Классические и современные теории международной торговли

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА: СУЩНОСТЬ, ПРИЗНАКИ

Международная экономика – это часть теории рыночной экономики, изучающая закономерности взаимодействия хозяйственных субъектов разной государственной принадлежности в области международного обмена товарами, движения факторов производства и формирования международной экономической политики государств.

Предметом теории международной экономики являются:

  • закономерности формирования совокупного спроса и совокупного предложения на товары и факторы производства, находящиеся в международном обороте;
  • инструменты анализа открытой национальной экономики в условиях ее взаимодействия с экономикой других стран;
  • тенденции развития международных финансовых рынков и финансовых механизмов, обслуживающих функционирование международной экономики;
  • органы и правила регулирования международной экономики.

Структурно теория международной экономики состоит из международной микроэкономики и международной макроэкономики.

Международная микроэкономика — раскрывает закономерности движения конкретного товара и факторов его производства в международном масштабе.

Международная макроэкономика — часть теории международной экономики, изучающая закономерности функционирования открытых национальных экономик и устройство международной валютной и платежной систем.

К середине XX века рыночная экономика превратилась в международную, а экономика подавляющего большинства стран стала открытой.

Признаки международной экономики

  1. развитая сфера международного обмена товарами на базе международной торговли;
  2. развитая сфера международного движения факторов производства, прежде всего в формах вывоза-ввоза капитала, рабочей силы и технологии;
  3. международные формы производства на предприятиях, расположенных в нескольких странах, в первую очередь в рамках транснациональных корпораций;
  4. самостоятельная международная финансовая сфера, не связанная с обслуживанием ни международного движения товаров, ни движения факторов производства;

5. возникновение механизмов международного регулирования экономики

  1. экономическая политика государств, исходящая из принципов открытой экономики.


КЛАССИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Классические:

Теория абсолютных преимуществ А. Смита - страны экспортируют те товары, которые они производят с меньшими издержками (в производстве которых они имеют абсолютное преимущество), и импортируют те товары, которые производятся другими странами с меньшими издержками (в производстве которых преимущество принадлежит их торговым партнерам).

Теория сравнительных преимуществ Рикардо –

Страна обладает сравнительным преимуществом, если ее альтернативные издержки меньше, чем в других странах.

Альтернативные издержки – количество другого товара, от производства которого нужно отказаться, чтобы иметь возможность произвести единицу данного товара.

Пока в соотношении цен остаются хоть малейшие различия, у любой страны найдется такой товар, производство которого будет более выгодно при существующем соотношении издержек, чем производство остальных товаров.

Современные:

Современные теории международной торговли либо развивают принципы классических теорий, распространяя их на большее количество товаров, стран и факторов производства, либо изучают отдельные стороны международной торговли, которые по каким – либо причинам остались не объясненными классическими теориями.

Другая группа теорий полностью отрицает классические теории, объявляя их устаревшими, и предлагает собственное объяснение международной торговли.

Теории неоклассической школы.

Теория соотношения факторов производства Э. Хекшера – Б. Олина.. Обосновывает необходимость определять сравнительное преимущество при внешней торговле исходя обеспеченности факторами производства различных стран. Страна экспортирует продукты, для производства которых у нее есть избыточные факторы производства и импортирует продукты интенсивного использования дефицитных для нее факторов производства.

Неотехнологическая школа связывает основные преимущества с монопольной позицией фирмы (и страны)- новатора. Отсюда и новая оптимальная стратегия для отдельных фирм: выпускать не то, что относительно дешевле, а то, что необходимо всем или многим, но что больше пока никто выпускать не может.

К неотехнологическим относятся следующие теории:

Теория жизненного цикла продукта Р.Вернона.

Каждый новый продукт проходит цикл, включающий стадии внедрения, расширения, зрелости и старения. На основе этого цикла объясняются современные потоки между странами при обмене готовыми изделиями. В соответствии с циклом, страны специализируются на производстве экспорта одного и того же товара на разных стадиях его зрелости. Например, страны АСЕАН в области технологии сегодня делают то, что вчера делали НИС.

Данная теория основывается на допущении о монопольном положении развитой страны в технологии, что дает ей возможность превосходства в изобретении новых или усовершенствованных продуктов. Вначале это монопольное положение означает то, что технологически развитая страна будет стремиться увеличить выручку за счет роста объемов продаж, а следовательно, увеличить свою долю на мировом рынке за счет экспорта нового продукта.

Со временем продукт получает всеобщее распространение, стандартизируется и может производиться в массовом масштабе в большинстве стран мира. Максимизация прибыли на этом этапе возможна прежде всего за счет снижения переменных издержек, то есть использования относительно неквалифицированных трудовых ресурсов. На этой стадии зрелости продукт будет дешевле производить в странах с относительно низкой зарплатой (и, следовательно, менее развитые страны начнут производить его и экспортировать в более развитые страны.

Показателен опыт США. Американские производители за последнее десятилетие прекратили форсировать выпуск автомобилей, компьютеров, бытовой техники связи и т.п. Массовое производство технически сложной продукции оказалось более рентабельным в новых индустриальных странах Азии и Латинской Америки. Высокая степень автоматизации технологических процессов помогла пересмотреть требования к квалификации трудовых ресурсов, что позволило в конце концов выпускать вне США продукцию, ничуть не уступающую американской по качеству.

В настоящее время США специализируется на коммуникационных и ряде других отраслей, определяющих степень вовлеченности страны в глобальную НТР и обеспечивающих стране приоритетное в ней положение. К таким производствам относится разработка и выпуск машин, материалов, которые в настоящее время существуют лишь в лабораторно-экспериментальных условиях и на начальной стадии освоения. К ним можно отнести генную инженерию и биотехнологию, развитие волоконно-оптического направления в электронизации, расширение сферы использования и номенклатуры лазеров; производство космической, летательной и авиатехники; консервацию энергии и использование ее новых источников и т.д.

 

Теория международной конкуренции М. Портера. Наиболее значительными были исследования М. Портера, которому удалось в своей теории конкурентных преимуществ нации примирить взгляды классических и неоклассических экономистов со взглядами представителей неотехнологической школы. М.Портер достаточно подробно разработал совершенно новый подход к проблемам международной торговли.

Конкурентоспособность страны, по М.Портеру, в международном обмене определяется взаимодействием и взаимосвязью четырех основных компонентов:

1. факторные условия, т.е. те конкретные факторы производства, которые нужны для успешной конкуренции в данной отрасли;

2. условия спроса на товары и услуги, т.е. каков спрос на внутреннем рынке на продукцию и услуги, предлагаемые отраслью;

3. стратегия фирм данной страны, их структура и соперничество, каков характер конкуренции на внутреннем рынке;

4. характер родственных и поддерживающих отраслей, имеющихся в стране.

Перечисленные детерминанты образуют национальный «ромб», представляющий собой систему, компоненты которой взаимно усиливают друг друга.


3. Открытая экономика: понятие, критерии, показатели открытости. Преимущества и недостатки открытой экономики

Открытая экономика – экономика страны, развитие которой связано с процессами, происходящими на мировом рынке через значительный объем внешнеэкономических отношений.

В открытой экономике иностранным фирмам возможен доступ на большинство национальных рынков и отраслей хозяйства.

Закрытая экономика – экономика страны, развитие которой определяется исключительно внутренними факторами и не зависит от процессов в мировом хозяйстве.

Критерии открытости экономики:

1. Устойчивая внешнеэкономическая специализация страны на основе сравнительных преимуществ;

2. Сопоставимость отечественных и мировых цен на основные товары;

3. Свободный выход предприятий всех форм собственности на внешние рынки товаров, услуг, капиталов;

4. Свобода выбора экономическими субъектами отечественных и иностранных партнеров и рынков.

Показатели открытости экономики:

Экспортная квота – отношение экспорта страны к ВВП.

Импортная квота - отношение импорта страны к ВВП.

Внешнеторговая квота - отношение внешнеторгового оборота страны к ВВП. Внешнеторговый оборот – это сумма экспорта и импорта.

                                                            

Данные коэффициенты позволяют судить о степени открытости экономики страны: если внешнеторговый оборот составляет более 25% ВВП.



Преимущества стран с открытой экономикой:

  1. Рост производительности труда
  2. Ускорение научно-технического прогресса
  3. Сокращение в национальной экономике неэффективных отраслей
  4. Насыщение внутреннего рынка разнообразными потребительскими товарами
  5. Экономическая политика крупной страны может стимулировать рост производства и занятости в других странах (теория локомотива)

Риски стран с открытой экономикой:

1 Возможность воздействия на внутреннюю и внешнюю политику страны со стороны мирового сообщества и отдельных государств (экономическая блокада, эмбарго)

2 Рост политической зависимости станы от крупнейших экономических партнеров, особенно поставщиков энергетических и сырьевых ресурсов

3 Влияние мировой конъюнктуры (спады и подъемы) на состояние национальной экономики, рост неопределенности при составлении национальных прогнозов и планов.

4 Национальные производители оказываются перед лицом не местных, а международных конкурентов.

Показатели внешнеторговой деятельности Республики Беларусь позволяют сделать вывод о том, что Беларусь обладает открытой экономикой. Ее экспортная, импортная и внешнеторговая квоты достаточно высоки. По степени открытости экономики Беларусь входит в число стран лидеров и в связи с этим сильно подвержена воздействию изменений, происходящих в экономиках основных её внешнеторговых партнеров, в первую очередь России.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: