№ п/п | Разделы дисциплины | Количество часов по формам обучения | |
очная | очно-заочная | ||
1. | Введение в дисциплину | 2 | 2 |
2. | Восточные славяне. Киевская Русь в IX – XIII вв. | 2 | 2 |
3. | Московское государство в XIV – XVI вв. | 2 | 2 |
4. | Россия в XVII в. | 2 | 2 |
5. | Российский абсолютизм в XVIII в. | 5 | 2 |
6. | Россия в XIX в. | 5 | 2 |
7. | Россия на рубеже XIX – XX вв. (1894 – 1917 гг.) | 5 | 2 |
8. | Становление Советского государства (1917 – 1930 гг.) | 5 | 2 |
9. | Вторая мировая война. Великая Отечественная война (1941-1945 гг.) | 4 | 2 |
10. | СССР и мир в послевоенный период (1945 – 1953 гг.). | 4 | 2 |
11. | СССР в эпоху глобализации всемирной истории (1954 – 1991 гг.). | 4 | 2 |
12. | Россия на рубеже XX – XXI вв. | 2 | 2 |
Итого | 42 | 24 |
План проведения семинарского занятия:
I. Вводная часть
а. Обозначение темы и плана семинарского занятия;
б. Предварительное определение уровня готовности к занятиям;
в. Формирование основных проблем семинара, его общих задач;
г. Создание эмоционального и интеллектуального настроя на семинарском занятии.
II. Основная часть
а. Организация диалога между преподавателями и студентами и между студентами в процессе разрешения проблем семинарского занятия;
б. Конструктивный анализ всех ответов и выступления студентов;
в. Аргументированное формирование промежуточных выводов, и соблюдение логики в последовательном соблюдении событий.
III. Заключительная часть
а. Подведение итогов;
б. Обозначение направления дальнейшего изучения проблем;
в. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.
Методическая разработка для преподавателя №1: Введение в дисциплину
Цель занятия: сформировать повышенный уровень овладения компетенциями ОК-2, ОК-3, в результате чего студент должен:
знать:
- концепции исторического развития: цивилизационная и формационная;
- функции исторической науки;
- сущность и виды исторических источников;
уметь:
- Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- Критически анализировать источник исторической информации;
- Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, схема, аудиовизуальный ряд);
- Различать в исторической информации факты и мнения, исторически описания и исторические объяснения;
- Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
владеть:
- анализом мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, готовностью к самосовершенствованию;
- анализом значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, готовностью к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства.
- методикой самостоятельной подготовки к практическим занятиям;
- навыками ведения дискуссии.
План изучения темы
1. Предмет, методы и источники изучения истории Отечества.
2. Вспомогательные исторические дисциплины.
3. Русская историческая школа и её достижение (Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, С.М. Соловьев и др.)
4. Основные исторические концепции и подходы к изучению истории.
Основная литература
Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиевв Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. – М., 2012.
Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г. Хрестоматия по истории России. – М., 2012
Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М., 2009
Сахаров А. Н. История России с древнейших времен до наших дней. В 2-х томах. М.: Проспект, 2012.
Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций.- М. 2009.
Фортунатов В.В. История. СПб., 2012
Интернет-ресурсы
http:// www.studmedlib.ru – электронная библиотека медицинского вуза
http://www.histerl.ru – История России
http://www.hrono.ru – сайт всемирной истории
http://www.hist.msu.ru/ER/index.html - историческая библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова
http://www. sbiblio.com - Библиотека учебной и научной литературы
http://www.gumer.info/ - Библиотека Гумер – гуманитарные науки
http://historylinks.ru/ - каталог исторических сайтов
Методическая разработка для студентов № 1: Введение в дисциплину
Цель занятия: сформировать повышенный уровень овладения компетенциями ОК-2, ОК-3, в результате чего студент должен:
знать:
- концепции исторического развития: цивилизационная и формационная;
- функции исторической науки;
- сущность и виды исторических источников;
уметь:
- Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- Критически анализировать источник исторической информации;
- Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, схема, аудиовизуальный ряд);
- Различать в исторической информации факты и мнения, исторически описания и исторические объяснения;
- Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
владеть:
- анализом мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, готовностью к самосовершенствованию;
- анализом значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, готовностью к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства.
- методикой самостоятельной подготовки к практическим занятиям;
- навыками ведения дискуссии.
Термины: археология, генеалогия, историография, источниковедение, хронология, палеография, геополитика, этнография, геральдика, методология, власть, государство, формация, цивилизация, культура, реформа, индустриальное общество, постиндустриальное общество, плюрализм, парадигма, концепция, альтернатива, доктрина, инновация, интеграция, менталитет.
Персоналии: Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов, Л.Н. Гумилев, Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, К. Ясперс.
Задание на дом
Вопросы для самоподготовки | Основная литература | Вопросы самоконтроля |
1. Предмет, методы и источники изучения истории Отечества. 2. Вспомогательные исторические дисциплины. 3. Русская историческая школа и её достижение (Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, С.М. Соловьев и др.). 4. Основные исторические концепции и подходы к изучению истории. | Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиевв Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. – М., 2012. Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г. Хрестоматия по истории России. – М., 2012 Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М., 2009 Сахаров А. Н. История России с древнейших времен до наших дней. В 2-х томах. М.: Проспект, 2012. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций.- М. 2009. Фортунатов В.В. История. СПб., 2012 | 1. Что является предметом изучения исторической науки? 2. Каковы источники изучения истории Отечества? 3. Охарактеризуйте крупнейших представителей российской исторической науки. 4. Каковы современные концепции общественного развития? |