Игры на воссоздание
Из геометрических фигур образных,
И сюжетных изображений.
Воспитатель: Ревнивцева Раиса Михайловна
МДОУ ЦРР – д/с №21 «Аист»
г.п. Запрудня, Талдомский район,
Московская область
2012
Игры на воссоздание из геометрических фигур образных, и сюжетных изображений.
Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. «Математика приводит в порядок ум», то есть наилучшим образом формирует приёмы мыслительной деятельности и качества ума. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Надо помнить, что математика – один из наиболее трудных учебных предметов, но включение игр создаёт условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.
В 5 – 7 лет ребенок уже в состоянии овладеть на элементарном уровне такими приёмами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение.
Сравнение – это приём, направленный на установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями.
Анализ – выделение свойств объекта или выделение объекта из группы, или выделение группы объектов по определённому признаку.
Классификация – это мысленное распределение предметов по классам в соответствии с наиболее существенными признаками.
Обобщение – это мысленное объединение предметов или явлений по их общим и существенным признакам.
Систематизация – приведение в систему, расположение объектов в определённом порядке, установление между ними определённой последовательности.
Сериация – построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по выбранному признаку.
Умозаключения – мыслительный приём, состоящий в выведении из нескольких суждений одного – вывода, заключения.
В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей.
В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно, усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.
Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью наглядных пособий: кубиков, кирпичиков, блоков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора и т.д.
Сущность развивающих игр
Задачи даются ребенку в различной форме (в виде модели, плоского рисунка, чертежа, письменной или устной инструкции и т.п.) и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
Разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимость и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, то есть умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результат своих действий.
Игры, направленные на развитие восприятия
С помощью группы игр, направленных на развитие восприятия, дети выполняют действия по образцу или указанию. В процессе таких игр ребята знакомятся с простейшими геометрическими фигурами, их свойствами, усваивают понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа», «между». Детям нравится сравнивать, анализировать, находить общее и различия, интересен поиск недостающего. Игры подобного типа настолько заинтересовывают детей, что они начинают придумывать их сами.
Примеры игр
Все игры на классификацию по определенным признакам, «Расставь фигуры, как я скажу», «Магазин ковров», «Нарисуй недостающую фигуру», «Дорисуй фигуру», «Зверята строятся», «Матрешки и корзиночки», «Я знаю …», «Собери бусы», «Найди карточки с одинаковым расположением геометрических фигур», «К своим флажкам», «Парные картинки» (один-много) и т.д.
Игры, направленные на развитие внимания
Важное условие эффективности обучения математике – это внимание детей. Внимательно слушая объяснение, ребенок легче воспринимает, понимает, запоминает содержание материала и тем самым облегчает свою дальнейшую работу.
Предлагаемые игры формируют у ребенка умение сосредотачиваться на определенных сторонах и явлениях действительности. Основные свойства внимания: устойчивость, переключение и распределение.
Устойчивость внимания означает способность длительно сосредоточиваться на чем-либо.
Переключение внимания представляет собой способность переходить от одной деятельности к другой, от одного занятия к другому.
О распределении внимания мы говорим тогда, когда человеку приходится взаимодействовать сразу с двумя или несколькими предметами.
Внимание бывает непроизвольным и произвольным.
Непроизвольное внимание характеризуется тем, что оно вызывается новыми, привлекательными и интересными в данный момент для ребенка предметами.
Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиваться на задании, даже если оно не очень интересно. Поэтому большое значение уделяется воспитанию произвольного внимания у дошкольников. Для этого в занятия постоянно включаются специальные упражнения и задания, нацеленные на формирование внимания, развития активности, самостоятельности, творческого отношения к делу.
Примеры игр
«Что изменилось?», «Найди отличия», «Найди одинаковые», «Найди ошибки», «Зеркало» (ребенок внимательно следит за движениями взрослого и подражает им), «Повтори рисунок» (копирование точек, букв по образцу), «Нарисуй, правильно считая и двигаясь в нужном направлении», «Цифры по порядку» (прямой или обратный счет цифр, вразнобой нарисованных в таблице), «Зачеркни на листе только цифру 5», «Подбери узор» (матрицы Равена), «Найди такой же предмет, как на образце», «Найди только те предметы, которые нарисованы на картинке», «Поставь в фигурках определенные значки» и т.д.






