Тема 10. Психология ранней юности

Социальная ситуация развития в юношеском возрасте.

Формирование поло-ролевых ценностей и и поло-ролевого

самоопределения юношей и девушек: соотношение феминності - масс-

кулинності. Дружба и любовь в юношеском возрасте.

Мотивы поведения и ценностные ориентации в юности.

Психологические особенности выбора будущей профессии. Профессиональное самоопределение. Особенности наставническо-профессиональной деятельности юношей и девушек.

Характеристика основных новообразований юношеского возраста.

Литература [2-9; 12; 16; 18; 22; 25; 36]

 

ДИСЦИПЛИНА: " ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ "

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНИХ РАБОТ

1. Деятельность как основа, средство и условие психического развития человека.

2. Ведущая деятельность и ее влияние на формирование психических процессов и личностных новообразований.

3. Взаимодействие биологического и социального факторов психического развития.

4. Проблема соотношения обучения и развития и ее решение

в зарубежной и отечественной возрастной психологии.

5. Значение работ Л. С. Выготского для развития возрастной психологии.

6. Исследование проблем возрастной психологии за границей (З. Фрейд,

А. Фрейд, Ш. Бюллер и др.).

7. Проблема периодизации психического развития: основные подходы.

8. Вклад Э. Ериксона в развитие идей возрастной психологии.

9. Основные возрастные кризисы: причины, сущность.

10. Предпосылки и условия психического развития новорожденного.

11. Вхождение грудного ребенка в мир людей и развитие чувства доверия к ним.

12. Игрушка как средство общения и психического развития грудного ребенка.

13. Особенности развития первых представлений о себе в раннем возрасте.

14. Игра и продуктивные виды деятельности в раннем возрасте.

15. Развитие знаковой функции сознания в дошкольном возрасте.

16. Сенсорное развитие в дошкольном возрасте.

17. Развитие стремления к моральному поступку в дошкольном возрасте.

18. Влияние игры на развитие воображения в дошкольном возрасте.

19. Психологические особенности развития изобразительной деятельности в

дошкольном возрасте.

20. Психологическая готовность к обучению в школе. Проблема шестилеток.

21. Проблема адаптации к школьному обучению в возрастной психологии.

22. Особенности развития морального сознания младших школьников.

23. Особенности формирования интеллектуальных процессов младших

школьников в условиях решения учебных и практических задач.

24. Особенности учебной деятельности в подростковый период.

25. Проблема девиантного поведения в подростковый период.

26. Автономный язык в подростковых группах: психологический анализ.

27. Половая идентификация и ее формирование в подростковый период.

28. Кризис личности в юности.

29. Дружба и любовь в юности.

30. Проблема профессионального самоопределения в ранней юности.

 

 

 

ВОПРОСЫ  К ЭКЗАМЕНУ

1. Возрастная психология как наука, ее предмет и основные задачи.

2. Взаимосвязь вековой психологии с другими науками.

3. Принципы исследований в вековой психологии.

4. Классификация методов вековой психологии.

5. Характеристика организационных исследовательских приемов в возрастной психологии (Лонг=итюдний, сравнительный, комплексный).

6. Эмпирические методы ввозрастной психологии (наблюдение, експери-

мент, беседа, опрашивание, тестирование, проективные методы, анализ

продуктов деятельности и т.п.).

7. Возникновение вековой психологии как самостоятельной науки.

8. Биогенетический подход к изучению развития психики в онтогенезе

в конце ХІХ - в начале ХХ ст. (С. Холл, К. Бюллер, Э. Клапа-

ред).

9. Социогенетичний подход к развитию психики в онтогенезе в псы-

хологии конца ХІХ - начала ХХ ст. (Э. Дюркгейм, П. Жан,

Дж. Уотсон).

10. Теория конвергенции двух факторов В. Штерна.

11. Новейшие достижения в вековой психологии за границей (А. Валлон,

Ж. Піаже и др.).

12. Развитие вековой психологии в дореволюционный период в России.

13. Теория культурно-исторического развития высших психических функ-

этой Л. С. Выготского.

14. Исследование проблем вековой психологии за границей (З. Фрейд,

А. Фрейд, Э. Еріксон и др.).

15. Понятие о психическом развитии в современной психологии. Анализ

основных концепций психического развития.

10

16. Движущие силы психического развития.

17. Основные факторы психического развития.

18. Биологические предпосылки психического развития.

19. Значение социальных факторов в развитии психики. Влияние обучения и воспитания.

20. Деятельность как условие и средство психического развития ребенка (оющение, игра, познание, работа).

21. Понятие о ведущей деятельности в  возрастной психологии.

22. Понятие о сензитивных периодах развития.  

23. Проблема соотношения обучения и развития.

24. Понятие об уровне актуального и зону  раннего развития.

25. Проблема  возрастной периодизации, основные принципы.

26. Критерии  возрастной периодизации.

27. Вековые кризисы и стабильные периоды развития.

28. Ведущая деятельность и возрастной период.

29. Психические новообразования как критерий  возрастной периодизации.

30. Акселерация психического развития: причины и следствия.

31. Периодизация психического развития по Д. Б. Ельконину.

32. Периодизация психического развития по Э. Ериксону.

33. Стадии и закономерности социализации по А. В. Петровскому.

34. Психосексуальные стадии развития личности по  З. Фрейду.

35. Характеристика фазы новорожденности.

36. Основные признаки кризиса  новорожденности.

37. "Комплекс оживления" как первая социальная реакция новорожденного ребенка.

38. Возникновение потребности в эмоциональном общении и его значение

для психического развития грудного ребенка.

39. Формирование предпосылок усвоения языка в младенческом возрасте.

40. Развитие движений грудного ребенка.

41. Становление прямохождения в  младенческий  период, его значение

для психического развития ребенка.

42. Характеристика основных новообразований  младенческого  возраста.

43. Социальная ситуация развития ребенка раннего возраста.

44. Предметная деятельность как ведущий вид деятельности в раннем

возрасте.

45. Виды предметных действий.  

46. Умственное развитие ребенка раннего возраста.

47. Проблема кризиса трех лет.

48. Характеристика основных психических новообразований раннего

возраста.

49. Специфика социальной ситуации развития дошкольника.

50. Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности дошкольника.

51. Структура развернутой формы игровой деятельности ребенка к-

школьного возраста.

52. Развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте. Этапы прий-

няття роли.

53. Потребности ребенка дошкольного возраста и формирование мотивов ее по-

ведінки.

54. Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника.

55. Развитие мышления в дошкольном возрасте.

56. Особенности развития внимания и памяти дошкольников.

57. Характеристика воображения в дошкольном возрасте.

58.  Половая идентификация в дошкольном возрасте.

59. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе (характе-

ристика основных компонентов).

60. Интеллектуальная готовность ребенка к обучению в школе.

61. Понятие о мотивационной готовности к обучению в школе.

62. Эмоционально-волевая готовность к обучению в школе.

63. Личностная готовность к обучению в школе.

64. Характеристика основных новообразований периода дошкольного

детства.

65. Анатомо-физиологические особенности развития младших  школьников.

66. Анализ социальной ситуации развития младшего школьника.

67. Особенности учебной деятельности младшего школьника.

68. Структура учебной деятельности младшего школьника и пути

ее формирования.

69. Усвоение моральных норм и правил поведения в младшем

школьном возрасте.

70. Уровни и стадии морального развития по Л. Колбергу.

71. Развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников.

72. Самооценка младших школьников.

73. Особенности взаимоотношений и общение младших школьников.

74. Психические новообразования в младшем школьном возрасте.

75. Анатомо-физиологические особенности развития подростков.

76. Биологический фактор в развитии подростков (половое созревание, ак-

селерация).

77. Социальная ситуация развития подростка.

78. Чувство взрослости как центральное новообразование в отроческом возрасте.

 

79. Развитие познавательных процессов и интересов подростков.

80. Новообразование личности в подростковый период.

81. Развитие самосознания подростка.

82. Коммуникативная деятельность в подростковом возрасте: перестройка  взаимоотношений с ровесниками и взрослыми.

83. Проблема "трудных" подростков: причины и условия профилактики.

84. Социальная ситуация развития в старшем школьном возрасте.

85. Перестройка взаимоотношений с ровесниками и взрослыми на этапе ранней юности.

86. Формирование   ценностей и  полового самоопределения в ранней юности.

87. Дружба и любовь в ранней юности.

88. Мотивы поведения и ценностные ориентации в юности.

89. Профессиональное самоопределение в ранней юности.

90. Основные новообразования раннего юношеского возраста.

91.Психические особенности периода старости.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. - Спб.: Пи-

тер, 2003.

2. Вековая и педагогическая психология: Навч. посіб. / О. В. Скрипченко,

Л. В. Долинська, З. В. Огороднійчук и др. - К.: Просвіта, 2003.

3. Вековая психология /За ред. Г. С. Костюка. - К., 1976.

4. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Пет-

ровского. - Г., 1979.

5. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гаме-

с и др. - М., 1984.

6. Заброцький М. М. Вековая психология. - К.: МАУП, 1998.

7. Кон И. С. Психология старшеклассника. - Г., 1986.

8. Крайг Г. Психология развития. - Спб., 2000.

9. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка вот

рождения до 17 лет: Учеб. пособие. - Г., 1997.

10. Лысина М. И. Общение, личность и психика ребенка. - Г.; Воро-

неже, 1997.

11. Мухина В. С. Возрастная психология. - Г., 1997.

12. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития,

детство, отрочество.3- - е изд. - Г., 1998.

13. Мухина В. С. Детская психология. - Г., 1990.

14. Мухина В. С. Таинство детства. - Г., 1997.

15. Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе.2- - е изд. - М,

1990.

16. Словно Р. С. Психология: В 3 кн. - Кн. 2. - Г., 1998.

17. Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6-7 лет. - Г.,

1992.

18. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. - Г., 2001.

19. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. -

Г., 1998.

20. Психология младших школьников / Под ред. В. В. Давыдова. -

Г., 1990.

21. Психология подростка. Полное руководство / Под общ. ред.

А. А. Реана. - Спб.; М., 2003.

22. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. -

Спб.: Питер, 2000.

23. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психо-

логия. - Спб., 1999.

24. Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической псы-

хологии. - Г.,1995.

25. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология разви-

тия и возрастная психология). - Г.: Гардарики, 2004.

Дополнительная

26. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968.

27. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрас-

то. - Г., 1968.

28. Возрастные и индивидуальные особенности подростков / Под

ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Арагуновой. - Г., 1967.

29. Выготский Л. С. Психология. - Г.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000.

30. Запорожец А. В. Избранные психологические труды / Под ред.

В. В. Давыдова, В. П. Зинченко: В 2 т. - Г., 1986.

31. Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. - Г.,

1984.

32. Лишение родительского попечительства / Под ред. В. С. Мухи-

Ной. - Г., 1983.

33. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - Г.,1969.

34. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Под ред.

В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. - Г., 1989.

35. Эриксон Э. Детство и общество. - Спб., 1996.

36. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - Г., 1996.

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: