Для того что бы сформировать устойчивую танцевальную пару, которая в дальнейшем будет показывать высокие результаты на спортивной арене, она должна обладать:
1. Индивидуально- психологическими особенностями, определяющими психологическую совместимость партнеров.
2. Средними показателями нервных процессов (сила, подвижность, уравновешенность).
3. Умеренным и низким уровнем личностной тревожности.
4. Хорошим самоконтролем.
5. Уверенностью в себе.
6. Эмоциональною стабильностью.
7. Склонностью к сотрудничеству.
Данные проведенного мной исследования дают возможность представить своеобразный обобщенный «портрет» спортсменов, расписанный по каждому из исследуемых компонентов межличностного взаимодействия и по итоговому показателю, дает возможность сэкономить время и облегчить процесс формирования танцевальных пар.
1. Соматические характеристики
При комплектовании пар в спортивных танцах следует учитывать показатели (длина тела, масса тела, телосложение), физические качества (гибкость, координационные способности), индивидуально-психологические особенности личности танцоров (силу, уравновешенность, подвижность нервных процессов, экстраверсию-интроверсию, нейротизм), уровень личностной тревожности и стремление к проявлению лидерства во взаимоотношениях с людьми, уровень самооценки, а также структуру мотивации направленную на достижения успеха.
|
|
2. Методика комплектований
Для повышения эффективности занятий спортивными танцами среди детей 12-14 лет рекомендуется применять: измерение длины тела танцоров; упражнение на гибкость, тест Б.А. Вяткина для оценки свойств высшей нервной системы; тест Айзенка для оценки экстраверсии-интроверсии, нейротизма; тест описания проверки уровня личности спортсмена направленная на мотивацию к успеху по Эллерсу; тест на определение личностной тревожности Спилбергера-Ханина, тест «Лидер» для оценки уровня лидерских стремлений, самооценка личности по методики Будасси.
3. Индивидуальные особенности
Помимо предложенной методики комплектования спортивных танцевальных пар, следует учитывать также возрастные и половые особенности подростков, особенности их физического развития, двигательной подготовленности, так как это является также основными факторами в процессе комплектования пар.
4. Контроль
Разработанную методику комплектования пар в спортивных бальных танцах можно использовать для проведения психолого-педагогического контроля, за танцорами, как в предлагаемом комплексе, так и частично для обследования отдельных параметров спортсменов.
Показатели, полученные при обследовании спортсменов-танцоров во время их комплектования в пары, можно использовать для целенаправленной коррекции учебно-тренировочного процесса по спортивным бальным танцам в направлении развития совместимости и срабатываемости спортсменов.