Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
На Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.
Глава 15
Кор.15:1. Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам.
Кор.15:1. Которое вы и приняли.
Кор.15:2. Если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам.
Кор.15:2. Если только не тщетно уверовали.
1Кор.15:3. Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял.
Кор.15:3. То есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию.
Кор.15:4. И что Он погребен был.
Кор.15:4. И что воскрес в третий день, по Писанию.
Кор.15:5. И что явился Кифе.
1Кор.15:5. Потом двенадцати (τοις δώδεκα).
Кор.15:6. Потом явился более нежели пятистам братии в одно время.
Кор.15:6. Из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили.
Кор.15:7. Потом явился Иакову.
Кор.15:7. Также всем Апостолам.
Кор.15:8. А после всех явился и мне, как некоему извергу.
|
|
Кор.15:9. Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию.
Кор.15:10. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь.
Кор.15:10. И благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился.
Кор.15:10. Не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.
Кор.15:11. Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.
Кор.15:12. Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых?
Кор.15:13. Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес.
Кор.15:14. А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша.
1Кор.15:15. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают.
Кор.15:16–17. Ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших.
Кор.15:18. Поэтому и умершие во Христе погибли.
Кор.15:19. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков.
Кор.15:20. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших.
1Кор.15:21–22. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут.
Кор.15:23. Каждый в своем порядке.
Кор.15:23–24. Первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец.
Кор.15:24. Когда Он предаст Царство Богу и Отцу.
Кор.15:24. Когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу.
|
|
Кор.15:25–26. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть.
1Кор.15:27. Потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все.
Кор.15:28. Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему.
Кор.15:28. Да будет Бог все во всем.
Кор.15:29. Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?
Кор.15:30. Для чего и мы ежечасно подвергаемся бедствиям?
Кор.15:31. Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем.
1Кор.15:32. По рассуждению человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза?
1Кор.15:32. Если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем!
Кор.15:33. Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы.
Кор.15:34. Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога.
Кор.15:35. Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?
1Кор.15:36. Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет.
Кор.15:37. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое.
Кор.15:38. Но Бог дает ему тело, как хочет.
1Кор.15:38. И каждому семени свое (ίδιον) тело.
Кор.15:39. Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц.
Кор.15:40. Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных.
Кор.15:41. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе.
Кор.15:42. Так и при воскресении мертвых.
Кор.15:42. Сеется в тлении, восстает в нетлении.
Кор.15:43. Сеется в уничижении, восстает в славе.
Кор.15:43. Сеется в немощи, восстает в силе.
Кор.15:44. Сеется тело душевное, восстает тело духовное.
Кор.15:44. Есть тело душевное.
Кор.15:44. Есть тело и духовное.
Кор.15:45. Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий.
Кор.15:46. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное.
Кор.15:47. Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба.
Кор.15:48. Каков перстный, таковы и перстные.
Кор.15:48. И каков небесный, таковы и небесные.
Кор.15:49. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного.
1Кор.15:50. Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия.
Кор.15:50. И тление не наследует нетления.
Кор.15:51. Говорю вам тайну.
Кор.15:51. Не все мы умрем, но все изменимся.
Кор.15:52. Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе.
Кор.15:52. Ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными.
Кор.15:52. А мы изменимся.
Кор.15:53. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие.
Кор.15:54. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою.
1Кор.15:55. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?
Кор.15:56. Жало же смерти – грех.
Кор.15:56. А сила греха – закон.
1Кор.15:57. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!
Кор.15:58. Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем.
Кор.15:58. Зная, что труд ваш не тщетен пред Господом.
Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
Кор.15:1. Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам.
|
|
Переходит к учению о воскресении, которое составляет основание нашей веры. Ибо если нет воскресения, то и Христос не воскрес; если же Он не воскрес, то и не воплотился; и таким образом вся наша вера исчезнет. Поскольку такие колебания были у коринфян (ибо внешние мудрецы готовы принять все, только не воскресение), то Павел и подвизается за воскресение. Весьма мудро он напоминает им о том, что ими уже принято на веру. Ничего, говорит, странного я не говорю вам, но даю вам знать (γνωρίζω), то есть напоминаю о том, что уже было вам сообщено, но позабылось. Назвав их "братиями", отчасти смирил их, отчасти напомнил им то, от чего мы стали братиями, а именно, от явления Христа во плоти, в которое могли перестать верить, и от крещения, которое служит образом погребения и воскресения Господня. Именем благовествования также напомнил о тех бесчисленных благах, которые мы получили чрез воплощение и воскресение Господа.