Творческого занятия «Моя Родина-планета»
На выставке художника Азата Галимова «Между Западом и Востоком»
посвященного к 100-летию образования ТАССР
Продолжительность экскурсии - 75 минут
Программа рассчитана для учащихся младшей и средней школы
Составитель: Д.П. Ахметзянова
Казань- 2020
Пресс-релиз
Для кого-то родина – это место, где человек родился, большая страна, а для кого-то это целая планета. Мы приглашаем на творческое занятие, которое будет посвящено созданию своей планеты. Вдохновившись картинами художника Азата Галимова на выставке «Между Западом и Востоком», которые он писал в путешествиях по всему миру, вы с помощью кисточек, отпечатков пальцев и тюбиков красок и цветов нарисуете свою планету.
Обоснование: Экспозиция выставки включает произведения......... На выставке представлены художественные работы, написанные в разные годы во многих уголках нашей страны и мира. Выставку открывают виды Казани, являющейся центром в творчестве художника и находящейся между Западом и Востоком и в географическом, и в культурном смысле. Творческое занятие включает экскурсию.....................................Для усвоения, запоминания большого материала по выставке и вовлечения школьников в активную работу было разработано творческое занятие «Моя Родина-планета»
Цель: познакомить с творчеством петербуржского художника Азата Галимова.
Задачи:
1. Рассказать о жизни и творчестве А. Галимова
2. На основе экспонатов выставки способствовать воспитанию чувства патриотизма и любви к своему краю
3. Сформировать толерантность, чувства уважения и симпатии к другим странам и их народам
4. Способствовать воспитанию эстетических чувств
Объект показа выбрать темы, предположительные картины | Время | Тема. Наименование подтем | Методические указания | Вариант логического перехода |
Биография А. Галимова | Текст в документе | |||
Жанры живописи | вопросы в документе | Построить диалог с участниками, задавая вопросы. | ||
У Аничкова моста. Канал Грибоедова. В тени деревьев. Летний вечер. Фонтанка. Весна в Петербурге. | Санкт-Петербург – город вдохновения | текст в документе | Построить диалог с участниками, задавая вопросы о путешествиях. Что такое путешествие? Почему они нужны? Для чего художник путешествует? | |
Замки Луары Перед дождем. Страсбург. Турция. Buyukada Мечеть на улице Низам. Ветреный день. Китайский мотив. | Путешествие по миру | текст в документе | Построить диалог с участниками, задавая вопросы о Родине.О том месте, куда человек всегда хочет вернуться или о том, что его всегда связывает с малой родиной | |
Казань в творчестве художника | текст в документе | Построить диалог с участниками, задавая вопросыо том, какой цвет ассоциируется с их родины? Перейти к творческому занятию | ||
Творческая работа. | Этапы занятия с объяснением отражены в тексте этого документа |
Экскурсионный текст.
Краткая биография художника.
Родился в 1958 году в Татарской АССР. Детство провел в Коми АССР, в г.Инта, где и получил первые навыки рисования. Кратко обозначим основные факты жизненной и творческой биографии живописца, вехи совершенствования его таланта. Азат Галимов с благодарностью вспоминает общеобразовательную школу города Инта и учительницу рисования, подметившую талант будущего живописца и посоветовавшую продолжать занятия. Затем была учеба в Художественно-реставрационном училище в городе Волжск, служба в армии. И, наконец, переезд в Ленинград и поступление в Высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной (ныне СПГХПА имени А. Л. Штиглица), которое Азат окончил в 1986 году. Через шесть лет он вступает в Петербургский союз художников и становится постоянным участником проводящихся здесь весенних и осенних выставок. Полученные профессиональные навыки позволили автору уверенно решать живописные задачи в каждом жанре, к которому он обращается.Азат Галимов 35 лет своей жизни посвятил творчеству, воспевающему красоту природы и рукотворного созидания человека. Путешествуя по всему миру, художник знакомился с культурой и бытом разных народов, пытаясь отразить в своих полотнах и то, что разнит, и то, что объединяет людей во всех странах. Среди его творческих путешествий во Францию и Италию, Германию и Турцию, Болгарию и Китай особое место принадлежит России и именно Петербургу и Казани. В какой бы стране Азат не работал, он везде подмечал приметы смешения культур разных народов, искал наиболее близкие его сердцу мотивы, напоминающие его Малую Родину.
Построить диалог с участниками, задавая вопросы.
Давайте обратим внимания на картины в зале? Какие жанры живописи вы знаете? Какие из них есть в картинах художника?
Живопись (пейзаж, городской пейзаж, натюрморт, жанровые сцены).
Но мы с вами замечаем, что главным пристрастием художника является пейзаж.
С помощью, каких материалов создавались работы?
Холст, масло, дерево(рамы)
Тема 1. Санкт-Петербург.
В уже обширной петербургской серии, конечно, есть виды, которым художник отдает явное предпочтение. Это Аничков мост и его «окрестности», где знаменитые клодтовские композиции принимают активное участие в напряженном движении жизни мегаполиса. И, конечно, Летний сад, которому посвящена целая сюита пейзажей. Отдельные образы, кажется, покрыты ностальгическим флером первых впечатлений мастера от знакомства с Петербургом и Летним садом. Сами тенистые аллеи, кажется, дают нам возможность отдохнуть после долгих прогулок по улицам и проспектам с плотно сомкнутыми домами, почти не оставляющими места зелени и естественным островкам природы.
У Аничкова моста.
Канал Грибоедова. В тени деревьев.
Летний вечер. Фонтанка.
Весна в Петербурге.
Тема 2. Путешествия по миру.
Построить диалог с участниками, задавая вопросы о путешествиях. Что такое путешествие? Почему они нужны? Для чего художник путешествует? Азат Галимов говорил, что тот, кто много путешествует, согласится со мной, что в каждой стране свой свет, цвет неба и даже запах. Все это очень трудно передать на холсте, но я стараюсь заниматься этим уже более тридцати лет. Помимо отличий, в любом уголке мира очень много схожего, того, что очень дорого и понятно каждому человеку.
Этот ритм пронизывает очертания европейских готических соборов и ренессансных палаццо, и экзотический для нас облик китайских пагод на фоне пронзительной синевы неба. Он возникает и в суете стамбульских улочек, контрастом которой является величественная торжественность турецких мечетей с высокими минаретами. Быть может, только в изображениях замков Луары художник стремится создать некий ореол величия вокруг безмолвных свидетелей истории великой страны с ее рыцарскими турнирами, религиозными войнами и народными восстаниями. Но сами города Франции (а вместе с нею– Германии и Швейцарии) у художника, как правило, воспринимаются не собранием старинных архитектурных или скульптурных памятников, а живой изменчивой средой, где все пребывает в непрестанном движении. Художник побывал во многих европейских городах. Во Франции он работали на берегах Луары, в замках Вилландри, Эне-лё-Вьёй, Амбуаз и Шомон сюр Луар, с их садами, липами, розами и вековыми замковыми стенами. Цветы – это из самых любимых мотивов для художника. Ему важно — суметь передать их живость и естественность, наполнить работу воздухом и светом. (Прим. Творческого занятия - Можно сделать очертания цветов на форме планеты).
Таковы французский Страсбург, немецкий Фрайбург или швейцарский Базель. Даже традиция архитектурного пейзажа, требующая почти документальной точности в фиксации облика архитектурного ансамбля или отдельного фрагмента городского пространства, переосмыслена в русле эмоциональных возможностей, заключенных в выборе определенного живописного или композиционного решения. К примеру, в пейзаже «Облака над Бурже» покоряет удивительное ощущение свободы, когда мы, подняв голову, открываем вместе с великолепной средневековой архитектурой легкую прохладную чистоту светлого неба с бегущими по нему облаками. А в картине «Фрайбург ранней весной. Вид на Фрайбургский кафедральный собор» навстречу нам движутся трамваи, велосипедисты, прохожие… Город словно оживает и активно стремится к свету и теплу. Притом автор не выписывает фигуру каждого из прохожих – они как бы вплавлены в живую ткань городского мотива, увенчанного высоким шпилем старого собора. А вот и другой, уже швейцарский город с теми же полюбившимися художнику приметами истории и современности. Базельский собор предстает хранителем прочных и надежных, как часы, традиций. А рядом с этим архитектурным сооружением – все те же велосипедисты и расчертившие небо ветви деревьев, еще лишенные листвы. Кажется, для автора картины это – узнаваемый «пароль» европейского города, представляющего размеренный бюргерский быт. Даже в несколько игрушечных невысоких домиках на улочках Германии и Швейцарии Азат Галимов ищет и находит особый уют, определяющий колорит маленьких городов этих стран. Примечательно, что здесь автор, пожалуй, не скован некими канонами, которые предполагает воплощение, скажем, парижских или венецианских городских мотивов. Однако туристическая Мекка, город Святого Марка, Тициана и Тинторетто с его знаменитыми каналами ценен для художника теми гранями, где после долгих поисков, словно заново открываются укромные камерные уголки. Примечательно, что само время года, избранное Галимовым для создания венецианской серии, лишено открыточного лоска живописных видов, с неизменно чистым синим небом и жарким солнцем (заметим, что и знаменитый венецианский карнавал, по традиции проводящийся в феврале, также не стал «героем» работ этого зимнего цикла). Художник предпочитает неяркую благородную цветовую гамму и простые жанровые сценки, передающие атмосферу повседневной жизни. Здесь гондольеры, похоже, рады возможности отдохнуть от непрекращающейся суеты и перекинуться парой словечек со знакомым («Утренние новости»). Или хотя бы просто немного побыть в одиночестве (именно так «отдыхает» даже одинокая лодочка в картине «Приглашение. Риальто»).
Теперь перенесемся вместе с художником в многоликий Китай и для начала сделаем остановку в Пиньяо. Это город-музей, единственный в средневековый город в Китае, где полностью сохранён исторический архитектурный облик. Задачей художника было стремление запечатлеть именно эту, уже уходящую традиционную натуру Поднебесной. Привлекает внимание вариативность пластических градаций внутри уже найденной живописцем манеры, где есть место и обстоятельному постижению местных этнографических реалий, и мастерскому живописному обобщению многочисленных натурных впечатлений. Одна картина, связанная с этим городом, имеет название «Впечатления о Китае. Пиньяо. Старая улочка». Однако здесь мы не встретим «предопределенного» названием момента свободной импрессионистической недосказанности. Напротив, здесь сохраняется та же завершенность и конструктивность пространственного решения, которая уже знакома нам по другим полотнам этого цикла. Такую свободу письма мы встретим, скорее, в другой работе Азата Галимова («Пиньяо. На оживлённых улицах»), где люди и велосипеды, равно как и характерные китайские архитектурные мотивы набросаны эффектными широкими мазками. Наконец, жанровая интрига, которую тоже можно было бы «вычитать» из названия картины («Задворки Пиньяо. Обеденный перерыв»), на самом деле бытует как подтекст (скутеры терпеливо ожидают возвращения своих хозяев после трапезы), впрочем, вполне очевидный для зрителя.
Тема 3. Казань. Татарстан Художник, совершивший творческие путешествия во многие страны мира (в их числе – Франция и Италия, Германия и Турция, Болгария и Китай), возвращается к своим корням, в город, который и географически, и культурно находится между Западом и Востоком, на перекрестке религиозных и культурных традиций.
Прежде всего, это – возвращение мастера к духовным святыням и памятникам культуры своего народа. Это величественные стены белокаменного Кремля и его символы – башня Сююмбике и возрожденная мечеть Кул Шариф, уникальные старинные силуэты Азимовской и Бурнаевской мечетей. Художнику особенно дороги улицы и набережные старого города, его сады и уютные скверики, утопающие в свежей зелени или укрытые осенней листвой. В работах, выполненных в 1990-е годы и запечатлевших старые казанские мечети, автору важна каждая деталь, каждый элемент композиции, который он бережно вводит в единое живописное целое. Примечательно, что бесценные памятники архитектуры старой Казани у художника гармонично включены в неспешное течение городской жизни, где прохожие в национальных костюмах вносят ощущение умиротворенности и ностальгический флер «уходящей натуры». Облик знаменитого города на Волге меняется стремительно. Известные памятники мусульманского зодчества сейчас предстают перед нами в совсем другом окружении, в измененном временем пространстве. А вот другая Казань – в последних работах, выполненных летом и осенью 2019 года с натуры, в течение одного сеанса. Эти полотна отличает виртуозная динамичная манера письма. Кисть художника, кажется, стремится поспеть за потоком машин и людей на набережной Булака, на улице Чернышевского или у метро «Кремлевская», и буквально воссоздает этот пульсирующий ход времени в легких свободных прикосновениях кисти. Они намечают объемы зданий, обозначают фигуры людей и автомобили– еще одну примету пространства большого города, хранящего «преданья старины глубокой».
Что такое родина для вас, ребята?
Какие цвета вы бы использовали для создания своей родины? Почему?