru Официальный сайт Российского общества дружбы с Кубой



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: