Национальные и региональные меры и методы борьбы с гендерным насилием

История кубинской внешней политики напрямую связана с участием страны в деятельности ООН и других международных организациях. Куба вступила в ООН в 1945 году и с тех пор «участвует в работе ООН, рассматривая ее в качестве важного международного форума, способствующего претворению в жизнь принципов мирного сосуществования, обеспечению мира и безопасности народов. Выступая в ООН с конструктивными предложениями, Куба стремится к поиску наиболее эффективных путей решения важнейших международных проблем».[115] Участие страны в международных организациях отражено в Статье 12 Конституции Республики Куба «решает вопрос о своем членстве в международных организациях и своем участии в конференциях и совещаниях международного характера, принимая во внимание интересы мира и социализма, освобождения народов, прогресса науки, техники и культуры, международного обмена и уважения, которые проявляются к ее собственным национальным правам».[116] Наиболее важными для Кубы вопросами в процессе работы с ООН на протяжении 20-21 веков являлись следующие: 1) поддержка национально-освободительной борьбы народов против угнетения – как национального, так и классового, 2) выступление против гонки вооружений и за разоружение, 3) поддержка инициативы ряда стран ЛАКБ по превращению Латинской Америки в безъядерную зону, 4) защита прав народов на самоопределение, 5) строгое соблюдение положений Устава ООН, 6) защита принципов всестороннего международного торгового обмена, 7) устранение угрозы военных столкновений и отказ от политики диктата в международных делах, 8) поддержка стран-участниц т.н. «движения неприсоединения», 9) работа в специализированных органах ООН, таких как ВОЗ, ЮНЕСКО, МАГАТЭ, ОМГА, ВМО, МСЭ, ЮНКТАД, Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНИДО), по широкому кругу вопросов. Также Куба принимает активное участие в деятельности международных организаций, таких как Латиноамериканская организация по энергетике (ОЛАДЕ), является одной из стран-учредительниц многонациональной судоходной компании стран Карибского бассейна (НАМУКАР), участвует в деятельности ФАО, ЭКЛА.[117]

Бесспорно, очень важное место в кубинской внешней и внутренне политики занимает и борьба за права женщин: как в формате международных и региональных интеграционных объединений различного типа, так и путем формирования национальных планов действий по решению гендерного вопроса. Куба – член Международной демократической федерации женщин.[118] Страна участвовала еще в первой Всемирной конференции ООН по положению женщин в Мехико в 1975 году, на которой был принят Всемирный план действий по проведению Международного года женщины.[119] Как социалистическая страна, Куба предложила особое внимание уделить положению трудящихся женщин, подвергающихся эксплуатации, страдающих от безработицы, а также документальному закреплению и эффективной реализации права женщины на труд.[120] В Конституции Кубы от 1976 года, с учётом поправок, в Статье 7 указывается создание специализированного органа – Федерации кубинских женщин, которые занимаются защитой прав последних внутри страны.[121] Статьей 42 Конституции запрещены любые формы дискриминации в отношении женщин. Статья 44 провозглашает равенство мужчин и женщин в сфере экономики, политики, социальной, культурной и семейной сферах. Статья 83 Конституции позволяет гражданам Кубы «подавать жалобы и петиции властям, которые те обязаны рассмотреть в срок и принять надлежащее решение (согласно закону 1321 от 30 ноября 1976).[122] Поправки, внесенные в 1992 году позволяют институционально оформить права женщин, провозглашенные Конституцией 1976, а также расширяют участие женщин в выборах и доступ к высоким должностям в политической сфере.[123]

Проблема гендерного насилия может быть отнесена к нарушениям прав человека, следовательно, в рамках межамериканской правовой системы регулируется следующими документами и организациями:

1) Уставом Организации Американских государств.[124]

2) Американской декларацией прав и обязанностей человека, принятой в Боготе (Колумбия) 2 мая 1948 года на основе Резолюции межамериканской Конференции по проблемам войны и мира (1945, Чапультепек).

3) Американской конвенцией прав человека (Принята Межамериканской конференцией по правам человека 22 ноября 1969 г. в Сан-Хосе (Коста-Рика). Вступила в силу 18 июля 1978 г.). [125]

4) Сан-Сальвадорским дополнительным протоколом от 1988 года.

Органами контроля за выполнением решений указанных выше документов являются Межамериканский суд (Статьи 52-69 Американской конвенции по правам человека от 1969) Межамериканская комиссия по правам человека (Статья 111 Устава Организации Американских Государств).

Заключительный отчет о ситуации с правами человека на Кубе был направлен страной в Межамериканскую комиссию по правам человека в 1983 году,[126] еще во время военного присутствия вооруженных сил страны на территории Анголы, тем не менее, внутриполитическая ситуация выглядела достаточно стабильной, что свидетельствует об успешном решении ряда вопросов по соблюдению прав человека на Кубе, включая гендерный вопрос.

Верховным органом по отношению к межамериканским правовым инстанциям является Международный уголовный суд (далее – МУС), следовательно, они обязаны исполнять решения последнего. В первой главе настоящей работы были рассмотрены Статьи 7 и 8 Римского статута МУС, под юрисдикцию которых попадает такое преступление, как гендерное насилие в вооруженных конфликтах. Здесь целесообразно подробнее остановиться на правилах процедуры и доказывания (далее – ППД) МУС, непосредственно относящихся к затронутой в работе проблеме и способствующих урегулированию последней, а именно:

Раздел 3 – положение о потерпевших:

1) «право на возмещение вреда потерпевшему» – Римский Статут (далее - РС) п. 6 статья 75,

2) «необходимость защиты потерпевших» – п. 2 ст. 64 РС,

3) «закрытый режим» (слушания по делу проходят без свидетелей) – апелляция к ст. 68 РС,

4) «конфиденциальная и чувствительная информация» - п. 7 ст. 64,

5) Правило 86 ППД связано со ст. 68 «сексуальное или гендерное насилие, насилие в отношении детей» - п. 1 ст. 68, п. 2 ст. 68 (доказательства в качестве исключения из участия в открытых слушаниях, ст. 67),

6) «сохранение тайны судопроизводства» - Правило 43 ППД (2002),

7) «доказательная сила при закрытом слушании» (in camera) - правило 72 ППД,

8) «особая Группа по оказанию помощи» - п. 6 ст. 43, правило 17 в ППД, по сексуальному насилию - пункт 5 Правила 17,

9) «обязанности персонала группы» (учет гендерной и культурной специфики в т. ч.) - Правило 18 ППД),

10) если «существует угроза безопасности свидетеля или членов семьи» - ст. 54, 72, 93, 68 РС, подправило 4 Правила 81 ППД,

11) «особое внимание нападкам на потерпевших в результате преступлений сексуального насилия» - Правило 88 ППД.[127]

Предусмотренные выше правила не только способствуют урегулированию юридической стороны вопроса, но и защищают пострадавших от насилия женщин от социальной стигматизации, сохраняя при этом тайну следствия.

Ведущий региональный орган, ответственный за обеспечение соблюдения прав женщин на территории ЛАКБ – Межамериканская комиссия женщин по продвижению прав женщин и обеспечению гендерного равенства в Латинской Америке, созданная в 1928 году на 6-ой Международной конференции американских государств. До 1990-х годов комиссия провела значительную и разностороннюю работу в направлении защиты прав женщин, тем не менее, большинство принятых документов в отношении прав женщин касались в первую очередь вопросов дискриминации и гендерного равенства и практически не затрагивали рассматриваемую в работе проблему насилия в отношении женщин.

Только в 1990 г. МКЖ разработала Декларацию об искоренении насилия в отношении женщин. В 1994 г., на сессии Генеральной Ассамблеи ОАГ в Белен-ду-Пара (Бразилия) была принята Межамериканская конвенция о предупреждении и искоренении насилия в отношении женщин и наказании за него, позднее подписанная всеми странами региона, исключая США и Канаду. Основными положениями конвенции:

1) Признаны права женщин правами человека, установлена обязанность государства по защите этих прав как таковых, а не только в рамках семейного или гражданского права.

2) Установлена ответственность государства за действия частных лиц, «если оно не предприняло должным образом соответствующих мер по расследованию актов насилия и наказанию за них, а также не выплатило компенсацию потерпевшим».

3) В Статье 1 насилие определено в отношении женщин как «любое действие или поведение <…>, которое приводит к смерти или причиняет физический, сексуальный или психологический вред или страдание женщине, как в частной, так и в общественной сфере».

4) Признано существование связи между гендерным насилием и дискриминацией, проистекающей из неравенства между мужчинами и женщинами.

5) Признано право женщины на свободу от насилия и дискриминации и возможность пользоваться всеми правами человека, закрепленными в региональных и международных документах.

6) Установлена обязанность государств-участников «наказывать и искоренять насилие в отношении женщин посредством запрещения насильственных и дискриминационных практик и изменения законодательства, в том числе с целью создания прозрачной и эффективной судебной и административной систем, чтобы пострадавшие могли добиться правосудия и возмещения ущерба».

6) Межамериканская комиссия женщин (далее – МКЖ) признана ответственной за получение докладов, представленных государствами о соблюдении обязательств, вытекающих из конвенции, а также о препятствиях, которые могут возникнуть при их соблюдении и факторах, способствующих возникновению насилия.

7) Предусмотрена возможность обращения государств-участников и МКЖ в Межамериканский суд по правам человека для получения консультативного заключения относительно толкования положений конвенции. Кроме того, был создан механизм индивидуальных жалоб, с тем, чтобы любое лицо, группа лиц или НПО могли представить Межамериканской комиссии по правам человека жалобы о нарушении конвенции государством-участником обязательств по предотвращению, наказанию и искоренению насилия в отношении женщин.[128]

Поскольку данная научная работа посвящена гендерному насилию над женщинами именно в вооруженных конфликтах, целесообразно подробнее остановиться на выполнении Кубой базовых резолюций Совета Безопасности ООН в разделе «Женщины, мир и безопасность» и выполнению решений Пекинской декларации и платформы действий от 1995 года, на которой данные вопросы были приняты во внимание и рассмотрены наиболее подробно из 4- х Всемирных конференций по положению женщин, организованных под эгидой ООН.[129] Каждые пять лет проводится обзор выполнения решений Декларации.[130] Также проводится анкетирование в целях получения информации от национальных правительств стран-членов ООН и для облегчения подготовки национальных докладов о применении на национальном уровне решений Пекинской платформы действий. Вопросы анкет разделены на три блока: 1) непосредственный обзор выполнения решений Пекинской платформы действий, 2) финансовые меры и инструментарий, 3) практическая реализация важнейших проблемных областей Пекинской платформы действий: А) инновационная политика, программы, проекты и передовой опыт, Б) основные препятствия в ходе выполнения поставленных задач, В) обязательства, взятые правительством в отношении дальнейших действий и инициатив.[131] Затем, в форме ответов на вопросы анкеты доклады национальных правительств предоставляются Комиссии по положению женщин: данная информация впоследствии будет проанализирована и обобщена для всеобъемлющего обзора и оценки, которые будут представлены Генеральным секретарем Комиссии по положению женщин на следующих сессия Комиссии и специальных сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. Куба также предоставляла доклады Комиссии по итогам 5, 10 и 15-летней работы в направлении реализации решений Пекинской платформы действий. Для лучшего понимания внутристрановой динамики в области обеспечения защиты прав женщин и предотвращения гендерного насилия, рассмотрим подробнее национальные планы действий.

Национальный план, подготовленный правительством Кубы в апреле 1999 на 2000-ый год (предварительный Национальный план действий принят в 1997), ссылаясь на решения 4 международной конференции по положению женщин, ведущим органом, ответственным за выполнение данных решений назначает Федерацию кубинских женщин, указывает на прямую взаимосвязь с национальным семинаром «Кубинцы в Пекине – 2000», упоминает о важности сорокалетней работы в целях достижения гендерного равенства кубинской администрации в сотрудничестве с Федерацией кубинских женщин, в том числе, в формате ООН. Шесть основных областей, входящих в повестку национального семинара – женщины и экономика, женщины и общественная деятельность, женщины и СМИ, женщины и законодательство (расследование и статистика), репродуктивные и сексуальные права, доступ женщин к руководящим должностям. Согласно статье 43 Конституции Кубы,[132] «женщина пользуется равными правами с мужчиной в экономических, политических, социальных и семейных отношениях. Чтобы гарантировать осуществление этих прав и особенно вовлечение женщины в общественный труд, государство заботится о том, чтобы женщине обеспечивалось рабочее место, отвечающее ее физическим возможностям, предоставляет ей оплачиваемый отпуск по материнству до и после родов, организует такие учреждения, как детские сады, школьные полуинтернаты и интернаты, и стремится создать все условия, обеспечивающие осуществление принципа равенства».

В документе сообщается об улучшении ситуации в сфере здравоохранения: снижении уровня младенческой и детской смертности, числа абортов.

Представленность женщин на руководящих должностях процентном соотношении следующая: 27,6% - парламентариев, 34,6% - занимают высшие посты в судебной системе, 6,2% - министры, 9,8 % – вице-премьеры, 16% - состава Государственного Совета Кубы.

Важнейшие документы, защищающие права женщин, были приняты на Кубе в 1970-е - 80-е гг. благодаря инициативам, выдвигаемым Федерацией кубинских женщин: Закон о материнстве (1976), Семейный кодекс (1975), Комиссия по защите прав трудящихся женщин (1980), Женский кодекс (1985) в числе прочих.

Министерство здравоохранения Кубы также сообщает о введении «гендерно позитивного медицинского обслуживания» (то есть женщин-пациенток либо обслуживают женщины-врачи, либо диагностика и лечение проводятся с учетом гендерной специфики).

Немаловажной превентивной мерой с позиции ликвидации гендерных проблем, в частности, проблемы гендерного насилия, является проект «Формальной образование в целях формирования ответственного сексуального поведения», проводимый Национальным центром сексуального образования Кубы. Также существует Оперативная группа по предотвращению и лечению заболеваний, передающихся половым путем и Центр по борьбе со СПИД (ВИЧ): женщины, пострадавшие от гендерного насилия в большинстве случаев перенесли или подвергались риску подобного рода заболеваний. Центр по борьбе со СПИД/ВИЧ также занимается проблемой трудоустройства пациентов, которое достаточно затруднено: работодатели не желают принимать на работу сотрудников со СПИД/ВИЧ в связи со вполне понятными опасениями угрозы заражения.

Основные проблемы, с которыми сталкиваются организаторы социальных проектов и национальное правительство:

1) Доступ женщин к профессиям, отличным от традиционных (включая политическую сферу).

2) Проблема внедрения всеобщего сексуального образования в масштабах страны, ввиду не вполне корректной обратной связи.

3) Позитивная дискриминация в пользу женщин в сфере педагогики (большинство как школьных учителей, так и преподавателей ВУЗов – женщины) и негативная – в технико-технологической сфере. Национальный план действий по выполнению Пекинской платформы на 2000 год предусматривает равное участие мужчин и женщин во всех секторах экономики и областях труда.

4) Экономическая блокада Кубы со стороны США и их союзников, затрудняющая финансирование социальных проектов и ликвидацию или снижение уровня бедности в масштабах страны.

Инициативы правительства по устранению существующих проблем таковы:

1) Усовершенствование трудового законодательства в целях расширения доступа женщин к специальностям, отличным от традиционных (в том числе, в сфере политики и безопасности).

2) Проведения детального секторального анализа положения трудящихся женщин с целью выявления общих закономерностей и проблем «на местах» и их последующей ликвидации.

3) Углубление интеграции и кооперации правительственных и неправительственных структур в целях упрощения финансирования и ускорения реализации проектов по защите прав женщин и установления гендерного равенства.

4) Акцентирование внимания на следующих областях права: семейном праве, уголовном праве, международном праве и уже упомянутом ранее трудовом праве в целях усовершенствования данных областей в гендерно позитивном направлении на недискриминационной основе.

5) Расширение международного сотрудничества и заимствование позитивного зарубежного[133] опыта в области достижения гендерного равенства.

По результатам реализации Национальных планов действий по выполнению решений Пекинской платформы действий и работы Чрезвычайных сессий ООН составляется Экономической комиссией по странам Латинской Америки и Карибского бассейна составляется саммари – сжатый анализ проделанной работы и задач на перспективу.

Анализ состоит из четырех частей: первая акцентирует внимание на достижениях стран, вторая – на проблемных областях работы, требующих введения дополнительных мер и приложения дополнительных усилий, успешных и неудачных способах решения поставленных Пекинской платформой задач, третья – на институциональных механизмах и финансировании проектов, в частности, на программах для национальных министерств, ресурсах государств, механизмах мониторинга и сети партнерских организаций, четвертая – на планах и инициативах государства на будущее (в данном случае – на ближайшие пять лет).[134]

Вопросы гендерного насилия и проблемы женщин в вооруженных конфликтах напрямую затрагиваются в Докладе Генерального Секретаря ООН на 43-ей Сессии Комиссии по положению женщин 11-12 марта 1999 в пунктах 24-29:

1) 13 из подготовленных 20 национальных планов действий охватывают важнейшую проблему насилия в отношении женщин, несколько планов включают запланированные или уже внесенные изменения в уголовные кодексы как способ борьбы с явлением насилия в отношении женщин, в нескольких планах указывается, что правительства намерены решать проблему насилия в отношении женщин путем проведения информационно-пропагандистских кампаний в отношении насилия по признаку пола: использовать средства массовой информации для информирования общественности о причинах и последствиях насилия в отношении женщин, сотрудничать с общественными благотворительными организациями в рамках государственной образовательной программы, направленной на повышение осведомленности о насилии в семье.

2) Ряд правительств предлагает институциональные меры по борьбе с насилием в отношении женщин, такие как организация регулярных учебных программ для сотрудников полиции и других правоохранительных органов с целью повышения «гендерной чувствительности» в процессе расследования преступлений на почве гендерного насилия, создать институциональные механизмы, с тем чтобы женщины и девочки могли сообщать о случаях насилия в отношении них в безопасной и конфиденциальной обстановке.

3) Во всех планах признается роль гражданского общества, особенно неправительственных организаций, в решении проблемы насилия в отношении женщин. На Кубе таковой организацией признается Федерация кубинских женщин, неоднократно упоминаемая в работе.

4) Восемь из 20 национальных планов действий касаются женщин и вооруженных конфликтов. Несколько планов тесно связаны со структурой Платформы действий и предлагают действия по всем целям. Некоторые планы определяют конкретных участников, а также определяют ресурсы, необходимые для реализации. Несколько планов, включая план Анголы – страны, которой Куба оказывала значительную военную и гуманитарную помощь в ходе борьбы за независимость, направлены на расширение участия женщин в процессе принятия решений в области миростроительства, мирных переговоров и урегулирования конфликтов. Сокращение военных и оборонных расходов и перераспределение ресурсов в пользу деятельности по развитию женщин предусмотрено в плане Анголы. Нарушения прав человека, включая сексуальные и другие виды насилия в отношении женщин, введение обучения гуманитарному праву в военных школах с особым упором на предотвращение насилия в отношении женщин в вооруженных и других конфликтах, интеграция или реинтеграция женщин-беженцев в общество, по-прежнему вызывает также являются значимыми элементами ряда НПД.[135]

В десятилетнем обзоре и Национальном плане действий Кубы сообщается о том, что страна первой подписала и второй ратифицировала Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин[136] и готовит свой пятый периодический доклад для Комитета по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

Кубинский эксперт исполняет обязанности заместителя Председателя Комитета. Правительство Кубы работает над подготовкой пятого доклада в соответствии с указаниями комитета и выражает приверженность политического курса правительства Кубы принципам Конвенции.

Анализ Национального плана действий по выполнению Пекинской конференции и рекомендации, вытекающие из четвертого доклада Кубы о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, позволяют говорить о достижении прогресса в направлении улучшения положения женщин. Предпринимаются дальнейшие усилия по совершенствованию законодательства с целью достижения полного равенства возможностей для мужчин и женщин, например, 13 августа 2003 года вступил в силу Указ-закон № 234 «О материнстве», статья 16 которого предусматривает возможность разделения декретного отпуска между отцом и матерью в интересах улучшения развития ребенка. Сообщается об увеличении присутствия женщин на руководящих политических постах: с 1996 года наблюдается устойчивый прогресс в руководящие должности в гражданском государственном секторе, что можно оценить, исходя из следующих статистических показателей: в 1996 году женщины-руководители составляли 30,1% от общего количества, в 1998 году - 31,1%, в 2000 году - 33,3%, в 2005 - 34,5%, число женщин-руководителей в общей сумме составляет 95 314 человек, 6 женщин-министров занимают руководящие посты в министерствах науки, технологии и окружающей среды, внутренней торговли, иностранных инвестиции и экономического сотрудничества, аудита и инспекции, легкой промышленности, финансов и ценных бумаг соответственно. В 1995 году было 12 женщин-заместителей министров, тогда как в 2005 году их насчитывалось 33, включая руководящие посты в «нетрадиционных департаментах», таких, как министерства черной металлургии и машиностроения, информационных технологий и связи, транспорта, строительства, сельского хозяйства, гражданского права, авиации.

Наиболее значимыми и актуальными докладами Кубы по выработке мер, способствующих реализации положений Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 1979 года могут считаться 4-ый доклад на 23-ей Специальной сессии ГА ООН (2000) и 5-ый и 6-ой объединенные доклады на 36-ой сессии.

В четвертом докладе не только неоднократно подчеркивается важность положений кубинской Конституции, ранее упомянутых в работе, но и сообщается предусмотренном уголовном наказании за проявление любых форм дискриминации в отношении женщин согласно статье 295 Уголовного кодекса Кубы (закону 62 от 29 декабря 1987):[137] дискриминация определяется как «нарушение или угроза нарушения равенства прав со стороны индивида, организации или предприятия по половому, расовому, этническому и иному признаку». За следование «букве закона» несет ответственность Генеральный прокурор согласно Акту номер 83 от 11 июля 1997 года.[138] В отчете содержится информация о проведении 2-х семинаров по выполнению решений Пекинской платформы действий кубинским национальным правительством от 1996 и 1999 гг. соответственно и разработке первого Национального плана действий. В соответствии с Индексом Человеческого развития Программы развития ООН, Куба занимает 25 место в рейтинге стран, развивающих программы гендерного равенства: среди развивающихся стран это – одна из самых высоких позиций. К числу достижений национального правительства Кубы следует также отнести введение декрета-закона номер 175 «О запрете торговли людьми, в частности, женщинами и детьми» от 17 июля 1997 года, несмотря на то, что страна, судя по заявлениям ее правительства, никогда не сталкивалась с подобной проблемой.

Отчеты 5 и 6, подготовленные Кубой к 36 Сессии ГА ООН сфокусированы на негативном влиянии безработицы и бедности в регионе ЛАКБ на реальности доступа женщин к своим правам, например, в 2003 году уровень занятости в Латинской Америке достигал 10,7% около 700 000 человек были безработными, в Латинской Америке проживало 92 миллиона бедных и неимущих, в конце 2003 года число бедных людей было на 20 миллионов увеличилось по сравнению с 1997 годом. «В этих условиях бедности и социальной изоляции женщины страдают больше всего, не только из-за предвзятого отношения к гендерным различиям, также из-за разного влияния экономической ситуации на мужчин и женщин, учитывая роли, традиционно выполняемые ими. Таким образом, явно фундаментальное противоречие между официальными декларациями, провозглашающими равные права и возможности и степень, в которой они на самом деле достигнуты».

Ухудшение экономической ситуации напрямую влияет и на меры по защите пострадавших от гендерного насилия, как в вооруженных конфликтах, так и в мирное время: как превентивные, так и меры по реабилитации.

Тем не менее, исходя из положений доклада, по ряду параметров, Куба может считаться успешным примером борьбы за достижение гендерного равенства в сферах, помимо законодательной, а именно:

1) Широкая представленность женщин в медиаресурсах и научных журналах, позволяющая женщинам открыто заявлять о своих проблемах, о дискриминации в различных сферах, обсуждать данные проблемы и коллективно бороться с ними: такие, как программы «Когда одна женщина», ибероамериканские встречи «Женщины и СМИ», научный журнал «Марипоса», посвященный гендерной проблематике, общественная кампания «За жизнь», четыре электронных издания, включая журнал «Женщины», позволяющие продвигать проблематику гендерного равенства и борьбы с гендерным насилием в социальный дискурс. Недавно созданный департамент по гендерным вопросам и коммуникациям в Международном институте журналистики имени Хосе Марти в дополнение к национальной системе подготовки мужчин и женщин специалистов в сфере информационной деятельности, активизировал работу. В Институте радио и телевидения Кубы была создана междисциплинарная рабочая группа с целью мониторинга изображения и присутствия женщин в средствах массовой информации и разработки политики, которая способствует формированию сбалансированного образа женщин как полноправных членов социума. Частью подобной политики является борьба со стигматизацией жертв гендерного насилия и дискриминации в любых формах ее проявления.

2) Образовательные гендерно-позитивные программы, как под эгидой ООН (ЮНЕСКО), так и проводимые непосредственно национальным правительством, включая программы сексуального образования, программы гендерного просвещения и кампании по борьбе с насилием, создание центров семейной консультации (на Кубе их 173).

3) Увеличение участия женщин в сфере внутренней политики. В качестве примеров можно привести кампанию Народной Национальной Ассамблеи «Выбери лучшую среди равных», направленная на повышение участия женщин в политике, продвижение женщин-кандидаток в Национальную Ассамблею.[139] Число женщин, занимающих должности в муниципальных собраниях, также возросло: в результате выборов 2002 года 89 женщин занимают должности секретарей муниципальных собраний; это составляет 52,6% от общего числа. В Национальное собрание входят 219 женщин-депутатов, или 35,9 процента общего числа избранных, с точки зрения участия женщин в Парламенте Куба находится в рейтинге среди ведущих развитых стран мира.[140]

4) Вовлечение женщин в сферы внешней политики и безопасности, в работу органов ООН: Женщины составляют 53,8 процента сотрудников Министерства иностранных дел, в Министерстве иностранных инвестиций и экономического сотрудничества женщины занимают 25 процентов старших должностей, включая самого министра. Это - одна из шести кубинских организаций, возглавляемых женщинами. В министерстве туризма 83 процента сотрудников, работающих за границей – женщины, на институциональном уровне в министерстве внешней торговли 104 из 287 должностей (36,24 процента) занимают женщины, Советник Постоянного представительства Кубы при ООН в Женеве – женщина, Кубинский институт гражданской авиации также включает большое число женщин-специалисток на руководящих должностях. В настоящее время пять из 21 представительства за рубежом (24 процента) возглавляют женщины, в состав руководителей Министерства здравоохранения Кубы входят три женщины - главы миссий, в Министерстве культуры – 10 женщин международных советников и / или консультантов, Кубинская женщина служит послом Комиссии ООН по положению женщин.

5) Активная работа кубинских женщин под эгидой ООН и региональных организаций по защите прав женщин. На каждой из сессий Комиссии ООН по положению женщин Куба была представлена большим количество женщин, как в правительственных, так и неправительственных делегациях - Министерства иностранных дел совместно с Федерацией Кубинских женщин, Куба внесла выдающийся вклад в групповое обсуждение доступа женщин к средствам массовой информации и коммуникации, технологиям и их использованию в качестве инструмента для продвижения и расширения прав и возможностей на сорок седьмой сессии Комиссии по положению женщин (CSW), состоявшейся в марте 2003 года.

Представители кубинского министерства иностранных дел и должностные лица Федерации кубинских женщин активно участвовали в переговорах по пунктам повестки дня Комиссии по положению женщин и выработке заключительных документов двадцать третьей специальной сессии Генеральной Ассамблеи.

Кубинская делегация уделяла аналогичное внимание переговорам и дискуссии по теме женщин на нескольких форумах Организации Объединенных Наций, в том числе, Комиссии по правам человека и Третьего комитета Генеральной Ассамблеи. Правительство Кубы также принимало активное участие во всех заседаниях Региональной конференции по положению женщин в Латинской Америке и Карибского бассейна, вице-председателем которого он является в течение нескольких лет, а также в заседаниях Региональной конференции организованной Экономической комиссией по латыни Америка и Карибский бассейн (ЭКЛАК). Куба сыграла особенно важную роль на восьмой Региональной конференции «Женщины в Латинской Америке и Карибском бассейне», состоявшейся в Перу в феврале 2000 года в связи с подготовкой и представлением вместе с Мексикой одного из ключевых пункты повестки дня, а именно – гендерного равенства. Председатели Региональной конференции по положению женщин ЛАКБ провели успешную встречу на Кубе в апреле 2003 года, отметили высокий уровень подготовки кубинских женщин к мероприятию, а также значительные достижения последних в области борьбы за гендерное равенство. Куба выполнила все свои обязательства по международным договорам, к которым она причастна, женщины сыграли ведущую роль в процессе подготовки докладов об их выполнении, в представлении их различным комитетам, в настоящее время кубинская женщина занимает руководящий пост в Комитете по Ликвидации дискриминации в отношении женщин. Куба является инициатором образовательных программ для повышения квалификации в области продвижения прав женщин ООН, способствует участию гражданок страны в национальных и международных семинарах и практикумах, предназначенных для обеспечения дальнейшей подготовки по вопросам учета гендерной проблематики и смежным вопросам, которые имеют важное значение для осуществления положений Конвенции по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.[141]

6) Фактические равное соотношение женщин и мужчин военнослужащих в Кубинских революционных вооруженных силах, включая руководящие должности: всего на военной службе страны состоит 3, 134, 622 мужчины в возрасте от 15 до 49 лет и 3, 022, 063 женщины, из них годными к строевой службе признаны 1, 929 370 мужчин и 1, 888, 498 женщин.[142] В мирное время имеющие специальную подготовку женщины могут проходить военную службу на добровольной основе, а в военное могут быть мобилизованы. Командные кадры, вне зависимости от гендера подготавливают военные училища, Военно-технический институт и Военно-морская академия.[143]

7) Скоординированное междисциплинарное исследование проблем, связанных с насилием непосредственно и выработка реабилитационных мер для пострадавших. Исследование трех муниципалитетов в городе Гавана было проведено совместно: Главным управлением Национальной революционной полиции, Национальной службой по уходу за детьми, Министерством внутренних дел, Министерством общественного порядка, Министерством здравоохранения, Министерством образования и Федерацией кубинских женщин. Целью исследования было предоставление всесторонней помощи жертвам насилия, улучшение реализации установленных мер для координации действий сообщества. Это было в дополнение к регулярным исследованиям проводится FMC и других учреждений, организаций и учреждений на Кубе.

В результате исследований были выработаны важные предложения, в том числе законодательные меры, направленные на решение проблемы. В целях систематизации специалистами из Института судебной медицины, Национальной дирекции Федерации кубинских женщин, Офисом Государственной прокуратуры, Министерством юстиции, Факультетом медицинских наук и Основные клиники Министерства здравоохранения было объединено 20 исследований за период с 1991 года, посвященных проблеме насилия в целом.[144]

В качестве основного препятствия успешной защите прав женщин по-прежнему рассматривается экономическое эмбарго со стороны США, в частности, признаются неблагоприятные последствия закона Хелмса-Бертона и экономической, торговой и финансовой блокады Кубы правительством Соединенных Штатов, что препятствует Кубе в полной мере осуществлять положения Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и Пекинской платформы действий. Констатируется усиление давления с 2000 по 2005 годы и включение Кубы в список «террористических государств» «на основании ложных аргументов и недобросовестной лжи». В особенности, эмбарго негативно повлияло на положение женщин в сельской местности, а также научно-технические контакты между женщинами-учеными и технико-технологический обмен как ценной информацией, так и современным оборудованием. С точки зрения международной безопасности эмбарго рассматривается как элемент нарушения неугрожаемого состояния национального суверенитета Кубы.[145] На девятой сессии Региональной конференции по проблемам женщин в странах ЛАКБ Куба резко высказалась на тему агрессивных законов США и обвинила последние в клевете: в особенности, в отношении выдвигаемом США обвинении Кубы в поощрении секс-туризма,[146] что категорически противоречило бы борьбе за достижение гендерного равенства, развернуто рассмотренной в Национальных планах действий Кубы, тем более – никоим образом не могло бы способствовать реабилитации жертв гендерного насилия, пострадавших в вооруженных конфликтах. Заявление было включено в отчет о работе Сессии.

Наконец, стоит отметить, что кубинские проблемы не упомянуты в отчете Экономической комиссии по странам ЛАКБ «Пекин+15», что может свидетельствовать об успешной работе национального правительства и негосударственных акторов страны в направлении достижения гендерного равенства и борьбе с гендерным насилием. Однако, общерегиональные проблемы Латинской Америки и Карибского бассейна, на которые следовало бы обратить внимание, по-прежнему актуальны и для Кубы.

Основная проблема касается доступа к правосудию и необходимости своевременного и подходящего наказание за насилие. Некоторым странам еще предстоит реализовать национальные планы и программы предупреждение насилия и забота о жертвах, чтобы повысить низкий уровень воздействия на отдельные группы населения. Тот факт, что национальные законы против насилия и действующие уголовные кодексы еще не согласованы с международными правовыми рамками, такими как Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и Межамериканская конвенция о Предотвращении, наказании за совершение насилия и искоренении насилия в отношении женщин, которая была подписана Организацией американских государств (ОАГ) в 1994 году и ратифицирована всеми странами региона,[147] Римский статут Международного уголовного суда. Многие страны приняли законы в 1990-х годах, но у них есть проблемы с реализацией последних, которые до сих пор не решены, потому что государства не разработали необходимые институциональные механизмы, в том числе те, которые касаются доступа к правосудию или подготовки кадров. Соблюдение законов будет затруднено из-за отсутствия или недостаточности подготовки сотрудников полиции, агентов системы правосудия, а также сопротивление изменениям в судебной системе, что усугубляется отсутствием или недостаточностью обучения и низкими бюджетными ассигнованиями. В случае Кубы этому способствовала длительная экономическая блокада со стороны США. Сочетание вышеназванных проблем означает, что женщины сталкиваются с препятствиями в процессе доступа к правосудию и страдают от ревиктимизации и незнания собственных прав и механизмов, которые существуют для поддержки их в процессе подачи жалоб. В большинстве стран созданы линии помощи жертвам насилия и приюты для жертв-женщин под эгидой организаций и институтов ООН, созданных в целях улучшения положения женщин, либо управляемые институтами гражданского общества национальных государств. Следует, помимо прочего, отметить, что интегрированные системы для направления и мониторинга во всех случаях еще не до конца разработаны.[148]

В 2016 году ранее упомянутая в работе Межамериканская комиссия женщин приняла новый Стратегический план до 2021 г., включающий программы и мероприятия по двум направлениям: достиже6ние полного гендерного равенства и ликвидация всех форм дискриминации в отношении женщин, а также превентивные меры в отношении гендерного насилия и наказание насилия по признаку пола. Установлены следующие региональные приоритеты: 1) институционализация гендерного аспекта в работе ОАГ и ее государств-членов; что означает создание специальных организаций, ответственных за обеспечение прав женщин, как на уровне национальных правительств, так и неправительственные, и межправительственные; 2) укрепление потенциала и обучение специальных подразделений правоохранительных органов для всестороннего контроля за реализацией прав женщин; 3) содействие повышению уровня политической и гражданской сознательности женщин региона ЛАКБ, чему способствует медиатизация проблемы; 4) поощрение экономической независимости женщин для всестороннего развития общества, с акцентом внимания на обеспечении равного доступа к рынку труда мужчин и женщин, сокращению списка «профессий, неприемлемых для женщин»; 5) применение гендерно позитивного подхода  в процессе обеспечения общественной безопасности.[149]

Ряд проблем в реальном обеспечении женщинами своих прав существует по сей день: МКЖ стремится выявить и устранить их путем сбора информации и осуществления проектов технического сотрудничества с правительствами. Следует указать на отсутствие автономности у Межамериканской комиссии женщин, что не может негативно не сказаться на эффективности работы последней и оставляет открытым вопрос о создании автономной региональной организации по защите прав женщин, ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, противодействию гендерному насилию в регионе ЛАКБ.

Несмотря на вышеизложенные проблемы, Куба может рассматриваться как успешный пример страны, на территории которой достигнут высокий уровень гендерного равенства. Государство продолжает работу в направлении реализации программ Конвенции по положении женщин ООН и Пекинской платформы действий, как на уровне национальных проектов и планов действий, так и в рамках региональных организаций, и может служить конструктивным примером для менее стабильных государств региона. Также следует отметить мирный характер кубинского внешнеполитического курса и нацеленность на усовершенствование внутренней политики, а не военные интервенции или вовлеченность в вооруженные конфликты различных типов. Стоит подчеркнуть, что ликвидация всех форм дискриминации в отношении любых групп населения взаимосвязана с экономическим положением страны, а улучшению последнего в кубинском контексте значительно способствовало бы снятие со страны эмбарго со стороны США. Куба неоднократно поднимала вопрос на выступлениях представителей страны в различных органах ООН и целесообразным представляется рекомендовать государствам-нациям, являющимся членами Организации, уделить этому большее внимание и способствовать выработке взаимовыгодного компромиссного решения, используя дипломатические инструменты и методы «мягкой силы».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: