Кор.11:4. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского

На Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

                                                                                            Глава 11

Кор.11:1. Будьте подражателями мне, как я Христу.

Кор.11:2. Хвалю вас, братия, что вы все мое помните.

Кор.11:2. И держите предания так, как я передал вам.

Кор.11:3. Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос.

Кор.11:3. Жене глава – муж, а Христу глава – Бог.

Кор.11:4. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову.

1Кор.11:5. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.

Кор.11:6. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.

Кор.11:7. Итак, муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия.

Кор.11:7. А жена есть слава мужа.

Кор.11:8–9. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа.

1Кор.11:10. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов.

Кор.11:11. Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе.

1Кор.11:12. Ибо как жена от мужа (εκ του ανδρός), так и муж через жену (δια γυναικός).

Кор.11:12. Все же – от Бога.

Кор.11:13. Рассудите сами.

1Кор.11:13. Прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою?

Кор.11:14–15. Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?

Кор.11:16. А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии.

1Кор.11:17. Но, предлагая сие, не хвалю вас.

Кор.11:17. Что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее.

Кор.11:18. Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения.

Кор.11:18. Чему отчасти и верю.

Кор.11:19. Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами.

1Кор.11:19. Дабы (ϊνα) открылись между вами искусные.

1Кор.11:20. Далее, вы собираетесь так, что это не значит вкушать вечерю Господню.

1Кор.11:21. Ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу.

Кор.11:21. Так что иной бывает голоден, а иной упивается.

Кор.11:22. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить?

Кор.11:22. Или пренебрегаете церковь Божию?

Кор.11:22. И унижаете неимущих?

Кор.11:22. Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю.

1Кор.11:23. Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал.

Кор.11:23–24. Что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое.

Кор.11:24. Сие творите в Мое воспоминание.

Кор.11:25. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови.

Кор.11:25. Сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.

1Кор.11:26. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию,·смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.

Кор.11:27. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.

Кор.11:28. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.

Кор.11:29. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе.

Кор.11:29. Не рассуждая о Теле Господнем.

Кор.11:30. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает.

Кор.11:31. Ибо если бы, мы судили сами себя, то не были бы судимы.

Кор.11:32. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.

Кор.11:33. Посему, братия мои, собираясь, на вечерю, друг друга ждите.

Кор.11:34. А если кто голоден, пусть ест дома.

Кор.11:34. Чтобы собираться вам не на осуждение.

Кор.11:34. Прочее устрою, когда приду.

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского

Кор.11:1. Будьте подражателями мне, как я Христу.

Слов «как я Христу» не принимай за выражения гордости; они сказаны с целью сильнее побудить к подражанию. Ибо если, говорит, я подражал Христу, не пощадившему собственной жизни для того, чтобы вы ожили, не тем ли более вы можете подражать мне? Ибо я не настолько лучше вас, насколько Он лучше меня: Он несравненно превосходит всех.

Кор.11:2. Хвалю вас, братия, что вы все мое помните.

Окончив речь о ядении идоложертвенного, грехе тяжком, теперь исправляет грех несколько легчайший. Ибо у него в обычае между тяжкими грехами вставлять менее важные. Что же это было? То, что женщины и молились, и пророчествовали (тогда пророчествовали и женщины) с открытой головой, а мужчины и во время пророчества, покрывали головы, как занимавшиеся любомудрием (φιλοσοφία). Это был обычай эллинский. Апостол уже замечал об этом, быть может, во время своего пребывания у них; но одни из них послушались, а другие не послушались. О покорных он говорит: хвалю вас, что вы мое помните. Хотя в виду имелось одно то, чтобы мужчины не покрывали голову; однако, он говорит: «все мое помните». Ибо у него всегдашний обычай благоразумно похвалить тех, кого похвала могла поощрить к большему совершенству.

Кор.11:2. И держите предания так, как я передал вам.

Отселе очевидно, что и Павел и прочие апостолы многое преподавали и без письма.

Кор.11:3. Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос.

Судя по ходу речи, он, видимо, продолжает беседу с теми, кого хвалит за хранение преподанного им; но на самом деле он исправляет непокорных. Слыша, что Христос есть глава всякому мужу, разумей: верному. Ибо мы, верующие – тело Его, а не язычники, почему Христос не глава им.

Кор.11:3. Жене глава – муж, а Христу глава – Бог.

Муж глава жене, потому что господствует над нею. Бог глава Христу, потому что есть причина Его, как Отец Сына. Сказанное о главе не нужно понимать в одинаковом смысле и о Христе. Христос – глава нам и потому, что Он Творец наш, и потому, что мы – Его тело, а Отец глава Христу, как причина Его. Если же название Отца главой Христа будешь понимать и по человечеству, в таком смысле, в каком Сам Христос назван главой нам, тут не будет ничего нечестивого. Ибо Отец называется и Богом Христа по человечеству (Ин.20:17). Поскольку же Он восхотел уподобиться нам, и назвался и братом нашим и главой, то ничего нет нового, если Он принимает и имена уничиженные, и Отца Своего по Божественности имеет главой по человечеству, как Царя Своего и Бога Своего.

Кор.11:4. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову.

Мужу воспрещает иметь покрытую голову не всегда, но только во время молитвы и пророчества. Не сказал также просто: с покрытой головой, но: имеющий на голове (κατά κεφαλής έχων), дабы уничтожить покрытие головы не только одеждой, но и волосами. Ибо и тот, кто отрастил волосы, имеет на голове, именно, эти волосы, почему же он бесчестит голову свою? Потому, что поставлен начальником и властителем, а между тем сам делает себя подвластным. Ибо покрытие головы означает наложение власти на голову, покрывало на голове занимает место властителя, и служит знаком подчинения. Или так: постыжает свою главу – Христа, унижая себя и теряя свободу. Ибо как малое тело постыжает голову, так и тот, кто от Бога создан свободным и самовластным, но сам унижает себя как подчиненного, постыжает Христа, который есть глава его, как тела. Достойно исследования, почему апостол выставляет это как грех. Мужу и жене, одному признаком власти, а другой – подчинения, дано многое и иное, между прочим и то, чтобы один имел голову непокрытую, а другая – покрытую. Как же не грех переступать пределы природы, и мужу украшаться волосами, а жене не покрываться? Искореняет это явление, как признак своеволия, которое весьма губительно в делах церковных. Ибо и ереси отсюда, от того, что каждый выходит из пределов узаконенного.

1Кор.11:5. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.

Были, как я сказал, и женщины с даром пророчества, например, дочери Филиппа (Деян.21:9) и многие иные. Чем же постыжает голову свою? Тем, что объявляет голову каким-то изгнанником, отступившись от вверенной ей Богом власти. Знай также, что мужу воспрещает быть покрытым, как сказано, во время молитвы и пророчества, а жене воспрещает быть не только в это, но и во всякое время. Ибо сего он желает, когда говорит: "ибо это то же, как если бы она была обритая». Как быть обритой ей всегда стыдно, так и быть непокрытой стыдно всегда же. Волосы заменяют собой покрывало. Посему снимающая с себя покрывало похожа на снявшую с себя волосы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: